Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №9/2006


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 05 (36) · Вкладка в «БШ» № 09 (165) · 1–15 мая 2006 года
Газета-вкладка для методистов

Нелишнее знание

Наталья Збаровская

Тест «Информационная культура специалиста»*

____________
* Из книги: Збаровская Н.В. Деловые игры для занятий библиотечных специалистов : сборник методических материалов. – М. : Либерея–бибинформ, 2005. – 120 с.

На каждый из вопросов предлагаются три варианта ответов, из которых следует выбрать один, наиболее для вас подходящий.

1. Думаю, что в библиотеке:

а) всегда можно найти, что нужно;

б) далеко не все найдешь, что нужно;

в) никогда не найдешь того, что нужно.

2. Если меня отправят на курсы повышения квалификации:

а) поеду потому, что это необходимо руководству;

б) поеду, чтобы приобрести новые знания;

в) откажусь, так как они ничего не дают.

3. Считаю, что каждый специалист должен читать в основном:

а) книги по своей специальности;

б) журналы по своей специальности;

в) книги и журналы по смежным специальностям.

4. Когда я бываю в библиотеке:

а) стараюсь пользоваться каталогом;

б) изредка обращаюсь к каталогам;

в) не обращаюсь к каталогам.

5. Стараюсь:

а) сознательно регулировать идущие на меня потоки информации (радио, телевизор, книги, разговоры), выбирая только то, что мне нужно;

б) направлять на себя побольше информации, чтобы ничего не пропустить;

в) ограничивать количество информации, используя только главное.

6. Когда я читаю книгу по специальности, то главным образом обращаю внимание на:

а) основные идеи книги;

б) логику и аргументацию автора;

в) качество изложения, стиль.

7. Когда я читаю книгу, выходящую за рамки моей непосредственной деятельности, то делаю это вследствие:

а) желания расширить общую эрудицию;

б) заинтересованности в совершенствовании своих профессиональных знаний;

в) указания со стороны уважаемого мною человека на ее полезность.

8. Для меня графики, схемы, чертежи в книгах или статьях обычно:

а) полезнее текста, если они точны;

б) полезны, если они подкрепляются и объясняются текстом;

в) не более и не менее полезны, чем другие материалы.

9. Я усваиваю новые идеи лучше всего, когда могу:

а) связать их с текущими или будущими занятиями;

б) применить их к конкретным ситуациям;

в) найти их сходство с привычными идеями.

10. Когда я на досуге читаю журнальную статью, она будет скорее всего:

а) сообщением о научном исследовании;

б) посвящена дискуссионному вопросу;

в) об интересном человеке или событии.

11. Обмен опытом с коллегами:

а) участвую в мероприятиях, выступаю, общаюсь, стараюсь узнать что-то новое;

б) принимаю участие, так как это необходимо;

в) не участвую, так как польза незначительна.

12. Чтение отечественной литературы по специальности:

а) стараюсь следить за всеми новинками;

б) периодически приобретаю отдельные работы;

в) нахожу мало полезного в чтении современной литературы.

13. Реферативные журналы:

а) просматриваю регулярно;

б) знаю о том, что есть такие журналы;

в) затрудняюсь ответить, что это такое.

14. Для домашней библиотеки:

а) приобретаю книги, выписываю 2–3 журнала;

б) приобретаю некоторые книги по специальности;

в) выписываю один журнал, так как требует администрация.

15. Компьютерные технологии:

а) пользуюсь электронными средствами получения информации;

б) хотел бы при возможности пользоваться;

в) использую традиционные источники информации.

16. Изучение иностранного опыта:

а) читаю переводные публикации в периодических изданиях;

б) самостоятельно перевожу небольшие статьи;

в) читаю в оригинале научные труды.

17. Способы получения источников информации:

а) пользуюсь межбиблиотечным абонементом;

б) пользуюсь услугами научной библиотеки;

в) пользуюсь услугами библиотеки по месту работы.

18. Изучаю:

а) труды теоретического и прагматического характера;

б) только теоретические исследования;

в) практические рекомендации.

19. После беседы, дискуссии могу вспомнить:

а) все, без труда;

б) только в общих чертах;

в) то, что меня интересует.

20. Полученную из книг информацию использую:

а) на уровне понятий;

б) на уровне основной идеи;

в) на уровне моделирования ситуации.

Ключ к тесту. За ответы:

13а,14а,15а,16в – по 7 баллов

1а,2б,3в,4а,5а,6б,7б,8б,9б,10б, 11а,12а,17а, 8а,19а,20в – по 6 баллов

13б,14б,15б,16б – по 5 баллов

1б,2а,3б,4б,5в,6а,7а,8а,9а,10а, 11б,12б,17б,18б,19б,20б – по 4 балла

13в,15в,16а – по 2 балла

1в,2в,3а,4в,5б,6в,7в,8в,9в,10в,11в, 12в,17в,18в,19в,20а – по 1 баллу

Если вы набрали от 85 до 124 баллов, у вас достаточно высокий уровень информационной культуры.

Если сумма баллов составляет от 45 до 84 баллов, вам есть над чем поработать. Подумайте, что можно сделать, чтобы повысить уровень вашей информационной культуры.

Если сумма баллов менее 45 – придется потрудиться. Пересмотрите свое отношение к работе, возможно, вы просто несерьезно относитесь к информационной культуре вообще и собственной в частности.