Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №19/2007

Продолжаем публикацию рецензий, присланных на конкурс «Детское читательское жюри», который проводил некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека». Больше всего споров вызывала книга Сергея Седова «Сказки несовершенного времени». И тут надо отдать должное юным читателям: если многие взрослые встретили эту книгу в штыки, то дети проявили удивительную деликатность и мудрость и постарались понять автора.
Зато книга «Слышишь пение?» вызывала, кажется, только положительные эмоции.

Вот выдержка из отчета, присланного из Тюмени.

Самые противоречивые отзывы были на книгу С.Седова «Сказки несовершенного времени». От таких: «Мне не понравилась эта книга. Мне непонятны эти сказки. Наверное, я еще не выросла для них» (Алена, 7 лет), «Я, ученик 2 класса со средними интеллектуальными способностями ничего не понял», «Прикольно, необычно, но тупо» (Надя, 15 лет) – до таких: «Мне книга понравилась. Я бы ее перечитала еще раз 10!!!», «Мне понравилась данная книга тем, что в простой и доступной форме через смешные ситуации (и не очень) автор показывает нам мир человеческих отношений, мир человека внутри него самого. Рассказывая о людях и их поведении, автор доводит до нашего сознания очень важную и в то же время противоречивую мысль: человек выражается во времени, делая его совершенным или несовершенным... А может быть, наоборот, время влияет на человека? Тогда кто должен делать это время совершенным?» (Света, 12 лет). Или вот: «Мне кажется, что книга называется «Несовершенные сказки», потому что сказки эти о нашем времени. А наше время несовершенно. В нем нет стабильности, порядка и постоянства. А какое время, такие и сказки» (Настя, 11 лет).

В Ярославской области библиотекари высказались категорично – так и написали в отчете: «Таких книг для детей не должно быть».

А вот школьный библиотекарь из Устьянского района Г.А.Смельчакова постаралась использовать спорную книгу для серьезного разговора о литературе и чтении. «Сказка “Осенний лист…” вызвала дебаты среди моих читателей. Мне лично она понравилась. Знаю, что не раз обращусь к ней, работая по методике “Развитие критического мышления через чтение и письмо”. И спасибо НФ “Пушкинская библиотека” за эти книги, этот конкурс».

Предлагаем вам два отзыва на «Сказки несовершенного времени».

Когда я учился в первом классе, в библиотеке на полке нашел книгу про мальчика Лешу. Она мне очень-очень понравилась! Ведь этот мальчик умел превращаться во все, во все! Я ее перечитывал много-много раз. И когда в библиотеке мне предложили почитать книгу того же писателя, который написал так интересно про мальчика Лешу, я согласился с удовольствием. Писателя этого зовут Сергей Седов. Но книжка оказалась совсем другой, не такой, как про Лешу. Мне понравилось, что она состоит из коротких сказок-рассказиков. Еще мне показалось, что некоторые сказки похожи на те, которые я читал в книжке Э.Успенского «Красная Рука, Черная простыня». Например, сказка про компьютер, в котором все исчезали. Эта сказка про то, что все дети сейчас любят сидеть у компьютера целыми часами, он стал их любимой игрушкой. И хотя они все исчезли в компьютере и никогда не смогут вернуться обратно, они счастливы. Значит, кроме компьютера им ничего не нужно.

Другая мне напомнила страшную сказку про «Синюю Бороду», которую я прочитал у Перро. Эта сказка про зеленую бороду, я понял из нее, что неважно, какого цвета борода у жениха, если он жестокий и злой человек.

Некоторых сказок я не понял, мама сказала, что я еще маленький. Но ведь книжка написана для моего возраста!

Поэтому я этой книжке хочу поставить оценку «Нормально».

Владимир Соколов, 10 лет,
школа № 77, 3 «А» класс,
г. Архангельск

У меня в руках книга Сергея Седова «Сказки несовершенного времени». Когда я прочитала ее, то очень удивилась и, честно сказать, не все сразу поняла. Книга называется «сказки», но мне сначала показалось, что все это больше похоже не на сказки, а на «страшилки».

