Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №9/2007


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Наши документы

Урок чтения

Методические рекомендации по проведению «Открытого урока ЧТЕНИЯ» в образовательных учреждениях России

Министерство образования и науки Российской Федерации Центр развития русского языка Москва – 2007 г.

ВВЕДЕНИЕ

«Открытый урок ЧТЕНИЯ» (далее Урок) – это комплекс мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Центром развития русского языка при поддержке региональных администраций в рамках международного фестиваля «БиблиОбраз», который состоится в Москве 9–11 ок­тября 2007 г.

Целью Урока является привлечение внимания учащейся молодежи к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепления живой связи поколений, взаимопонимания граждан и их успешности в обществе.

Основные задачи Урока

  • развитие у школьников всех возрастных групп мотивации к чтению, воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся.
  • создание модели образовательного простран­ства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге.
  • позиционирование школьной библиотеки как интеллектуального и информационно-досугового центра школы.
  • консолидация усилий школьных коллективов, родителей, специалистов книжного дела, СМИ, творческих союзов, представителей местной администрации для поддержки школьных библиотек и популяризации чтения.

Сроки проведения

Урок проводится 9 октября 2007 г. с 10.00 по местному времени. Его продолжительность определяется каждым школьным коллективом самостоятельно с учетом характера и реальных условий организации.

Участники

Участниками Урока являются школьники всех возрастных групп, школьные библиотекари, учителя и администрация образовательного учреждения. При этом, если позволяют условия, организационным центром подготовки мероприятий становится школьная библиотека, координирующая деятельность педагогического коллектива и учащихся.

Проведение Урока диктует необходимость вза­имодействия школы с максимально широким кругом заинтересованных структур и частных лиц, а именно: родителями, выпускниками школы, представителями творческих союзов, издательств, СМИ, местной администрацией, авторами книг, сотрудниками литературных музеев, детских и юношеских библиотек, театров и т.д.

Содержание Урока

Каждая школа планирует мероприятия самостоятельно, по-своему комбинирует и творчески интерпретирует их содержательные компоненты в рамках общей концепции.

Оптимальный план проведения Урока представляет собой ряд взаимосвязанных мини-проектов (см. ниже), имеющих неформальный и мотивирующий к чтению характер, способных активно вовлечь в деятельность школьников, учителей, родителей, приглашенных гостей и стать для всех настоящим «Праздником чтения».

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1. «Приглашение к чтению»

Цель – развитие у учащихся интереса к чтению на основе мотивирующего примера.

Содержание: встречи с уважаемыми в селе/городе/районе людьми (например, с представителем местной администрации, актером, спортсменом, спонсором школы и др.), с тем, кто может рассказать школьникам о позитивной роли чтения в своей успешной жизни, о своих любимых книгах и жизненных приоритетах.

«Приглашение к чтению» может быть меропри­ятием открытия, на которое в актовом зале соберется вся школа. В этом случае выступление гостя имеет статус «вдохновляющего» начала. Однако оно может проводиться и в более узкой аудитории, например, в классе или нескольких классах одной ступени обучения, но обязательно должно соответствовать возрастным особенностям целевой аудитории. Так, темой встречи со старшеклассниками может быть роль чтения при выборе профессии, в достижении поставленных благородных целей, в познании и понимании мира. Школьникам средней ступени скорее будет интересен увлекательный рассказ о самой важной книге в жизни гостя, а ученикам начальной школы, вероятно, подойдет чтение его любимых детских книжек.

Важно, чтобы встреча носила характер неформального диалога, в котором школьники, родители, учителя могли бы свободно задавать вопросы и высказывать свои мнения.

Основные шаги по подготовке:

1. Выбор гостя по следующим критериям:

  • начитанность, широкий кругозор,
  • высокий культурный уровень,
  • известность,
  • хорошее владение языком,
  • умение выступать и общаться с молодежной аудиторией.

2. Согласование с гостем времени и содержания встречи.

3. Подготовка участников к встрече:

  • информирование о госте и сбор вопросов, которые хотелось бы ему задать во время встречи;
  • оформление коллажа или стенгазеты по теме выступления гостя.

4. Разработка плана и сценария встречи.

5. Оформление места проведения мероприятия, преображение библиотеки или класса в литературную гостиную, литературное кафе (если этого требуют формат и стилистика встречи).

6. Подготовка необходимых технических средств.

7. Выбор и подготовка ведущих.

2. «Открытие книги»

Цель – развитие у учащихся мотивации к чтению на основе непосредственного восприятия ими художественного текста в исполнении автора или мастера художественного слова.

Содержание: литературные чтения, проводимые в следующих возможных формах:

  • встреча с автором книги (писателем, поэтом), авторское чтение произведений или их фрагментов, раздача автографов;
  • художественное чтение литературных произведений артистами местного театра, театральной студии и т.д.

