Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2006


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Крупным шрифтом

Читатель XXI века

Социологическое исследование

Уважаемые методисты,

работники школьных и детских библиотек!

Просим вас помочь в проведении масштабного социологического исследования, которое «Библиотека в школе» проводит по поручению Научного центра исследования истории книжной культуры Российской Академии наук при содействии Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ).

Цель исследования – выявить мнения читателей-школьников 9–11-х классов относительно их отношения к чтению, пользованию библиотекой и информационно-компьютерными технологиями.

Организаторы исследования гарантируют анонимность анкетирования.

Единственная просьба к организаторам опросов в библиотеках и школах – указать тип школы (городская, сельская, лицей, гимназия, коррекционная и др.).

Библиотекари и методисты, собравшие и приславшие наибольшее количество анкет, получат благодарственное письмо Научного центра исследования книжной культуры Российской академии наук и редакции газеты «Библиотека в школе», бесплатную подписку на газету «Библиотека в школе» и комплект книг современных детских писателей.

Анкеты отправляйте, пожалуйста, по адресу: 121165, Москва, ул. Киевская, 24. Редакция газеты «Библиотека в школе» (с пометкой «Социологический опрос») до 25 декабря 2006 года (по почтовому штемпелю).

Анкета для социологического исследования
«Читатель XXI века»

Уважаемые читатели-школьники 9–11-х классов!

Убедительно просим Вас при ответе на вопросы анкеты ни с кем не обсуждать свое мнение. Это важно, потому что нас интересует именно Ваша личная точка зрения. Ваше согласие с тем или иным вариантом ответа обозначайте, отмечая в анкете соответствующую позицию, или вписывая ответ в отведенное поле (рядом с вариантом ответа «другое»).

Если в самом вопросе не указано количество возможных вариантов ответов, выбирайте, пожалуйста, только один ответ из предложенных.

Анкету подписывать не нужно. При обработке данных авторский коллектив гарантирует Вам анонимность Ваших ответов.

1. В свободное от учебы время Вы предпочитаете (отметьте, пожалуйста, не более пяти позиций):

1) читать книги;

2) читать газеты, журналы;

3) смотреть телевизор;

4) смотреть видео;

5) «общаться» с компьютером;

6) слушать радио;

7) заниматься спортом;

8) посещать театры;

9) посещать музеи, выставки, экскурсии;

10) посещать концерты;

11) посещать развлекательные заведения;

12) посещать образовательные курсы, занятия с репетитором;

13) совершать путешествия, заниматься туризмом;

14) общаться с друзьями;

15) общаться с родственниками, членами семьи;

16) работать, зарабатывать деньги;

17) заниматься домашним хозяйством;

18) ходить по магазинам (шоппинг);

19) другое (напишите, что) _______________________

____________________________________________

____________________________________________

2. Какой литературе Вы отдаете наибольшее предпочтение?

1) русской дореволюционной (до 1917 г.);

2) западной классической;

3) восточной классической;

4) советской литературе;

5) современной российской литературе;

6) западной литературе ХХ века;

7) восточной литературе ХХ века.

3. Художественную литературу какого жанра Вы предпочитаете (отметьте, пожалуйста, не более трех из предложенных вариантов ответов)?

1) ода, элегия, лирическое стихотворение;

2) фантастика;

3) фэнтези;

4) детектив;

5) мистика, ужасы;

6) приключения;

7) исторический роман;

8) мемуары, биографии;

9) философский роман;

10) трагедия;

11) сказки, мифы, легенды, саги;

12) психологический роман;

13) литература по искусству, музыке, театру, кино;

14) юмор, сатира, пародийные произведения;

15) любовный роман;

16) другого жанра (напишите, какого)_____________
_____________________________________________

4. Назовите 3 своих любимых литературных произведения.

1) _________________________________________

2) _________________________________________

3) _________________________________________

5. Что побуждает Вас читать именно эти произведения (отметьте, пожалуйста, не более трех позиций):

1) мне очень нравятся герои этих произведений;

2) эти произведения вызывают во мне эмоциональный отклик;

3) поведение героев может служить для меня примером;

4) в поведении героев я узнаю многие свои черты;

5) это очень известные произведения, и я должен быть с ними знаком;

6) я здесь узнаю много нового о человеческих отношениях и поведении людей в различных ситуациях;

7) меня волнует тема произведений;

8) эти произведения заставляют задуматься над важными нравственными проблемами;

9) я думаю, что эти произведения обладают ярко выраженной художественной ценностью;

10) эти произведения порекомендовали мне родители;

11) эти произведения популярны среди моих друзей;

12) эти произведения включены в школьную программу;

13) мне нравятся все произведения этих авторов;

14) мне нравятся все произведения этого жанра;

15) мне нравится литературный стиль (композиция) этих произведений.

