Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2006


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Картотека опыта

Лариса Лазеева

Идет, сам не зная куда…

Исследование русского национального характера на примере героя сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде». Библиотечный урок

Цель урока. Продолжить исследовать характер русского человека на примере литературных героев.

Педагог или библиотекарь. Сегодня мы продолжим с вами разговор о русском национальном характере. Рассматривать этот вопрос мы будем на примере главного героя из сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде». Итак, первый вопрос, который я хотела бы вам задать. «Скажите, пожалуйста, что бы вы могли сказать об этом герое? Я бы хотела, чтобы все приняли участие в этом разговоре, для этого я предлагаю вам поделиться на несколько групп по 4–5 человек в каждой. Я даю вам 5 минут, чтобы вы могли обсудить этот вопрос в своих группах и принять единое решение».

(Прошло 5 минут.)

«Итак, пожалуйста, кто готов отвечать?»

Представитель 1-й группы. Мы пришли к выводу, что этот герой очень напоминает другого сказочного героя из русских народных сказок, а именно Иванушку-дурачка.

Представитель 2-й группы. Может, это покажется странным, но мы тоже усмотрели сходство этих двух героев. Не менее странным нам кажется то, что имена этих героев вроде бы стали нарицательными, а в сказках они одерживают верх над более влиятельными людьми.

Ведущий. Очень хорошо. Это будет наш второй вопрос для обсуждения. А сейчас мы продолжим слушать ваши мнения по первому вопросу. Слово предоставляю 3-й группе.

Представитель 3-й группы. Мы не знаем, почему А.С.Пушкин назвал своего героя Балдой. На наш взгляд, он очень сообразительный, если смог провести даже чертей. Для этого ему потребовались его природный ум и смекалка.

Ведущий. Замечательно. У нас появился 3-й вопрос для обсуждения. Молодцы. Вы не просто задумались над поставленным вопросом, но подготовили совершенно новый интересный вопрос для обсуждения. А что думают по поводу 1-го вопроса представители 4-й группы?

Представитель 4-й группы. Балда умеет трудиться и выполняет свою работу добросовестно. Видимо, он обязательный человек, потому что в поповском доме его все любят.

Представитель 5-й группы. Балда – человек непритязательный. За свою очень тяжелую работу он почти ничего, кроме еды, не требует.

Представитель 1-й группы. Мы считаем, что Балда – очень внимательный человек, он сразу увидел, что собой представляет поп, и решил его проучить.

Ведущий. Ну что ж, я считаю, что на этот вопрос вы ответили довольно неплохо. Теперь переходим ко 2-му вопросу, который поставили перед нами представители 2-й группы. На обсуждение снова дается 5 минут. Напоминаю вам вопрос.

Почему Иванушка-дурачок и Балда в конце сказок не остаются в дураках? Что хотел этим сказать русский народ и, в частности, А.С.Пушкин?

(Прошло 5 минут.)

Аня Борисова, 13 лет

Представитель 1-й группы. Мы думаем, что сказки сочинялись очень давно, и это действительно так. Тогда большинство народа жило в бедности, и природный ум не играл никакой роли.

Представитель 2-й группы. Крестьяне были закрепощены. Им приходилось много работать на барина и отдавать ему большую часть своего урожая, домашних животных, масло, яйца и т.д. Особой заинтересованности в труде у них не было, потому что им оставалась только самая малая часть, чтобы прокормить себя и свою семью.

Представитель 3-й группы. Выразить свой протест открыто они не могли и выражали его
в сказках, в которых барин или поп намного глупее, чем крестьяне.

Представитель 4-й группы. В сказках они выражали мечту о лучшем будущем, когда одержат победу и оставят в дураках своих сегодняшних хозяев.

Представитель 5-й группы. Этим они хотели сказать: пусть вы считаете меня дураком, но не такой уж я дурак, как вам это может показаться.

Ведущий. В процессе обсуждения 2-го вопроса мы плавно перешли к 3-му вопросу и, можно сказать, наполовину ответили на него, и все-таки здесь еще следует подумать. Я даю вам снова 5 минут.

(Прошло 5 минут.)

Представитель 1-й группы. Мы вспомнили первые строчки сказки А.С. Пушкина, где автор пишет о Балде.

…Идет, сам не зная куда… Почему он шел, сам не зная куда, ведь на базар люди приходят с какой-то определенной целью. Значит, он не ставил перед собой никакой цели. И мы считаем, что это нехорошо.

Ведущий. В вашем ответе прозвучал вопрос, на мой взгляд, довольно интересный.

Представитель 2-й группы. Мы тоже услышали этот вопрос и не согласны с их суждением. Может, он шел без цели. Но цели не было, потому что он не мог ее осуществить, не имея денег.

Представитель 3-й группы. А мы думаем, что если бы была цель или желание что-нибудь приобрести, ну хотя бы, например, лошадь, то ходил бы около нее, присматривался и поставил бы цель, во что бы то ни стало купить ее.

Представитель 4-й группы. На что бы он ее купил, если у него не было денег.

Представитель 5-й группы. При таком отношении к делу их никогда не будет. Ведь если разобраться, он мог бы их заработать. У него были, как говорят, золотые руки, он многое умел. Он мог бы договориться с тем же попом, чтобы он платил ему за работу, и не за одну, а сразу за три, ведь у него было три должности: конюх, повар и плотник.

Представитель 1-й группы. Да это, пожалуй, верно, но, к сожалению, у него не было стремления заработать много денег, он довольствовался малым. Вот за это его, пожалуй, и можно назвать Балдой.

Представитель 2-й группы. Так вы считаете, что он поступил неправильно, не договорившись с попом о зарплате?

Представитель 1-й группы. Да, мы так считаем. Может, оттуда пошла пословица: «Работа дурака любит». Работать и ничего не заработать – это глупо.

Представитель 3-й группы. Мы считаем, что Балда поступил правильно. Деньги он бы потратил. Может быть, если учитывать, что он такой общительный, у него много друзей, и он бы непременно решил их угостить, и вскоре от этих денег ничего не осталось бы. А так осталось то, что Балда победил в данном случае могущественного по сравнению с ним человека. Ведь мы знаем, какую роль в обществе играла в то время церковь.

Представитель 4-й группы. Мы поддерживаем это мнение: если бы Балда не проучил попа и не преподал тем самым урока жадинам, мы бы не вспоминали слова А.С.Пушкина, когда хотим приобрести дешевую, но некачественную вещь. «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

Ведущий. На этот счет у каждого может быть свое мнение. Но я думаю, что мы справились с поставленной задачей, и рассмотрим характер Балды как яркого представителя русского народа. Мы не знаем, что имел в виду А.С.Пушкин, называя своего героя Балдой, мы попробовали объяснить это по-своему. С тех пор прошло много времени, многое изменилось в обществе, и это наложило отпечаток на наше сознание. Это проявилось в ваших суждениях. Я думаю, что вопрос о русском национальном характере довольно интересен, и мы будем продолжать наши исследования на примерах отечественной литературы.