Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №2/2007


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Картотека опыта

Евгения Архипова

Чем сможем – поможем...

А что у вас?

Любое образование, тем более, профильное предполагает «выход» на определенную профессиональную деятельность. Не только школьники, но, нередко, даже выпускники профессиональных учебных заведений (как высших, так и средних) не знают, какие перспективы дает им получаемое образование, с какими трудностями они столкнутся при выборе конкретной профессии, каков реальный уровень оплаты труда в избранной ими сфере деятельности и сможет ли их работа по специальности решить их житейские и бытовые проблемы.

Ориентирование в мире профессий невозможно без определенного объема знаний о профессиях. Что мы можем здесь предложить нашему читателю для того, чтобы помочь ему разобраться в своих интересах, наклонностях и возможностях, получить информацию о «рынке» и рейтинге современных профессий и «профессиональных» потребностях своего региона? Информации такой явно недостаточно.

В крупных библиотеках (в основном, в юношеских) созданы и работают отделы профориентации. А что может предложить своему читателю обычная школьная или детская библиотека? Помнится, в каждой библиотеке обязательно располагалась книжная выставка по профориентации: «Мир профессий», «Я выбираю профессию», «Работа у нас такая» и т.д. У вас тоже есть такая выставка? А что на ней представлено?

Новая литература практически отсутствует. И на данный момент многие выставки можно назвать скорее дезинформационными: на них представлена безнадежно устаревшая литература по профессиям. Давайте посмотрим, каким профессиям были посвящены книги прошлых лет: обувщик, трикотажник, статистик, пекарь, хлопкопрядильщица, водолаз, ткачиха, судовой электромеханик, повар, углеобогатитель, пожарный, станочник, прессовщик, мукомол, путеец, учитель, полярник, медработник, строитель. Все больше – рабочие профессии.

А вот сегодняшний «рынок профессий»: web-дизайнер, программист, рекрутер (он же «эйчар»), неофициальный автор, финансовый кредитный аналитик, дизайнер, PR-менеджер, финансовый брокер, хед-хантер и др. По ряду исследований, самыми нужными профессионалами в настоящее время являются: программист, бухгалтер, инженер-технолог, секретарь-референт со знанием иностранных языков, дизайнер, менеджер по продажам, менеджер по рекламе, менеджер офиса, юрист, логистик, водитель-экспедитор, продавец. В ближайшие годы будут востребованы: юридические и экономические специалисты, специалисты в области компьютерных технологий, логистики, специалисты в области маркетинга и PR, инженеры по теле- коммуникационному оборудованию, химики-пищевики и инженеры-строители.

Устарели, соответственно, и наши тематические картотеки. Их необходимо «реанимировать» посредством введения разделов и рубрик «Новые профессии».

Изменившееся время требует новых форм библиотечной работы в вопросах информирования о современных профессиях.

Некоторые библиотеки идут по пути создания собственными силами пособий «малых форм». Так, например, детская библиотека № 96 (ЦБС «Юго-запад» г. Москвы) предлагает ребятам серии буклетов. Их разработкой занимается психолог библиотеки Вера Анатольевна Лазарева. «Выбирай профессию правильно» – материалы этой серии, как правило, содержат тесты, помогающие ребенку разобраться в себе самом: определить свои наклонности, интересы и предпочтения и соотнести их со своими возможностями и реалиями окружающей действительности. Например, тест: «Я предпочту». Серия «Профориентация» состоит из ряда профессиограмм: «Врач», «Инженер», «Актер», «Журналист» и др. Все они построены по единой схеме:

– Доминирующие виды деятельности.

– Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (профессионально-важные качества) – способности, личностные качества, интересы и склонности.

– Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности.

– Области применения профессиональных знаний.

– История профессии.

– Учебные заведения, обучающие данной профессии.

Многие библиотеки, например, Республиканская библиотека для детей и юношества г. Ижевска, ведут «Календарь профессий». Эта форма работы позволяет нашим коллегам приурочить не только книжные выставки, но и другие профориентационные мероприятия к профессиональным праздникам. Такой календарь, разработанный на год вперед, позволяет им сориентироваться в профессиональной потребности региона и готовить мероприятия с учетом экономического профиля города, района.

«Профессиональный» взгляд

В этот список вошли книги и материалы из периодических изданий, вышедшие в 2000 – 2006 гг. Список подготовлен на основе фонда Центральной городской детской библиотеки им. А.П. Гайдара г. Москвы.

Книги:

Пиль А. Пожарные / А. Пиль; Пер. А. А. Косарев. – М. : Астрель : АСТ, 2001. – 40 с. : цв. ил. – (Все обо всем). – Указ. : с. 40.

Почепцов Г. Г. Профессия : имиджмейкер / Г. Г. Почепцов. – 2-е изд., исправ. и доп. – СПб. : Алетейя, 2001. – 256 с.

Шалаева Г. П. Большая книга профессий для самых маленьких / Г. П. Шалаева. – М. : Эксмо : Слово, 2005. – 239 с. : цв. ил.

