Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №22/2007

Как построить программу библиотечного спецкурса, кружка, факультатива

Программа – документ, который дает представление о содержании курса и путях реализации заявленных целей. Программа определяет содержание, объем, порядок изучения и преподавания какой-либо дисциплины. Ориентирована на удовлетворение актуального запроса потребителей образовательной услуги.

Программа описывает:

Программа, как правило, состоит из пояснительной записки и учебно-тематического плана.

В пояснительной записке указывается возрастной диапазон (для какого возраста предназначена), цели (образовательная, воспитательная, развивающая), направления (разделы, темы).

Печкин

Дается научное и практическое обоснование необходимости проведения курса: в чем заключается проблема и пути ее решения.

Определяется предназначение: получение теоретических и практических знаний, формирование способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования после школы.

Указывается примерный объем знаний: какие знания, умения и навыки должны получить (усвоить) учащиеся по окончании курса, какой ожидается конечный результат.

Определяются условия эффективности реализации программы, например: материально-техническое оснащение, учебно-методическое обеспечение, включение занятий в школьное расписание, разработка методических рекомендаций.

Отмечаются основные методические принципы, которых следует придерживаться, например: обеспечение доступности восприятия научной информации детьми, использование объективной информации, соблюдение педагогической этики и такта.

Рекомендуются методы (способы достижения цели), например: объяснительно-иллюстративный, монологический, диалогический и т.д.

Учебно-методический план включает в себя общетеоретический блок (беседы, лекции) и практический блок (практические занятия, контроль знаний). Он составляется по следующей схеме:

При составлении программы необходимо учитывать образовательную программу, образовательные потребности и запросы, воспитательные цели и задачи. Ее содержание должно соответствовать возрастным и психологическим особенностям обучающихся, содействовать сохранению здоровья, обеспечивать системность образовательного процесса.

Требования, предъявляемые к программе:

К программе можно приложить или рекомендовать учебно-методический комплект (учебники, методическую литературу, разработки, тесты, анкеты, раздаточный и дидактический материал, планы занятий, описание технологий и т. д.).

БИБЛИОГРАФИЯ

Поташник М. М. Управление развитием школы / М. М. Поташник. – М., 1995.

Сборник авторских программ дополнительного образования детей. – М., 2002.