Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №8/2007


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ

Библиография

Людмила Сухова

Заметки на полях

По страницам наших газет за февраль 2007 года

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Акперова И. А. Предметные декады в школе / И. А. Акперова. Е. Б. Алцыбеева, Е. С. Репницына, Н. Г. Шабардина // Биология. – 2007. – № 3. – С. 35–38 ; № 4. – С. 34–37. – (Копилка опыта).

Игры «Эти удивительные животные», «Знакомые незнакомцы» и др.

Интеллектуальный турнир «Химия живого организма» (биология + химия, 9-й класс).

Брага А. Н. Сценарий спектакля «В математическом царстве информационного государства» / А. Н. Брага // Информатика. – 2007. – № 4. – С. 9–12. – (Внеклассная работа).

Кузнецова Е. Проект «Новогодние традиции» / Е. Кузнецова, Л. Мурчикова // Информатика. – 2007. – № 4. – С. 34–36. – (Началка).

Описание этапов работы над проектом.

Литвинов Е. Праздник силы и здоровья «А ну-ка, парни!» / Е. Литвинов // Спорт в школе. – 2007. – № 3. – С. 19–20. – (Методика. Внеклассные мероприятия).

Никитина Е. Если бы я был султан : А что, если вместо банальных покупных сувениров для мальчиков или девочек подарить всему классу целый спектакль / Е. Никитина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 3. – С. 37–38. – (Внеурочная деятельность. Праздничный «огонек»).

Правила юного мыслителя // Управление школой. – 2007. – № 4. – С. 34–39. – (Проекты и исследования).

Как научить школьников правилам описания исследовательских работ, критериям оценки исследований, выступлению на конференциях.

Столов Н. М. Эколого-краеведческие маршруты для учащихся 6–8-х классов / Н. М. Столов // География. – 2007. – № 4. – С. 41. – (Опыт. Внеклассная работа).

Толстик С. Турнир «Клуб знатоков профессий» : Занятие для учащихся 9-х классов / С. Толстик // Школьный психолог. – 2007. – № 4. – С. 46–47. – (Игротека).

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Лепешова Е. Если нет интереса к учению : Школьный психолог проводит диагностику учебной мотивации / Е. Лепешова // Первое сентября. – 2007. – № 3. – С. 10. – (Школьное дело. Качество образования).

Ненюкова О. Дети, которым трудно / О. Ненюкова // Спорт в школе. – 2007. – № 3. – С. 32–33. – (В фокусе внимания. Советы психолога).

Борьба с последствиями синдромов гипер- и гипоактивности хорошо демонстрирует, как неблагоприятный биологический фактор может быть преодолен современными воспитательными действиями.

Прихожан А. Тревожный ребенок / А. Прихожан // Первое сентября. – 2007. – № 4. – С. 19. – (Детный мир. Парадоксы воспитания).

О причинах и следствиях повышенной ранимости.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Арсланьян В. Как сотрудничать с родителями : Индивидуальная работа / В. Арсланьян // Математика. – 2007. – № 4. – С. 21–22. – (Страничка психолога).

Болсуновская Н. Может, перестанем воспитывать? / Н. Болсуновская // Первое сентября. – 2007. – № 3. – С. 17. – (Детный мир).

Как любить и уважать своего ребенка ? Самого обыкновенного, далеко не идеального...

Как отбросить поведенческие шаблоны и начать взаимодействовать со своими детьми вживую?

Лейбман И. На боевых позициях? : Родительское собрание в 7-м классе / И. Лейбман // Школьный психолог. – 2007. – № 3. – С. 10–11. – (Вместе с родителями).

Ход родительского собрания, которое проходит в форме тренинга.

Среди задач: помочь родителям объективировать возрастные особенности своих детей, специфику их поведения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками на данном этапе развития.

Матвеева М. Чтобы ребенок не закурил... / М. Матвеева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 4. – С. 31–32. – (Работа с родителями. Разговоры с родителями).

Подсказки психолога: что классному руководителю нужно говорить родителям, которые не знают, как им подстраховаться, чтобы их ребенок не начал курить.

Чего не знают родители // Здоровье детей. – 2007. – № 4. – С. 34–35. – (Семья и дети).

О программе работы университета здоровья для родителей учащихся лицея № 44 в г. Липецке.

ВСЕ ВМЕСТЕ

Алейникова И. С чего начинается Родина? : С картинки на сайте моем / И. Алейникова // Управление школой. – 2007. – № 4. – С. 23–24. – (Школьный уклад. Виртуальный музей).

О виртуальных школьных музеях.

Ляпунова Ю. Живительная энергия цвета / Ю. Ляпунова и др. // Здоровье детей. – 2007. – № 4. – С. 26–29. – (Обустройство).

