Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №18/2007

Козлова
Ольга Викторовна
Козлова
председатель секции
школьных библиотек РБА

ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ в этой вкладке разработки Татьяны Седых и Галины Максимовой отличаются тремя существенными особенностями: актуальностью, перспективностью и достоверностью.

Актуальность заключается в подготовке таких материалов, которые были нужны еще вчера, очень хорошо работают сегодня и завтра еще не устареют.

Перспективность подразумевает возможность развития отраженных в разработке тем во всех направлениях на основе этого наработанного.

Под достоверностью мы понимаем наличие практических достижений, которые не противоречат теории, так как авторы выбрали из нее рациональное зерно и адаптировали его к библиотечной практике.

Это относится ко всем присланным нам материалам: «Организация работы школьной библиотеки», «Перспективный план развития кабинета», «Программа курса», «Портфолио». Понятно, что в одну вкладку все не уместить, поэтому мы еще не раз вернемся к опыту якутских коллег.

Ценность памятки «Организация работы школьной библиотеки» заключается в выверенном, последовательном, развернутом перечне всех направлений работы школьной библиотеки.

Хорошо, согласно документам, рекомендованным Министерством образования, прописаны функции, цели и задачи школьной библиотеки. Существенную помощь проверяющему окажут уточнения вроде «утверждение директором», т.е. проверяют наличие не только положения, плана или отчета, но и подписи директора, при которой они действительны. Акцентируется внимание проверяющего и словом «соответствие» в наиболее тонких местах проверки.

Однако в работе имеются, на наш взгляд, недостатки и спорные моменты.

Так, отсутствует упоминание о наличии организационной документации библиотеки: положения о библиотеке школы №…, правил пользования школьной библиотекой, должностной инструкции работника библиотеки.

Этот пункт при проверке необходимо поставить перед планированием и отчетностью.

Далее, если идти по тексту, то вызывает недоумение порядок пунктов в разделе «Основные направления работы»:

[2]. Организация книжного фонда. Учет. Сохранность.

[3]. Комплектование.

На деле последовательность действий – другая, в логике которой и стоило бы проверять: вначале комплектуем фонд (и проверяем все, что с этим связано), потом его учитываем, организуем и следим за сохранностью.

На наш взгляд, это направление следовало выделить в раздел «Работа с фондом» и ввести подразделы по вышеперечисленным операциям.

В разделе «Справочно-библиографическая работа» представляется чрезвычайно сложным даже для опытного методиста измерить «Соответствие справочно-библиографического аппарата современным требованиям, спросу пользователей, образовательно-воспитательной программе». Конечно, пункт имеет право на существование, но хочется более конкретного определения, что и как конкретно следует проверить.

В том же разделе упоминается электронный каталог. Здесь стоило бы дополнить проверку указанием количества записей в каталоге и программы, в которой ведется каталог, только тогда о нем можно составить соответствующее представление.

Пункт 18 в тексте этого раздела звучит так: «18. Спецкурс, факультатив, кружок по ББЗ: название, наличие программы, количество часов, количество обучающихся. На наш взгляд, этот пункт в современных условиях следует назвать «Формирование информационной культуры». Хотя если на практике в школах действительно пока ведутся только ккурсы ББЗ, то честнее сохранить как есть.

Тем не менее мы не стали ничего менять, а, высказав свои пожелания, предлагаем вам материал в том виде, в котором он был разработан.

Работа эта, безусловно, полезная и нужная.

Другие материалы этих авторов – «Перспективный план развития кабинета», «Программа библиотечного спецкурса», «Портфолио» (будут опубликованы в следующих номерах «БШ») – интересны синтезом требований педагогической науки к такого рода документам и переложением их на библиотечную практику. В материалах прописаны требования к этим документам, практикуемые в педагогической среде, знание которых немаловажно для их подготовки.

Особую благодарность следует выразить авторам за информацию по «Портфолио».

Это модная форма рассказа о себе любимом и достижениях на трудовом фронте плавно входит в жизнь библиотекарей, и разработка поможет грамотно оформить материал. Ждите следующих публикаций.