Лекция 2. Библиотечное лидерство
Нужно ли быть лидером в библиотеке? Что такое лидерство вообще? Особенности восприятия лидеров в России и за рубежом. Специфика библиотечного лидерства. Менеджмент человеческих ресурсов. Один в поле не воин?
План лекций по курсу
Номер газеты |
Название лекции |
---|---|
17 |
Лекция 1. Школьная и детская библиотека: новые роли. Библиотека как досуговый центр, культурное кафе и центр непрерывного образования. Изменяем привычные роли и восприятие. |
18 |
Лекция 2. Библиотечное лидерство. Нужно ли быть лидером в библиотеке? Что такое лидерство вообще? Особенности восприятия лидеров в России и за рубежом. Специфика библиотечного лидерства. Менеджмент человеческих ресурсов. Один в поле не воин? |
19 |
Лекция 3. Библиотечный менеджмент: современные стили. Современный и креативный менеджмент в школьной и детской библиотеке: легко, красиво и эффективно. Инновационные подходы к привычным и рутинным процессам. Контрольная работа № 1 |
20 |
Лекция 4. Библиотека как центр коммуникации. Местное сообщество: читатели, соседи – потребители или союзники? Добровольцы в библиотеке. Технологии работы школьного библиотекаря как лидера местного сообщества и коллектива школы. Директор и учителя: союз или вооруженный нейтралитет? |
21 |
Лекция 5. Социальные проекты в школьной и детской библиотеке. Библиотечные проекты как способ изменения ситуации в местном сообществе и развития территории. Проектный менеджмент как средство изменения реальности и преодоления проблем. Контрольная работа № 2 |
22 |
Лекция 6. Маркетинг и фандрейзинг библиотечных проектов. Нужно ли в библиотеке бизнес-планирование? Хотите денег и ресурсов на ваш проект? Современный библиотечный маркетинг и фандрейзинг и его «инструментарий». |
23 |
Лекция 7. PR-деятельность в библиотеке. PR библиотеки как условие ее успешности. Создаем библиотеке репутацию и привлекаем союзников. Возможности новых информационных технологий для пиар-деятельности в библиотеке. |
24 |
Лекция 8. Чтение в школьной и детской библиотеке: очевидное и невероятное. Чтение в библиотеках как способ коммуникации. Организация, методика и результаты успешных региональных проектов. Международный опыт продвижения и поддержки чтения. Итоговая работа |
Пока владеют формой руки,
пока твой опыт
не иссяк,
на яростном гончарном круге
верти вселенной
так
и сяк.
Мир незакончен
и неточен, –
поставь его на пьедестал
и надавай ему пощечин,
чтоб он из глины
мыслью стал.Н.Ушаков
РУКОВОДИТЕЛЬ И ЛИДЕР: В ЧЕМ РАЗНИЦА
Нужно ли быть лидером в библиотеке? Что такое лидерство вообще? Особенности восприятия лидеров в России и за рубежом. Специфика библиотечного лидерства. Вот те вопросы, на которые мы попытаемся вместе ответить в этой лекции.
Итак, как мы выяснили в прошлой лекции: прежде чем менять что либо вокруг, нам предстоит измениться самим. Человек – вот центр нашей вселенной, вокруг которого все вращается. Современная библиотека – это не храм, в котором мы занимаемся неким служением, а узловой центр, «нервный сгусток» местного сообщества, будь то сообщество поселка, района или только школы. Многие поспешат возразить мне, дескать лидерство – это дело директора библиотеки, школы, их заместителей и так далее, а мы – не руководители.
Так вот: лидер – это не обязательно менеджер, руководитель, а руководитель порой может быть формальным лидером, но вовсе не лидером фактическим. И это хорошо известно из примеров, которые регулярно подбрасывает нам жизнь.
Какое же содержание мы вкладываем в понятия «лидер вообще» и «библиотечный лидер»?
Для начала приведем несколько цитат, которые зададут нам вектор движения в отношении лидерства вообще.
«Лидерство – способ организовать свое жизненное пространство так, чтобы в нем хотелось жить и развиваться не только тебе, но и другим» (В.Измагурова, психолог, преподаватель психологии, философии, соавтор книги «Личность в измененных состояниях сознания»).
«Преуспевающему лидеру приходится быть новатором. Если вы не стоите на шаг впереди толпы, то скоро окажетесь на шаг позади всех» (Т.Лэндри, главный тренер команды «Dallas Cowboys»)1.