Влияние цвета на организм. Какого цвета должны быть школьные помещения. Этим проблемам было посвящено исследование школьников и учителей школы № 3 г. Киренска Иркутской обл.

Руднева Л. Игра ног / Л. Руднева / Здоровье детей. – 2007. – № 3. – С. 19–23. – (Вне урока).

Танцевать рок-н-ролл – весело, современно, модно.

И это такая хорошая физическая нагрузка, что танцевальные па можно смело разучивать и на уроках физкультуры, и во время внеклассных мероприятий.

Соколова Е. Каждый проект ко двору. Школьному : Обустройство прилегающей территории как образовательная ситуация / Е. Соколова // Первое сентября. – 2007. – № 3. – С. 13. – (Школьное дело. Ориентиры).

МАЛЬЧИШЕЧИЙ КЛАСС

Стрюкова Г. Кадетский класс – что это такое? : Из опыта работы школы № 17 г. Димитровограда, в прошлом году получившей статус научно-методического центра / Г. Стрюкова // Первое сентября. – 2007. – № 4. – С. 10. – (Школьное дело. Школа с мужским характером).

ПОДРОСТОК

Бочкарева Л. Дайте подростку проявить себя : [беседа с психологом Л.Бочкаревой / записала Е. Иваницкая] // Первое сентября. – 2007. – № 4. – С. 18. – (Детный мир. Территория риска).

Причина детского алкоголизма – невозможность самореализации, убеждена психолог петербургского приюта «Надежда» для мальчиков.

Каменский С. Можно запрещать. А можно подвести к осознанию опасности : Этому поможет тренинг канадского педагога Дэвиса Джеймса-Уилсона «Школа алкогольного риска» / С. Каменский // Первое сентября. – 2007. – № 4. – С. 18. – (Детный мир. Территория риска).

Кардашина О. Я и мир : Организация групповой тренинговой работы с подростками / О. Кардашина // Школьный психолог. – 2007. – № 3. – С. 15–17. – (Психолог у доски).

Полозов А. Сколько лет вашему ученику? : О биологическом и паспортном возрасте подростков / А. Полозов // Спорт в школе. – 2007. – № 3. – С. 29–30. – (В фокусе внимания. Наука – учителю).

ПРОБЛЕМА

Иваницкая Е. Какой может быть профилактика? : Здесь важно исследовать не только то, почему одни соглашаются употреблять наркотики, но и то, почему другие отказываются : [по материалам беседы с директором общественной организации «Взгляд в будущее» А. Хмыровым, ученым-педагогом, волонтером Общества помощи наркоманам А. Мелиховым и психологом фонда «Береги себя» Е. Гришиной] / Е. Иваницкая // Первое сентября. – 2007. – № 3. – С. 18. – (Детный мир. Имя беды – наркотики).

Волынчикова Т. Сотворим долину Добра / Т. Волынчикова // Здоровье детей. – 2007. – № 4. – С. 12–14. – (По закону).

Насколько часто школе приходится иметь дело с защитой своих учащихся от всех форм насилия со стороны родителей, родственников.

От кого и от чего мы должны защищать наших детей? Как эти проблемы решают в Липецкой области.

Гарипова О. Защити себя сам / О. Гарипова // Здоровье детей. – 2007. – № 3 – С. 36–37. – (Вместе с психологом).

О комплексной программе по профилактике употребления психоактивных веществ.

Жагина Ю. Мода, интерес, панацея... : О некоторых мифах насчет курения / Ю. Жагина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 4. – С. 19–20. – (Самообразование учителя. Нужное подчеркнуть).

Кольцов С. На что идут ученики, чтобы быть взрослыми : О социально-психологической подоплеке подросткового курения / С. Кольцов // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 4. – С. 25–27. – (Самообразование учителя. Нужное подчеркнуть).

Ляхович А. Компьютер против наркотиков / А. Ляхович, А. Лозовская // Здоровье детей. – 2007. – № 4. – С. 20–25. – (Технология).

О компьютерной программе по профилактике наркомании «Вооружен знаниями – значит, предупрежден... Ваш выбор…».

Якушева Е. Отказ от женственности / Е. Якушева // Здоровье детей. – 2007. – № 3. – С. 35. – (Образ жизни).

Ученые-медики Иркутска проанализировали психологические особенности девочек-подростков с неврогенной анорексией.

Анализ наблюдений.

РАБОЧИЙ БЛОКНОТ

Алейникова И. Педагогика «улитки» : Метод учебного проекта не пустил китов в Онежское озеро / И. Алейникова // Управление школой. – 2007. – № 3. – С. 9–12. – (Проекты и исследования).

Об опыте использования проектного метода и целях проектной работы.

