Голоса
Артем Соловейчик
Не запирайте вашу дверь
Артем
Симонович Соловейчик –
главный редактор Издательского дома «Первое
сентября»
У меня есть мечта! Мечта о другой школе,
в которой и стены воспитывают. Точнее – именно
стены и воспитывают. То есть среда, атмосфера
таковы, что даже если ребенок не включен в
придуманный взрослыми учебный процесс, витает в
облаках и не очень понимает, чего от него хотят,
что такое учиться и вообще как это – учиться, то
все равно он будет набираться уму-разуму,
внутренней культуры просто от самого
присутствия в школе. Как в намоленном храме,
простое присутствие в котором, даже если не
веруешь и не выполняешь обрядов, возвышает.
Это мечта. В ее основе вера в свободу
без оговорок. Уверенность в том, что настоящая
точка роста только там, где у ребенка есть
предельная свобода выбора, где возникает
ситуация самостроительства. В основе этой мечты
сердечное понимание: когда свободы выбора нет,
ребенок все равно выбирает… выбирает способы
сохранения своей внутренней свободы, то
подстраиваясь под ожидания взрослых, то впадая в
откровенный бунт.
Эта мечта очень давняя. Она из
собственных школьных лет, когда мы, такие
умные, то ли прикидывались, то ли действительно
становились идиотами на время уроков, смиряясь
со школой, как с неизбежностью, от которой
хочется держаться подальше.
И, как всякая длящаяся мечта, эта мечта
обрастает подробностями, грезами наяву. И почти
всегда эти грезы берут разбег через книгу.
Почему именно через книгу?
Наверное, потому, что книга сама себя
не навязывает ни в каком смысле. Она ждет своего
читателя сколько угодно, она не торопит и готова
передавать свои знания в удобном читателю темпе,
она говорит ярко, но негромко, так что читатель
всегда с ней один на один. Она терпелива и не
обижается, если одно и то же место читать хоть сто
раз… Книга – абсолютное воплощение идеального
учителя. Остается только открыть двери в классы,
где дожидаются учеников эти идеальные учителя.
Известно, что дети, выросшие в
«книжных» домах, — другие, даже если ни одной
книги с полок так и не прочли. Само знание о
возможности иной, открывающейся через книги
природы отношений между учеником и учителем,
воспитывает лучше наших педагогических
увещеваний. Рядом с книгами вырастают люди с
другим отношением к жизни, к делу, к людям. В нем –
отголоски книжной мудрости, бесконечного
терпения в сочетании с неизменной твердостью
позиции.
Но эти терпеливые учителя есть далеко
не в каждой семье, не в каждом доме. Школа могла бы
стать местом таких свободных студий. Но мы
запираем книги-классы на замок в библиотеке и
выдаем разрешение на вход в книгу-класс по
карточкам.
Причины тому – самые уважительные.
Поэтому-то и не совпадают мечты и реальность. Но в
моей мечте о другой школе свободные книги на
свободных полках встречают детей прямо в
вестибюле школы, в коридорах, в кабинетах. И чтобы
никто не учитывал (мечта есть мечта!), какую книгу
и на сколько времени взял ребенок с полки, и никто
не спрашивал, прочел он ее или нет, и не ругал, что
поставил не туда.
Это мечта. Так невозможно. Но и
все-таки…
В школьном вестибюле девочка в
расстегнутом полушубке, переобувшаяся в зимние
сапоги, в ожидании родителей бредет вдоль полок и
медленно читает названия книг, имена авторов,
словно напевает только ей известную песню, или
берет, перелистывает приглянувшуюся книгу,
которой, быть может, зачитается лишь через
много-много лет, когда у нее самой уже будут дети.
И что замечательно: книга дождется!
Рисунок Елена Суховерховой
|