Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №12/2006


Остров сокровищ. Выпуск 06.
Вкладка в «БШ» № 12 (168). 16-30 июня 2006 года

Книжная витрина

Мария Порядина

В поисках сегодняшних классиков

Современное детское книгоиздание – такой же бизнес, как и любое другое производство. К сожалению, не так уж много у нас издателей, для которых «честь дороже выгоды»; не так уж часто популярную, раскрученную книгу действительно можно назвать хорошей, то есть талантливой и высокохудожественной во всех отношениях. Напротив, нередко случается так, что бешеным спросом пользуются средненькие тексты, низкого качества переводы, аляповатые иллюстрации, безвкусные обложки.

Правда и то, что ориентироваться на обширных пространствах российского книжного рынка – довольно утомительное занятие. Найти «свою» книгу на стеллажах книжного магазина или в разноцветном каталоге – ничуть не легче. Выбор и покупка книги – занятие для внимательных и ответственных. Навязчивая реклама предлагает нам «лучшие суперновинки»; и не всегда собственный ум и вкус подсказывают образованному и здравомыслящему потребителю, что многим «шедеврам» место на помойке, а вовсе не на книжной полке.

Книгоиздательский поток так широк и могуч, что в нем трудно заметить что-нибудь стоящее. А книготорговцы так и норовят всучить доверчивому покупателю модный «мегабестселлер», запрятав подальше хорошую книгу, которая, может, так и останется ничейной...

Не стоит надеяться, что хорошая книга сама дойдет до читателя. Нет, ей надо помочь, и мы должны это сделать.

Мы придумали «Книжную витрину», чтобы показывать здесь издательские новинки и издания текущего ассортимента, но не все подряд, а только те, которые действительно хороши, полезны и интересны. Посмотрите, какие авторы, издания или серии, какие направления и тенденции заслуживают вашего внимания, какие изюминки предлагает то или иное издательство. Хочется верить, что с помощью новой рубрики вам будет легче ориентироваться среди множества корешков и обложек. Смотрите на «Витрину» – и вы все увидите сами.

Часто издатели, ориентирующиеся на детскую аудиторию, идут по проторенному пути – печатают проверенную временем «классику», тексты по школьной программе и примитивные «познавалки» для малышей. Если же говорить об издателях, которые готовы предложить читателю нечто большее, то в первую очередь следует отметить «Эгмонта», который наряду с обязательной массовой продукцией издает книги, вполне подходящие вдумчивому человеку.

Конечно, ни для кого не секрет, что у «Эгмонта» полным-полно откровенных «развлекалочек» и они находят своего невзыскательного читателя. Однако нам важнее рассмотреть и проанализировать менее коммерческую, но более серьезную продукцию этого издательства.

Прежде всего следует напомнить, что не кто иной, как «Эгмонт» совместно с издательством «Детская литература», выпустил в 2002 году замечательный сборник «Классики: Лучшие рассказы для детей», а вслед за ним – аналогичный стихотворный сборник (редактор-составитель Мария Артемьева). По форме «Классики» представляют собой пару традиционных хрестоматий для детского и семейного чтения, но в отличие от привычных образцов не наводят на ребенка тоску банальными картинами родной природы, казенным патриотизмом и стандартными нравоучениями. Особая их прелесть в том, что подавляющее большинство здешних «классиков» – наши современники, не слишком избалованные популярностью, но безусловно талантливые.

Другое несомненное достижение «Эгмонта» – серия «Город мастеров». В ней все высокопрофессионально: удачное название, емкое и образное; превосходное серийное оформление, разработанное Дарьей Герасимовой, блестящее наполнение. Напомним, что открывшая серию книга – сборник юмористической прозы Артура Гиваргизова «Со шкафом на велосипеде» – принесла автору звание лауреата Первого всероссийского конкурса «Алые паруса». Фактически это был первый выход нашего любимого автора к широкому читателю.

В серии «Город мастеров» вышли также повесть Андрея Усачева «Малуся и Рогопед», сборник рассказов Олега Кургузова «Наш кот – инопланетянин» и проза Валерия Роньшина в книге «Детский садик № 13». Готовится к выходу книга Станислава Востокова «Ветер делают деревья».