Шалаева Г. П. Кем мне стать? : Большая книга профессий / Г. П. Шалаева. – М. : Эксмо : Слово, 2004. – 191 с. : цв. ил.

Шалаева Г. П. Хочу стать врачом : Малыш выбирает профессию / Г. П. Шалаева ; худож. Н. Новичихина, В. Долгова. – М. : Эксмо : Слово, 2003.?– 63 с. : цв.ил.

Выбор профессии. Доп. том / Ред. А. Ростоцкая, О. Носкова, В. Белоусова. – М. : Аванта+, 2003. – 427 с. : цв. ил. – (Энциклопедия для детей).

Статьи из периодических изданий:

В библиотеку – за профессией: служба профконсультации в Российской государственной юношеской библиотеке // Крылья. – 2006.– № 1–2. – C. 9.

Дыгало В. А. Морские профессии / В. А. Дыгало // Лазурь. – 2001.– №1. – С. 12–13 : ил.

Клёпа выбирает профессию : Фермер // Клёпа. – 2001. – № 4 (67). – [Весь номер].

Клёпа выбирает профессию : Инженер // Клёпа. – 2001.– № 5 (68). – [Весь номер].

Клёпа выбирает профессию : Дизайнер // Клёпа. – 2001.– № 6 (69). – [Весь номер].

Клёпа выбирает профессию : Эколог // Клёпа. – 2001.– № 7 (70). – [Весь номер].

Клёпа выбирает профессию : Педагог // Клёпа. – 2001.– № 8 (71). – [Весь номер].

Клёпа выбирает профессию : Спасатель // Клёпа. – 2001.– №9 (72). – [Весь номер].

Клёпа выбирает профессию : Биолог // Клёпа. – 2001.– № 10 (73). – [Весь номер].

Клёпа выбирает профессию : Юрист // Клёпа. – 2001.– № 12 (75). – [Весь номер]

Нелюдима В. Моя профессия – кинолог / В. Нелюдима // Детская роман-газета. – 2001. – № 4. – С. 38–41 : ил.

Печникова М. Профессии – вокруг света / М. Печникова // Лазурь. – 2001.– № 4. – С. 24–25 : ил.

Печникова М. Профессия – психолог / М. Печникова // Лазурь. – 2001.– № 9. – С. 26–27.

Прошина Л. Не ошибись, выбирая пути / Л. Прошина // Смена. – 2001. – № 10. – С. 254–257.

Проведем мероприятие

Воробьева Е. Е. Город Мастеров : Познавательная программа для детей младшего школьного возраста / Е. Е. Воробьева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2005. – № 4. – C. 48–55 : ил. – Библиогр. : с. 55.

Емельянова Л. Угадай профессию / Л. Емельянова // Читаем, учимся, играем. – 2006. – № 1. – С. 73–76 : ил. – Библиогр. в конце ст.

Ихянова Т. Все профессии нужны, все профессии важны : Урок по ознакомлению с окружающим миром. 2-й класс / Т. Ихянова // Начальная школа – Первое сентября. – 2005.– № 5, 1–15 марта. – С. 13–15.

Каркачева Н. [Все профессии важны]: Классный час / Н. Каркачева // Начальная школа – Первое сентября. – 2005.– № 5, 1–15 марта. – С. 16–18.

Коровина И. А. Любимые книги читая, профессии мы выбираем : Литературно-творческое занятие для детей 6–10 лет / И. А. Коровина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2005.– № 4. – С. 11–17 : ил.

Шаврина М. Все работы хороши – выбирай на вкус : Ход праздника / М. Шаврина // Начальная школа – Первое сентября. – 2005.– № 5, 1–15 март. – С. 19–26.

Эколог – профессия будущего : Материал для беседы // Читаем, учимся, играем. – 2003. – № 8. – С. 77–78 : ил.

Книги увлеченных*

Колмогоров А. Н. Математика – наука и профессия / А. Н. Колмогоров; Сост. Г. А. Гальперин. – М. : Наука, 1988. – 288 с. – (Б-чка «Квант»).

Никулин Ю. В. Почти серьезно... / Ю. В. Никулин ; ил. Ю. Никулина. – М. : Пресса, 1992. – 576 с. : ил.

Углов Ф. Г. Сердце хирурга : Автобиографическая повесть / Ф. Г. Углов; рис. и оформл. О. Бионтовской. – 3-е изд., доп. – Л. : Дет. лит., 1987. – 270 с. : ил.

Эфрос А. В. Профессия: режиссер / А. В. Эфрос. – М. : Искусство, 1979. – 367 с.

Юрий Левитан: 50 лет у микрофона / Сост. В. М. Возчиков. – М. : Искусство, 1987. – 199 с. : ил.

___________________
* Книги о себе в профессии, написанные профессионалами и яркими, увлеченными личностями, могут составить «золотую полку» книг «Профессия в судьбе» и стать лучшей агитацией за ту или иную профессию.