Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №22/2007

По страницам наших газет за август 2007 года

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Андреева М. Кафе журналистов в Столешниках : Материал для литературной гостиной по повести К. Г. Паустовского «В начале неведомого века» («Повесть о жизни») / М. Андреева, М. Короткова // Библиотека в школе. – 2007. – № 15. – С. 18–29. – (Работа с читателями. Мастер-класс).

Асташина Н. И. Там, на неведомых дорожках... / Н. И. Асташина // Биология. – 2007. – № 16. – С. 7–13. – (Копилка опыта. Биология малышам).

Разработка рассчитана на учащихся 4–6-х классов. Может быть использована при проведении уроков здоровья, классных часов по экологическому воспитанию или занятий экологических кружков.

Бабенко Т. С. «По следам приключений Тома Сойера» : Сценарий устного журнала / Т. С. Бабенко // Английский язык. – 2007. – № 15. – С. 42–44.

Зуева С. В. Осенняя встреча с Лесовичком / С. В. Зуева // Биология. – 2007. – № 16. – С. 16–21. – (Биология малышам).

Внеклассное мероприятие «Культура общения с природой».

Компанеец Л. M-story : Краткая история Московского метро / Л. Компанеец // История. – 2007. – № 16. – С. 25–35. – (Педагогика и история. Малая родина).

Материал к уроку с показом слайдов или внеклассному мероприятию (например, экскурсии), который проводит учитель и ученики, получившие опережающее задание.

Лазаренко М. В. Что растет в саду, кто живет в саду? / М. В. Лазаренко // Биология. – 2007. – № 16. – С. 22–27. – (Биология малышам).

Вводное занятие «Кружка садоводов».

Ле-Ван Т. Как бороться с рекламой / Т. Ле-Ван, Е. Черепанова // Здоровье детей. – 2007. – № 15. – С. 22–28. – (Технология).

Цель занятия «Реклама и здоровье»: сформировать критическое мышление школьника, научить его на примере рекламы сигарет не быть объектом манипуляции.

Малыхина М. Лесная лапта / М. Малыхина // Здоровье детей. – 2007. – № 15. – С. 47–48. – (Игровая площадка).

Описание игр.

Харитонова О. «Столетье безумно и мудро» : Интеллектуальная игра по литературе XVIII века / О. Харитонова // Литература. – 2007. – № 15. – С. 16–20. – (Я иду на урок: 9-й класс).

Чернышёва Э. Мифы и легенды Древней Греции : Урок-игра / Э. Чернышёва // Литература. – 2007. – № 15. – С. 6–7. – (Я иду на урок: 5-й класс).

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Болсуновская Н. «Тогда он совсем учиться перестанет» : Многие родители по-прежнему уверены, что без наказаний с ребенком не сладить / Н. Болсуновская // Первое сентября. – 2007. – № 16. – С. 17. – (Детный мир).

Мирская Н. Ребенок идет в 1-й класс / Н. Мирская // Здоровье детей. –­ 2007. – № 16. – С. 31–36. – (Семья и дети).

Как подготовить ребенка к учебе.

Петухова О. Деловая игра «Педагог – родитель» / О. Петухова // Школьный психолог. – 2007. – № 15. – С. 46–47. – (Конкурс. Номинация: «Психолог, педагог, администратор: приемы и стратегии взаимодействия»).

Игру можно проводить на родительском собрании. Цель: создать благоприятные условия для образования и развития детей; показать педагогам разнообразие форм работы с родителями.

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Болсуновская Н. Тайм-менеджмент для школьников: приемы, методы, инструменты: Учим детей умению мобилизоваться и действовать быстро и успешно / Н. Болсуновская // Первое сентября. – 2007. – № 16. – С. 13. – (Школьное дело. Время как школьная дисциплина).

Силина О. Путешествие в Страну Понимания : Программа психологического тренинга по адаптации младших школьников к процессу школьного обучения / О. Силина // Школьный психолог. – 2007. – № 16. – С. 2–44. – (Книга в газете).

Цель тренинга: развитие конструктивного взаимодействия в системе «учитель–ученик», изменение отношения детей к правилам поведения в школе, развитие рефлексивной позиции, внимательного отношения детей друг к другу.

Тагохина И. Первоклассники к школе готовы. Но не все : Несколько рекомендаций: как включить детей в учебный процесс / И. Тагохина // Первое сентября. – 2007. – № 16. – С. 10. – (Школьное дело. Педагогический практикум).

