Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2007


Методический день
Выпуск 03 (44)· Вкладка в «БШ» № 26(186) · 16–31 марта 2007 года
Газета-вкладка для методистов
Редактор Ольга Викторовна Козлова

Вопросы и консультации по адресу olwik2004@mail.ru


Лицо дня

«Быть занятым – значит быть счастливым». [Интервью с Татьяной Капитоновной Седых]

Галина Васильевна Максимова и Татьяна Капитоновна Седых – лица сегодняшнего номера. Их материалы составят не один выпуск. Одной из авторов мы задаем сегодня вопросы. Знакомьтесь – Татьяна Капитоновна Седых, зав. библиотекой школы № 7 г. Якутска, руководитель МО школьных библиотекарей.

Как давно Вы работаете зав. библиотекой? Выбор дела жизни случайный или вполне осознанный?

Заведующей библиотекой работаю с 1987 года, то есть 19 лет. В школу пришла работать ради сына, чтобы быть рядом с ним, заочно закончила филологиче­ский факультет ЯГУ. Первые годы я просто добросовестно выполняла свои обязанности, приводила в порядок документацию и книжный фонд, но приобретая опыт, старалась что-то усовершенствовать, улучшить, изменить. Однако чем дальше смотришь, тем дальше горизонт: и опять идеи, планы, замыслы… Работа превратилась в нескончаемый захватывающий творческий процесс.

Что изменилось за последнее время в вашей работе?

Тесно взаимодействуя со всеми участниками образовательно-воспитательного процесса, пришла к выводу, что в школе библиотекарь должен быть и педагогом для детей, и андрагогом для взрослых. Будучи твердо убежденной в том, что воспитание является приоритетным направлением современной школы, с 2000 года я провожу социологические исследования среди учеников и родителей, а также эксперимент «Нравственное воспитание через беседы», одобренный школьным методическим советом. В 2002 году разработала программу для школьников «Основы культуры жизнедеятельно­сти», которая была утверждена город­ским экспертным советом УО и взята на вооружение педагогами школы при воспитательной работе. Затем были разработаны концепция преобразования школьной библиотеки в информационно-воспитательный центр и перспективный план развития кабинета на пять лет. В 2006 году по итогам городского смотра учебных кабинетов библиотека получила звание «Учебно-методический кабинет городского уровня». Далее был разработан проект преобразования школьной библиотеки, и после защиты на городском экспертном совете УО кабинету официально присвоен статус информационно-воспитательного центра.

Что привлекает в библиотечной работе? Что не устраивает?

Привлекает возможность творческого полета и безграничное поле деятельности, а также чувство постоянной востребованности. Не устраи­вает работа с учебниками, которая отнимает много физических сил, здоровья и драгоценного времени.

Какие формы работы с детьми Вам больше всего не нравятся?

Помнится, до 90-х годов с нас требовали проводить «ленинские» уроки, в то время как дети уже и не знали о великом вожде, поэтому приходилось выходить из ситуации следующим образом: мы проводили библиотечный урок «Элементы книги», а макет изготавливали по книге М.Зощенко «Рассказы о Ленине», в конце урока зачитывали один из рассказов. В настоящее время формы работы с детьми мы выбираем и планируем сами, – как правило, наиболее эффективные в воспитательном плане и интересные самим детям. Поэтому такой проблемы у нас нет.

Кто и как помогает Вам в работе?

Я бы ответила так: в работе мне помогают доверие, методическая и моральная поддержка, финансовая помощь директора школы В.П.Павловой, завуча У.Г.Петровой, методиста НМС УО Г.В.Максимовой, начальника НМС УО Н.Н.Нижник, начальника УО Е.И.Евсиковой, директора ИБЦ ИПКРО С.И.Соловьевой, ректора ИПК МО РС(Я) О.М.Чоросовой.

Если ли у Вас трудности в работе с учебниками, в чем они состоят?

В работе с учебниками трудность в том, что их не хватает всем учащимся. Централизованное комплектование из-за отдаленности нашего региона происходит далеко не к началу учебного года. В по­следнее время списание учебников и чистка фонда затрудняются и задерживаются процедурой прохождения актов списания через Департамент образования (ранее мы работали только с материальным отделом бухгалтерии УО).

Вы – опытнейший практик, однако в присланных в редакцию материалах чувствуются возможности Вашего научного потен­циала. Как это совмещается? Чем объясняется выбор тематики Ваших разработок?

Много лет я являюсь руководителем совета городского МО школьных библиотекарей, председателем городской аттестационной подкомиссии, принимаю участие в городских комплексных и тематических проверках состояния библиотек, провожу обучающие семинары, занятия для начинающих библиотекарей и индивидуальные консультации, разрабатываю памятки и рекомендации. Кроме того, являюсь внештатным лектором ИПКРО и провожу проблемные курсы для библиотекарей и педагогов улусных школ. Анализируя дея­тельность школьных библиотек, можно сделать выводы о том, что вновь принятые и не имеющие специального образования работники испытывают трудности в организации деятельности библиотеки, а также и книжного фонда, в ведении учетной документации и проведении открытых массовых мероприятий; опытным библиотекарям необходима методическая помощь в других вопросах: структура обобщения и презентации своего опыта работы, перспективное планирование и проектная деятельность в работе школьной библиотеки. Таким образом, назрела необходимость разработать и опубликовать методические и практические рекомендации для библиотекарей и педагогов. И в 2006 году вышло в свет методическое пособие, опубликованное редакционно-издательским отделом Якутского управления образования.