Но когда внимательно вчиталась в название книги, поняла замысел автора. Сергей Седов разъясняет нам, своим читателям, в какое время мы живем. Это время далеко от совершенства, поскольку далеки от совершенства люди.

Они иногда не очень внимательны и холодны друг к другу. Это автор нам показывает в сказке об артисте, который играл призрака отца Гамлета. Люди только через семь лет после его смерти поняли, что он великий артист. И даже не заметили, как человек ушел из жизни.

Люди стали меркантильны, забыли о Боге, не помнят, где он, и задают вопрос: «Где Бог?» И не находят ни Бога, ни Святого духа. И все решают, что Святой дух удрал за границу.

В другой сказке – о самом богатом богаче – Сергей Седов показывает нам, что и этот самый богатый богач может лишиться всего, хоть он и топает ногами и грозит кулаком. Потому что всегда может найтись «Морской Царь», которому захочется иметь яхту, и он отнимет ее у тебя потому, что он окажется сильнее тебя. И тут я присоединяюсь к мнению автора.

Но я так же разделяю точку зрения писателя о том, что не все уж так плохо. И человек снова становится человеком, когда идет в лес, когда обнимает березку, слушает дубы, катается по траве. И даже Премьер-министр начинает понимать, что срывать цветок нельзя. И не в том счастье, чтобы пойти в парикмахерскую и сделать самую красивую прическу, но при этом настолько ослабеть умом, что забыть своих детей. Лучше проводить время на берегу реки. Даже не для того, чтобы кого-то поймать. А просто помолчать вместе с Михалычем.

Вот какая это книга. На первый взгляд книга очень страшная, но заставляющая думать, сравнивать, соображать, – и становиться лучше от этого.

Елена Григорьева, 10 лет,
читатель Уватской ЦДБ,
с. Уват Тюменской области

Отзыв на книгу Д. Литтла «Слышишь пение?»

Эта книга о пятнадцатилетней Анне Зальтен. Она со своими родителями, братьями и сестрами переехала из Германии в Канаду. У девочки с детства плохое зрение. Анна боится идти в новую школу, но там у нее появляются подружки, она находит поддержку, которой ей всегда не хватает. Тем временем Канада вступает в войну с фашистской Германией – тревоги мира врываются в школьную жизнь и в семью Анны. Ее брат Руди, будучи студентом университета, добровольно пошел на фронт. Однако с ним произошел несчастный случай – жидкость для очистки орудий попала в лицо, и оба глаза сильно пострадали. Зрение вряд ли восстановится. Но Анна придумала, как спасти брата. Анна решила научить его бройлевскому шрифту и потихоньку училась сама. Вскоре Руди удивил всех тем, что прочитал стихотворение Эмили Дикинсон. Все были благодарны Анне.

Мне особенно запомнился эпизод, когда Анна пришла впервые в школу. Она ничего не знала и не видела из-за плохого зрения. Сестры показали Анне ее классный кабинет. Анна запомнила его по характерной царапине через всю дверь. Затем все пошли на общее собрание. Когда надо было возвращаться в класс, Анна ориентировалась по яркой юбке своей одноклассницы. Постепенно Анна нашла себе подруг. В дальнейшем они поддерживали ее в трудную минуту.

Читая книгу, я восхищалась мужеством и стойкостью этой девочки. Своему брату она доказала, что с потерей зрения жизнь не закончена. И помогла ему снова стать таким, каким он был раньше, а может, лучше. Я подумала, что, когда тебе плохо, не надо прятать свои проблемы и быть одной. Ведь в жизни много хороших людей, которые тебе помогут, если к ним обратиться. Я всем советую прочитать эту книгу. Она очень интересная. Может, кто-нибудь узнает в себе Анну, будь ты девочка или мальчик. Я оцениваю книгу как отличную.

Анна Чеснокова, 14 лет,
учащаяся 8 «В» класса,
школа № 1,
Архангельская обл.,
Устьянский р-н,
дер. Прокопцевская