ВСЕ ВМЕСТЕ

Алексеева Т. Что же такое по-настоящему хороший, незабываемый классный руководитель? : История, спровоцировавшая маму нынешнего десятиклассника на споры с сыном и на воспоминания о собственных школьных годах / Т. Алексеева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 16. – С. 13–15. – (Работа с классом. Вам дали классное руководство).

Горбушина О. Школьный праздник / О. Горбушина // Здоровье детей. – 2007. – № 15. – С. 37–41. – (Творческая мозаика).

Как провести мероприятие максимально ярко и впечатляюще (и при этом использовать собственные ресурсы).

Иваницкая Е. Трибуны непредсказуемы... : Фанатство как мнимый шанс вырваться из рутинной жизни / Е. Иваницкая // Первое сентября. – 2007. – № 15. – С. 18. – (Детный мир. Территория риска).

Что скрывается за фанатством? Во второй части материала описаны тренинги, которые разовьют и укрепят уверенность и самостоятельность у подростков, а родителям дадут возможность прочувствовать переживания детей, поставить себя на их место.

Мартынов В. Ночной дозор : Большая психологическая игра для подростков / В. Мартынов // Школьный психолог. – 2007. – № 15. – С. 11–15. – (Конкурс. Номинация: «Работа со школьниками: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия»).

Цели игры: создать условия для формирования субъективной позиции подростка; способствовать формированию навыка принятия ответственности; формировать условия для развития навыка принятия нравственно-этических решений; способствовать развитию креативности у подростков.

ОСОБЫЙ РЕБЕНОК

Григорьева 3. Праздничный урок для учащихся с ограниченными возможностями по мотивам произведений А. С. Пушкина : Интеграция предметов: физкультура, музыка, литература / З. Григорьева // Спорт в школе. – 2007. – № 15. – С. 20–22. – (Методика. Начальная школа).

Кожурина Л. Дети-инвалиды нуждаются в интеграции : Но чтобы она стала действительно возможной, необходимо решить множество психологических, социальных и образовательных проблем / Л. Кожурина // Первое сентября. – 2007. – № 15. – С. 7. – (Политика образования. Круг вопросов).

Скулкова О. Тропа доверия / О. Скулкова // Здоровье детей. – 2007. – № 15. – С. 32–34. – (Особый ребенок).

«Подростки с проблемами здоровья должны и могут отдыхать в выездных лагерях вместе с обычными детьми», – считает психолог О. Скулкова.

Описание нескольких мероприятий.

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Болокина В. Поле для выбора : Опыт работы с индивидуальными учебными планами / В. Болокина // Управление школой. – 2007. – № 16. – С. 10–13. – (Профильное обучение).

Окольская Л. Профиль на расстоянии : Итоги экспериментального года работы НП «Телешкола» в Челябинской области и Пермском крае / Л. Окольская, Ю. Тихомирова // Управление школой. – 2007. – № 16. – С. 15–19. – (Профильное обучение. Интернет-уроки).

Обеспечение всего спектра условий, необходимых для организации профильного обучения, сталкивается с рядом трудностей. Один из способов их преодоления состоит в использовании интернет-технологий.

РАБОЧИЙ БЛОКНОТ

Базарова С. Договор : Деловая игра / С. Базарова // Школьный психолог. – 2007. – № 15. – С. 35–37. – (Конкурс. Номинация: «Психолог, педагог, администратор: приемы и стратегии взаимодействия»).

Цель: формирование механизма взаимодействия участников образовательного процесса с позиции индивидуального обучения.

Букатов В. В компании Бидструпа и Козьмы Пруткова : Разминка по педмастерству / В. Букатов, М. Ганькина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 16. – С. 25. – (Работа с администрацией. Педсовет в деловом стиле).

Вайнер Э. Все в твоих руках : Что надо знать школьнику о здоровье / Э. Вайнер // Здоровье детей. – 2007. – № 16. – С. 8–30. – (Технология).

Рабочее пособие для проведения занятий (бесед) по культуре здоровья с учащимися 5–8-х классов.

Волченкова Г. Исследование, проектирование, творчество : Из опыта работы гимназической методической службы / Г. Волченкова // Управление школой. – 2007. – № 16. – С. 30–34. – (Кадры. Методслужба).

Как помочь учителю соответствовать предъявляемым к нему требованиям в условиях обновления системы образования? Как поддержать его творческие начинания в деле обучения и воспитания школьников? Как можно ненавязчиво убедить его заниматься инновационной деятельностью в образовательном процессе?

Гореславская О. Элективный курс: с чего начать? : Попробуем сделать электив творческой площадкой и для себя и для своих учеников / О. Гореславская // Первое сентября. – 2007. – № 16. – С. 9. – (Школьное дело. Профессиональный интерес).

