Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №2/2007


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Карточка психолога

Наталья Малахова

«Ищи себя, пока не встретишь»

Как сто лет назад?

Наталья Григорьевна Малахова
гл. библиотекарь отдела психологической поддержки РГДБ
Москва

В школах сегодня почти повсеместно вводится профильное обучение для старшеклассников. Это не новшество. И в советские времена, наряду с общеобразовательными, работали математические и языковые школы. Велось углубленное обучение старшеклассников и по различным другим направлениям – были химико-биологические классы, технологические, педагогические. В последнее время появились школы и классы экономического, юридического, лингвистического направлений.

Всеобщий переход к профильному обучению, по сути, ставит школьника в ситуацию ранней специализации и раннего выбора профессии. Хорошо это или плохо для самих школьников, с какими трудностями они сталкиваются и какие преимущества получают?

Надо сказать, сама идея раннего профессионального обучения далеко не нова. Еще в дореволюционной России наряду с классическими гимназиями существовали реальные училища. Сторонники реального обучения считали, что образование должно готовить ребенка (подростка) к жизни, давать ему конкретные, необходимые в дальнейшем знания, умения, навыки, а не загружать голову ненужными, даже избыточными, уводящими от реальной жизни сведениями. Не правда ли, знакомая аргументация? И сейчас мы слышим, что «школа не должна отставать от жизни, а шагать в ногу с ней», готовить к реальной жизни – это от руководителей образованием. «Зачем моему ребенку эти дифференциалы и химические формулы, они ему в жизни никогда не потребуются!» – это уже от родителей.

В предельном своем выражении, то есть доведенная уже до абсурда, эта идея реального образования прозвучала недавно из уст главного редактора журнала «Народное образование». (Не ручаюсь за точность формулировки, но смысл воспроизвожу достаточно точно). Суть высказывания состоит в том, что школы наши замучивают бедных детей до полусмерти правилами грамматики, химическими формулами, математическими вычислениями. А кому нужны эти бесполезные знания и умения, ведь у всех есть калькуляторы, в компьютерах – программа, исправляющая ошибки. В зале послышалось хихиканье: все вспомнили, что географию учить незачем – извозчик довезет, и про дверь, которая имя прилагательное. А докладчик продолжал: посмотрите, кто в жизни чего-то добился, – двоечники-троечники, которые сумели вовремя извернуться, не уча ничего в школе. А где ваши зубрилки-отличники? Чего добились в жизни те, которые знают-умеют? Смешно сказал человек, но больше никто не смеялся, все притихли, страшно стало. И живем мы так, и реформы у нас такие, потому что «добились», другими словами, руководят нашей жизнью бывшие двоечники, лентяи и халявщики. Только Фонвизина, к сожалению, на наше время нет, одни Митрофанушки. Кстати, меньше всего по этому поводу мне доводилось слышать протестов от самих детей, погруженных в телесериалы, компьютерные игры и модные журналы. При этом уже давно не обсуждаются вопросы, так волновавшие педагогическую, психологическую и даже философскую общественность в 60-70-ые годы. А к какой именно жизни школа готовит: быть послушным исполнителем указаний начальника и аккуратным шлифовщиком-вальцовщиком деталей или – человеком Разумным, способным принимать самостоятельные решения, критически мыслить, отстаивать свои убеждения? Для второго надо быть, как минимум, человеком, скажем осторожно – имеющим разносторонние и систематизированные знания. И вообще, школа – это подготовка к жизни? Или, может быть, это и есть сама детская жизнь, полноценная и самоценная? И в этой своей самоценности – такая же важная для человека, как и другие его жизненные периоды.

Может и должна ли школа гнаться за жизнью или это утопия? Ведь жизнь всегда уходит вперед, и школа обречена на вечные безрезультатные гонки. Или школа должна сформировать человека, способного ориентироваться в быстро меняющейся современной действительности, жить полноценно в любых условиях, умеющего самого себя учить? «Школа должна учить мыслить», – писал в 60-е известный советский философ Э.В.Ильенков. «Школа должна воспитать человека учащегося, то есть учащего самого себя»,?– писал в 80-е другой замечательный философ – В.С.Библер. В этом направлении и работали тогда лучшие педагогические, психологические умы, создавались экспериментальные школьные программы, разработки, которые и сегодня такие же новаторские, как и 30–50 лет назад. А учат мыслить, дисциплинируют, тренируют ум именно формальные дисциплины, – вступают в дискуссию сторонники формального образования. И современные родители ведут своих чад в физико-математические школы и лингвистические гимназии, где обучение хоть и профильное, но дисциплины-то в большом количестве формальные, далекие от реальной жизни, но тренирующие и воспитывающие мышление.

