Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №3/2007


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Картотека опыта

Алёна Маркова

Пока идет подсчет

Социологическое исследование:
местные наблюдения и некоторые выводы

Вопрос участвовать или нет в социологическом исследовании «Читатель XXI века» – даже не возникал. Конечно же, да! И это было мнение и библиотеки, и администрации школы. Прекрасная возможность узнать мнение молодежи о массе проблем, начиная с читательских предпочтений и завершая видами на будущее. Интересно же! Главное – убедить участников (учащиеся 9–11-х классов) заполнить огромную анкету на 6 листах серьезно, «без дуракаваляния» и, по возможности, честно, чтобы получился объективный материал для дальнейшей работы – анализа, обобщения, выводов. Но ждать подведения итогов общероссийского исследования так долго. А как хочется узнать, что же у нас делается. Потому засела за собственные подсчеты. Времени потребовалась уйма! Ведь еще и другая работа есть. Но дело того стоило.

Конечно же, не все участники серьезно и ответственно отнеслись к заполнению анкет. И все же основные тенденции выявить и проследить можно.

Итак, как и просили организаторы исследования, представлюсь: школа – столичная, специализируется на изучении иностранных языков. Анкеты заполнили 143 учащихся 9, 10 и 11-х классов в начале октября. Вопросы были очень подробными и разнообразными (всего 60 вопросных блоков с многочисленными вариантами ответов). На заполнение в среднем требовалось 25–30 минут. Должна отметить, что какой-то особой процентной разницы в ответах девяти-, десяти- и одиннадцатиклассников не было (за редким исключением, о чем будет сказано особо).

Что же мы получили? Например, есть ли свободное время у наших подростков? Оказалось, что есть. Некоторые его даже «убить» не знают как. Выяснилось: в это свободное от учебы время ребята предпочитают в первую очередь общаться с друзьями – 78 %. (Хотелось бы поточнее знать – «вживую» или виртуально, к сожалению, такого параметра в анкете не было). 64% желает общаться с компьютером. Хорошо все же, что живое общение перевешивает машинное. Правда, надолго ли? Кто знает. Продолжим. 47% респондентов любят заниматься спортом (замечу – и мальчики, и девочки), 42% – смотреть TV (увы и ах! но от телевизора подростку в современной жизни не сбежать, не скрыться). И наконец-то! – 39% предпочитают читать. «А все-таки она вертится»! Они?– читают! Наша взяла! И процент не маленький. И спасибо им, что книга оказалась на пятом, а не на девятом или двадцать-последнем месте. Это выяснили, пойдем дальше.

Анкетирование показало, что ребята отдают предпочтение русской дореволюционной (т.е. нашей классике) и западной литературе 20 века. В жанровом отношении старшеклассники любят читать фэнтези – 37% (кто бы сомневался, это и так было ясно). На втором месте оказался психологический роман – 30%, а 26% увлекаются приключениями, что вполне понятно и закономерно.

На мой взгляд, в шестнадцатилетнем возрасте несколько «выбивается» именно психологический роман. А им стал в нашей школе – «Преступление и наказание». Потому что уроки по данному произведению прошли прекрасно, и в душу ребятам запали. Вот 11-е классы и записали в любимые именно эту серьезную, трудную и, как оказалось, такую интересную книгу. Но для «Преступления и наказания» я сделала исключение, т.к. решила из списка «любимых литературных произведений» удалить все программные. Это ведь так просто и прямолинейно перечислить «Евгения Онегина», «Бедную Лизу» наравне с другими классиками. Интересно же знать, что творится за их рамками. Как выяснили только что, в 11-м царит Федор Михайлович. Помимо него ребята назвали любимыми: Мураками, Д.Брауна, Зюскинда. Все предсказуемо, современно, модно. Но. Произведения этих авторов тоже можно отнести к психологическому роману, просто Ф.М. значительно крупнее.

Смотрим, что получилось в 10-х классах. Здесь?– Лукьяненко с его многочисленными «Дозорами», Борис Васильев (разные произведения), «Дети Арбата», Акунин, Пелевин.

В 9-м классе школа опять-таки проявила себя. Теперь внеклассным чтением. Чтобы ни говорили о личности в истории, учитель в жизни детей играет большую роль. Судите сами. В восьмом классе на внеклассном чтении дети познакомились с О.Уальдом («Портрет Дориана Грея») и исторической драмой Г.Сенкевича «Камо грядеши». Многих вы знаете, кто рискнет провести уроки по данным произведениям? Обсудить вечные проблемы – верность, честь, мужество независимо от времени и эпохи? Да еще и предложить ребятам на свой выбор инсценировать небольшой отрывок! Естественно, такой урок и книги останутся в памяти надолго. Вот и перечислили девятиклассники сейчас среди любимых произведений «прошлогодних» О.Уальда и «Камо грядеши», а также «Мастера и Маргариту» (которых будут изучать только в 11-м классе) и «Властелина колец». На вопрос, что ребят побудило читать именно эти произведения, они ответили так:

– книга «вызывает во мне эмоциональный отклик» – 52%; «заставляет задуматься над важными нравственными проблемами» – 50% (дети отмечали по нескольку позиций). Трудятся все-таки их души, трудятся.

