Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №23/2007

По страницам наших газет за сентябрь 2007 года

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Абаскалова Н. Правильное питание : Внеклассное мероприятие с пресс-конференцией для 5–7-х классов / Н. Абаскалова // Здоровье детей. – 2007. – № 18. – С. 22–25. – (Вне урока).

Бударина В. А. День леса : Экологический урок-игра / В. А. Бударина // Биология. – 2007. – № 17. – С. 32–33; № 18. – С. 33–35. – (Я иду на урок).

Зуева С. В. «Урок здоровья» / С. В. Зуева // Биология. – 2007. – № 18. – С. 2226. – (Я иду на урок).

Сценарий внеклассного мероприятия.

Игра «Знаем русский» // Русский язык. – 2007. – № 17. – С. 44–47. – (Играем всерьез).

Как устроен алгоритм игры «Знаем русский» (на телеканале «Мир»); примеры заданий, которые уже выполняли участники программы.

Клюшкина Е. Внеклассное мероприятие «Вероятностный Олимп» / Е. Клюшкина // Математика. – 2007. – № 17. – С. 15–16. – (Внеклассная работа).

Сценарий внеклассного мероприятия по математике.

Майорова М. