Личный опытБорис ДрапкинОб одной материнской душеВ нашей семье жили разные животные: кошки, птички, собаки, хомячки. Но эта кошка была необычная, не такая, как другие животные. Само ее появление в нашем доме было просто невероятным. Вообще-то кошек я не любила, всегда предпочитала собак. Однажды на работе (я работаю с животными — у нас на конюшне бегают и кошки, и собаки) ко мне подходит мой начальник и говорит, что вчера, поздно вечером, приходил какой-то мужчина с котенком, долго предлагал его всем и в результате просто бросил. Этот котенок каким-то образом проник к нам в комнату, залез в мой шкаф и уснул на моих вещах. Потерпеть этого я не могла — уже были случаи, когда кошка залезала в шкаф и гадила там, поэтому котенка я оттуда выбросила. Но когда я вернулась в комнату, то снова нашла его не в каком-то другом шкафу, а именно в моем. И так повторялось много раз. Это немного смягчило меня, и я решила куда-нибудь пристроить этого котенка. Пристраивала я его очень долго, в этом участвовали и мои родители, но в конце концов котенок остался у нас. Со временем он превратился в красивую сибирскую кошку с очень неординарным поведением. Прожив с этой кошкой уже 12 лет, мы поневоле начали думать, что существует переселение душ. У нее не кошачья душа. Эта кошка имела несколько пометов котят, и нам удавалось всех благополучно пристраивать. Однако с последним выводком вышло по-другому: девать котят было совершенно некуда, и пришлось моей маме дрожащими руками их всех утопить. Надо еще сказать, что эта кошка и рожала не по-кошачьи — она никуда не пряталась, рожала в той позе, в какой рожает женщина, и только в мамину ладонь. Она всегда была заботливой матерью и, когда ее котята вдруг исчезли, очень страдала. Через какое-то время у меня родился ребенок. Когда я принесла домой этот крошечный комочек, кошка не сразу подошла к нему. Она долго ходила вокруг и принюхивалась. Уж не знаю, какой запах она уловила — молока, младенца, но потом она начала осторожно пробираться в его кроватку и ложиться в ногах. Меня это не смущало: кошка чистая, жила она и жила рядом с ребенком. Заботилась, очень волновалась, когда он плакал. Ребенок подрастал, ему уже пора было начинать ползать или потихонечку вставать на ноги, и кошка взяла на себя его воспитание и стала учить его ползать. Она подставляла ему свой хвост, потому что шевелящийся хвост очень интересен для игры. Ребенок, естественно, пытался схватить его, и иногда это удавалось. Освободившись, кошка отходила на 10—20 сантиметров и снова начинала манить ребенка хвостом. Он пытался дотянуться до хвоста, не мог, и ему приходилось ползти. И вот так он понемножку полз, полз по комнате, а кошка терпеливо ждала, когда он ее догонит. Потом кошка научила его обходить препятствия, маневрировать между стульями и под столом. Кошка водила его за собой по всей квартире. Более того, она взяла на себя заботу о его кормлении и начала приводить к своей миске. За ребенком, естественно, не уследишь, а она уведет его к миске, он спокойно сидит и сосет «китикэт» или вареное яйцо, которое дали ей. Очень заботливо она его подкармливала. Когда ребенок заговорил, она стала самым благодарным его слушателем. Она не говорила ему «замолчи» или «иди погуляй», она по полтора часа смотрела ему в глаза и внимательно слушала все, что он говорит. А если он хотел играть, она играла с ним. Хотя кошка не знала, что случилось с ее последними котятами, у нее с тех пор появилось болезненное отношение к воде, хотя сама она воды не боится, как другие кошки. Когда я мыла ребенка, она заходила и наблюдала за тем, что я делаю. Но моей маме она этого не разрешала. Если мама бралась за мытье ребенка, кошка тут же прибегала в ванную, не давая ей остаться с ним один на один. А если ее туда не пускали, она начинала кричать и биться в дверь. Пока ребенок был совсем маленький, мы купали его в ванночке, которую ставили в большую ванну. Кошка при этом нервно бегала по краю большой ванны, кричала, звала и даже пыталась дотянуться до ребенка лапой, чтобы выловить его из воды. Естественно, на нее попадали брызги, но она не обращала на это внимания. Постепенно ребенок становился старше, и кошка стала спокойнее относиться к тому, что он находится в воде, хотя и продолжала пытаться выловить его лапой. Потом ребенок начал мыться под душем, но она все равно сидит на краю ванны и смотрит за ним, пусть даже на нее вовсю летят брызги и она уже вся мокрая. Когда ребенка вытаскивают из ванны, она ложится ему под ноги и согревает его своей шерстью, мурлыча и радуясь, что с ним ничего не случилось. Кошка до сих пор очень болезненно относится к тому, что ребенок плачет. При этом у нее всегда были свои меры воздействия на ребенка, которые мне самой, например, не приходили в голову. Пока ребенок был маленький, кошка очень четко понимала разницу между обычным плачем и истерикой. Если это был просто скандал, она прибегала, брала его игрушку и начинала громко с ней играть: возить ее по полу, прыгать на нее, переворачиваться через голову. Ребенка это веселило, он отвлекался, и тогда она лапой подвигала эту игрушку поближе к нему, предлагая поиграть вместе, дразнила его своим хвостом, уводила из комнаты в холл, и вскоре ребенок забывал о капризе. Но в тех случаях, когда с ним случалась серьезная истерика, кошка, в отличие от меня, четко знала, что надо делать. Она тихонько забиралась на диван, находила там игрушку потяжелее или книжку и с грохотом скидывала ее на пол. Раздавался неожиданный, резкий звук, ребенок на секунду в испуге замолкал, потом видел, что упала именно его вещь, — и в этот момент она начинала играть с ним. Когда к ребенку приходят его друзья, кошка, даже если ее не звали, обязательно принимает участие в их играх. Девочки играют с ней в дочки-матери, баюкают ее, как младенца, заворачивают в пеленки или сажают в домики из книг и коробок. Кошка все это терпит и никогда не обижает детей. Когда ребенок был совсем маленький и делал ей больно, она могла мягко оттолкнуть лапой его руку. Если кто-либо из взрослых