Быстрицкий О. Терапия киноискусством : Методы повышения психологической компетентности педагогов / О. Быстрицкий // Школьный психолог. – 2007. – № 3. – С. 18–21. – (Психолог у доски).

Что такое кинотренинг, какие цели он преследует, как правильно его провести.

Вачков И. Разогревающие игры и психотехники / И. Вачков // Спорт в школе. – 2007. – № 4. – С. 38–39. – (В фокусе внимания. Советы психолога).

Для того чтобы задать динамику уроку, можно использовать специальные психологические игры.

Игры пригодятся для случаев, когда класс устанет и возникнет необходимость снять излишнее напряжение или потребуется заполнить возникшую паузу между этапами урока.

Дашковская О. ЕГЭ в штатном режиме : Что ждет школы, вузы и абитуриентов в 2009 году? / О. Дашковская // Первое сентября. – 2007. – № 4. – С. 3 – (Политика образования. Факты. События. Тенденции).

Еремеева В. Мальчики и девочки: два разных мира : Аргументы «за» и «против» раздельного обучения / Е. Еремеева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 3. – С. 5–9. – (Самообразование учителя. Мальчики и девочки).

Ершова А. Как учителю быть настоящим героем нашего времени : Советы театрального педагога / А. Ершова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 4. – С. 13–17. – (Повышение педмастерства. Секреты учительского поведения).

Каменский А. Об экзаменах, экскурсиях и ценах в столовой : Разговор директора с учениками меняет школу / А. Каменский // Первое сентября. – 2007. – № 4. – С. 4. – (Политика образования. Уклад школы).

Что такое политика образования на уровне школы? Чего нам не хватает в политике, например, Министерства образования и науки? Открытости. Готовности к диалогу. Умения слушать тех, кому учить и учиться по принятым «наверху» решениям. Что в этом смысле может предпринять администрация школы? Директор из Санкт-Петербурга предлагает простой и неожиданный ход.

Кожурина Л. Что произошло у вас сегодня на уроке? : С этого вопроса начинается разговор о действительно живой школе / Л. Кожурина // Первое сентября. – 2007. – № 4. – С. 8. – (Школьное дело. Пути к новой педагогике).

Учительские рассказы с комментариями.

Автор проекта и ведущий педагогической гостиной для учителей Екатеринбурга – Александр Лобок.

Краюхин В. Стандарт второго поколения : Цели, задачи, принципы : [круглый стол «Проблемы и перспективы разработки стандартов общего образования второго поколения»] / В.Краюхин // Первое сентября. – 2007. – № 4. – С. 2. – (Политика образования. Круг вопросов).

Анализ документа, который будет иметь определяющее значение для всей системы школьного образования страны.

Лизинский В. Выстраивая систему воспитания в школе : Несколько основных управленческих принципов, которые важно соблюдать. Часть вторая / В. Лизинский // Первое сентября. – 2007. – № 3. – С. 2. – (Политика образования. Цели и ценности образования).

Мальчики и девочки // Здоровье детей. – 2007. – № 4. – С. 40–41. – (Школьный возраст).

Французские психологи составили тест, который раскрывает некоторые наши предрассудки в подходе к воспитанию мальчиков и девочек. Каждый родитель или педагог может проверить, насколько верны его представления о воспитании...

Меркулов Ф. Заключаем учебный договор : Он позволяет учителю заранее очертить перед классом поставленную задачу и помочь каждому ребенку достичь того уровня, на который он способен / Ф. Меркулов // Первое сентября. – 2007. – № 4. – С. 12. – (Школьное дело. Движение по дороге знаний).

Новгородова А. Недружный класс... Что делать? : Конечно, изобретать велосипед! / А. Новгородова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 4. – С. 11–12. – (Повышение педмастерства. Секреты учительского поведения).

Остапенко А. Может ли школьная оценка быть справедливой? / А. Остапенко // Управление школой. – 2007. – № 4. – С. 16–21. – (Школьный уклад. Эксперимент).

Четыре года коллектив азовского педагогического лицея ведет экспериментальную работу по изменению отношения учителей и учеников к оценке, принять локальные акты и ряд других документов, поддерживающих эксперимент.

Пальнова О. Подружить ребят... на уроке : Метод групповой работы позволяет решить эту задачу. Но только при условии его грамотного применения / О. Пальнова, И. Куличихина // Первое сентября. – 2007. – № 4. – С. 13. – (Школьное дело. Педагогический практикум).

Как в школьных классах создать атмосферу взаимной поддержки?

Панфилова М. Где тонко, там и рвется : [беседа с кандидатом психологических наук, автором книги «Игротерапия общения» и коррекционных сказок для детей «Лесная школа» М. Панфиловой / записала Н. Семина] // Здоровье детей. – 2007. – № 3. – С. 5. – (Из первых рук).

