Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2006


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 03 (34) · Вкладка в «БШ» № 05 (161) · 1–15 марта 2006 года
Газета-вкладка для методистов

Нелишнее знание

Ольга Козлова

Новое время – новые песни

Учебно-методическое пособие для системы повышения квалификации

Издание, предлагаемое вам сегодня, безусловно, найдет не только заинтересованных читателей, но и активных практиков, внедряющих интересные разработки автора в свою деятельность.

Издательство «Либерея-Бибинформ» выпустило в свет ряд изданий учебно-методического характера, вошедших в серию «Библиотекарь и время. XXI век». Среди изданий – «Н.В.Збаровская. Деловые игры для занятий библиотечных специалистов: Сборник методических материалов».

Выпуск такой книги автор объясняет недостаточным числом публикаций на эту тему, а также отсутствием в них необходимой практикам технологии продвижения инноваций.

В современной системе повышения квалификации библиотекарей, – констатирует факт Н.В.Збаровская, – превалируют традиционные технологии. Традиционные методы обучения, хороши и проверены временем, однако автор справедливо отстаивает мнение, что модернизация общества, включение библиотечного обслуживания в информационный процесс обусловливает формирование у специалистов инновационных умений и навыков. Обучение слушателей должно носить отчетливо активный и интенсивный характер: дискуссии, «мозговой штурм», ролевые игры, коллективные задания, работа с электронными пособиями.

Существенным инструментом оценки знаний слушателей является тестирование, позволяющее проводить как диагностику, так и самодиагностику обучаемых.

Автор включает в издание тесты, которые позволяют не только оценивать результаты обучения, но и формировать положительную установку на учебу, разнообразить учебную деятельность.

В книге предлагается научное объяснение понятий. Так, например, обучающая игра – это форма деятельности, имитирующая познавательную ситуацию, создающая положительную установку на изучение и решение проблемы, способствующая активному творчеству. Сущность деловых игр заключается в отработке реальных проблем и принятии связанных с ними решений на примере заданных ситуаций. При этом предложенные задачи не имеют готовых правильных решений. Варианты вырабатываются и рассматриваются непосредственно во время игры, ход которой невозможно предсказать. Игры-тренинги направлены на развитие умений и навыков систематизации информации. Ролевые игры предусматривают распределение ролей, переработку информации и подготовку материала в соответствии с предложенной ролью. Моделирующие игры – это игры, содержащие элементы моделирования деятельности или объектов. Они позволяют органически соединить приемы работы с информацией и конкретную профессиональную деятельность библиотекарей.

Автор обращает внимание преподавателей на соблюдение требований к организации работы. Среди них: определение оптимального количества участников и/или команд; установление продолжительности работы (не более 1,5–2 часов); организация комфортного игрового пространства; подготовка сценария (выявление проблемы, формулировка заданий, подготовка матриц); определение задач и полномочий ведущего и его помощников; проведение итогового этапа работы (анализ полученных материалов, выяснение путей их использования в дальнейшей работе, прогнозирование следующих занятий).

Большую часть учебно-методического пособия занимают конкретные разработки «Технологии развития личности библиотекаря». Они даны по пяти темам:

· Профессиональные качества библиотекаря отдела обслуживания,

· Библиотечное обслуживание

· Моделирование библиотечной деятельности

· Управление персоналом

· Проектная деятельность библиотек

В заключении автор отмечает, что активные методы переподготовки библиотечных специалистов в последние годы получили широкое распространение как наиболее эффективные и приближенные к их практическим профессиональным потребностям.

Рациональное сочетание традиционных лекций и семинаров с тренингами, тестами и деловыми играми представляет оптимальную форму организации занятий, позволяющую вести интенсивное обучение и формировать умения, необходимые для работы.

Просим вас, уважаемые читатели, обратить внимание, что ИД «Первое сентября» не распространяет эту и другие издания серии. Все вопросы адресуйте издательству «Либерея-Бибинформ» – тел. (495) 333-35-04, 128-56-39.