6. Как часто вы читаете художественную литературу помимо школьной программы?

1) постоянно, практически ежедневно;

2) время от времени, эпизодически;

3) практически не читаю;

4) совсем не читаю.

7. Сколько книг Вы прочитали за последний месяц? ______________________________________________

8. Какие (напишите названия и авторов книг)? ______________________________________________

9. Насколько Вы компетентны в вопросах литературы и искусства?

1) я считаю себя достаточно компетентным;

2) я считаю, что мне не хватает знаний;

3) я не могу оценить уровень своей компетентности
в этих вопросах;

4) я считаю себя некомпетентным в вопросах литературы и искусства.

10. Обсуждаете ли Вы прочитанные книги со своими друзьями?

1) да, делаю это постоянно;

2) да, но только особенно понравившиеся произведения;

3) делаю это крайне редко;

4) не обсуждаю.

11. Обсуждаете ли Вы прочитанные книги со своими родителями?

1) да, делаю это постоянно;

2) да, но только особенно понравившиеся произведения;

3) делаю это крайне редко;

4) не обсуждаю.

12. Обсуждаете ли Вы прочитанные книги со своими учителями помимо учебных занятий?

1) да, делаю это постоянно;

2) да, но только особенно понравившиеся произведения;

3) делаю это крайне редко;

4) не обсуждаю.

13. Есть ли в Вашей школе библиотека?

1) да;

2) нет (если Вы ответили «нет», переходите к вопросу № 17).

14. Берете ли Вы в ней какую-либо литературу, помимо учебников?

1) да;

2) нет.

15. Оцените, пожалуйста, Вашу школьную библиотеку по следующим качествам по шкале от 1 до 7, где 1 – отсутствие данного качества, 7 – максимальная его выраженность:

1) укомплектованность (наличие необходимых учебников, пособий, книг)____ ;

2) доступность (удобные для Вас часы работы)___ ;

3) удобство пользования (возможность быстро найти нужную книгу)____.

16. Оцените, пожалуйста, Вашего школьного библиотекаря по следующим качествам по шкале от 1 до 7, где 1 – отсутствие данного качества, 7 – максимальная его выраженность:

1) профессионализм ____ ;

2) умение заинтересовать человека той или иной книгой, темой, проблемой ___ ;

3) общая эрудированность ____ ;

4) умение общаться с молодежью _____ ;

5) умение доступно объяснить то, что Вам нужно ____;

6) готовность посвятить Вам столько времени, сколько нужно ____;

7) индивидуальный подход к каждому посетителю ____;

8) желание помочь в выборе книг _____;

9) умение и желание посоветовать, что взять по интересующей Вас теме ____.

17. Записаны ли Вы в какую-либо библиотеку, помимо школьной?

1) нет (если Вы ответили «нет», переходите к вопросу № 22);

2) да (напишите название библиотеки; если Вы записаны в несколько библиотек, напишите название той, которую Вы чаще всего посещаете)_________________.

18. Оцените, пожалуйста, эту библиотеку по следующим качествам по шкале от 1 до 7, где 1 – отсутствие данного качества, 7 – максимальная его выраженность:

1) укомплектованность (наличие необходимых учебников, пособий, книг)___;

2) доступность (удобные для Вас часы работы)____;

3) удобство пользования (возможность быстро найти нужную книгу)____.

19. Как часто Вы посещаете эту библиотеку?

1) раз в неделю;

2) раз в месяц;

3) раз в два-три месяца;

4) два-три раза в год.

20. Кто посоветовал Вам туда записаться?

1) друзья;

2) родители;

3) родственники;

4) учитель по литературе;

5) другие люди (напишите, кто)______________;

6) я ни с кем это не обсуждал, это было мое решение.

21. Что привлекает Вас в посещении этой библиотеки?

1) она находится рядом с моим домом;

2) в ней удобная система поиска нужной мне литературы;

3) она хорошо укомплектована;

4) привлекает сама атмосфера;

5) в этой библиотеке я могу встретить моих друзей;

6) другое (укажите, что) _______________________;

7) меня ничего в ней не привлекает.