начинает уж слишком доставать ее, она, конечно, может его царапнуть, но детей — никогда. Вообще она очень интересно себя ведет: например, на даче она ходит с мамой по магазинам и защищает ее, как собака. Такая вот необычная кошка. Мы жалеем, что не оставили от нее еще одного котеночка. Конечно, мы благодарны ей за то, что она вырастила нашего ребенка, хотя она, наверное, думает, что это ее ребенок. Она считает, что несет за него полную ответственность, и делает все, чтобы он был спокоен и счастлив. Пожалуй, у нее это получается даже лучше, чем у человека. Прошло уже семь лет, но она до сих пор не забыла о том, что когда-то у нее было молоко и она выкармливала своих котят: если взволнованный ребенок успокаивается, она ложится перед ним на спину, раздвигает все четыре ноги, подставляя свои сосочки, и начинает громко мурлыкать. Когда она кормила своих котят, то всегда пела им. И, подставляя свои сосочки, она думает, что он сейчас к ним приложится, и начинает петь. Материал предоставлен психиатром городского консультативного центра детской психиатрической больницы № 6 (г. Москва) профессором Борисом ДРАПКИНЫМ
Книжный шкафМарина БородицкаяКак растет семьяЖДЕМ БРАТА
ПРИВЕЗЛИ
УЕХАЛ МЛАДШИЙ БРАТ
Рисунки Марии Овчинниковой
СценарийИгорь БаукинПраздник русской рубахиЭту игру, а точнее сказать, целое развернутое выступление под названием «Русская рубаха» я видела не единожды. Первый раз на смотре-конкурсе «Мастер педагогического труда» в исполнении учителя из Ржева Игоря Леонидовича Баукина, снискавшего восторг не только зрителей, но и жюри. И оказавшегося, конечно, отмеченным наградой. Спустя какое-то время этот танцевальный спортивный номер уже разошелся по школам, и его демонстрировали другие учителя, другие школьники. А полюбили эту игру за то, что в ней заложена действительно молодецкая удаль и непременно сопутствующий ей юмор. И еще очень важно: игра эта требует труда, и немалого. Одно уже то, что надо собрать группу мастеров швейного дела – ребят, конечно, и сшить в общем-то настоящее русское одеяние, можно и с вышивкой, аппликациями. А кроме того, и товары на ярмарке лучше чтоб были самодельными. Как не вовлечь в эти приготовления и учителя труда, и просто девочек – искусных в шитье и вышивании. Словом, полное собрание и эстетических вкусов, и спортивных наклонностей таится в демонстрации игры «Русская рубаха». Ее автор Игорь Леонидович Баукин подробно расписывает все ходы своего изобретения. Попробуйте провести эту игру с ребятами.М. Шаргина
В спортивный зал входят одетые в русские рубахи торговцы и завлекают народ своими товарами: «Торопись, честной народ, нынче ярмарка идет», «Подходи, раскупай товар», «Доски гладильные, яблочки молодильные, корзиночки плетеные, петушки сластеные», «Покупай товар и девица, и молодец, к вам на ярмарку приехал из Ржева наш купец». Звучит музыка русской народной песни «Эх, полным-полна коробочка...» В зал вбегает, танцуя, купец-молодец в русской рубахе. Ведущий: Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы. Добро пожаловать на праздник русской рубахи: К нам на праздник торопись Вбегают дети в рубахах красного и синего цвета, встают по командам. Произносят названия команд. Ведущий: Вот висит под вашим взором Человека украшает смелость, молодецкая удаль, душевная доброта, а рубаху, конечно же, красивый узор. Раньше на Руси ходить неподпоясанным считалось большим грехом и позором. «Нет худа без добра, После этих слов дети разбегаются по всему залу и собирают пояса. Команде, которая быстрее подпояшется, дается большая подковка, а другой – маленькая. Ведущий: В старину про человека неумелого, лентяя говорили, что он работает спустя рукава, а про человека трудолюбивого и сейчас говорят: работает засучив рукава. После этих слов дети становятся на разные стороны зала, а потом, добежав до середины, приветствуют друг друга русским поклоном, засучив рукава, все возвращаются на свои места. Ведущий достает веретено. Ведущий: Чтоб рубаху нам соткать, Один держит ногами веревку, другой, бегая вокруг него, наматывает веревку как «веретено». Команда в это время перепрыгивает через веревку. Чья команда быстрее исполнит задание, та и побеждает. Ведущий: Человека, несуразно одетого, на Руси называют пугалом огородным. По разные стороны зала стоят четыре пугала с палками в рукавах и с шапками на голове, готовые ловить ребят. Ребята декламируют: В поле пугало стоит После чего вытаскивают из корзинок картошку и переносят ее в ведро. Кого пугало сумеет коснуться, тот выбывает из игры. Чья команда быстрее перетащит весь картофель, та и побеждает. Ведущий: На Руси люди всегда отличались не только гостеприимством, но и аккуратностью. Вот и вы должны показать свою аккуратность: правильно сложить свои рубахи и пояса на стулья. Ребята быстро и аккуратно складывают рубахи на стулья, выстраиваются в углах зала. Ведущий: Дуйся не дуйся, Ребята подбегают к своим капитанам и по очереди надевают на них свои рубашки. Какая команда быстрей и аккуратней обмундирует капитана, та получает большую подковку. Ведущий: Ищи свои рубашки и разбирай! В центре солнышком вставай. Дети подбегают к капитану, снимают с него свои рубашки, подпоясавшись, встают лучами от центра зала. Ведущий: А сейчас я приглашаю в игру родителей. Посмотрим, хорошие ли они игроки и какое продолжение игры смогут придумать. Пусть не будет Ребята выводят в зал зрителей, родителей и членов жюри. 1. В одном углу зала движется веселый ручеек. 2. В другом – русский хоровод с элементами танца. На головы членов жюри надевают русские платки. Выходит фольклорный ансамбль «Старушки-веселушки». Ведущий: Чтоб в дальнейшем не лениться, Ребята поочередно пролезают в рукава огромной рубахи, которую расстелили на полу. Кто быстрей. Ведущий: Дорогие ребята, посмотрите, сколько подковок вы набрали. И неважно, кто сегодня победил, вы доказали, что на Руси есть крепкие телом и духом люди. Давайте украсим нашу рубаху различными узорами. Пока дети закрепляют на рубахе вырезанные из разноцветной бумаги узоры, ведущий читает стихи.