Кроме вышеизложенных, для нас принципиально важно еще и то, что лидер – это прежде всего «…человек, играющий в группе ключевую роль в отношении направления, контроля и изменения деятельности других членов группы по достижению групповых целей. Быть лидером означает быть способным внести наибольший вклад в достижение общей цели, помочь другим поверить в ее достижимость и помочь им получить удовлетворение от достигнутого»2.
Лидерство – это одна из обязательных черт, которыми должен обладать современный библиотекарь, особенно работающий «в одиночку». Далее, кроме понятия «лидер», мы будем часто употреблять еще и понятие «менеджер», и здесь – внимание – есть принципиальное отличие от того толкования слова «менеджер», к которому мы все привыкли.
В данном курсе библиотечный менеджер понимается как профессионал библиотечного дела, управляющий (не обязательно по должности!) не только и не столько людьми, сколько процессами, идущими в местном сообществе, в которых библиотека должна занять одну из ключевых точек. Следовательно, с этой точки зрения мы все менеджеры. Как пелось в старой песне – «своей профессии прорабы».
«Без наличия как лидерских качеств так и без современного проектного и менеджерского инструментария эффективная деятельность современного библиотекаря просто невозможна, поэтому мы склонны считать, что изучение проблемы лидерства в библиотеке должно занимать и займет особое место. Именно это позволит нам всем уйти от ситуации «образованной импотенции», когда специалист, много лет проработавший в библиотеке, зачастую имеющий высшее библиотечное или гуманитарное образование в сфере культуры и искусства, неглупый и активный, не может ни организовать эффективно деятельность своей библиотеки, ни разработать инновационный и востребованный проект, ни «продать» на сторону свой интеллектуальный труд, чтобы привлечь деньги на проект и заработать на хлеб насущный.
Можно согласиться с мнением Т.Н.Ивлевой, которая выделяет следующие качества лидера в культуре в целом: наличие способностей и таланта в конкретной области деятельности, мастерство, стремление к успеху и признанию. В определении лидерских качеств автор выделяет ориентацию на интеграцию усилий других людей, полноту собственной ответственности за конечный результат и соединение различных функций библиотеки в нашем случае в единую стратегию и др. Кроме этого, автор рассматривает понятие «служение» как одну из неотъемлемых черт современного лидера. Основными ценностями для этой характеристики личности служат понятия «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше» и т.п.3
У многих сложился стереотип, что лидер – это своеобразный «волк-одиночка». Да, характеристики лидера сегодня включают различные признаки: амбициозность, инновационное чутье, склонность к риску, обаяние, способность своей энергией заразить подчиненных. Это – человек-борец, его энергетическая сила должна влиять на окружающих. Но это должен быть еще и человек, обладающий авторитетом, основанным на своебразном «капитале» – вере коллег в то, что он прав, и готовности идти за ним. Как создается этот капитал? Он «копится» в результате грамотного и эффективного проектного действия. Именно в результате его лидер приобретает социальную, психологическую, эмоциональную опору в местном сообществе и в коллективе.
Итак, мы начали говорить о том, что лидер должен обладать менеджерскими качествами и управлять процессами вокруг себя. Что это за процессы? Прежде всего, процессы перемен. Американский исследователь Дж.П.Коттер очень образно пишет об этом: «…Что же касается лидерства, то оно связано прежде всего с умением достойно справляться с переменами. В последние годы лидерство приобрело особое значение. Отчасти это объясняется тем, что современный деловой мир отличается крайне жесткой конкуренцией и повышенной изменчивостью.
...Если сегодня действовать вчерашними методами или даже чуть лучше, — это не приведет к успеху. Все чаще… встает задача выдержать натиск великих перемен и суметь сохранить свою конкурентоспособность в этих новых условиях. А чем серьезнее изменения, тем больше потребность в эффективном лидерстве.
Приведем простую аналогию с военной организацией: чтобы армия была в нормальном состоянии в мирное время, как правило, достаточно грамотного выполнения административных и менеджерских функций на всех ступенях армейской иерархии. Лидерами должны быть лишь ее высшие руководители. Однако во время войны армии нужны истинные лидеры на всех уровнях командования. Никто еще не придумал, как заставить людей ринуться в бой с помощью административных методов; для этого необходим тот, кто поведет солдат за собой».