Как помочь детям избежать стрессов в школе.

Педагоги за партой // Здоровье детей. – 2007. – № 3. – С. 26–29. – (Учительская).

К сожалению, сегодня никто не учит педагогов работать в здоровьесберегающем режиме.

В липецкой школе-лицее № 44 организовали постоянно действующий семинар для учителей по вопросам формирования образовательной среды.

Реутский С. Культура поведения в конфликте : О том, как прививать в классе опыт доброжелательного противоборства / С. Реутский // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 3. – С. 19–22. – (Работа с учениками. Школьные драки).

Рожкова С. Особенности педагогической культуры учителей-мужчин и учителей-женщин : Результаты исследований свидетельствуют: гендерные особенности педагога влияют на способы и результаты обучения / С. Рожкова // Первое сентября. – 2007. – № 4. – С. 9. – (Школьное дело. Социология образования).

Ситникова С. Учимся учить : Проблемные курсы готовят педагогов к руководству исследованиями / С. Ситникова. Л. Осипенко // Управление школой. – 2007. – № 3. – С. 15–16. – (Проекты и исследования. Кадры).

Солодкова М. Осторожно: дети! : Факторы риска в процессе обучения / М. Солодкова // Здоровье детей. – 2007. – № 3. – С. 30–34. – (45 минут).

Какие факторы имеют влияние на сохранение, поддержание и защиту здоровья детей.

Перегрузка ученика – следствие недостаточного мастерства педагога.

Шадура А. Тренинг развития профессиональных навыков / А. Шадура // Школьный психолог. – 2007. – № 3. – С. 32–38. – (Гильдия).

О программе «Коммуникативный тренинг как средство формирования субъектной (партнерской) позиции помогающих специалистов при работе с «трудными» детьми и «проблемными» родителями», которая разработана под конкретную задачу реформирования системы профилактики сиротства в Томской области.

НА ЭКСКУРСИЮ

Мемориалы войны 1812 года // Литература. – 2007. – № 4. – С. 45. – (Литературная карта).

О Государственном Бородинском военно-историческом музее-заповеднике и музее-панораме «Бородинская битва».

Музеи Лермонтова // Литература. – 2007. – № 3. – С. 44–45. – (Литературная карта).

ИМЕНА

Алданов М. Душа общества, или Честолюбивый эгоист / М. Алданов // История. – 2007. – № 4. – С. 22–26. – (Анфас и профиль).

Очерк о Жорже Дантесе.

Блез Паскаль // Математика. – 2007. – № 4. – С. 24. – (На стенд. Легенды истории математики).

О французском математике, физике, религиозном философе и писателе.

Гагкуев Р. Жена, дочь, сын... : О судьбе семьи генерала В. О. Каппеля / Р. Гагкуев // История. – 2007. – № 4. – С. 18–21. – (Забытый сюжет).

Гиндин С. Предвестник нового поэтического языка / С. Гиндин // Русский язык. – 2007. – № 4. – С. 10–11. – (Художественное слово).

О поэте Дмитрии Кедрине.

Пьер Ферма // Математика. – 2007. – № 3. – С. 24. – (На стенд. Легенды истории математики ).

О французском математике.

ЧАС ЧТЕНИЯ

Волкова О. На краю земли / О. Волкова // Литература. – 2007. – № 4. – С. 32–33. – (Детское чтение).

О книге Анники Тор «Остров в море» (первая часть тетралогии о девочках-еврейках, вывезенных в годы войны из Австралии в Швецию).

Дан отрывок из книги.

Дрейер Е. [О книге К.Фопель «Чтобы дети были счастливы: психологические игры и упражнения для детей школьного возраста] / Е.Дрейер // Здоровье детей. – 2007. – № 3. – С. 45. – (Книжная полка).

Колибаб А. Странные люди / А. Колибаб // История. – 2007. – № 4. – С. 6–7. – (Книгочей).

О книге Е.И.Малето «Антология хожений русских путешественников» XII–XV века».

Костюхина М. «Воздушные пираты» в море детской литературы / М. Костюхина // Литература. – 2007. – № 3. – С. 30–33. – (Детское чтение).

Обзор книг о пиратах.

Мосин А. Замечательные люди. Кто они? : Комментарий историка к новинкам знаменитой книжной серии / А. Мосин // Первое сентября. – 2007. – № 4. – С. 22. – (Идеи. Судьбы. Времена. На книжной лестнице).

О новых книгах серии «Жизнь замечательных людей».

Сморгунова Е. М. Прогулка по именам московских улиц и переулков / Е. М. Сморгунова // Русский язык. – 2007. – № 3. – С. 43–47. – (Язык и общество).

Фрагменты из книги Е. М. Сморгуновой «Москва москвичей».