Основные шаги по подготовке:

1. Установление контакта с местным творческим союзом, театром, театральной студией и др.

2. Согласование с гостями времени и программы выступления.

3. Подготовка участников к встрече:

  • предварительное прочтение произведений, входящих в программу;
  • знакомство с биографией и творчеством автора(ов) произведений;
  • подготовка книжно-иллюстративной выставки в библиотеке.

4. Разработка плана и сценария мероприятия.

5. Оформление места проведения мероприятия, преображение библиотеки или класса в литературную гостиную, литературное кафе (если этого требуют формат и стилистика встречи).

6. Подготовка необходимых технических средств.

7. Выбор и подготовка ведущих.

3. «Со страниц на сцену»

Цель – развитие у учащихся мотивации к чтению через творческую деятельность, осуществляемую ими на основе художественного текста.

Содержание: литературный или литературно-музыкальный концерт, спектакль.

Взрослые и дети выступают как участники дей­ствия и как зрители. Так, старшеклассники могут подготовить концерт или спектакль для учащихся, родителей и учителей начальной школы. Подготовка осуществляется в режиме проектной работы, в про­цессе которой определяются целевые группы школьников и учителей. Каждая из этих групп («Костюмеры», «Художники», «Сценаристы» и т.д.) получает свое задание.

Основные шаги по подготовке:

1. Выбор темы концерта или художественного произведения для инсценировки.

2. Приглашение художественного руководителя (режиссера).

3. Составление программы концерта или работа над текстом пьесы.

4. Распределение ролей, обязанностей и поручений.

5. Репетиционный процесс.

6. Изготовление костюмов, реквизита, декораций, афиш, выпуск и распространение пригласительных билетов.

7. Подготовка музыкального сопровождения.

8. Подготовка технических средств.

4. «Послушайте!»

Цель – развитие у учащихся мотивации к чтению на основе непосредственного восприятия художественного текста в исполнении сверстников, старших товарищей и родителей.

Содержание: конкурс на лучшего чтеца.

Основные шаги по подготовке:

1. Определение темы конкурса и его девиза.

2. Выбор потенциальными участниками произведений для чтения на конкурсе.

3. Подготовка каждым участником краткой информации о выбранном произведении и его авторе.

4. Подготовка иллюстративной выставки на тему конкурса.

5. Формирование жюри, в состав которого входят как взрослые, так и школьники.

6. Разработка критериев оценки конкурсантов и определение регламента работы жюри.

7. Подготовка грамот и призов для награждения победителей.

8. Оформление библиотеки, класса, актового зала, где будет проходить конкурс.

9. Выбор и подготовка ведущих.

5. «Почитай мне!»

Цель – развитие у учащихся интереса к художественной книге на основе создания атмосферы «семейного чтения», воспитание у старших школьников ответственности и заботливого отношения к их младшим товарищам.

Содержание: акция, литературные чтения, в ходе которых библиотекарь, родители, учителя-предметники, старшеклассники читают книги ученикам начальной школы.

Мероприятие может проводиться для нескольких классов, маленьких групп или даже индивидуально и завершиться творческими формами совместной работы старшеклассников и младших школьников, например, рисованием на тему прочитанного, составлением альбома иллюстраций, что может стать основой для организации выставки «Мы читаем и рисуем».

Основные шаги по подготовке:

1. Определение формата мероприятия и его целевой аудитории.

2. Выбор книг для чтения.

3. Распределение чтецов и слушателей в зависимости от формата мероприятия (маленькая группа или индивидуально).

4. Создание в школе уютных «уголков» для реализации данного мероприятия.

5. Психологическая подготовка старшеклассников к общению с малышами.

6. Подготовка бумаги, красок, карандашей для последующего «часа рисования» в начальной школе.

7. Организация выставки рисунков в школе.

6. «Книга в кругу читателей»

Цель – формирование у детей и взрослых способности к сотрудничеству и сотворчеству на основе общего интереса к книге.

Содержание: читательская конференция или разговор о прочитанных книгах.

Основные шаги по подготовке:

1. Выбор темы конференции, книг или книги для обсуждения.

2. Работа с участниками:

  • прочтение книги;
  • подготовка к выступлению, докладу, дискуссии;
  • выбор отрывка, который выступающему хотелось бы прочитать публично, и т.д.

3. Оформление школьной библиотеки и других школьных помещений в соответствии с темой конференции.

4. Работа в творческих группах:

  • группа «Исследователи» собирает и готовит дополнительную информацию о книге и ее авторе;
  • группа «КВН» разрабатывает сценарий викторины по книге или иные содержательно связанные с ней конкурсы, готовит призы для награждения;
  • группа «Связи с общественностью» обеспечивает информационную поддержку конференции, готовит афишу, приглашения участникам и гостям, осуществляет фото- и видеосъемку;
  • группа «Театр» готовит инсценировку фрагмента литературного произведения;
  • группа «Сценаристы» разрабатывает общий сценарий конференции и готовит ведущих.