Знаменская Ю. Вам дали классное руководство?! Не отчаивайтесь... : Советы бывалого / Ю. Знаменская // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 16. – С. 16–17. – (Работа с классом. Вам дали классное руководство).

Зульевич В. Куклы – в помощь учителю / В. Зулькевич // Библиотека в школе. – 2007. – № 16. – С. 14–20. – (Идеи для совместных проектов).

Использование марионеток в качестве эффективного инструмента – как для преподавания академических предметов, так и для помощи детям в разрешении конфликтов и выборе верных средств для решения эмоциональных проблем, которые являются частью их жизни.

Казимек Ф. Э. Все любят стихи! : Поэзия в школе и вокруг нас / Ф. Э. Казимек, Д. Д. Уэллик, Д. Баркли // Библиотека в школе. – 2007. – № 16. – С. 2–7. – (Идеи для совместных проектов).

Описание проекта.

Курбатов Р. Школа, которая работает по программе Интересных Дел : Другой взгляд на школьные предметы / Р. Курбатов // Первое сентября. – 2007. – № 16. – С. 11. – (Школьное дело. Открытое образование).

Из опыта работы лицея «Ковчег-XXI» г. Красногорска.

Куценко Е. Тренинг накануне педсовета : Часто бывает, что наши масштабные творческие идеи так и остаются идеями из-за неумения работать в команде / Е. Куценко // Первое сентября. – 2007. – № 15. – С. 12. – (Школьное дело. Профессиональный интерес).

Во второй части материала приведены игры, описанные в книге Линды Бут Свини и Денниса Медоуза «Сборник игр для развития системного мышления».

Леонтьева О. А если начать учебный год совсем по-другому? : Как принимают новых учеников в немецких школах продуктивного образования / О. Леонтьева // Первое сентября. – 2007. – № 15. – С. 11. – (Школьное дело. Образовательный меридиан).

Международный день свободы в образовании впервые решено провести в этом году – 15 сентября (см. сайт http://iipli.free.fr).

Леонтьева О. Педсовет: чтобы обсуждение было продуктивным : В первую очередь для этого нужна проблемная формулировка тем / О. Леонтьева // Первое сентября. – 2007. – № 16. – С. 7. – (Школьное дело).

Маленькие секреты педагогической режиссуры // Французский язык. – 2007. – № 16. – С. 42–45.

Насколько хорошо работает наша школа? // Управление школой. – 2007. – № 15. – С. 5–47. – (Методическое руководство).

Пособие разработано шотландской системой образования (в нем содержится общий набор отправных положений для оценки качества работы школы). Пособие основывается на комплексе показателей качества, которые помогут: выделить наиболее сильные стороны работы школы; определить область, где хорошее качество следует поддерживать или где надо улучшить работу; определить приоритеты для плана развития; составить отчет о стандартах и качестве работы в школе.

Нечаева Н. Знакомься, школа, – твой ученик! / Н. Нечаева, С. Яковлева // Начальная школа. – 2007. – № 16. – С. 29–34. – (Система Л. В. Занкова).

Комплект методик фронтального изучения детей, что является составной частью разноплановой многомерной диагностики изучения готовности ребенка к школе.

Плахотников С. С чего начинать первые уроки? : Со знакомств или с разговоров о необходимости знаний? С рассказа о себе или о пользе учения? С организационных вопросов или с лирических отступлений?.. Решать приходится каждому самостоятельно / С. Плахотников // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 16. – С. 4–6. – (Повышение квалификации. Начинающим учителям).

Пловцова Л. Чтобы в школе «даже стены помогали» : О чем стоит подумать, готовя классы к новому учебному году / Л. Пловцова // Первое сентября. – 2007. – № 15. – С. 13. – (Школьное дело. Стиль и уклад).

Насколько удобно и уютно детям в школе?

Идеи для оформления кабинетов, раздевалок и всего остального.

Рукавкова Е. Где учиться спокойней / Е. Рукавкова // Здоровье детей. – 2007. – № 15. – С. 8–10. – (Аналитика).

О результатах сравнительного анализа режима дня, состояния здоровья и психоэмоционального напряжения учащихся, обучающихся в классах различного профиля.

Силинг Ю. Кто, что и зачем хочет от нас от имени государства : По результатам одного исследования / Ю. Силинг // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 16. – С. 32–34. – (Работа с администрацией. Педсовет в деловом стиле).