В этот небольшой теоретический экскурс я пустилась, чтобы показать, что проблема ранней профессионализации школьного образования не так проста и однозначна, как кажется. Она выходит на общие философские представления о том, что такое вообще обучение, воспитание, образование, какова их роль в жизни человека.

Что сегодня?

Случилось так, что на данном временном отрезке школа опять пустилась вдогонку за жизнью посредством введения профильного обучения у старшеклассников и подготовке их к реальной жизни. Профиль в старших классах выбирается, естественно, с прицелом на будущую профессию. И хотя в школах, наряду со специализированными, существуют и общеобразовательные классы, в просторечии «общаги», но идут в них, как правило, дети, менее склонные к интеллектуальному труду, в учительской терминологии «слабенькие». (Заметим, что сейчас ситуация с «общагами» начала меняться: их стали предпочитать и «сильные» старшеклассники, которые уже выбрали себе вуз и хотят, не забивая себе голову «лишними» предметами, получить хороший аттестат и иметь больше времени на подготовительные курсы и репетиторов). Так или иначе, проблема выбора профильного класса (а в итоге – и выбора будущей профессии) встает перед нашими детьми уже в девятом (а в некоторых школах – и в восьмом) классе.

Какие трудности испытывают подростки и как помочь им сделать осмысленный грамотный выбор, учитывая то обстоятельство, что выбирать профессию они вынуждены в 14 лет – мягко говоря, не в самый удачный для этого возраст.

Для проведения профориентационной работы в 1996 году был создан Московский центр труда и занятости молодежи «Перспектива». Здесь проводятся тренинги и консультации для помощи подросткам в выборе профессии, работают специальные классы. Профконсультирование и профориентационные игры и тренинги проводятся и в многочисленных психологических центрах и консультациях. Не отстают от коллег и психологи, работающие в библиотеках.

В Российской государственной юношеской библиотеке профориентационная работа – давно освоенное и уже ставшее традиционным направление. Психологи Центральной городской юношеской библиотеки им. М.Светлова предлагают старшеклассникам и их родителям информационную поддержку по вопросам поступления в высшие, средние специальные и профессионально-технические учебные заведения, разрабатывают индивидуальную стратегию для подготовки в учебное заведение.

В нашей Российской Государственной детской библиотеке такая работа проводится в отделе психологической поддержки читателей уже 20 лет. Старшеклассники, приходящие к нам на консультацию (мы работаем по трем программам: 7-й класс, 8–9-й и 10–11-й классы), проходят компьютерное тестирование, направленное на выявление их интересов и склонностей, способностей и некоторых личностных особенностей. По результатам тестирования они (а при желании – и их родители) беседуют с психологом, знакомятся со справочной и рекламной литературой по учебным заведениям. Задачи, которые решаются на консультации, могут быть различными. Кто-то выписывает телефоны и адреса подготовительных курсов, вузов и техникумов, кто-то получает выработанный вместе с психологом список направлений или конкретных специальностей с наказом проанализировав все еще раз – сделать окончательный выбор, кому-то предлагают походить на дни открытых дверей, почитать литературу, поговорить с родителями, чтобы больше узнать о предполагаемой специальности. Но в любом случае, даже если у человека не удалось обнаружить никаких профессиональных склонностей и интересов – просто потому, что они еще не сформировались (что вполне нормально для 14–15 лет), – подросток получает импульс на решение этой проблемы, «программу» думать над ней.

Теперь о трудностях, которые подстерегают старшеклассников на этом пути. Для начала вспомним – и запомним, это еще пригодится! – что помогало нам в 16–17 лет выбирать себе будущую профессию.

Конечно же, давным-давно, лет 10–20–30… назад все не просто знали, кем работают папа-мама, но и чем они на своей работе занимаются, а также – чем занимаются в профессиональном плане?– друзья, родственники, соседи. Кроме того – и это существенно – дети и подростки читали (я имею в виду свободное чтение, книги для души) и книги, если не впрямую, то косвенно, рассказывали о множестве человеческих занятий, о мире профессий. То же относилось и к кино, и телефильмам. Сейчас свободное чтение подростков (как и взрослых) – по преимуществу развлекательное. А из детективов и дамских романов хотя и можно вынести некоторое представление о профессиональной деятельности работников правозащитных органов (эта сторона жизни представлена наиболее сильно), банкиров, бандитов и женщин, как прежде говорили, легкого поведения, но представление это будет именно «некоторое», то есть неполное и, в известной степени, искаженное. Об этих же профессиях можно узнать и из многочисленных и с удовольствием потребляемых детьми разного возраста сериалов. В телевизоре эта компания пополняется юристами и служащими различных фирм и агентств, которые демонстрируют свой успех и неудачи не пойми в чем. То есть, по сути, непонятно, что конкретно они делают, и о чем переживают на работе. Я не склонна ностальгировать по советской действительности, но была тогда очень нас веселившая практика классных часов, на которые приходили по очереди родители всех учеников и рассказывали о своей профессии. Сейчас это кажется не такой уж и глупой затеей. Во всяком случае, звучное слово линотипист осталось в памяти вместе с некоторыми профессиональными тонкостями этого дела именно из рассказов папы одноклассника, как, впрочем, и многое другое.

