Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2007


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ

Библиография

Тамара Кардановская

Ваш методический фонд

Список брошюр – приложений к нашим газетам за 2005–2006 годы

Вместо предисловия

Здравствуйте, дорогая редакция «БШ»!

О проблемах комплектования фонда школьных библиотек говорят и пишут много. (Еще больше пролито наших библиотечно-методико-комплектаторских слез!)

И если на книги для ребят мы стараемся находить деньги, да и акции различные научились проводить: «Подарите библиотеке книгу, которую вы хотели бы видеть в числе прочитанных вашим ребенком», «Новый год – с новой книжкой»; на подаренные книги ставим дарственные экслибрисы и т.д., то с комплектованием фонда для учителей-предметников и классных руководителей – проблема из проблем. Первая из них называется «денег нет», вторая (она оказалась, как это не странно, еще серьезней) – «деньги дали, что приобрести?», а третья – «что искать?».

И ответ на последний вопрос хочется получить от вашей газеты.

Не все школы могут позволить себе подписку на все газеты Издательского дома «Первое сентября», но, как выяснилось из разговоров на семинарах, не все библиотекари знают о брошюрах – приложениях к каждой предметной газете. А ведь брошюры можно выписать и отдельно (не оформляя подписку на газету) и стоят они дешевле.

Очень хочется получить полный список брошюр ко всем газетам вашего Издательского дома. Это будет большим подспорьем и для библиотекаря, и для учителя.

На мой взгляд, в этом списке должны быть названы все брошюры, а не только те, которые есть в продаже сегодня. Зная полный перечень, мы ответим на третий вопрос: «что искать?».

Людмила Ефименко, школьный библиотекарь, Московская обл.

Общее направление

Воспитание. Образование. Педагогика

Общая редакция серии “Воспитание. Образование. Педагогика” М.Н.Сартан

Букатов В. Групповая работа на уроке : Режиссура школьной повседневности в невыдуманных рассказах, неожиданных советах и нескучных рекомендациях / Вячеслав Букатов, Мария Ганькина. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып. 3).

Выпуск посвящен организации и проведению групповой работы на уроках в старшей, средней и начальной школе. Особое внимание уделяется типичным учительским огрехам и способам их преодоления.

Методики обучения школьников в “малых группах”, основанные на приемах социоигровой педагогики, обеспечивают высокое качество образования, сохраняя при этом живой интерес школьников к учебному материалу.

Букатов В. Дисциплина на уроке : Режиссура школьной повседневности в невыдуманных рассказах, неожиданных советах и нескучных рекомендациях / Вячеслав Букатов, Мария Ганькина. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып. 1).

В выпуске предлагаются игровые решения дисциплинарных проблем на уроках в начальной, средней и старшей школе.

Теоретические материалы по театральной педагогике, социоигровые технологии по «режиссуре урока», а также рассказы городских и сельских учителей дают возможность повышать свое профессиональное мастерство как опытным, так и начинающим педагогам-практикам.

Букатов В. Открытый урок : Режиссура школьной повседневности в невыдуманных рассказах, неожиданных советах и нескучных рекомендациях / Вячеслав Михайлович Букатов, Мария Владимировна Ганькина. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып. 6).

Выпуск предлагает учителям по-новому рассмотреть круг вопросов, связанных с проведением открытого урока. По-прежнему особое внимание уделяется сложившимся в школьной среде досадным недоразумениям и учительским страхам, а также различным способам их преодоления.

Личный опыт городских и сельских учителей будет наверняка полезен не только начинающим, но и опытным педагогам-практикам.

Букатов В. Школьная оценка : Режиссура школьной повседневности в невыдуманных рассказах, неожиданных советах и нескучных рекомендациях / Вячеслав Букатов, Мария Ганькина. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып. 4).

Различные подходы в решении проблем, связанных с оцениванием учебной деятельности старших, средних и младших школьников, предлагает учителю данный выпуск. Особое внимание уделяется типичным недоразумениям и нетривиальным способам их преодоления.

«Инструкция по технике педагогической безопасности» и «педагогические страшилки» будут наверняка полезны не только начинающим, но и опытным педагогам-практикам.

Букатов В. Школьные контрольные : Режиссура школьной повседневности в невыдуманных рассказах, неожиданных советах и нескучных рекомендациях / Вячеслав Букатов, Мария Ганькина. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып. 5).

Очередной выпуск предлагает нетривиальные способы подготовки и проведения различных видов контрольных работ, в том числе устных и письменных зачетов, диктантов, мини-контрольных.