7. «Литературная игра»

Цель – развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умения сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях.

Содержание: игра, основанная на одном или нескольких литературных источниках и состоящая из ряда заданий, выполняемых в определенной последовательности (например, нахождение «золотого ключика», «клада на острове сокровищ» или спасение попавших в беду героев книги и т.д.).

Перед началом игры желательно предложить участникам, если они объединены в команды, придумать их названия и девизы.

Игра может занять всё школьное пространство. В этом случае задание (или серия заданий) выполняется в разных помещениях, а команда узнает о месте проведения следующего задания лишь после правильного решения предыдущего.

Основные шаги по подготовке:

1. Выбор литературной основы для игры, придумывание ее названия.

2. Разработка конкурсных заданий:

  • чтение зашифрованного текста из книги;
  • соотнесение фрагментов текста с рисунками, изображающими персонажей книги;
  • соотнесение предметов с задачами, которые персонажи решают или могли бы решить с их помощью;
  • расположение иллюстраций в правильном порядке, отражающем сюжет книги;
  • нанесение на географическую карту маршрутов перемещения персонажей;
  • восстановление поврежденного или искаженного фрагмента текста;
  • составление ребусов, кроссвордов, шарад;
  • озвучение немого фрагмента из существующей экранизации книги;
  • придумывание продолжения книги и др.

Написание сценария игры, определение ее ведущих, подготовка соответствующего реквизита.

Оформление помещений, в которых пройдут разные этапы игры.

МЕРОПРИЯТИЯ-«СПУТНИКИ»

Предлагаемые выше основные мероприятия желательно сопроводить мероприятиями-спутниками. К их числу следует отнести, например, подготовленную накануне Урока экспозицию новых книжных поступлений в школьную библиотеку под названием «Книга ищет читателя!», а также:

1. Выставки, организованные в том числе и в результате проведенных конкурсов:

  • выставка иллюстраций к любимым произведениям художественной литературы («Смотрите, что мы читали!»);
  • выставка плакатов («Читайте хорошие книги!»);
  • фотовыставка («Мои друзья читают», «Мой класс/Моя семья/Наша школа/Наш город читает»);
  • выставка значков, книжных закладок, экслибрисов («Я читатель!»).

2. Выпуск стенгазеты, оформление стенда или сайта («Что и как мы читаем?»).

3. Викторина по произведениям детской и подростковой литературы.

4. Акция «Я рекомендую!», в ходе которой школьники вкладывают в понравившиеся им прочитанные книги школьной библиотеки закладку со своей личной рекомендацией (акция стартует во время Урока и проходит в течение четверти, триместра или всего учебного года).

5. Акция «Золотая полка книг», во время которой школьники выставляют в библиотеке, в классах свои любимые книги или пишут их названия и имена авторов на нарисованных книжных корешках.

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

1. Информирование школьного коллектива об Уроке. Обсуждение возможных форм его проведения, сбор в каждом классе предложений, разработка программы Урока – не позднее мая 2007 г.

2. Создание школьного оргкомитета, в состав которого включаются школьный библиотекарь, представители школьной администрации, учителя, учащиеся, родители, – не позднее мая 2007 г.

3. Первичная подготовительная работа по установлению контактов с партнерами и СМИ – не позднее мая 2007 г.

4. Уточнение и утверждение оргкомитетом программы Урока – не позднее 10 сентября 2007 г.

5. Распределение обязанностей, создание рабочих групп на уровне школы и в каждом классе, выделение ответственных учителей, родителей и школьников за следующие направления:

  • оформление школы, библиотеки и классов (афиши, выставки, декор);
  • подготовка каждого мероприятия (см. выше «Основные шаги по подготовке»);
  • сотрудничество с партнерами;
  • приглашение гостей;
  • подготовка технических средств – 8 сентября – 8 октября 2007 г.

6. Проведение Урока – 9 октября 2007 г.

7. Подведение итогов Урока (выпуск фотоколлажей, стенгазет, видеофильмов и др.) – октябрь–ноябрь 2007 г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА УРОКА

Серьезное содействие в реализации задач Урока могут оказать средства массовой информации. Они способны не только целенаправленно сопровождать процесс подготовки и проведения общественно значимых мероприятий в новостных выпусках местных газет, телевидения и радио, но и ориентировать свои передачи и публикации на содержательную поддержку Урока. Например:

  • проведение интервью с авторами, пропагандистами чтения, спонсорами школьных библиотек;
  • показ на телеэкране и организация на радио литературных чтений, дискуссий, бесед по проблемам чтения;
  • демонстрация лучших экранизаций и радиоинсценировок художественных произведений.

Для проведения Урока рекомендуется использовать также материалы сайта Центра развития русского языка www.ruscenter.ru и другие интернет-ресурсы.