Эта особая функция лидерства — выживание в условиях быстро меняющейся обстановки – и определяет характерные для нее виды деятельности, прежде всо деятельности проектной.
Суммируя взгляды Дж.Коттера на функции лидерства и применяя их к библиотекам, как сложным социальным структурам, можно сказать следующее: чтобы успешно управлять процессами в библиотеке и вокруг нее, лидер должен начать с выбора курса развития, взяв за основу определенную модель библиотеки. На её основе нужно создать желаемый образ библиотеки в будущем (часто весьма отдаленном), т.е. стратегию. Далее идет уже тактика, т.е. необходимые меры, чтобы воплотить этот образ в жизнь, например при разработке и реализации инновационных библиотечных проектов.
Лидеры всегда начинают эту деятельность с поиска союзников. Это значит, что о новом курсе развития сообщается всем, кто сможет помочь собрать единомышленников, полных решимости изменить к лучшему положение вещей. Особенно это актуально для школьного библиотекаря, потому что его позиция и задачи во многих случаях могут не совсем совпадать с задачами педагогического коллектива в целом. Следующая большая задача для лидеров, т.е. их главная задача, – поддержать в своих сторонниках мотивацию и энтузиазм. Им нужно добиться того, чтобы вопреки серьезным препятствиям люди не сошли с верного пути, который ведет их к новому будущему. При этом лидеры должны апеллировать к насущным, хотя зачастую неосознанным, человеческим потребностям, ценностям и эмоциям.
А чем же лидер в психологическом плане отличается от управленца, менеджера в традиционном смысле, кроме формальной позиции? Дж. Коттер приводит несколько антитез, хорошо иллюстрирующих эти различия:
- лидер задает курс, а менеджер планирует и считает;
- лидер ищет союзников, а менеджер формирует структуру;
- лидер вдохновляет, а менеджер проверяет и решает проблемы.
Чувствуете разницу?
С Коттером солидарен и другой американец – А.Залезник, который в определении различий идет еще дальше: «менеджеры и лидеры — люди совершенно разных типов. Задачи, которые приходится решать менеджерам, можно рассматривать скорее как следствие внешних обстоятельств, нежели как результат их свободного выбора. По сравнению с менеджерами лидеры добиваются своих целей более эмоционально и активно. В любой ситуации они стремятся найти благоприятные возможности и преимущества, заражая сотрудников своим энтузиазмом и вдохновляя их на творческие свершения. Общение лидеров с… коллегами носит эмоциональный характер, и поэтому им часто приходится работать в несколько беспорядочной обстановке»4. Правда, оговоримся эта точка зрения не единственная, далее в лекции вы встретите и другие взгляды на эту проблему.
ЛИДЕРСКИЕ РОЛИ
Так каковы же роли, которые могут играть лидеры? В своей замечательной книге «Психология лидерства» известный российский исследователь Р.Л. Кричевский постарался обобщить их классификацию5:
Рассматривая структуру лидерства, он пишет, что существует немало частных лидерских ролей узкофункционального типа. Они возникают в тех или иных ситуациях взаимоотношений в группе в связи с решением группой каких-то специфических задач. Применительно к библиотекам можно выделить следующие лидерские роли:
- лидер-организатор (реализует функцию групповой интеграции);
- лидер-инициатор (задает тон в решении групповых проблем);
- лидер – генератор эмоционального настроя (в значительной степени аналог роли эмоционального лидера);
- лидер-эрудит (олицетворяет интеллектуальное лидерство);
- лидер эмоционального притяжения (своеобразный аналог «социометрической звезды»);
- лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).
Ролевой «список» может быть расширен за счет включения в него ряда других ситуационно-функциональных ролей.
Вот эти роли:
- лидер структурного подразделения;
- лидер досуга;
- лидер-диспетчер;
- ситуативный лидер (эпизодическая кратковременная роль).
Иногда, особенно в экстремальных ситуациях, ситуативное лидерство проявляет себя чрезвычайно ярко.
Кроме того, выделяется ряд функциональных лидерских ролей в научных коллективах, связанных с мотивацией творческой активности членов этих коллективов и организацией их работы. Таковы, например, роли:
- лидера – генератора идей,
- лидера-мотиватора (т. е. человека, способного увлечь коллег самим процессом научной работы),
- лидера – организатора научной работы.