Сотрудники Научно-методического центра «Гуманист» провели в школах нескольких регионов страны исследования, посвященное патриотическому воспитанию на уроках, а также внеклассной работе со старшеклассниками. Было проанализировано региональное законодательство, планы воспитательной работы районов и школ, проведено анкетирование учителей, детей и родителей.

Советова Е. По шкале лояльности : Как можно определить отношение педагогов к своей школе / Е. Советова // Управление школой. – 2007. – № 16. – С. 35–36. – (Кадры. Коллектив).

Степанова М. «Развивающее обучение» / М. Степанова // Школьный психолог. – 2007. – № 15. – С. 19–30. – (Книга в газете).

Подборка материалов: «Просветитель: В. В. Давыдов»; «Обучение “по Занкову”»; «Идеи и идеалы развивающего образования».

Тюттерин Д. ...А заодно вспомнить знания, полученные в прошлом году : Учебный проект для первой четверти / Д. Тюттерин // Первое сентября. – 2007. – № 16. – С. 12. – (Школьное дело. Открытое образование).

Филякина Л. Авторитет и авторитарность : Слова однокоренные, но коренным образом различающиеся по сути / Л. Филякина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 16. – С. 17–18. – (Работа с классом. Вам дали классное руководство).

Ээльмаа Ю. История молодого учителя в шести конфликтах : Останется ли он в школе – это еще вопрос / Ю. Ээльмаа // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 16. – С. 7–9. – (Повышение квалификации. Начинающим учителям).

Яндола В. Компьютер для урока, или 200 заданий за 20 минут : Информационные технологии могут стать средством решения традиционных проблем дидактики / В. Яндола // Первое сентября. – 2007. – № 16. – С. 8. – (Школьное дело. Образовательный вектор).

Каким образом информационные технологии целесообразно использовать в школе. Взгляд учителя информатики Красногородской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

НА ЭКСКУРСИЮ

Кособок М. Таганрог – город Чехова / M. Кособок // Литература. – 2007. ­ № 16. – С. 42–43. – (Литературная карта).

ИМЕНА

Гиндин С. «Солженицынская» речь академика Зализняка и статус знаний в современной России : Премия Солженицына – ученым-гуманитариям / С. Гиндин // Русский язык. – 2007. – № 16. – С. 2–4. – (Год русского языка).

Зотова Е. Владимир Андреевич Фаворский / Е. Зотова // Искусство. – 2007. – № 15. – С. 8. – (Арт-галерея).

Лебедушкина О. «Зрителям остается непостижимое» : Памяти Бергмана и Антониони / О. Лебедушкина // Первое сентября. – 2007. – № 16. – С. 21–22. – (Идеи. Судьбы. Времена).

Майкапар А. Иоганн Себастьян Бах / А. Майкапар // Искусство. – 2007. – № 16. – С. 8. – (Арт-галерея).

Маурина Р. Художник-лирик Юрий Пименов / Р. Чаурина // Искусство. – 2007. – № 15. – С. – (Нетрадиционный урок).

КАЛЕНДАРЬ

Шеваров Д. Стоял в зените долгий-долгий день : 8 августа Юрию Казакову исполнилось бы 80 лет / Д. Шеваров // Первое сентября. – 2007. – № 15. – С. 21–22. – (Идеи. Судьбы. Времена).

ЧАС ЧТЕНИЯ

Андреева М. «Родился я в Мурзилии...» : Материал для подготовки презентации журналов для детей 6–12 лет / М. Андреева, М. Короткова // Библиотека в школе. – 2007. – № 15. – С. 8–17. – (Работа с читателями. Мастер-класс).

Звягин Т. [О книге «Нервные заболевания детей и подростков»] // Здоровье детей. – 2007. – № 16. – С. 45. – (Книжная полка).

О книге В. Трошина «Нервные заболевания детей и подростков : Профилактика и методы лечения» (М.: ЗАО Центрполиграф, 2006).

Костюхина М. Современный бестиарий в чтении детей и подростков / М. Костюхина // Литература. – 2007. – № 15. – С. 33–36. – (Детское чтение).

Существует давняя литературная традиция изображать человека в образах животных. Истоки звериных историй уходят в глубокую древность. В Средние века из таких историй составляли сборники, получившие названия физиологов или бестиариев.

Традиции старинных бестиариев напомнили о себе в новейшей детской литературе.

Реброва Е. Сказ про то, как я в Интернете журналы читала / Е. Реброва // Библиотека в школе. – 2007. – № 15. – С. 2–7. – (Детское чтение. Загляните на сайт).

О детских газетах и журналах в Сети.