Штрихи к портрету

Несколько примеров из практики психолога-консультанта проиллюстрируют тот общеобразовательный и интеллектуальный багаж, при помощи которого современный подросток выбирает профессию.

Случай 1 (весьма распространенный).

На профконсультацию пришел (пришла) юноша (девушка) 10-го (11)-го класса. После выполнения тестовой программы в ходе беседы выясняется, что проблема выбора профессии (и, соответственно, учебного заведения) стоит достаточно остро, и своими силами семья решить ее не может. На вопрос консультанта, какую профессию имеют и кем работают папа и мама, невинное дитя отвечает: «А они на фирме работают».

– А чем занимается эта фирма: строит, продает, лечит, оказывает какие-то другие услуги?

– Не знаю, ну, она просто фирма, не совместная.

– А что папа (мама) там делает, чем занимается в течение рабочего дня?

Туманный взгляд ребенка просветляется, он снисходительно смотрит на консультанта, как на недоумка, и веско отвечает: «Как чем занимается? Деньги зарабатывает!».

Случай 2 (тоже достаточно типичный).

Очаровательное создание, свободное и раскованное, с порога заявляет, что она решила быть журналистом (при этом психолог обращает внимание на бедность лексики, малограмотную речь, неправильное построение фраз). Конечно, первое впечатление очень важно, но руководствоваться им нельзя. Бывает, что в скукоженном и запинающемся юноше скрыт могучий интеллект, интерес и знания в какой-то конкретной предметной области, желание и умение работать. И, напротив, – краснобай и балагур в более подробной беседе оказывается весьма ограниченным и поверхностным человеком. Но презумпция психолога: в каждом есть своя «изюминка», у каждого можно за что-то зацепиться, надо только это что-то найти. Ищем дальше. Выясняется, что создание это больше всего скучает на уроках литературы, с русским дела из рук вон плохо, а самый кошмар школьной жизни – это писать сочинения.

– А ты книги какие-нибудь читаешь?

– Нет, книги не люблю.

– А вообще что-нибудь читаешь?

– Журналы иногда. Где про моды есть и про косметику.

– Видишь ли, чтобы заниматься журналистикой, надо быть образованным человеком, и потом, чтобы учиться на факультете журналистики, придется очень много читать, грамотно писать.

– Зачем? Я же буду телевизионным журналистом. Мне там все на дисплее напишут, а прочитать-то я как-нибудь смогу. (Кстати, девушка не так уж и неправа, современное телевидение, похоже, движется именно в этом направлении.)

Случай 3 («изысканный»).

Эта девушка не менее очаровательна, но говорит свободно, взгляд осмысленный. Она считает, что ее призвание – искусствоведение. Ей очень нравится изучать разные стили.

– А у тебя есть любимый стиль?

– Да, больше всего мне нравится модерн, он такой изысканный, такой необыкновенный. (Сказать, что консультанту это, как бальзам на душу – ничего не сказать об этом счастливом мгновении. Подключаюсь сразу же.)

– А ты любишь в Москве смотреть здания в стиле модерн? А была в доме Горького? Обязательно сходи, там музей, посмотри интерьеры.

– А что, разве есть дома такие в Москве? Нет, я считаю, что в Москве вообще смотреть нечего, это вам не Париж. И потом я не люблю на дома смотреть.

– А на чем же ты изучаешь стиль модерн, если не на архитектуре, оформлении интерьеров?

– Ну, я кровати такие видела – «модерн» называются. У них очень изысканные изогнутые спинки. В журнале. В этом сезоне очень актуально.

Конечно, далеко не все подростки подходят к выбору профессии с аналогичным багажом сведений и представлений, но тенденция, увы, такова.