22. Легко ли Вы ориентируетесь в каталогах библиотеки и справочной информации?

1) да, я умею пользоваться всеми фондами библиотеки;

2) я умею пользоваться только бумажными каталогами;

3) я умею пользоваться только электронным каталогом;

4) у меня часто возникают трудности в нахождении нужной информации.

23. Проходили ли вы обучение, связанное с работой в библиотечных каталогах?

1) да, проходил на базе самой библиотеки;

2) да, проходил в рамках школьного обучения;

3) я получал эти знания самостоятельно;

4) другое (укажите, что) __________________;

5) нет, не проходил.

24. Знаете ли Вы о существовании библиографических изданий – рекомендательных (тематических), текущих, ретроспективных?

1) да, я знаю об их существовании и пользуюсь ими;

2) да, я знаю об их существовании, но не пользуюсь;

3) нет, я не знаю об их существовании.

25. Знаете ли Вы о существовании стандартов для оформления списка литературы в докладах и реферативных работах?

1) да, я знаю о существовании стандартов и всегда придерживаюсь их;

2) да, я знаю о существовании стандартов, но не считаю важным всегда их придерживаться;

3) я имею лишь поверхностное представление о существовании этих стандартов;

4) нет, я не слышал о существовании стандартов в оформлении списка литературы для подобных работ.

26. Проходили ли вы специальное обучение, связанное с умением конспектировать учебную и художественную литературу, составлять тезисы?

1) да, я проходил такое обучение;

2) я получал эти знания самостоятельно;

3) нет, я не проходил специального обучения.

27. Читаете ли Вы книги в читальном зале библиотеки?

1) да, в читальном зале я делаю уроки по литературе или другим предметам, читаю книги, которые нужны по учебе;

2) да, но помимо того, что требуется по учебе, я читаю там и те книги, которые мне просто интересны;

3) нет, в основном я беру нужные мне книги на дом.

28. Покупаете ли Вы книги самостоятельно?

1) нет (если Вы выбрали этот вариант ответа, переходите к вопросу № 32);

2) да (напишите 3 последние книги, которые Вы купили сами):

1._________________________________________

2._________________________________________

3._________________________________________

29. Что побудило Вас купить именно эти произведения (отметьте, пожалуйста, не более трех позиций):

1) мне понравилось оформление книги;

2) я купил их в подарок другу (знакомому, родителям, кому-нибудь из родственников и т.д.);

3) это очень известные произведения, и я должен быть с ними знаком;

4) меня взволновала тема произведений;

5) в этих книгах я хотел прочитать что-то новое о человеческих отношениях и поведении людей в различных ситуациях;

6) я считаю, что эти произведения обладают ярко выраженной художественной ценностью;

7) эти произведения порекомендовали мне родители;

8) эти произведения популярны среди моих друзей;

9) эти произведения требуются по школьной программе;

10) эти произведения порекомендовал мне мой учитель литературы;

11) мне нравятся произведения этого автора;

12) мне нравятся произведения этого жанра;

13) мне нравится литературный стиль (композиция) этих произведений;

14) эти произведения посоветовали мне мои друзья;

15) эти произведения рекламировались в СМИ;

16) другое ____________________________.

30. Есть ли у Вас собственная библиотека, книжная полка, где хранятся только Ваши книги?

1) да;

2) нет.

31. Существует ли у Вас собственная домашняя картотека (список книг, которые Вы прочитали или планируете прочитать)?

1) да, я имею такую картотеку дома;

2) да, я имею такую картотеку по книгам, имеющимся у меня дома;

3) да, я имею такую картотеку по интересующим меня книгам, которых нет в моей домашней библиотеке;

4) нет, но я всегда хотел завести такую картотеку;

5) нет, я не испытываю потребности в такой картотеке.

32. Интересуетесь ли Вы литературными новинками?

1) да;

2) нет.

33. Откуда Вы получаете наиболее полезные и интересные сведения?

1) из книг;

2) по радио;

3) по телевизору;

4) из газет, журналов;

5) от родителей;

6) от друзей;

7) от учителей;

8) из учебников;

9) из Интернета и других компьютерных сетей;

10) другое (напишите, откуда)___________________
_____________________________________________

34. Выписывают ли Ваши родители (или те, с кем Вы вместе живете) какие-либо газеты или журналы?

