Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2007

Коптяева

О ПРОБЛЕМАХ чтения сейчас столько пишется и говорится, и столько предпринимается действий по решению этих проблем, и столько программ создается... Но кажется, что ничего не меняется. Это, наверное, потому, что плоды воспитания долго зреют. И так хочется всем нам пожелать творческой энергии! Как хорошо, что нас так много!

Анализирую бесценный опыт своих коллег, описанный в профессиональной прессе. Как и другие, ищу, преобразовываю и применяю то, что считаю нужным, изобретаю собственные подходы и решения. Есть библиотека, есть дети с разным уровнем любви к книге, есть дефицит хороших детских изданий и есть осознание личной ответственности за качество отношения ребенка с миром литературы. И так хочется найти панацею...

Может, Даниэль Пеннак подсказывает верный выход? Беру нашумевшую книжку «Как роман». Читаю. Все нравится. Со многим согласна. Только зачем он читает детям «Парфюмера»? Да, по нервам бьет, да, одурманивает и не отпускает, да, написано исключительно мастерски. Но … Чью душу согреют эти зловонные потайные мысли омерзительного героя? Какое жизненное решение помогут найти подробности крайних извращений?

Нет. Не все равно, с чего начнется роман ребенка с книгой. Меня в свое время поразили душевные переживания Николая Ростова, когда, проиграв большую сумму денег, он вернулся домой и не знал, как сказать об этом отцу, услышал пение сестры... и чем закончилась эта ситуация? Такие взлеты и падения духа: из пучины греха к высотам очищения и обратно! Думаете, детей не захватывает такое чтение? Еще как! Проверено.

Читаю интервью с И.Н.Тимофеевой в «Школьной библиотеке», отмечаю возражения тому же Пеннаку о «Правах читателя». Действительно, у читателей свои права есть, но и библиотекаря тоже никто прав не лишает: увлекай, заводи разговор о прочитанной книге. Если ты уважаем и любим читателем, если ты сам интересный собеседник, кто ж тебе откажет в разговоре? Только чем же автору статьи так «Гарри Поттер» не угодил? Почему же эта книга совсем не имеет отношения к действительности? Разве не существует интернатов? Или закончились проблемы во взаимоотношениях преподавателей и учеников? Что, не бывает кризисов в дружбе и изжиты конфликтные ситуации в педагогических коллективах? Может, нет больше разницы между детьми состоятельных родителей и из обычных семей?..

Сколько читателей – столько мнений. Сколько руководителей чтения – столько решений проблем привлечения к чтению, причем для разных детей – особые. Так что – поиск, поиск и поиск. У одного специалиста одно переймешь, у другого – другое...

Одним словом, успехов вам, коллеги!

Елена Коптяева,
Архангельская обл.