Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №18/2007

Громова

На I съезде школьных библиотекарей несколько раз говорилось о «федеральной программе развития школьных библиотек России». Одни мечтали – нужна бы, другие утверждали, что она уже разрабатывается или будет разрабатываться. Но что стоит за словами – мне лично пока не ясно. Пытаюсь разобраться.

Если программа – федеральная и станет обязательной для региональных властей, то это будет противоречить государственной идее децентрализации ресурсов. (По ней образование финансируется из регионального бюджета.) Значит, потребуются целевые средства из центра. Это может создать проблемы. Представьте себе, что при региональном финансировании школы средства на библиотеку идут отдельным потоком из центра. Только для того, чтобы их распределять, да еще и проверять использование, понадобится дополнительная армия чиновников. Если же программа будет рассчитана на финансирование региона, то она останется очередной декларацией.

Второе. Что эта программа должна в себя включать? Разработка общей для всех программы развития представляется мне задачей невероятно трудной, если вообще выполнимой. Поскольку одни библиотеки надо «вытаскивать из ямы», а другие, которые уже далеко впереди, – хотя бы не тормозить в их движении.

Третье. Любой проект предполагает некую стратегию решения основных проблем. В чем же состоят стратегические направления развития библиотек? Как говорили многие участники съезда – не в количестве денег на зарплату и комплектование. С этим множество школ в стране уже справились. Остались другие проблемы – не менее серьезные: нормативная база методической службы, кадры, которые надо учить, переучивать и постоянно держать в курсе новых веяний; система комплектования, которая доходила бы до самого отдаленного села…

И еще одно. Кто должен программу разрабатывать и на какой основе? Как известно, Министерство и Федеральное агентство не занимаются ныне распределением средств и конкретным руководством работой на местах. Они призваны решать только стратегические задачи. Может быть, разработчики – они? Или библиотечные ассоциации? Или нужен некий сводный комитет, который к тому же будет собирать и обобщать предложения с мест? А может быть, нужно готовить два-три альтернативных проекта, чтобы потом выбрать лучший?

А нужна ли она вообще – эта программа? Может быть, проблемы отрасли надо решать по-другому?

Вот с этого вопроса к вам, дорогие коллеги, мы и начнем поиски ответов.

Ждем ваших писем. Готовы ли вы лично всерьез, без векового гласа о зарплате и непонимании директора, задуматься над тем, что такое программа развития библиотек страны? А если не готовы и ждете, что «они там» разработают, то на кого потом будете пенять?