Наконец, еще один аспект лидерства, очень важный для школьных библиотек, связан с выделением роли лидера микрогруппы, возникающей в рамках первичного ученического коллектива на основе взаимных симпатий его членов. Согласно данным исследований, приводимых Кричевским, лидеры микрогрупп авторитетны не только в своих группах, но могут оказывать значительное влияние на весь коллектив. Такая ситуация возможна в том случае, когда в коллективе выделяется лидирующая группировка, играющая важную роль в формировании в нем определенного общественного мнения, эмоционального настроя. В целом же, как показывает специальный анализ, эти «частичные» лидерские роли (условно говоря, роли «мини-лидеров») вполне вписываются в две основные функциональные составляющие лидерства:
- деловую (роль делового лидера, т.е. управленца),
- эмоциональную (роль эмоционального лидера).
«Эмоциональную», несомненно, может «взять на себя» и школьный библиотекарь.
Обратимся к реальным жизненным процессам. Мы увидим, что в эффективно действующем трудовом коллективе, например в школе или детской библиотеке, доминирующее положение, как правило, занимает деловой лидер. И это, в общем-то, понятно: ведь подобная группа создается, прежде всего, для производства какого-то продукта (материального, интеллектуального – неважно), а не для решения личных проблем работников. Именно деловые лидеры и воспринимаются обычно неспециалистами как лидеры групп.
Роль эмоционального лидера при этом чрезвычайно важна. Р.Л.Кричевский приводит следующий пример: «…Много лет назад мне довелось участвовать в работе “круглого стола”, посвященного социально-психологическим проблемам науки. Среди прочих выступал там и заведующий одной биологической лабораторией, рассказавший следующую историю. Длительное время в этом коллективе сохранялась весьма доброжелательная атмосфера, психологически люди чувствовали себя комфортно, никаких склочных ситуаций не наблюдалось. Но вот ушла на пенсию одна из старейших сотрудниц, работавшая в должности старшего лаборанта и ничем особенным, на первый взгляд, в коллективе не выделявшаяся. Однако спустя какое-то время после ее ухода люди начали ощущать перемены в характере внутрилабораторных отношений, вначале едва заметные, а затем более отчетливые, но главное, содержащие элемент напряжения. И атмосфера в коллективе начала утрачивать былую теплоту. “По-видимому, – говорил заведующий, – эта сотрудница и была эмоциональным лидером или, во всяком случае, человеком, умело гасившим возникавшие иногда конфликты, да и просто вносила в жизнь лаборатории так часто недостающие нам теплоту и человечность”»6.
Таким образом, наличие лидерского потенциала у любого человека, в том числе у библиотекаря, совсем не обязательно совпадает с формально занимаемой им должностью. Найти в себе лидерский потенциал, освоить современный «инструментарий» изменений, найти способы получить ресурсную поддержку и привлечь союзников – вот насущная задача современного библиотекаря. И здесь скорее имеют решающее значение не врожденные качества, а внутренняя позиция, ведь нам предстоит родиться заново, стать «дважды рожденными».
МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ ЛИДЕРОМ?
Библиотечное лидерство – вовсе не российское изобретение. Проблема выявления лидеров и работы с ними во многих странах давно является одной из самых значимых для современного библиотечного менеджмента.
Например, в США существует даже специализированное сетевое сообщество «Сеть библиотечного лидерства», посвященное этому направлению, (http://www.libraryleadership.net), оказывающее помощь библиотекарям в обретении ими лидерских свойств и навыков и работающее под девизом «...помогаем библиотекам быть успешными в XXI веке». Специальное направление «библиотечное лидерство» также уже несколько лет существует в образовательной программе Библиотеки Конгресса США для российских лидеров «Открытый мир» (см.http://www.openworld.gov).
В Великобритании проблемами библиотечного лидерства занимается CILIP, Особый Институт профессионалов в сфере библиотек и информации (the Chartered Institute of Library and Information Professionals). Его бывший президент Шейла Коррал отмечала, что «хорошее лидерство является решающим фактором успешности, а также весьма актуальным как в Великобритании, так и в США и Австралии. На сегодняшний момент ощущается дефицит хороших кандидатов, приходящих на работу в библиотеки, и большое число библиотекарей, особенно руководителей, приближается к пенсионному возрасту. Публичные библиотеки будут испытывать нужду в людях со способностью управлять изменениями, людьми с видением и талантом, людях, которые процветают в постоянно меняющейся окружающей среде и знают, как обозначить их библиотеки на современной местной, региональной и национальной карте»7. Кто-то может сказать, что эта цитата не имеет к нам никакого отношения, это в «сытой» Англии не хватает людей «с видением», а у нас не хватает обычных ресурсов. На самом деле это заблуждение, поскольку без данных качеств новые ресурсы «не упадут с неба», а уже имеющиеся будут просто не замечены. Так что это касается и нас тоже, и может даже – в большей степени.