1) да (напишите, какие)______________________;

2) нет.

35. Выписываете ли Вы сами какие-либо газеты или журналы?

1) да (напишите, какие)____________;

2) нет.

36. Какие периодические издания (газеты, журналы) Вы более-менее регулярно читаете?

______________________________________________
______________________________________________

37. Изучаете ли Вы какой-либо иностранный язык дополнительно, помимо школы?

1) да;

2) нет (если Вы выбрали этот ответ, переходите к вопросу № 39).

38. Ваши дополнительные занятия иностранным языком платные или бесплатные?

1) платные;

2) бесплатные.

39. Отметьте где и какими компьютерными технологиями Вы пользуетесь?

 

Дома

В школе

В библиотеке

Kомпьютером класса Pentium I–II      
Kомпьютером класса Pentium III–IV      
Периферическими устройствами (принтером, сканером и т.д.)      
Kаким-то компьютером, не знаю каким      
Локальной сетью      
Интернетом через мобильный телефон      
Интернетом через модем      
Интернетом через выделенную линию      
Kаким-то Интернетом, не знаю каким      
Ничем из перечисленного      

40. Где Вы обычно пользуетесь компьютером/Интернетом?

 

Kомпьютером

Интернетом

Дома    
В школе на уроках    
В школьной библиотеке    
В другой библиотеке    
В школе во внеурочное время            
В компьютерном клубе            
В ресурсном центре    
У родственников/друзей    
В другом месте (напишите, каком)    
Не пользуюсь    

41. Как часто Вы пользуетесь компьютером/Интернетом?

 

Kомпьютер

Интернет

Несколько раз в день    
Kаждый день    
Несколько раз в неделю    
Раз в неделю    
Раз в две недели    
Раз в месяц    
Реже, чем раз в месяц    

42. Когда у Вас есть возможность пользоваться компьютером, Вы обычно проводите за ним:

1) менее получаса в день;

2) около одного часа в день;

3) два часа в день;

4) три часа в день;

5) более трех часов в день;

6) не имею возможности пользоваться компьютером.

43. С какой целью Вы чаще всего пользуетесь компьютером/Интернетом (отметьте не более пяти позиций в каждом пункте)?

Компьютером:

1) чтобы готовиться к урокам информатики;

2) чтобы готовиться к другим урокам;

3) чтобы изучать различные программы;

4) чтобы зарабатывать деньги;

5) чтобы повышать свой образовательный и культурный уровень;

6) чтобы слушать музыку, смотреть кино;

7) чтобы играть в компьютерные игры;

8) чтобы уйти от реальных проблем;

9) чтобы убить время;

10) чтобы реализовывать свои творческие потребности;

11) с другой целью (напишите, какой) _____________;

12) не пользуюсь.

Интернетом:

1) чтобы повысить свой образовательный, культурный уровень;

2) чтобы получить необходимую информацию;

3) чтобы быть в курсе последний событий;

4) чтобы скачивать рефераты;

5) чтобы скачивать музыку;

6) чтобы готовиться к урокам;

7) чтобы играть в сетевые компьютерные игры;

8) чтобы уйти от реальных проблем;

9) чтобы убить время;

10) чтобы выместить агрессию;

11) чтобы общаться;

12) чтобы зарабатывать деньги;

13) чтобы делать покупки, заказывать услуги;

14) с другой целью (напишите, какой) _____________;

15) не пользуюсь.

44. Принимаете ли Вы участие в образовательных интернет-проектах?

1) да, принимал участие в олимпиаде через интернет;

2) да, состою в тематическом кружке в интернете;

3) да, учусь в заочной школе через интернет;

4) да, в других образовательных проектах (напишите, каких) _______________________________________;

5) нет.

45. Какие компьютерные программы Вы используете чаще всего (отметьте, пожалуйста, не более трех позиций)?

1) программы для просмотра иображений (ACDSee и т.д.);

2) графические редакторы для создания и редактирования изображений (Photoshop, Corel, 3Dmax и т.д.);

3) программы для прослушивания музыки;

4) программы для создания музыки;

5) текстовые редакторы и офисные приложения (Word, Excel, Lexicon и т.д.);

6) игры;

7) обучающие программы по школьным предметам;

8) браузеры (Internet Explorer, Netscape Navigator, Opera и т.д.);

9) почтовые программы (Outlook, The Bat);

10) программы, предназначенные для общения в Интернете (IRC, ICQ, Microsoft Chat и т.п.);

11) программы-переводчики;

12) другие (напишите, какие) __________________;

13) не пользуюсь компьютером.