ФакультативВ.Г.СурдинМожно ли верить астрологам? Наука говорит: «Нет!»
Астрология как увлечение и как вид бизнеса вполне успешно прижилась в России. Обычно подобные явления не привлекают внимание ученых: безобидное хобби – это частное дело граждан, а законность бизнеса должны проверять чиновники. Но астрология – особый случай. Практикующие астрологи называют свое занятие «наукой», желая использовать авторитет, честно заработанный естествознанием. А вот это ученым уже не безразлично: во-первых, неприятно осознавать, что твое доброе имя эксплуатируют проходимцы, а во-вторых, многие из ученых чувствуют себя в ответе за то, что преподносится обществу от имени науки. Наибольшей эксплуатации со стороны астрологии подвергается астрономия. «Звездные гадалки», прочитав в астрономических календарях о предстоящих затмениях или появлении ярких комет, выдают это за свой прогноз, сдабривая чисто научные факты своими «мудрыми» рекомендациями: во что следует одеваться к затмению и как вести бизнес при появлении кометы. Когда, купив товар в упаковке известного производителя, мы обнаруживаем внутри подделку, дело доходит до суда над продавцами. Но когда благообразные дамы и господа, с глубокомысленным видом жонглируя научными словами, «вешают нам лапшу на уши», мы беспомощны, потому что не можем отличить подделку от правды. Поэтому разрешите доложить: • Ученые разных стран, в том числе и России, неоднократно высказывали свое отношение к астрологии как к чистейшей спекуляции, не имеющей научной основы, ни разу не доказавшей (и даже не пытавшейся доказать) работоспособность своих методов, не имеющей ни морального, ни фактического права выступать от имени науки. • Голословно заявляя о влиянии на судьбу человека неких «космических сил», никто из практикующих астрологов не озабочен главным нерешенным вопросом своего учения – поиском физического агента, осуществляющего это влияние. Астрологов гораздо больше интересуют литературные и рекламные агенты, осуществляющие влияние на покупателей их прогнозов. • В среде профессиональных ученых есть твердое убеждение, основанное на расчетах и экспериментах, что ни одно из известных физических взаимодействий, связанных с известными астрономическими объектами, не способно оказывать того влияния на биосферу, о котором говорят астрологи. • В прошлом были и сейчас есть немногочисленные энтузиасты, пытавшиеся выявить в астрологии хотя бы какое-то рациональное зерно. Встав на этот путь, исследователи обычно приходят к двум принципиально разным выводам. Одни, не усмотрев физического механизма влияния, решают, что причинной связи между светилами и человеком вообще нет, а используемое астрологами «движение светил» играет роль традиционных «часов», с помощью которых древние наблюдатели подметили некие природные ритмы. Представители второй группы энтузиастов полагают, что известные силы (гравитация, электромагнетизм...) осуществляют слабую связь биосферы с планетами, имея в качестве усилителей различные резонансные явления (эффект спускового крючка). Третья группа «ученых астрологов» предполагает существование в природе неоткрытых пока взаимодействий. Нужно заметить, что все упомянутые энтузиасты работают вне рамок традиционного научного процесса, собираются на «свои» конференции, публикуются в «своих», нерецензируемых изданиях. Жестких требований научной методологии их работы не выдерживают. АСТРОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫРазумеется, ученые не отвергают «с порога» те природные явления, под которые еще не подведена научная база. Более того, они их постоянно ищут. В отношении астрологии это означает, что если бы кому-то удалось продемонстрировать возможность прогноза, выходящую за рамки «случайного попадания», то ученые первыми занялись бы исследованием этого феномена. Но пока ни одному астрологу не удалось убедительно продемонстрировать свою предсказательную силу. Вот некоторые факты. Астрологи утверждают, что с помощью гороскопа можно определить предрасположенность человека к той или иной профессии. А ведь это могло бы дать немалый экономический эффект! Поэтому американские экономисты Дж.Беннет и Дж.Барт решили выяснить, влияет ли положение планет относительно знаков зодиака на профессиональные склонности людей, к примеру, на частоту добровольного поступления юношей на военную службу. Особо тщательно изучались знаки, «управляемые» Марсом. Это исследование не подтвердило астрологических предсказаний. Пытаясь выяснить предрасположенность людей к профессии, физик Дж.Мак-Джерви изучил распределение дат рождения 17 тыс. ученых и 6 тыс. политических деятелей относительно зодиакальных знаков. Оно оказалось совершенно случайным. Психолог Б.Силверман изучил влияние зодиакального знака каждого из супругов на вероятность их бракосочетания или развода. Были использованы данные о 2978 свадьбах и 478 разводах. Ученый сравнивал реальные данные с предсказаниями двух независимых астрологов относительно благоприятного и неблагоприятного сочетания зодиакальных знаков для супружеских пар. Оказалось, что никакого согласия между предсказаниями и реальностью нет, поэтому Силверман заключил: положение Солнца на зодиаке в момент рождения не оказывает влияния на формирование личности. Проверялось и качество комплексного предсказания характера людей. С этой целью психолог из Чикаго Дж.