Анкетирование выявило, что помимо школьной программы, дети все-таки читают хотя бы «время от времени, эпизодически» – 58%. Совсем не читает 2,5% учащихся 9-х и 10-х классов. В 11-х таких не оказалось совсем. А если посмотреть, что именно они читают (позади был сентябрь), то это, конечно же, школьная программа – вся, как в зеркале:

– 9-е классы: Радищев и Фонвизин;

– 10-е классы: Островский, Гончаров;

– 11-е классы: Бунин, Короленко, Куприн, Горький. Здесь ни прибавить, ни убавить. Только констатировать: «программу» ребята читают практически все.

На вопрос «сколько книг Вы прочитали за последний месяц» ответили так: от 1 до «много». В среднем получилось 2,8 книги. Здесь были забавные случаи. Например, ученик честно пишет, что прочитал две книги. Анкета задает следующий вопрос: какие именно? Ответ: Гончаров, (подтверждаю: запятая) Обломов. Так я и не поняла, это две книги или одна? Помимо программных произведений ребята назвали:

– в 9-м классе – Ле Гуин, Пелевин, Стивен Кинг;

– в 10-м классе – Фрейд, Саган, Терри Пратчер, Макс Фрай, Сэлинджер;

– в 11-м классе – Джек Лондон, «Доктор Живаго», Улицкая, Астафьев, Ефремов, Гришковец, Санаев «Похороните меня за плинтусом».

Но интересы старшеклассников этими авторами не ограничиваются. Были перечислены следующие, уже прочитанные ими, книги: «Бойцовский клуб», «Биография группы “Психея”», «Записки кота Шашлыка», «Профессиональный оборотень», «Как выйти замуж за олигарха» – и другие, не менее колоритные названия. Кстати, о пособиях по замужеству. Исследование показало, что 20% старшеклассниц увлекаются дамскими романами. Любим мы, девочки, читать про любовь. И как выяснилось, не только брошюры определенного формата. Было приятно узнать, что читается хорошая литература «про любовь», где есть слог, стиль, напор чувств и эмоций: «Сага о Форсайтах», «Алые паруса», повести Франсуазы Саган, «Три товарища» Ремарка, «Камо грядеши» и другие. Это вам не «картонные» приключения куклы Барби в бетонных степях «забугорья».

Здесь следует отметить, что наши дети, оказывается, охотно обсуждают прочитанные книги с друзьями. С нами же, учителями, говорят об этом крайне редко и неохотно. Почему? Не знаю. Но есть о чем подумать.

Идем по анкете дальше. Оказывается, что около 80% семей наших учащихся не выписывает периодику, хотя детки активно и с удовольствием ее читают. Правда, выяснилось, что первенство здесь держат глянцевые журналы. Такие, как «Cosmopoliten», «Glamour», «Elle» и всякие прочие «Yesы». К счастью, читают еще и «Гео», «Вокруг света», серьезные спортивные и компьютерные журналы, газеты «МК» и «КП».

А вот теперь добрались и до библиотек. Начнем, естественно, со школьной. Нашу посещает значительно больше половины (60%) всех старшеклассников. Думаю, для столичного региона это неплохо: здесь и библиотеки, и книги – не проблема. Возможности большие. Поэтому высокий процент посещаемости выдать невозможно. Школьная библиотека получила абсолютно все оценки по 7-бальной системе. Для себя сразу отметила, что «доступности» явно маловато, но это объясняется просто: в библиотеке работает один специалист, а он и заболеть может, и на совещания его вызывают, да и просто урок может вести. Вот и стоит библиотека закрытая. Спрашивать: «кто виноват?» и «Что делать?» – пустое. Здесь я столкнулась еще и с такой ситуацией. Во-первых, именно те учащиеся, которые не посещают школьную библиотеку, обязательно ее оценивали, и библиотекаря тоже. Только у меня вопрос: а с какой стати они это делали? Почему? Не ходишь в библиотеку, не тебе, наверное, и судить о ней. Ведь те, кто не посещает районную библиотеку, ее и не оценивали. А школьную, значит, можно? Во-вторых, в некоторых анкетах обнаружились оч-чень своеобразные оценки работы школьного библиотекаря. Баллы выставлялись в определенной последовательности: один, семь, один, семь и так до конца. И как к подобному относиться? То ли респонденту сам процесс выставления баллов понравился, то ли именно эти самые цифры оказались дороги и любы – «один» и «семь»? Трудно сказать. Но прецедент есть, и он необъясним. Выяснилось также, что чем старше дети, тем выше оценки выставлялись. Наиболее критично настроенными в отношении библиотеки и библиотекаря оказались девятиклассники. Но в целом – ответы дают представление детей о школьной библиотеке и об ее сотруднике. А со стороны, как известно, виднее. И это заставляет о многом задуматься. Есть, есть повод для размышлений.

