Открывшаяся страница
Правила, подлежащие пересмотру
Фэй Уэлдон. Письма к Алисе,
приступающей к чтению Джейн Остин
...Пока не поздно, надо читать, Алиса.
Надо напитать ум вымышленными образами прошлого
– чем их будет больше, тем лучше. Кроме всего
прочего, эти образы помогут тебе разобраться в
жизни, и чем больше образов сохранится у тебя в
уме, тем чудесней будет усеянный звездами опыта
полог, который укроет тебя, бедную простушку, тем
ближе ты подберешься к сверкающей путеводной
звезде Идеи, которая вдохновляет нас всех.
Нет? Слишком глубокий образ? Он тебя
смущает? Ты предпочла бы, чтобы я сказала менее
рискованно: «Литература стоит у врат культуры,
сдерживая жадность, ярость, преступление и
всяческую дикость»? Вот это и не по мне; боюсь, в
наше время меня того гляди ограбят или убьют
прямо в постели, что за вратами культуры, что вне
их.
<...>
Любая теория годится, пока ей на смену
не пришла новая. Как писатель я предпочитаю
теорию особенно хороших романов, к которой таким
образом тебя и приобщаю. Если внешний мир –
просто отражение внутреннего и совершенствуя
человека, можно совершенствовать сам мир, так и
перемены в обществе происходят внутри и выходят
вовне: от личности к сообществу личностей.
Просвещай людей, и ты просвещаешь общество.
<...>
Разве я могу советовать, как тебе
распорядиться своей жизнью? Я писательница и
твоя тетка, но я не пророк. Впрочем, могу
предложить некоторые общие правила. Например:
1. Если можешь, люби маму, ведь это она
подарила тебе жизнь.
2. Если можешь, люби мужчин, ведь они
дарят тебе удовольствие.
3. Совершенствуй не только мир, но и
себя самое.
4. Громко и отчетливо соглашайся с теми,
кто тебя обвиняет. Они скорее замолчат.
5. Поменьше волнуйся из-за того, что
другие думают о тебе, побольше – из-за того, что
думаешь о людях ты.
Пункты 6, 7, 8, 9 и 10 заполни сама. Пересматривай их
каждый раз с наступлением Нового года. Подлинный
Секрет Жизни заключается в том, чтобы Постоянно
Пересматривать Правила.
___________
Цитируется по: Эти загадочные англичанки: Сб. –
Москва: Рудомино–Текст, 2002 |