Мак-Гру обратился в Федерацию астрологов штата Индиана. Участвовать в его экспериментах вызвались шесть опытных «специалистов звездочтения». По просьбе Мак-Гру 23 добровольца ответили письменно на анкету, содержащую как астрологические, так и традиционные вопросы о чертах их характера, работе и т.д. Затем время и место рождения добровольцев было сообщено астрологам и шестерым не знакомым с астрологией членам контрольной группы. После этого указанные в анкете характеристики добровольцев были сопоставлены с предсказаниями группы астрологов и контрольной группы. Результат получился следующий: предсказания астрологов оказались ничуть не точнее, чем предсказания членов контрольной группы, причем и те и другие совершенно не коррелируют с истинными качествами тестированных добровольцев. Любопытно, что характеристики одних и тех же добровольцев, данные разными астрологами, сильнейшим образом разошлись между собой. Сами астрологи для обоснования своего
ремесла часто ссылаются на работы парижского
статистика Мишеля Гоклена. Он изучил
архивные данные, содержащие дату, время и место
рождения Правда, он пишет, что в ходе исследования удалось подметить некоторые любопытные закономерности, которые дают ему право считать свою работу краеугольным камнем новой науки – космобиологии. Он утверждает, что у «простых» людей выбор профессии не зависит от конфигурации планет в момент рождения, но у знаменитых – зависит. Выводы Гоклена неоднократно перепроверялись: одни исследователи частично подтверждали их, другие опровергали. Желающих подробнее познакомиться с результатами статистической проверки астрологических прогнозов отсылаю к моей статье «Почему астрология – лженаука?» (журнал «Наука и жизнь», 2000, № 11, 12). Недавно известный американский скептик и рационалист Джеймс Ренди провел очень простой эксперимент. Он пришел в школьный класс, где учитель представил его ребятам как известного астролога. Ренди предложил всем ученикам бесплатно составить их персональные гороскопы. Каждый ученик положил в отдельный конверт листок с датой и местом своего рождения, а спустя некоторое время все получили свои конверты с вложенными в них гороскопами. Ренди попросил ребят прочитать и оценить точность гороскопа. Большинство оценило гороскопы как весьма точные. Тогда Ренди попросил каждого ученика передать свой гороскоп впереди сидящему соседу, а ученик с первой парты отнес свой гороскоп на галерку. С изумлением класс узнал, что во все конверты был вложен одинаковый текст! В нем содержались стандартные фразы, вроде: «Вам хотелось бы быть умнее». Или: «Вам хочется получать знаки внимания со стороны окружающих». Разумеется, а кому не хочется?! Так Дж.Ренди продемонстрировал незамысловатый прием, которым пользуются астрологи для убеждения легковерных в силе своего гадания. Вы еще верите, что астрология – это наука? Тогда вам следует познакомиться с работой настоящих ученых. КАК МЫ УЗНАЕМ О РАБОТЕ УЧЕНЫХПредположим, вам интересно следить за развитием науки, узнавать о новых ее проблемах и открытиях. Но где тот источник информации, которому можно доверять? Кто может говорить с нами от имени науки? В конце концов, как отличить ученого от проходимца? При нынешнем разнообразии общественных организаций и частных вузов звания профессоров и даже академиков уже ни о чем не говорят. Остается полагаться на авторитетных людей, которые представляют нам ученых и их работу. С телевидения в целом спрос невелик: на мелких каналах любой колдун покупает себе рекламное время, а на общегосударственных каналах его и покупать не надо – неразборчивость некоторых журналистов и откровенное желание иных политиков «подыграть народу» приводят в большой эфир весьма сомнительных типов. Разумеется, и на ТВ можно найти надежных гидов: Н.Н.Дроздов, С.П.Капица – в квалификации их собеседников мы до сих пор не разочаровывались. И все же эфирные каналы – не лучший способ контакта с учеными: мы не можем выбрать удобное для нас время передачи, интересующую нас тему и собеседника. Гораздо более гибким и насыщенным каналом для связи с учеными всегда была научно-популярная литература. Обращаюсь к «знатокам» и любителям викторин: вспомните источники своего кругозора. Питательной средой для нашего интеллекта всегда были журналы «Наука и жизнь», «Знание – сила», «Химия и жизнь» и др. Их безукоризненная репутация делала нас собеседниками истинных ученых и защищала от самозванцев. Причем это не было «элитарным чтивом»: если сегодня ТВ-программы гордятся рейтингом в 1 млн зрителей, то журнал «Наука и жизнь», к примеру, имел тираж более 3 млн экземпляров, причем каждый экземпляр проходил через несколько рук, – это ли не средство массовой информации! Тиражи научно-популярных журналов