Еще одно явление, которое имеет прямое отношение к теме нашей лекции, – это стремительность разрушения барьеров между различными отраслями знания и секторами общественной жизни. Как успешные технологии из одного сектора «перетекают» в другой, так многие технологии, ныне успешно применяемые в сфере культуры, пришли в него из экологии, архитектуры и бизнеса. В то же время нестандартные подходы, характерные для художественного творчества, активно проникают, например, в менеджмент и бизнес, равно как в другие секторы общественной жизни. Чтобы найти свое место в этой подвижной и «жесткой» среде, мы нуждаемся в постоянном обретении новых знаний, умений, технологий и навыков, «наработанных» зачастую в других сферах. Причем мы должны обретать их как на профессиональном, так и на личностном уровне. Именно поэтому мы сегодня и говорили о лидерстве и новых библиотечных проектах.
Если организация хочет выжить и еще и добиться успеха в современных условиях, ей необходимы и менеджеры, управленцы и лидеры. Однако наши библиотеки больше продолжают воспроизводить «просвещенческую» модель с жесткой иерархией. Это увлечение приводит к все большему распространению личностей менеджерского типа – тех, кто ценит и стремится сохранить формальные, устойчивые схемы управленческих процессов. Правила поведения в среде менеджеров предписывают отдавать предпочтение коллективному руководству, а риска рекомендуется избегать. Мы же должны, просто обязаны идти на риск, но риск просчитанный и оправданный, поддержанный «союзниками».
Вместе с тем, и один в поле воин. Лидер, как мы уже говорили, не одиночка. Всегда есть потенциальные союзники за стенами библиотеки: в родительской и детской среде, в некоммерческом секторе, среди учителей и пр. Важно суметь зажечься самому и их зажечь тоже. Сделать это можно, владея инструментарием креативного менеджмента и технологией социокультурного проектирования, о которых мы будем говорить в следующих лекциях.
Переходим на следующий уровень, «технологический». Что представляет из себя местное сообщество: читателей, соседей, потребителей или союзников? Как работать с добровольцами в библиотеке? Каковы технологии работы школьного библиотекаря как лидера местного сообщества и коллектива школы? Об этом мы и поговорим в следующей лекции.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
- Что такое библиотечный менеджер в понимании данного курса?
- Чем отличаются роли менеджера и лидера?
- Каковы могут быть лидерские роли в школьной и детской библиотеке?
- Какова специфика библиотечного лидерства в школьной библиотеке?
- В какой степени западная технология библиотечного лидерства соответствует запросам и чаяниям российских библиотек?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Лидерство. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2006. – (Серия «Классика Harvard Business Review»).
- Эмоциональное лидерство : Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2007.
- Кричевский Р.Л. Психология лидерства : Учебное пособие. – М. : Статут, 2007.
- Моргунов Е.Б. Организационное поведение//Экономика. Социология. Менеджмент : Федеральный образовательный портал [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://management.edu.ru/db/msg/198124.html
- Лидер и самообман: как выбраться из собственной скорлупы. – М. : Вильямс, 2007.
1 Известные люди о лидерстве//Бизнес-тренер Антон Калабин. Тренинги и консультирование: портал [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.tonich.ru/citations [18.06.06] — Загл. с экрана.
2 Моргунов Е.Б.Организационное поведение // Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://management.edu.ru/db/msg/198124.html [18.06.06] — Загл. с экрана.
3 Ивлева Т.Н. Женщина и профессиональная карьера: Учебно-метод. пособие. – Красноярск, 2000. С. 5.
4 Залезник А. Менеджеры и лидеры: есть разница?//Лидерство. – М., 2006. – С. 75. – (Серия «Классика Harvard Business Review»).
5 Кричевский Р.Л. Психология лидерства : Учебное пособие. – М., 2007.
6 Кричевский Р.Л. Психология лидерства: Учебное пособие. – М., 2007. С.51.
7 Garrod P/ Which Way Now? The future of UK public libraries http://www.ariadne.ac.uk/issue35/public-libraries/