Подробности
Анна Полканова
Повышение квалификации
Дайджест некоторых интересных книг
Профессионализм методиста, или Один
в пяти лицах: Методическое пособие. – М.: ИРПО;
ПрофОбрИздат, 2002. – 224 с.
Психолого-педагогические особенности
обучения взрослых.
Взрослый человек, как правило,
загружен текущими делами на работе, и поэтому
время, отведенное на обучение, строго
регламентировано. Оно не позволяет полностью
погрузиться в новый тип деятельности – быть
только учеником.
Возраст человека определяет
особенности мыслительных процессов. С годами
емкость памяти человека начинает снижаться.
Мышление становится менее оперативным и гибким.
Накопленный профессиональный опыт
ведет взрослого ученика, ослабляет у него
желание включиться в образовательное
пространство, подавляет познавательную
активность, мотивацию к обучению. А с другой
стороны, использование в учебном процессе
имеющихся знаний может сделать учебу более
успешной.
И наконец, существуют психологические
барьеры. Внутренние препятствия – нежелание,
боязнь, неуверенность – мешают успешно работать.
В результате человек строит различные
препятствия для отражения воздействия внешней
среды. А из потока внешней информации выбирает
только ту, которую он может усвоить, дополнив
накопленный опыт. Но сложившееся представление о
мире препятствует творческому процессу,
препятствует освоению нового. Поэтому и
возникает необходимость освободить человека от
внутренней психологической защиты,
препятствующей его профессиональному росту.
В среднем возрасте механизмы
защиты достаточно жестко и прочно закреплены в
структуре личности. Они активно функционируют,
выполняя роль фильтров и обеспечивая внутренний
покой системы в целом.
При обучении взрослых в них
проявляется догматизм, робость, мнительность.
Сложившийся человек имеет, как
правило, устойчивую систему профессиональных
стереотипов. Неумение преодолевать стереотипы
в поведении и мышлении не позволяет человеку
стать более открытым, непосредственным, чутким к
творческим начинаниям. Все это становится
тормозом при перестройке профессиональной
деятельности, мешает объективно оценивать и
анализировать собственный профессиональный
багаж.
При организации обучения методист
должен знать, что взрослым невозможно навязать
обучение. Они должны захотеть учиться.
Готовность человека к обучению может
сформироваться только из его осознанной
внутренней потребности. Взрослые ученики
стремятся к самостоятельности, самоорганизации
и самоуправлению в учебе, как и в других аспектах
жизни. Они будут с интересом изучать только то,
что им необходимо для решения профессиональных
проблем, достижения поставленных целей, что они
рассчитывают применить на практике. Значит, им
нужны не знания, а новые схемы деятельности.
Замечено, что специалисты лучше
воспринимают новые знания в неформальной
обстановке. Формы и методы их обучения весьма
разнообразны, но необходимо избегать оценок и
конкуренции. Однако, вполне допустима открытая
процедура диагностики, позволяющая людям
самостоятельно оценивать свою деятельность.
Большой предшествующий опыт людей
необходимо использовать в учебном процессе. В
ходе обучения этот опыт может быть не только
проблематизирован, но и актуализирован. Это
имеет особенно большое значение в системе
повышения квалификации и переподготовки кадров.
Маркова А.К. Психология
профессионализма. – М., 1996. – 308 с.
Повышение квалификации – это система
образования профессионалов. По отношению к
обучающемуся она выполняет роль социальной
защиты, потому что образованный человек уверен в
себе и обладает внутренней свободой решений и
поступков. Он менее привязан к среде, не скован
стереотипами и предрассудками, более мобилен.
Все это нужно учитывать при решении
психологических задач системы повышения
профессиональной квалификации. Нужно обновить
знания слушателей, новые знания необходимы,
чтобы преодолеть разрыв между предыдущей
профессиональной подготовкой и новыми
требованиями производства.
Придется изменить устаревшие взгляды
человека, его профессиональные менталитеты,
сложившиеся стереотипы и штампы и помочь ему
осмыслить свой опыт с современной точки зрения.