Чем привлекали нас эти журналы? Своим высоким научным авторитетом при весьма скромной цене. Думаю, не все знают, что эти журналы издаются до сих пор и, что самое важное, не изменили своего лица. Почему же большинство из нас в последние годы перестало их выписывать, а значит, и читать (см. таблицу)? У нас изменились интересы? Появились альтернативные источники информации? Да. Но есть и более серьезная причина – стоимость подписки в сопоставимых ценах выросла в несколько раз. В середине 1980-х экземпляр журнала стоил 25–50 копеек, а сегодня 50–100 рублей. В отношении к товарам устойчивого спроса это означает следующее: раньше средний журнал стоил как две буханки хлеба, или 1 л молока, или 150 г мяса; а сегодня – как десять буханок хлеба, или 5 л молока, или 500 г мяса. Относительная цена журналов возросла в 4–5 раз! Именно это и сделало их недоступными для большинства желающих. Буквально то же произошло и с научно-популярными книгами. В нынешнем году ситуация в этой области изменилась к лучшему: родилось сразу несколько интересных журналов – «Ломоносов», «Универсум», «Популярная механика», «Что нового в науке и технике», «Юный эрудит»; возродился журнал «В мире науки». В основном они используют переводные материалы, но готовят и свои, о работе наших ученых. Надеюсь, эти новорожденные издания смогут завоевать авторитет у читателей. Однако их подписная цена все же будет высокой; без государственной поддержки этот вопрос не решить. НАУКА И КУЛЬТУРА?Именно так – «наука И культура» – принято сейчас у нас выражаться. Эти два понятия даже разделили по ведомствам: есть Министерство науки и Министерство культуры. Вероятно те, кто это придумал, никогда не заглядывали в Словарь русского языка, где сказано, что «культура есть совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении». Впрочем, культурные люди понимают, что наука – это часть культуры; для них вопрос заключается в том, какая это часть. «Наука – это центральная, а не отдельная часть нашей общей культуры наряду с искусством, историей, общественными и гуманитарными дисциплинами», – сказал несколько месяцев назад премьер-министр Великобритании Тони Блэр, выступая перед членами Королевского общества – их Академии наук. У нас, в России, мы пытаемся сейчас строить капитализм с человеческим лицом. Поэтому стоит присмотреться, какие ориентиры избирают для себя те, кто давно вступил на этот путь. Английский премьер в своей речи говорил о решительном желании правительства сделать естественные науки более престижными и обеспеченными, а также о необходимости помочь каждому гражданину лучше понять суть научных исследований. Он сказал: «Наука является ключевым условием процветания нашей страны в будущем... Я хочу сделать Соединенное Королевство одним из лучших мест в мире для занятий наукой. Чтобы достичь этой цели, необходимо должное финансирование наших людей, оборудования и инфраструктуры». Однако планы правительства Великобритании отнюдь не сводятся к тому, чтобы «дать денег на науку». Их начальство смотрит глубже. «Нам необходимо обеспечить положение, когда наша способная молодежь разделяла бы наше восхищение возможностями науки и связывала бы свои надежды с той ролью, которую она может сыграть. Нам особенно необходимо покончить со спадом в математике, физике и инженерных науках и сделать научную деятельность работой, о которой будут мечтать, причем не только юноши, но и девушки. Не так давно нам удалось остановить снижение числа абитуриентов, желающих стать учителями естественных наук, и теперь это число даже растет. Частично этого удалось достичь за счет «золотого приветствия» учителей естественных и прикладных наук. Однако мы не успокаиваемся на достигнутом – набор и удержание большего числа учителей естественных наук остается в числе ключевых приоритетов», – сказал Тони Блэр. Далее он говорил о приоритете естественнонаучного образования, о выделении 60 млн фунтов на переоснащение школьных лабораторий... Полный перевод этого интереснейшего выступления опубликован в «Вестнике РФФИ» за декабрь 2002 г. (адрес в Интернете: http://www.rfbr.ru/default.asp?doc_id=5917 ). Я надеюсь услышать когда-нибудь подобные слова и, главное, дождаться их подтверждения делами от руководства нашей страны. Когда граждане, окончившие школу, станут ясно понимать устройство окружающего мира, они самостоятельно смогут разобраться и решить, кому следует доверить свое будущее: ученым или гадалкам.
Я иду на урокИ.В.МашкинаС героями Жюля ВернаГеографический вечер
В ходе вечера изображается заседание ученого совета Парижского географического общества, где предполагается отчет секретаря общества Жака Паганеля о поездке в Гималаи. Но Паганель по рассеянности сел не на тот корабль и совершил совсем другое путешествие. Участникам вечера предлагаются вопросы,&127;связанные с местами, где побывали герои романа «Дети капитана Гранта». Вот они в Южной Америке. Подъем был едва заметен. Около 11 часов утра пришлось обогнуть небольшое озеро... Над этим озером поднимались в гору льяносы – обширные, поросшие злаковыми растениями пространства, где пасся скот индейцев. Вскоре отряд наткнулся на болото, тянувшееся к югу и северу. Дорога становилась круче и каменистее; камни шумным каскадом скатывались из-под мулов... Дальше дорога стала не только трудной, но и даже опасной. Подъемы сделались более крутыми, пропасти угрожающе глубокими, тропинки по их краю становились все уже и уже. Здесь трава еще боролась с камнями, но уже чувствовалась победа минерального царства над растительным. О каком явлении идет речь?