Раньше – 7–10 лет назад – подростки обращались за помощью профконсультанта, главным образом, в следующих случаях: за поддержкой – им необходимо было подтвердить правильность уже сделанного выбора; за помощью в выборе между двумя вариантами (профессий, предметов, областей знания), каждый из которых был привлекателен; в случае, когда подросток вообще ничего для себя сам не мог придумать; если подросток и родители по-разному (часто противоположно) представляли себе его будущую профессиональную деятельность. В последнем случае родители обычно отговаривают своего ребенка от сделанного им выбора из-за низкой оплаты труда, непрестижности профессии, из-за того, что это «очень тяжелый труд» (если «ребенок» выбирает педагогику, особенно дошкольную, медицину – фельдшер или медсестра, реже – ремесленные, рабочие специальности. Вот слова мамы, дочь которой мечтает работать воспитательницей в детском саду: для осуществления твоего желания сначала надо найти стабильного спонсора).

Учитывают родители и трудности трудоустройства, несоответствие традиционному делению профессий на мужские и женские (какие бои выдерживают дома девочки, мечтающие о геологии, спелеологии, археологии, – и мальчики, видящие себя парикмахерами, портными, учителями!). И реже родители обращают внимание на соответствие выбираемой профессии возможностям, способностям, интересам, складу личности их чада. А именно это учитывает, в первую очередь, психолог-консультант (хотя, конечно, нельзя забывать и о спросе на различных специалистов на рынке труда, и о ценах на образовательные услуги, и о качестве самих этих услуг и множестве других факторов – вплоть до времени проезда до учебного заведения).

Самыми сложными для профконсультанта случаями были школьные двоечники и, как ни странно, отличники. С двоечниками все понятно: интересов никаких, кроме как послушать музыку и «потусоваться» (но это к выбору профессии не относится) знания об окружающем мире отрывочны и поверхностны, структура способностей не выявляется, нередки затяжные конфликты с родителями и учителями и пр. А отличники, в противовес сложившемуся и довольно стойкому народному представлению, вовсе не унылые и безынициативные «зубрилки», а люди, которым очень многое в этой жизни интересно, многое у них получается, и они затрудняются из этого множества привлекательных занятий выбрать что-то одно.

Каковы особенности выбора профессии (профильного обучения) у современного старшеклассника? На настоящее время мы имеем: изменения в структуре рынка труда – спрос и предложение различных специальностей, появление множества новых профессий, огромное расслоение в оплате труда, переход к платному образованию, отказ от создания профессиональной армии, колоссальный разрыв в уровне жизни и материальных возможностях различных групп населения. Все это непосредственно влияет на ситуацию профессионального выбора.

Комментирует современную ситуацию психолог-консультант отдела психологической поддержки читателей Светлана Сергеевна Кукушкина:

Наши старшеклассники очень часто даже не знают содержания профессиональной деятельности своих родителей, они вообще очень мало знают о различных профессиях, соответственно, не имеют представления о своей будущей профессиональной деятельности: чем придется заниматься, какие будут условия труда, какие качества личности важны для данной профессии, как осуществляется профессиональный рост. Мало кто из старшеклассников понимает, что такое карьера, то, что она бывает разной и строить ее можно по-разному. Основные мотивы при выборе профессии – престижность, нацеленность на получение высокой зарплаты при минимуме затраченных усилий и небольшом практическом и теоретическом багаже профессиональных знаний. Главное желание родителей – обеспечить своим детям прибыльную и спокойную профессию с минимальной конкуренцией. Исходя из этих предпосылок, плюс учет материальных возможностей семьи (для юношей еще и необходимость откосить от армии), и происходит выбор учебного заведения.

Таким образом, все более актуальным становится принцип КПУ (куда папа устроит) – перекладывание этого ответственного решения на плечи родителей: чего самому волноваться и мучиться, им оплачивать курсы и обучение, они лучше знают жизнь, они всегда помогут детям. В результате страдают и родители, и их инфантильные чада. Осложняет дело и отсутствие хоть какой-нибудь заинтересованности школы в этом вопросе (кроме чисто формальных отписок о проведении профтестирования, результатов которого детям порой даже не показывают, а если и показывают, не объясняют), хотя именно в процессе учебы обычно достаточно четко вырисовываются личностные черты и предрасположенность к различным видам деятельности.

Что делать?

С вопросами «что мы имеем?» и «кто виноват?» более или менее разобрались, остается главный – «что делать?».