Материалы направлены на предупреждение и избавление учителей и учеников от случающихся болезненных реакций на проведение очередной контрольной работы.

Букатов В. Этапы урока : Режиссура школьной повседневности в невыдуманных рассказах, неожиданных советах и нескучных рекомендациях / Вячеслав Букатов, Мария Ганькина. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып. 2).

В выпуске предлагаются необычные подходы к организации и проведению традиционных этапов урока. Различные игровые приемы помогают учителю взглянуть по-новому на привычные формы обучения в начальной, средней и старшей школе.

Социоигровые технологии по «режиссуре урока», приемы из театральной педагогики, а также рассказы городских и сельских учителей дают возможность повышать свое профессиональное мастерство как опытным, так и начинающим педагогам-практикам.

Управление школой

Общая редакция серии “Управление школой” Я.А.Сартан

Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе / Ольга Витальевна Брыкова, Татьяна Владимировна Громова. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: табл.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой». Вып. 5 (11)).

Определенный опыт проектной деятельности сегодня накоплен в каждой школе. Данная брошюра дает как общее представление о внедрении проектной деятельности в учебный процесс, так и конкретные рекомендации по практической реализации метода проектов, отражающие в первую очередь потребности педагогов-практиков и учащихся.

Брошюра поможет определить тип проекта, спланировать работу по проекту в течение года, составить «визитную карточку» проекта. Рассчитана на учителей, включающихся в проектную деятельность, а также на директоров образовательных учреждений и их заместителей.

Калужская М. В. Рейтинговая система оценивания. Как? Зачем? Почему? / Мария Владимировна Калужская, Ольга Сергеевна Уколова, Ирина Геннадиевна Каменских. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: табл.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой». Вып. 2 (8)).

В брошюре описывается экспериментальная работа МОУ Гимназии № 210 “Корифей” (г. Екатеринбург) по переходу на рейтинговую систему оценивания в условиях профильной школы. Зачем нужен рейтинг в школе, что он дает учителям, детям и родителям? Как правильно “выстроить” рейтинг? Ответы на эти и другие вопросы руководители и заместители руководителей ОУ найдут в данной брошюре.

Ломов А. И. Приказы по школе : Из опыта работы / Алексей Иванович Ломов. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой». Вып. 3).

В соответствии с действующим законодательством об образовании одним из основных локальных актов, закрепленных в уставе школы, являются приказы директора. Вниманию читателей предложен опыт создания «временного макета приказов» в ГОУ СОШ № 1329 с углубленным изучением физической культуры Западного округа г. Москвы. В данную брошюру включены приказы общие и финансовые.

Плахова Л. М. Анализ учебно-воспитательного процесса : Моделирование структуры / Любовь Мироновна Плахова. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой». Вып. 5).

Брошюра предназначена для руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений и представляет собой один из вариантов моделирования структуры проблемно-ориентированного анализа состояния учебно-воспитательного процесса.

Плахова Л. М. Внутришкольный контроль в образовательном учреждении : Моделирование структуры (часть 1) / Любовь Мироновна Плахова. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой». Вып. 6).

Брошюра предназначена для руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений и представляет собой один из вариантов моделирования структуры внутришкольного контроля деятельности ОУ.

Плахова Л. М. Внутришкольный контроль в образовательном учреждении : Моделирование структуры (часть 2) / Любовь Мироновна Плахова. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой». Вып. 1 (7)).

Плахова Л. М. Календарь директора школы : С января по июнь / Любовь Мироновна Плахова. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой». Вып. 1).

Брошюра предназначена для руководителей образовательных учреждений и представляет собой один из вариантов годового планирования работы образовательного учреждения с учетом выделения основных объектов управленческой деятельности. Вниманию читателей предложено планирование работы гимназии № 1514 Юго-Западного округа г. Москвы на второе полугодие учебного года.

Плахова Л. М. Календарь директора школы : С августа по декабрь / Любовь Мироновна Плахова. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой». Вып. 2).

Брошюра предназначена для руководителей образовательных учреждений и представляет собой один из вариантов годового планирования работы образовательного учреждения с учетом выделения основных объектов управленческой деятельности. Вниманию читателей предложено планирование работы гимназии № 1514 Юго-Западного округа г. Москвы на первое полугодие учебного года.

Сумнительный К. Е. Профильное обучение: какова цена вопроса? / Константин Евгеньевич Сумнительный. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой». Вып. 4 (10)).