В горах часты грозные явления природы. Ему почудились отдаленные, глухие, угрожающие раскаты, похожие на раскаты грома, но неслись они не с неба... Он ломал себе голову тем, что могло быть общего между этими подземными раскатами и бегством обезумевших животных. Уж не являлось ли одно следствием другого? Вдруг ужасающий грохот разом поднял его на ноги... Гленарван почувствовал, что почва уходит из-под его ног; хижина зашаталась, и в стенах ее появились расщелины. – Тревога! – крикнул он. Спутники его мгновенно проснулись. Все они, сбившись в беспорядочную кучу, уже катились по крутому склону горы. В лучах рассвета их глазам открылась страшная картина. Вид гор внезапно изменился: они стали ниже, их остроконечные вершины, качаясь, исчезли, словно провалились в какие-то люки. Горный кряж в несколько миль шириной целиком перемещался к равнинам. Горное плато с семью ошеломленными, охваченными ужасом людьми скользило вниз с быстротой курьерского поезда. О каком явлении природы идет речь? Какое событие должно было предупредить путешественников об этом явлении?
Но в Южной Америке капитана Гранта не нашли. И хотя он находился всего в полутора тысячах миль от этого континента, добираться до него пришлось самым дальним путем – через Австралию и Новую Зеландию. Австралия – страна наоборот.
Объясните каждую строчку этого стихотворения. А теперь вспомните, чем обернулось для Жака Паганеля пребывание в плену у новозеландских туземцев. ОтветыВ первом отрывке романа описана высотная поясность в Андах. Во втором отрывке – землетрясение в горах. В Андах очень часты землетрясения. Герой романа мог бы догадаться о приближении этой катастрофы по необычному поведению животных. Стихотворение требует более подробного комментария. Австралия располагается не «под нами» (строка 2): антиподы Австралии находятся в северной тропической области Атлантического океана. Год там действительно «вывернут наизнанку» (строки 4–5), весна в октябре, лето в январе: Южное полушарие. Реки без воды, которые «в пустыне пропадают где-то» (строки 7–8), носят английское название крик (creek), например Куперс-Крик; вода во многих из них бывает лишь в дождливый сезон. Насчет «бескрылых птиц» (строка 9) – не совсем точно: нелетающие птицы есть, например страус эму, но крылья есть у всех, даже у киви (который, кстати, живет не в Австралии, а в Новой Зеландии). «Рождаются зверята из яиц» (строка 11) – это о яйцекладущих млекопитающих утконосе и ехидне. Попавшие, видимо, давно (10–12 тысяч лет назад) с людьми в Австралию собаки одичали и образовали особый вид – динго; они действительно «лаять не умеют» (строка 12), а только тявкают и воют. «Деревья сами лезут из коры» (строка 13) – это относится к некоторым из более чем пяти сотен видов рода эвкалипт; в пору наиболее интенсивного роста они сбрасывают кору. Кролики, которых завезли европейцы, невероятно размножились и уничтожили значительную часть естественного корма для скота. Это «страшней, чем наводненье» (строка 14). На юге прохладнее, чем на севере, все потому же, почему лето в январе: Южное полушарие (строка 15). А столицу государства Канберру по числу жителей перегнали по меньшей мере 5 городов: Сидней, Мельбурн, Брисбен, Перт и Аделаида (строка 16). За три дня, что Паганель пробыл у маорийцев, его татуировали «от ног до шеи». На груди его был изображен киви, распростерший крылья.
ХрестоматияГлавные географические уроки войныТрижды в русскую, в русскую, в русскую…
Ожившая фреска
Память юности
ПодростокДостоинство – защита от соблазновЧто можно сделать, чтобы ваш ненаглядный
ребенок, которого вы все детство холили и
лелеяли, по науке кормили, на свежий воздух
вывозили, теперь, войдя в бунтарский
подростковый возраст, не начал курить,
перечеркнув тем самым все ваши заботы о его
здоровье? Читать лекции о вреде табака? Стращать
тяжелыми болезнями? Запрещать и близко подходить
к курящим ровесникам?
|
Если вы курите сами... ...активно запрещать это делать ребенку – хуже, чем вообще молчать. Подростковый возраст – возраст максимализма. Подростки совершенно не приемлют двойной морали, которой грешим все мы, взрослые: «Конечно, этого делать нельзя, но в данном случае в виде исключения немножко можно». Главная претензия подростков к нам, взрослым, – что мы, по их мнению, все время врем. Поэтому единственный выход для курящего родителя – покаяться ребенку: «Да, я сделал глупость, что когда-то начал курить... Теперь у меня от курения такие-то и такие-то проблемы со здоровьем... Поэтому мне не хотелось бы, чтобы ты повторил мою ошибку». А там уж – как он решит. |
– как только ребенок дорос до 10–11
лет, надо переходить на другой уровень общения с
ним. Это повысит его самооценку: он теперь
взрослый, почти равный нам. Надо подчеркивать
любую его успешность, вслух гордиться тем, что он
делает хорошо, лучше многих. Подростки очень
боятся собственной неуспешности, а успешность
дает им уверенность. Появляется собственное
достоинство.
А если есть собственное достоинство, легко можно
сказать «нет»: «Ты хочешь курить, ну и кури, а я не
хочу. Зато я сильнее тебя в спорте, лучше учусь,
потому что у меня голова не отравлена никотином и
лучше работает». Собственное достоинство
ограждает от любых вредных соблазнов. Подросток,
у которого оно есть, не будет «на слабо» пить
водку и не пойдет «на слабо» грабить киоск.
ИЩЕМ ДОСТОЙНУЮ ФОРМУ
Но так уж случилось, что ребенок закурил: мы не успели поработать на предупреждение. Что делать теперь?