Помимо школьной, 54% старшеклассников в среднем один-два раз в месяц посещают какую-то еще одну библиотеку. Как правило, по необходимости, и потому, что рядом с домом (напрягаться не надо). 67% наших ребят интересуются литературными новинками, самостоятельно покупают книги. У подавляющего большинства есть домашние библиотеки и собственные полки. Кстати, вопрос об этой самой личной «полке» оказался какой-то странно неконкретный и непонятный. Она – только личная или все же домашняя, т.е. семейная? Опять же данный вопрос расположился в конце страницы, и у меня сложилось впечатление, что дети просто не замечали его и пропускали, не заполняли данную графу. Это, конечно, мелочи, но они будут искажать общую картину, которая и в больших масштабах складывается из подобных мелочей.

Анкетирование еще раз подтвердило уже известное. То, что наши дети не ограничиваются только печатными источниками информации. 52% старшеклассников читает электронные книги, 24% постоянно обращаются к электронным библиотекам, таким образом самостоятельно расширяя спектр используемой информации. На вопрос «Откуда вы получаете наиболее полезные и интересные сведения» 65% ответили – из Интернета. Для сравнения: из книг – 24% (все же неплохо), и только 11% – от учителей. Одним словом, Интернет – наш, вернее, их главный друг и советник.

Все наши дети имеют дома компьютер (РС – personal computer), у многих Интернет по выделенной линии, они пользуются периферийными устройствами и знают, что такое локальная сеть. Они даже вспомнили и указали, что используют РС и Интернет на уроках и во внеурочное время. Только большинство из них почему-то затруднилось ответить, какого уровня РС в школе: «Каким-то компьютером [пользуюсь], не знаю каким». Одним словом электронный «зверь» неизвестной породы.

Совершенно не удивили ответы, что ребята пользуются РС каждый день и не по одному часу, а если есть возможность, то более трех часов, как минимум. С помощью компьютера ребята слушают музыку (84%), готовят уроки (63%), играют в компьютерные игры (46%). Здесь все просто и заранее предсказуемо. Настораживают другие цифры. 15% наших детей с помощью РС уходят от реальных проблем (т.е. от своей собственной жизни), а 23% просто «убивают» время (это в старших-то классах). Интернет мои респонденты используют для того, чтобы получить необходимую информацию (77%), «скачать» музыку (76%), общаться (62%). Они ведут также собственные on-line-дневники, создают музыку и свои интернет-ресурсы. Но есть здесь тревожных три процента, которые через Интернет вымещают свою агрессию. Такие вот цифры и эмоции получились.

Что касается планов на будущее, то 95% учащихся 9–11-х классов собираются продолжить свое образование. Только 3,5% ограничатся средним специальным, остальные будут получать высшее образование. 12,6% уже сейчас определили для себя образовательную планку – кандидат и доктор наук. И это неудивительно, т.к. 76% наших мам и 74% пап имеют высшее образование, 12 человек из них имеют ученые звания. 67% детей отнесли свои семьи к среднеобеспеченным, т.е. имеющим возможность вкладывать семейные средства в образование своих детей.

Когда подошла к вопросу о жизненных ценностях, то невольно вспомнила фильм «Доживем до понедельника». И вот как распределились эти ценности по значимости:

1 место – счастливая семейная жизнь – 72% (и у мальчиков, и у девочек),

2 место – достижение материального благополучия (59%),

3 место – успешная профессиональная деятельность (49%). Кроме того, 16% наших респондентов назвали «воспитание детей» (и мальчики, и девочки), 6% – известность и популярность, 8% – успешную политическую деятельность (и для юношей, и для девушек). Вот такие жизненные ценности у поколения XXI века. Таков портрет наших старшеклассников. Думаю, данное социологическое исследование позволило нам лучше узнать наших учеников. Позволило им высказаться (без оглядки), нам – взглянуть на них под каким-то иным ракурсом и заново познакомиться с ними. Наши дети раскрылись новыми гранями и откровениями.

Забавно, конечно, но я получила удовольствие от работы в этом исследовании. Обрабатывая анкеты, все время ловила себя на мысли, что с нетерпением жду результатов: а что там еще, какие цифры появятся дальше? Прямо-таки детектив и приключение в рамках простого анкетирования. А ведь не зря ждала. Открыла для себя новый мир, ранее мне недоступный.

Данная статья не охватывает всех результатов. Материал собран большой, его трудно уместить в газетные рамки. Перед вами лишь отдельные заметки, выборочные комментарии на тему прошедшего социологического исследования.

Спросите: что дальше? Конечно же, работа, размышления над итогами. Возможно, представление и обсуждение их на педсовете. Скорее всего, будут списки литературы для родителей и учителей «Это читают наши дети», выставка книг «То, что читают твои друзья». Одним словом: «Думайте сами, решайте сами…».