Профильное обучение – неудавшийся эксперимент или попытка дать школе второе дыхание? В брошюре представлен краткий анализ экспериментальной работы в этом направлении. От чего зависят успехи и неудачи этой работы? На что надо обратить особое внимание при создании в школе многомерной образовательной среды?

Адресована всем членам управленческой команды школы.

Сумнительный К. Е. Школа полного дня / Константин Евгеньевич Сумнительный. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой». Вып. 4).

Эта брошюра посвящена школе полного дня. Созданные за последние годы некоторые такие школы вызвали множество споров и полемических статей. Возможно, анализ этого явления поможет директорам школ и управленцам лучше разобраться в том, зачем нужна такая школа.

Швецова Л. В. Воспитательные программы современной школы / Людмила Викторовна Швецова, Александр Александрович Галицких. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой». Вып. 6 (12).)

Брошюра посвящена одному из самых сложных аспектов педагогической деятельности – процессу воспитания. О накопленном опыте рассказывают педагоги Вятской гуманитарной гимназии, ведущей свою историю с 1908 года. Принципы гимназического воспитания и основные пути социализации, традиции школы, опыт работы педагогов, современные ученики и их родители – все это определило новую концепцию воспитательной работы в гимназии, изложенную в воспитательной программе.

Брошюра будет полезна руководителям ОУ, а также заместителям директоров по воспитательной работе, так как в ней можно не только ознакомиться с принципами воспитательной работы в гимназии, но и найти готовые схемы организации такой работы.

Штурбина Н. А. Гуманно-личностный подход в обучении и его результативность / Наталья Александровна Штурбина. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой». Вып. 3 (9)).

Брошюра посвящена гуманно-личностному подходу в обучении, способствующему положительной динамике успеваемости школьников. На примере своей экспериментальной работы автор рассматривает вопрос о том, что можно отнести к учебным достижениям школьников и как отследить их рост. Адресована руководителям образовательных учреждений и заместителям директоров по учебно-воспитательной работе.

Библиотека в школе

Общая редакция серии “Библиотека в школе” О.К.Громова

Библиографическое описание для каталогов и картотек : Примеры и комментарии / сост. О. П. Монахова ; консультант Г. П. Калинина. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе». Вып. 5).

Эта брошюра представляет собой сборник примеров библиографических записей на издания разных видов. Кроме основной записи по новому стандарту (ГОСТ 7.1 – 2003), сделанной в виде макета каталожной карточки, вы найдете здесь также примеры разных видов добавочных записей, некоторые комментарии и вводную статью.

Бражников А. И. Интеллектуальные игры как способ привлечения детей к чтению / Александр Иванович Бражников ; [общ. ред и послесл. О. Громовой]. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе». Вып. 6 (12)).

В брошюре подробно рассказывается о принципах и технологии организации интеллектуальных игр в школе – замечательного способа привлечения детей к чтению научно-популярной и художественной литературы; о том, как организовать работу по подготовке к такой игре в библиотеке. В приложениях даны также хронометраж и протоколы игр, варианты заданий.

Громова О. К. Типичные модели школьных библиотек / О. К. Громова. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе». Вып. 5 (11)).

В брошюре рассматриваются основные модели развития школьных библиотек, наиболее часто встречающиеся в России, которые помогут библиотекарю и методисту определить оптимальное направление и составить план развития каждой конкретной библиотеки. Приводятся также рекомендации по разработке стратегического плана развития и представлению его руководству и педколлективу школы.

Дейнеко И. В. Презентация работы библиотеки : Методика разработки и создания библиотечной компьютерной презентации или стендового доклада / И. В. Дейнеко. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе». Вып. 4).

Умение представить библиотечную деятельность – одно из лучших средств привлечения внимания к работе библиотеки и ее роли в жизни школы или даже города. Грамотное построение презентации зависит не от владения компьютерными программами, в которых их можно создавать, а от понимания сути процесса представления любой работы. В брошюре вы найдете принципы построения библиотечной презентации, вне зависимости от способа исполнения; примеры и особенности создания презентаций разных видов.

Дискуссионные формы работы в библиотеке : Методические рекомендации и разработки занятий / М. Вдовина, Е. Макарова, Е. Малинина, О. Степанькова, О. Громова ; под общ. ред. О. Громовой. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе». Вып. 3).

Сборник содержит методические рекомендации и разработки занятий в школьной библиотеке с использованием современных дискуссионных форм работы, наиболее привлекательных для читателей-школьников и весьма эффективных в деле привлечения детей к чтению. Предлагаемые методики несложны в подготовке, технологически отработаны и дают возможность организовать дискуссии практически в любой аудитории и на любую тему.