Атрибут взрослости Британские социологи установили, что,
получив в свое распоряжение мобильные телефоны,
подростки стали меньше курить. |
Найти правильную форму для выражения своего отношения к этому событию. Подростки обычно бывают против не сути наших требований, они уже интеллектуально развиты настолько, что понимают справедливость наших опасений. Их возмущает форма предъявления этих требований.
Попробуем поговорить с ними как со взрослыми, то есть дадим им возможность самим принять решение. Они сейчас так жаждут все решать сами. Можно сказать: «Кури, но знай, что тебя ждет...» И дальше излагаем то, что произведет на наше чадо наибольшее впечатление: и про кислородное голодание развивающегося мозга, которое, конечно, не приведет к успехам в учении, и про несовместимость курения и достижений в спорте... Девочкам – про маловесных, слабеньких детей, которые рождаются у курящих мам, и про участь этих мам, которые не могут полноценно работать, делать карьеру, а бегают по врачам, лечат и лечат своих слабеньких наследников...
В общем, кури, но знай свою судьбу. И, как это ни покажется странным, подросток, которому позволили самому принять решение, делает правильный выбор.
Вооружившись научными рекомендациями, я, журналист и мама 12-летнего сына, решила опробовать их на своем ребенке. В курении он вроде бы замечен не был, хотя возраст свержения взрослых авторитетов уже настал, поэтому у меня было время поработать на предупреждение. В минуту спокойного общения я рассказала, что его бабушка в юности болела туберкулезом, от туберкулеза же умер совсем молодым ее дед, умер и дядя – сын этого деда. Видно, легкие – слабое место в нашем роду, поэтому бабушкиным потомкам, то есть нам с ним, курить не стоит, для нас такие эксперименты с легкими могут закончиться печально. Ребенок внимательно выслушал мой рассказ, не спорил и не кричал как обычно: «Вы, ваше поколение... Мы, наше поколение...» Видно, принимать ограничения наравне со мной ему не показалось обидным. Расспросил, как лечат туберкулез сейчас, как лечили его раньше и кто еще им болел... Я уверена, этот разговор он запомнит.
А вот научиться общаться с ним как со взрослым мне будет труднее. Когда я вижу это беззаботное разгильдяйство шестиклассника, этот пофигизм: не выученные как следует уроки, не убранная вовремя комната, невыполненные обещания, и ни малейших угрызений совести при этом, я не представляю, как он будет двигаться по жизни без моих пинков и окриков. Хотя понятно, что мои пинки и окрики достоинства ему не прибавляют. Значит, сначала поработать над собой придется мне.
Марина МАТВЕЕВА
№ 3–2003 |
Семейный психолог
Е.Попова
Учительница первая моя
Спустя две недели после начала занятий первоклассник Петя заявил: «Учительница все время меня ругает. Я больше в школу не пойду!» Обеспокоенная мама решила выяснить, в чем дело, и услышала от учительницы: «Мне не хотелось бы с первых дней плохо говорить об учениках, но... ваш сын сидит на стуле, безобразно развалясь...» Причину этого быстро выяснили: рослому не по годам Пете стол и стул были просто малы. Когда мебель заменили, мальчик стал сидеть нормально. Но неприязнь учительницы осталась: она по-прежнему придиралась к нему, редко хвалила... Сейчас Петя ходит в третий класс и школу ненавидит.
Дети испытывают к первой учительнице особую привязанность, делают все, чтобы она их любила, и чувствуют себя несчастными, если их порицают, игнорируют или, тем более, отвергают. Правда, порой они расценивают как «нелюбовь» и более низкую, чем у других, оценку их успеваемости или замечание по поведению: «Ирина Николаевна всегда говорит мне: не вертись!»...
От первой учительницы во многом зависит, с каким настроением ученики будут ходить на уроки все остальные годы. Шаловливых дошкольников она должна превратить в дисциплинированных школьников, которым учение доставляет удовольствие, позволяет гордиться своими успехами. Но она же может и отбить у них охоту к учебе...
Если ребенок упорно отказывается идти в школу, по утрам у него болят живот или голова, или его тошнит, он выглядит подавленным – это явный признак того, что в школе у него не все ладно. В таком случае разговор с учительницей неизбежен, хотя это всегда непростой разговор. Родители считают, что в неблагополучии состояния школьника виновата учительница, но высказать свои опасения не решаются: «Как бы ребенку не стало еще хуже...» С другой стороны, учитель, отвергающий какого-либо ученика, не сознается в этом ни себе, ни другим, ведь он обязан относиться ко всем ученикам одинаково хорошо. Если же этого не происходит, ставится под сомнение его профессиональная пригодность, считают специалисты в области педагогики. Поэтому в разговоре с учительницей стоит выступить не обвиняющей, а сотрудничающей стороной. Надо рассказать, как ребенок чувствует и ведет себя дома: «Дочка после уроков приходит грустная, говорить о школе не хочет. В чем, по-вашему, причина ее настроения? Чем я могу ей помочь?» Возможно, более полная информация о ребенке, о его семье позволит учительнице взглянуть на него другими глазами, изменить свое отношение.
Но что надо сделать обязательно, так это показать, что вы твердо стоите на стороне ребенка, что он не беззащитен.
Не стоит переводить сына или дочь в другую школу, не приложив достаточно усилий, чтобы наладить их жизнь там, где они уже учатся, ведь в новой школе могут возникнуть другие проблемы.
Если же выяснится, что учительница несправедливо строга ко всем детям, прибегает к недопустимым наказаниям, то следует обсудить проблему на родительском собрании, прибегнуть к помощи школьного психолога, он даст рекомендации каждой из сторон – родителям, ребенку, учительнице.