Что, на Ваш взгляд, мешает большинству школьных библиотек стать по-настоящему информационными центрами для своих учащихся и педагогов?

Мешают вполне объективные причины: плохое материально-техническое оснащение, скудное информационно-документальное обеспечение на различных носителях, малая площадь помещений; централизованное финансирование не позволяет оперативно реагировать на современные отраслевые запросы пользователей. Есть и субъективные причины: недостаточные проектировочные, исследовательские, конструктивные и дидактические умения, низкий уровень педагогических и психологических знаний, отсут­ствие специального библиотечного образования некоторых сотрудников, особенно в сельских школах.

Как и чему необходимо учить сейчас библиотекарей?

Как известно, мы хорошо удерживаем в памяти 10% из того, что читаем, 20% из того, что слышим, 30% из того, что видим, 70% из того, что обсуждаем с другими, 90% из того, что делаем сами. Это говорит о том, что в обучении библиотекарей необходим деятельностный подход. Современных библиотекарей необходимо обучать технологии работы школьной библиотеки, технологии массового мероприятия, перспективному планированию и проект­ной деятельности, творческому решению возникающих проблем и рабочих ситуаций, применению современных информационных и педагогических технологий, системному и аналитическому подходу к своей деятельности. Неоценимую помощь оказывают лекции дистанционных курсов Издательского дома «Первое сентября» и методические материалы, публикуемые в профессиональной периодике: газете «Библиотека в школе», библиотечке «Первого сентября» и журнале «Школьная библиотека» (они ксерокопированы у нас в тематические папки-накопители и всегда под рукой). Исходя из опыта работы в нашем регионе, можно сказать, что необходимо проводить ежегодные курсы повышения квалификации, на которых особое внимание уделять практическим занятиям, проводить ежемесячные обучающие семинары, привлекая самих библиотекарей к их организации и активному обмену опытом работы. Проводить занятия «Школы начинающего библиотекаря», индивидуальные и групповые консультации, привлекая к этой работе членов совета городского МО ШБ. Рекомендовать проведение библиотекарями открытых массовых мероприятий и обязательное посещение их другими коллегами, а также рекомендовать посещение библиотекарями городских педагогических мероприятий и открытых уроков учителей.

Какие формы должны применяться для обучения?

Кроме перечисленных выше андрагогических форм, я бы предложила привлекать опытных библиотекарей к городским проверкам состояния работы школьных библиотек с целью оказания методической и практической помощи на местах. Весьма полезен бывает взаимообмен между коллегами авторскими разработками, сценариями, библиотечной продукцией. Очень эффективны разработанные для библиотекарей памятки, схемы, алгоритмы, таблицы, бланки, анкеты, шаблоны. Например, опубликованный в нашей профессиональной газете «Паспорт школьной библиотеки», измененный и дополненный, мы используем в качестве шаблона. Не изобретая велосипед, каждая библиотека в один момент составила серьезный документ – свой паспорт. Очень эффективна могла бы быть «горячая линия» (несколько номеров рабочих и домашних телефонов опытных работников), по которой коллеги сразу бы получали ответ компетент­ного специалиста.

Как Вы думаете, может ли наша страна стать демократической в полном смысле этого слова, или наш менталитет все же требует «сильной руки»?

Думаю, что нет, мы к этому не готовы: люди по-разному и понимают, и воспринимают, и чувствуют на себе это понятие. Далеко за примером ходить не надо: съемки мобильных телефонов любого гражданина могут попасть на экран, а бестактные папарацци готовы залезть за сенсацией и на голову, и в штаны знаменитостей ради своего пиара и наживы. Наш менталитет действительно требует «сильной руки», особенно в СМИ.

Есть ли книга, которую Вы прочитали недавно и она Вас задела? Чем?

Это книги Дейла Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить», «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично», «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», которые просто потрясли меня, особенно тем, что опубликованы они в 60-е годы, а наши читатели имели счастье познакомиться с ними только в 90-е годы («сколько дней потеряно, их вернуть нельзя»). Библиотерапевтическое воздействие от этих книг я получила в трудные минуты своей жизни. Я узнала, что надо думать не о проблеме, а над ее решением; чтобы избежать плохих мыслей, надо быть постоянно занятым; и вообще, чаще всего мы беспокоимся по поводу того, что с нами никогда не случится. Читала я ее не недавно, но она во мне открыла другой мир и является настольной книгой на каждый день.

Вас посещает чувство страха?

Сиюминутное чувство страха посещает меня редко: боюсь быть слабой перед чем-то неизбежным. Однако есть философский выход, предложенный великим Монтенем: «Умей перетерпеть то, чего нельзя избежать».

Ваше понятие о счастье?

Т.Грэй писал: «Быть занятым – значит быть счастливым».

Счастье для меня – это любимая работа, которая подталкивает к творческому решению проблемных ситуаций, и моя востребованность у окружающих коллег, школьников и близких мне людей. H

Вопросы задавала Ольга Козлова

Встать пораньше да шагнуть подальше.

Русская народная пословица