Кузнецова Е.Б. Выставочная работа библиотек в вопросах и ответах / Елена Борисовна Кузнецова / под ред. Т. В. Рудишиной. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе». Вып. 4 (10)).

Вы хотите, чтобы ваша библиотека стала более привлекательной для читателей? Создать особую атмосферу вам помогут книжные выставки. Эта традиционная библиотечная форма работы имеет свои особенности. О правилах оформления выставок, их видах и формах идет речь в этом пособии. Здесь же вы найдете советы и рекомендации, как сделать библиотечную выставку яркой, интересной, нестандартной.

Мяэотс О. Н. Уроки информационной грамотности в школе : Методические рекомендации / О. Н. Мяэотс. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе». Вып. 2).

Это одно из первых в нашей стране методических пособий по развитию у школьников информационной грамотности, разработанное на основе зарубежных методик в приложении к российской школе. В брошюре вы найдете общие принципы, методические приемы для всех этапов обучения и варианты заданий.

Планирование и отчетность в работе школьной библиотеки : Методические рекомендации / М. С. Андреева, Е. В. Баханская, И. В. Дейнеко, Н. В. Маршева. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе». Вып. 1).

Сборник включает методические рекомендации по структуре плана/отчета работы школьной библиотеки, по ее наполнению, по составлению подробного анализа работы библиотеки, а также схему-сценарий проведения тренинга по планированию для методобъединения школьных библиотекарей.

Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек : Текст и рекомендации по использованию / ИФЛА ; пер. с англ. Э. Азгальдова ; вступит. статья О. Громовой. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе». Вып. 6).

Принято считать, что большинство международных норм и требований к работе неприменимы в условиях обычной российской школы. Однако на самом деле это не так. В предлагаемой брошюре публикуется не только текст международного документа, который используют в своей работе библиотекари разных стран мира, но и некоторые рекомендации по его практическому использованию в условиях обычной библиотеки в России.

Этот материал может быть также полезен методистам и организаторам различных курсов повышения квалификации школьных библиотекарей в составлении программ и в процессе обучения.

Фролова Ю. Играем в библиотеке : Методика и описание развивающих и развлекательных игр для детей всех возрастов / Ю. Фролова ; вступит. статья О. Громовой. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе». Вып. 1 (7)).

Брошюра содержит подборку занимательных развивающих и развлекательных игр для всех возрастов – от малышей до взрослых. Эти игры не требуют от библиотекаря или учителя особой подготовки, не нужно и специального оборудования. В одни из них могут играть двое в тишине, в другие – целая группа на уроке или празднике. Здесь же вы найдете некоторые общие рекомендации по использованию таких игр.

Школа «МАРК» : Практикум по АИБС «МАРК-SQL – версия для школьных библиотек» : Введение в систему. Каталогизация / Л. Левова, С. Ефремов, И. Кузина, Е. Иванова ; под общ. ред. О. Громовой. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе». Вып. 2 (8)).

Это первая из двух брошюр, посвященных работе с АИБС “МАРК-SQL – версия для школьных библиотек” – наиболее распространенной автоматизированной библиотечной системой. Порядок освоения программы расписан по шагам, начиная с объяснения незнакомых терминов и общих принципов работы с системой. В данную брошюру, кроме введения в систему, вошла работа с АРМ “Каталогизация”.

Школа «МАРК» : Практикум по АИБС «МАРК-SQL – версия для школьных библиотек» : Абонемент. Комплектование. Администрирование системы / Л. Левова, С. Ефремов, И. Кузина, Е. Иванова ; под общ. ред. О. Громовой. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе». Вып. 3 (9)).

Это вторая из двух брошюр, посвященных работе с АИБС “МАРК-SQL – версия для школьных библиотек”. В данную брошюру вошли: работа с АРМ “Комплектование”, “Абонемент”, а также с модулем, предназначенным для системных администраторов или консультантов, помогающих библиотекарям в “поддержке” системы.

Школьный психолог

Общая редакция серии “Школьный психолог” М.Н.Сартан

Бильгильдеева Т. Здравствуй, Цветочный город! : Развивающие занятия для адаптации детей в образовательной среде / Татьяна Юрьевна Бильгильдеева. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 1 (7)).

Цикл развивающих занятий «Здравствуй, Цветочный город!» предназначен для работы с детьми, вступающими в школьную жизнь. Предлагаемая программа позволит детям быстрее и легче адаптироваться к новым для них условиям обучения в школе.

