|
||||
Трудно переоценить влияние всероссийского конкурса школьных библиотек «Библиобраз» на самосознание библиотекарей. Просмотр материалов в Рунете и информация, которой мы располагаем по теме конкурсов библиотечных работников, вызвали к жизни некоторые соображения, которыми хочется поделиться. Общеизвестно, что по охвату участников конкурсы подразделяются на республиканские, краевые, областные, городские и районные. Наиболее редкие – республиканские.
Они проводятся, например, в Башкирии («Лучший
библиотекарь года») в рамках Комплексной
программы развития библиотечного дела в
Республике Башкортостан на 2003–2005 годы.
«Библиотекарь года», организуемый в 2005 году,
проводится по приказу Министра образования и
науки Республики Татарстан «в целях выявления и
поощрения творчески работающих библиотекарей
общеобразовательных учреждений, реализующих
перспективные культурно-образовательные,
информационно-технологические программы,
популяризации и распространения опыта работы
школьных библиотекарей, а также в связи с
1000-летием По масштабности близок к республиканским Всекузбасский смотр-конкурс библиотек образовательных учреждений по историко-краеведческому просвещению учащихся, проведенный в 2002 году. Областные и городские конкурсы библиотечных работников отличаются, на наш взгляд, большим разнообразием тематики. В основном это смотры-конкурсы по определенным направлениям работы библиотек: экологическое просвещение, краеведческая работа, памятные литературные даты, патриотическое воспитание. Эти конкурсы зачастую организовываются в связи со знаменательными датами страны и региона. Например, посвященные Дню библиотек (27 мая), 60-летию Великой Победы, к 300-летию Санкт-Петербурга, 70-летию образования Воронежской области и т. д. Из материалов конкурсов, правда, не всегда понятно принимали ли в них участие школьные библиотекари. Любопытно, что конкурсы, проводимые в отдельных городах, поселках и районах отличаются, порой, большей теплотой и приближенностью к библиотекарю как к личности. Конкурсы «Лучший по профессии» назывались, например, «Мисс библиотека – 2000», «Книгиня», «Книжана – 2001». Например, в Цивильской централизованной библиотечной системе Чувашской республики в конкурсе библиотечных работников «Люди дела книжного» объявили номинации: · «Курьезы и серьезы» (смешные истории из жизни библиотеки). · «Наша библиотека – это…» (рекламные объявления). · «Профессия наша – дерзанье и поиск, горенье и творчество – все для людей» (новый взгляд на наше дело). Неординарны номинации конкурса методических материалов Централизованной системы детских и школьных библиотек г. Озерска «Творим с детьми и для детей»: «Высший пилотаж», «Удачный дебют», «С информацией на “ты”», «И чтец и игрец». А в городском конкурсе школьных библиотечных работников «Библиотекарь года» г. Углича, например, участники должны были прочесть отрывок из басни, защитить читательский формуляр, подготовить и показать номер художественной самодеятельности, участвовать в конкурсе-домашнем задании «Хозяюшка», зашифровать новую книгу, разработать план библиотечного урока по теме «Моя профессия – школьный библиотекарь», доказать, что «Дружба – это мы с тобой». Достаточно беглого взгляда на документы, чтобы увидеть, что наиболее эффективными с точки зрения обмена опытом являются конкурсы, организованные совместными усилиями органов управления образования и культуры, детскими и школьными библиотеками в пределах региона. В народе говорят: «Хороша и честь и слава, а лучше того каравай сала». На наш взгляд, правы те организаторы, которые в распорядительной документации отчетливо называют суммы премирования победителей. Например, в Рязанской области в положении о конкурсе «Библиотека – своим жителям, жители – своей библиотеке» или в конкурсе, проведенном Свердловской областной библиотекой для детей и юношества «Детская библиотека: вчера, сегодня, завтра». Новым оборудованием, книгами, подпиской награждают не только библиотеку, но и библиотекарей, непосредственных работников и созидателей. Ведь материальный вопрос для библиотекарей – «невидимые миру слезы». В конкурсной борьбе нельзя обойти и проблему судейства. Как член жюри фестиваля «Библиобраз–2004» свидетельствую, что это чрезвычайно многоликая проблема. Четко отработанные критерии конкурсов, степень компетентности судей, максимальная объективность, доказательность оценок, моральные установки и простое человеколюбие – только наличие всех этих компонентов не позволит конкурсантам усомниться в справедливости определения победителей. А это немаловажно при проведении мероприятия любого уровня. Конкурсы, проводимые детскими и школьными библиотеками для детей – тема отдельного разговора. Сегодня мы публикуем интересные, на наш взгляд, материалы о конкурсах библиотечных работников, а в следующем выпуске – о проведении конкурсов детских творческих работ в городах Озерск и Слободской.
|