В 2005 году в оригинальном оформлении под школьную тетрадку выпущены «Записки выдающегося двоечника» – еще одна книга прозы Артура Гиваргизова. «Записки...» открывают серию «Школа прикола», в которой будут представлены соответствующие авторы – от Андрея Усачева, Эдуарда Успенского и Григория Остера до Саши Черного и Даниила Хармса.

Переводную прозу для детей и особенно подростков выпускают сегодня многие издатели; в большинстве случаев, однако, эта проза идет по линии фэнтези и редко поднимается на хороший уровень. На этом фоне выделяются «Как приручить дракона» и «Как стать пиратом» Крессиды Коуэлл – веселые сказочные повести, остроумно пародирующие поднадоевшие штампы детского фэнтези. «Эгмонт» готовит к выходу третью книгу о приключениях Иккинга Кровожадного Карасика – «Как разговаривать по-драконьи».

Отметим серию непритязательных, в меру забавных и в меру приключенческих историй из жизни Джеронимо Стилтона, редактора газеты «Голос грызуна» из Мышковии. Этот достойный представитель мышиного племени изучает таинственную рукопись Нострагрызуса, участвует в Мышанкфуртской книжной ярмарке, борется с вредной конкуренткой – Салли Крысмышен из «Крысиных ведомостей». Заслуживает похвалы очень адекватный и на редкость читабельный перевод Джеронимо Стилтона (постаралась Ирина Заславская); кроме того, в книгах остроумные иллюстрации, оригинальные приемы верстки, игры со шрифтами и даже с выходными данными.

Еще одна забавная мышиная история называется «Время не ждет. Приключения Гермакса Тантамока». Хоть ее герои – сплошь грызуны, но ведут они себя по-людски: ремонтируют часы и водят самолеты, ходят в оперу и расследуют преступления, пишут картины и делают пластические операции... Майк Хоуи изображает «настоящий» роман, «как у больших», однако в самый напряженный момент вдруг раздается что-нибудь вроде «лапы вверх, подлый суслик!» – и хохочущий читатель спохватывается, что имеет дело с грызунами. Это сюжетная, вполне увлекательная проза, одновременно пародийная и лирическая, при этом поучительная и ничуть не претенциозная, к тому же в хорошем переводе М.Торчинской.

Из внесерийных удач «Эгмонта» хочется лишний раз упомянуть повесть Роберта Маркмора «Новобранец». Это история взросления мальчика, попавшего в элитный интернат, в котором умные-добрые-заботливые наставники превращают жалких, нищих, неблагополучных сирот в крутых профессионалов – агентов спецподразделения британской разведки. Книга всерьез предупреждает читателя о том, что взрослые, воспитывая детей, отнюдь не всегда руководствуются нравственными принципами и моральными нормами, а расчетливость, цинизм и корыстолюбие легко замаскировать под служение отечеству и заботу о подрастающем поколении. В 2006 году планируется продолжение потрясающе реалистичной повести Маркмора.

«Эгмонт» представляет и книги с иллюстрациями выдающихся современных российских художников. Хороши «Лучшие сказки братьев Гримм» и «Лучшие сказки Андерсена», оформленные Анастасией Архиповой. Недавно вышла «Алиса в стране чудес» с иллюстрациями Александра Кошкина; готовится к изданию «Конек-Горбунок» в оформлении Бориса Алимова.

Гарантией, если можно так выразиться, качества издания служит тот факт, что оно имеет диплом лауреата того или иного профессионального (повторяю: профессионального) конкурса. Мы помним, что три года подряд эгмонтовские книги побеждали в «детской» номинации «Книги года»: «Классики» (2003), «Убежище» Кира Булычева (2004), «333 кота» Виктора Чижикова и Андрея Усачева (2005), а «Записки выдающегося двоечника» получили журналистскую премию «Медиа-фаворит».

Конкурсные успехи «Эгмонта» свидетельствуют о том, что в некоторых случаях вполне достойная книга из «немассового» потока может стать популярной – принести издателю и некоторый доход, и уважение со стороны профессионалов отрасли, и внимание потребителей. А это значит, что нам незачем отчаиваться: тот, кому нужна хорошая книга, все-таки сможет ее найти.