Человек должен ясно понимать необходимость
дальнейшего роста. На этом пути преподаватель
призван помочь ученику преодолеть ошибки
накопленного раньше опыта и профессиональные
деформации, например эмоциональное истощение.
Необходимо также провести специальную
реабилитацию, преодолеть социальный травматизм,
вооружив взрослого человека средствами и
способами профессионального и духовного
восстановления.
Чужой опыт профессиональной
деятельности, усвоенный в процессе учебы,
становится собственным профессиональным опытом.
На этой основе создаются предпосылки к
дальнейшему профессиональному росту человека. В
процессе повышения квалификации нужно научить
взрослого библиотекаря заботиться об интересах
тех, для кого он работает: школьников и их
родителей.
Если человек способен адаптироваться
к новым условиям работы, то можно говорить о его
профессиональной обучаемости.
Профессиональная обучаемость –
это способность человека приспособиться к новым
условиям профессиональной деятельности –
изменяющейся профессиональной среде, овладеть
новыми профессиональными знаниями, освоить
новую психологию рабочего процесса.
Профессиональная обучаемость подразумевает, что
библиотекарь готов и открыт для перехода на
новый, более высокий уровень профессионализма.
И в то же время в процессе обучения
необходимо профессиональное самосохранение
личности.
Способов профессионального
самосохранения несколько. Назовем основные.
Прежде всего, это противодействие человека
профессиональному старению и его стремление
поддерживать свой мозг как «орудие» умственного
труда в хорошем состоянии.
К каждому профессиональному кризису,
срыву, сбою, изменению обстоятельств человек
должен подходить как к новой возможности для
оттачивания своего профессионализма. На этом
пути не обойтись без изучения своего
профессионального опыта и его ошибок. Очень
важно вовремя увидеть тревожные симптомы
будущих ошибок и стрессов и постараться их
избежать.
Профессиональное самосохранение
поможет человеку исключить из своей жизни
калечащую личность манеру поведения. Нельзя,
чтобы над человеком брали верх обида, зависть,
страх, ревность... Нужно верить в себя, свой
профессионализм, свои силы.
Леонов Н.И. Психология делового
общения: Учебное пособие. Вып. 1. – Ижевск:
Издательский дом «Удмуртский университет», 2002. –
210 с.
Система построения устного
выступления
Для успешного выступления докладчику
необходимо ответить на семь вопросов.
Зачем говорить? Здесь необходимо
отчетливо уяснить для самого себя цель
выступления и предвидеть воздействие на
слушателей.
О чем говорить? Оратор должен четко
выбрать главную мысль, идею, концепцию, которую
он хочет донести до слушателей. Тема выступления
– это всего лишь заявка. В рамках темы может быть
много мыслей и направлений их развития. Поэтому
надо выбрать один основной тезис (стержень)
выступления, его идейный заряд, и стрелять им
точно в цель, то есть тему.
Сколько говорить? Следует отобрать
самое существенное для обоснования главного
тезиса и в этих рамках сказать необходимое и
достаточное.
Кому говорить? Выбрать тактику
воздействия, способ убеждения, приемы и средства
языка следует, исходя из уровня подготовленности
аудитории.
Где говорить? Условия произнесения
речи могут быть различны. Исходя из этого,
следует заранее предусмотреть возможные
изменения в тактике выступления.
Как говорить? Одну и ту же мысль
можно довести до сознания разными способами.
Воздействуя, например, на разум, на веру или
чувства людей. Искусство выступления
заключается в умелом выборе способа или способов
воздействия на аудиторию и отточенной
технологии подачи аргументов.
Что говорить? Надежные аргументы,
факты, примеры для раскрытия каждого вопроса
составляют основу для озвучивания главной мысли
выступления.
Система построения устного
выступления требует от оратора больших знаний и
ораторских навыков. Семь конструктивных
вопросов очерчивают область минимальных
требований, без которых практически невозможно
построить публичное выступление.
Если оратор не знает основных
логических методов: индукции, дедукции,
традукции, не знает, как создается умозаключение
по схеме силлогизма, то он не сможет включить в
работу разум слушателя. |