Первое, и самое главное: надо с детьми-подростками-отроками разговаривать! Разговаривать серьезно, без скидок на нами же и выращенный инфантилизм. О том, что происходит в мире, о жизни вокруг, и, конечно, о том, чем взрослые люди занимаются, уходя на работу. Разговаривать надо родителям (которые вечно заняты зарабатыванием денег), учителям (не знающим, где им взять лишний час на выполнение программы), средствам массовой информации. Телевидение оставим в стороне – на него надежда небольшая, но наши подростки все любят... читать. Читают они глянцевые подростковые журналы, и эти журналы довершают дело ТВ по загону тинэйджеров в отведенное им массовой культурой глянцевое стойло. Немного об актуальных направлениях подростковой моды, о кроссовках, тусовках, о сексе – вот она готовая соска-жвачка, чтобы дитя не плакало, чтоб «всяк сверчок знал свой шесток» и не лез во взрослую жизнь. Одна девушка, читательница не самого плохого такого журнала, сказала: «Похоже, авторы и сами не подозревают, что кроме детективов, о которых они рассказывают, есть и другие книги, кроме боевиков – другие фильмы, спектакли, выставки».

Но есть (!) журналы для подростков – тоже в глянцевых обложках, с веселыми картинками и множеством фотографий, несложно и нескучно написанные, которые выходят специально, чтобы помочь старшеклассникам разобраться в мире профессий. Об этих – других – журналах также рассказывает С.С. Кукушкина:

Начнем с ежемесячного журнала «Обучение & карьера в России и за рубежом». Он информирует о российских и зарубежных учебных заведениях, о путях и способах получения профессионального (высшего, среднего, дополнительного) образования. В каждом номере рассказывается о различных профессиях: содержании профессиональной деятельности, возможностях роста и построения карьеры. Что отрадно, рассказывается и о профессиях популярных, пользующихся спросом на рынке труда, и о менее престижных, о редких и совсем еще новых. Много внимания уделяется среднему профессиональному образованию.

В журнале обсуждаются различные вопросы профориентации и профессионального самоопределения, даются рекомендации специалистов-психологов, рассказывается, как избежать различных ошибок при выборе профессии. Очень важной является периодическая информация о рейтинге популярных и перспективных профессий. Издание отличается от других и тем, что в нем рассматриваются вопросы получения профессионального образования и построения карьеры от «нуля» и далее без ограничения возможностей. Недостаток, на наш взгляд, в том, что рекламируются, в основном, негосударственные учебные заведения.

Следующий журнал – «Куда пойти учиться?»– выходит несколько раз в месяц, так что новой и свежей информации по вопросам обучения можно получить гораздо больше. Журнал рассчитан на старшеклассников и их родителей, написан доступным и понятным языком. С одним из последних номеров вышло приложение «Записная книжка абитуриента», где излагается стратегия подготовки и поступления в вуз: от выбора подготовительных курсов до подачи апелляции в случае неудачной сдачи экзаменов.

Несомненное достоинство издания – самая различная информация о профессиях. Это и краткая «Азбука профессий от А до Я», и рубрика «Выбираем профессию», содержащая подробный анализ какой-либо определенной профессии, рейтинг вузов, эту профессию дающих, информация об оплате, рубрика, где обсуждаются наиболее перспективные профессии. В каждом номере обсуждаются различные актуальные вопросы получения высшего образования: целевой набор, кредит на обучение, поступление в вуз без экзаменов и т.п. Недостаток этого журнала такой же: основное место уделяется рекламе негосударственных учебных заведений.

Еще одно издание – «Абитуриент. Ежемесячный журнал для старшеклассников и поступающих в вузы». Здесь основное место уделяется государственным учебным заведениям, подробно излагается стратегия подготовки и поступления, учитываются различные нюансы ситуации выбора учебного заведения (например, что делать, если старшеклассник разочаровался в выбранной профессии, учась на подготовительных курсах). Журнал знакомит читателей и с некоторыми психологическими хитростями: как грамотно распределить при подготовке силы и время, какие существуют различные техники запоминания, как строить отношения «абитуриент – преподаватель» и пр. Очень интересен раздел, где рассматривается проблема выбора профессии с учетом личностных качеств и особенностей человека.

В каждом номере дается информация для подготовки в вузы, примеры вступительных экзаменационных заданий, психологические аспекты подготовки к сдаче экзамена. Также журнал предлагает различные справочники для абитуриентов, целый ряд учебной литературы.

Наименее интересный журнал – «Абитуриент среднего профессионального учебного заведения». Большая его часть посвящена примерным программам вступительных экзаменов и вариантам экзаменационных билетов. Сведения об учебных заведениях совершенно не затрагивают специфики профессии. Информацию получить можно, но искать ее слишком трудно и скучно.

Вот таково на сегодняшний день положение вещей. Вопросов, кажется, больше, чем ответов. Но если эти ответы искать, то они не так уж сложны.