Битянова М. Как измерить отношения в классе : Социометрический метод в школьной практике / Марина Битянова. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 1).

Методика социометрии, позволяющая изучать эмоциональные связи в группе людей, давно стала классическим инструментом профессионального психолога. В настоящей работе приведена ее адаптация для изучения отношений в классе, подробно описаны процедуры проведения и обработки результатов, дан алгоритм анализа полученных данных.

Вахромов Е. Побег подростков из дома : Психологическая коррекция аномального поведения / Евгений Евгеньевич Вахромов. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 3 (9)).

Автор пособия обладает большим практическим опытом оказания психологической помощи детям с аномальным поведением. В пособии анализируются причины побегов подростков из дома и, с опорой на конкретные примеры, описывается система коррекционной работы с ними.

Котва И. Невыполнимые советы по воспитанию : Книга для психологов, родителей и детей / Иван Викторович Котва. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 6 (12)).

В работе известного калининградского психолога И.В.Котвы речь идет о том, как воспитывать детей. Казалось бы, на эту тему написаны тысячи книг и статей и добавить к ним уже нечего. Однако именно свежий взгляд на проблему специалиста-практика, сумевшего помочь многим родителям и детям, делает содержание этой брошюры особенно привлекательным. Идеи и конкретные советы, предлагаемые автором, будут интересны и полезны не только школьным психологам, работающим с родителями, но и всем, у кого есть дети.

Неделя психологии в школе / Татьяна Азарова, Марина Битянова, Татьяна Беглова, Елена Королева, Олеся Пяткова. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 4).

Неделя психологии – необычная форма психологической работы в школе, которая стала в последние годы очень популярной. Перед вами – подробный рассказ авторов идеи и создателей этой формы о том, как провести Неделю психологии.

Никольская О. Ребенок с аутизмом в обычной школе / Ольга Никольская, Татьяна Фомина, Светлана Цыпотан. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 2 (8)).

Эта работа дает школьным психологам необходимую информацию о том, что можно сделать для ребенка, страдающего аутизмом, в условиях обычного образовательного учреждения.

Осухова Н. Применение психодрамы в психотерапии с детьми, пережившими насилие / Наталья Осухова. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 3).

Автор, опытный педагог и психолог, рассказывает о психологических особенностях детей, подвергшихся жестокому обращению, и дает практические рекомендации по работе с такими детьми.

Пряжников Н. Проектируем жизнь : Карточная групповая профориентационная игра / Николай Пряжников. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: табл.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 6).

Профориентационная игра «Проектируем жизнь» поможет подростку увидеть свои возможности и в соответствии с ними выбрать профессиональные и жизненные цели. Этот материал носит диагностический, психокоррекционный и прогностический характер.

Савенков А. И. Как рассадить детей в классе : Психологическое пространство личности ребенка / Александр Ильич Савенков. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 4 (10)).

Автор брошюры, известный практик и ученый, рассказывает о том, как, меняя расположение детей в классе, добиться позитивных изменений в их учебной деятельности. Опираясь на существующие в науке представления о психологическом пространстве человека, особенностях совместной деятельности, социальной фасилитации, автор демонстрирует оптимальные способы размещения учащихся в классной комнате для разных видов учебного взаимодействия.

Семаго Н. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения : Программа и методические рекомендации / Наталья Семаго, Михаил Семаго. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 2).

Предлагаемая методика позволяет оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности ребенка, его готовность к началу школьного обучения. В нее включены задания для фронтального обследования детей, инструкции к их выполнению, анализ результатов, описание поведенческих особенностей детей и их оценка.

Туник Е. Диагностика творческого мышления : Креативные тесты / Елена Евгеньевна Туник. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 5 (11)).

В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по психологии творчества, общих и специальных способностей. Вместе с тем до сих пор не существует методик для комплексной диагностики общей и специфической одаренности. На данном этапе интерес исследователей вызывает не столько личность ученого (осмотрительного, точного и критически мыслящего человека), сколько личность изобретателя (нестандартного, оригинального и остроумного человека).

Целями данной работы являются: изучение природы творческого, дивергентного мышления; разработка способов диагностики творческих способностей детей.

Хухлаева О. Хочу быть успешным : Методическое пособие / Ольга Хухлаева. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. [: табл.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 5).

Программа «Хочу быть успешным» называется так потому, что именно этого хочет маленький ученик и именно это он часто не получает из-за тех или иных нарушений психологического здоровья. В брошюре предлагается один из возможных вариантов формирования психологического здоровья младших учеников.

Продолжение читайте, пожалуйста, в следующем номере.