№ 5–2003 |
Информ-пресс
Юля Федюкова
Споры взрослых глазами молодых
Редакции было интересно узнать, а как сами школьники относятся к тому, что делается с их здоровьем за годы учебы. Вот мнение одной московской школьницы.
Юля ФЕДЮКОВА – учащаяся 11-го класса Московского центра образования № 654 |
Есть вещи, которые объединяют детей и взрослых, не желающих стареть душой, – это неуемная жажда жизни, стремление познавать мир и энтузиазм. Люди, с которыми я встретилась недавно на Всероссийском семинаре-совещании «Сотрудничество в области образования и здоровья детей», действительно обладают этими качествами. Таких людей называют новаторами, и, думаю, именно за ними будущее.
Целью семинара было решение проблем сохранения здоровья детей. Говорилось, например, о физической подготовке учащихся, об их питании, о школьной мебели и о духовно-социальном здоровье подростков. Все эти идеи идеальны, совершенны, что, конечно, замечательно, но часть из всего предложенного в реальной жизни, я считаю, потерпит крах.
Приведу пример. Поскольку практически
у всех подростков наблюдается нехватка
витаминов, у многих – гастрит, а у некоторых – и
язва желудка, создана целая система
рационального питания школьников. В докладе
прозвучало, что дети предпочитают есть в школе и
что им необходимо есть, какие продукты питания
стоит исключить из школьного меню и какие детям
нужны обязательно. Как быть с некоторыми
девушками
(к сожалению, не знаю, насколько их много), которые
сидят на диете? Мне с трудом верится, что они
станут покупать в школьном буфете, к примеру,
богатое злаками печенье. Они, по их словам, лучше
не будут есть ничего и заработают гастрит, чем
приобретут лишние калории. И, как мне кажется,
очень сложно затмить в их сознании примеры
голливудских звезд наставлениями мудрых
учителей и красочными вывесками в столовой о
пользе белков и витаминов...
Есть у меня своя точка зрения и на опыт
создания школ здоровья в Латвии, где уделяется
большое внимание не только физическому, но и
духовно-социальному здоровью (замечательно, на
мой взгляд). В докладе латышей прозвучала идея
воспитания школьников на наглядном примере
учителя, который не курит, не пьет и очень бережно
относится к своему здоровью. Я лично сомневаюсь в
такой могущественной силе психологического
воздействия учителей на учеников. Безусловно,
влияние есть, но оно не так уж и велико, потому что
авторитеты у подростков несколько другие. По
крайней мере, это можно сказать о наших самых
обыкновенных российских школах. Я знаю, что
многие ребята в «простых» школах уже к
седьмому-восьмому классу начинают всерьез пить и
курить. А потому авторитетами для них являются
подростки из их компании,
а не родители и уж тем более не учителя. И, как мне
кажется, обычный «уличный» ребенок вряд ли
пойдет за помощью к психологу или школьному
учителю. Потому что об этом рано или поздно
узнают его друзья, а он боится их осуждения.
Трудно говорить о поддержке социального
здоровья детей в подобных учебных заведениях. Я
не спорю, школы здоровья – это замечательно, но
их очень мало, и социально-духовное здоровье
подростков в обычных школах, а особенно в
провинции, оставляет желать лучшего...
Впрочем, в Москве есть частные школы, в которых здоровью учащихся уделяется огромное внимание. Можно назвать школы «Премьер» и «Самсон», где этот вопрос является чуть ли не первоочередным. И такие учебные заведения – огромный плюс нашей системе образования. И очень жаль, что в «простых» общеобразовательных школах такого пока нет.
И последнее, о чем я хочу сказать, – это учебная нагрузка школьников. Я глубоко убеждена, что за нагрузку опасаться не стоит. Приведу пример опять же из личного опыта. По мнению врачей, здоровье у меня, ученицы средней школы, было очень слабеньким. Но при этом я училась на «отлично» в своей гимназии, в музыкальной школе, посещала изостудию, вокал и частные уроки английского. Не скрою, времени свободного было очень мало, однако при этом перегрузки я не чувствовала. Потому что главное – это не количество занятий, а качество отдыха. И, на мой взгляд, именно этому стоит уделять особое внимание. И не надо бояться загружать школьников, особенно если речь идет о дополнительных занятиях «по интересам». Нужно бояться того, что дети все каникулы просидят дома за телевизорами и компьютерами или займутся ерундой в компании ребят из своего подъезда. Решение этой проблемы, бесспорно, есть. Первое, что нам нужно, – это преподаватель, который был бы с учениками в хороших (насколько это возможно) отношениях. Ну а второе – это совместные поездки, музеи, выставки, театры, кино и все, на что только хватает фантазии. Главное, чтобы это было необычно и интересно. Такие мероприятия – это отдых, и расширение кругозора, и приобщение каждого отдельного ученика к школьной жизни.
Содержание
Личный опыт
Борис Драпкин. Об одной материнской душе
Книжный шкаф
Марина Бородицкая. Как растет семья
Сценарий
Игорь Баукин. Праздник русской рубахи
Факультатив
В.Г.Сурдин. Можно ли верить астрологам? Наука говорит: «Нет!»
Я иду на урок
И.В.Машкина. С героями Жюля Верна. Географический вечер
Хрестоматия
Главные географические уроки войны
Подросток
Елена Александровна Леванова. Достоинство – защита от соблазнов
Семейный психолог
Е.Попова. Учительница первая моя
Информ-пресс
Юлия Федюкова. Споры взрослых глазами молодых