46. Оцените свой уровень владения компьютером.

1) совсем не умею пользоваться;

2) начинающий пользователь;

3) пользователь;

4) опытный пользователь;

5) больше, чем просто опытный пользователь.

47. Для чего Вы используете компьютерные технологии в своей учебной деятельности?

1) для подготовки рефератов;

2) для создания презентаций;

3) для проведения лабораторных работ;

4) для выполнения коллективных проектов;

5) для проведения экспериментов;

6) для других учебных целей (напишите, каких) ______________________________________________;

7) не использую компьютерные технологии в своей учебной деятельности.

48. Оцените роль Интернета в Вашей жизни (отметьте не более трех вариантов):

1) помогает общаться с интересными людьми;

2) помог мне найти работу;

3) помогает повышать мой культурный уровень;

4) помогает мне учиться в школе;

5) помогает получать дистанционное образование;

6) повышает мой престиж среди сверстников;

7) помогает мне быть в курсе последних событий;

8) открывает широкие возможности для реализации своих способностей;

9) другое (напишите, что) _____________________;

10) не играет никакой роли.

49. Читаете ли Вы книги в их электронной версии?

1) да;

2) нет.

50. Обращаетесь ли Вы к электронным библиотекам?

1) да, делаю это постоянно;

2) да, делаю это крайне редко;

3) нет, я не знаю, как это сделать;

4) нет, мне хватает других ресурсов (традиционных библиотек, информационных сайтов);

5) нет, так как считаю их неэффективными.

51. Какие электронные услуги оказывает Вам ваша библиотека?

1) информация о наличии в фондах конкретного литературного источника;

2) информация о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;

3) тематические справки;

4) другое (напишите, что) _______________

52. Как Вы считаете, помогает ли Вам опыт работы в традиционных библиотеках при работе с информационными ресурсами электронных библиотек?

1) да, я считаю, что такой опыт помогает мне;

2) нет, я считаю этот опыт не значимым для работы с ресурсами электронных библиотек;

3) не знаю.

53. Какие из нижеперечисленных жизненных ценностей являются для Вас наиболее значимыми (отметьте не более трех позиций):

1) достижение материального благополучия;

2) успешная профессиональная деятельность;

3) успешная политическая карьера;

4) полноценное общение с людьми;

5) счастливая семейная жизнь;

6) полноценное приобщение к культуре;

7) развитие своих способностей;

8) познание себя и окружающего мира;

9) воспитание детей;

10) известность, популярность;

11) успешная творческая деятельность;

12) все перечисленное для меня достаточно безразлично.

54. Какие у Вас планы после окончания школы?

1) собираюсь устроиться на работу;

2) собираюсь продолжать образование, поступить в институт;

3) собираюсь продолжать образование, поступить в ПТУ или техникум;

4) не собираюсь ни работать, ни учиться дальше;

5) мои планы еще не определены.

55. Какой уровень образования Вы считаете для себя достаточным?

1) я считаю, что мне будет достаточно и среднего образования;

2) среднее специальное (ПТУ, техникум);

3) высшее;

4) кандидат, доктор наук.

56. Ваш пол:

1) мужской;

2) женский.

57. В каком классе Вы учитесь?

1) в девятом;

2) в десятом;

3) в одиннадцатом.

58. К какой группе Вы относите Вашу семью по уровню дохода?

1) ниже прожиточного минимума;

2) на уровне прожиточного минимума;

3) к среднеобеспеченной;

4) к высокообеспеченной.

59. С кем Вы проживаете (отметьте всех, с кем Вы вместе живете)?

1) с матерью;

2) с отцом;

3) с родными сестрами, братьями;

4) с двоюродными, троюродными сестрами, братьями;

5) с бабушкой, дедушкой;

6) с дядей;

7) с тетей;

8) с другими людьми (напишите, с кем)___________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

60. Какое образование у Ваших родителей?

Мать:

1) среднее;

2) среднее специальное (ПТУ, техникум);

3) высшее;

4) кандидат, доктор наук;

Отец:

1) среднее;

2) среднее специальное (ПТУ, техникум);

3) высшее;

4) кандидат, доктор наук.

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ОТВЕТЫ!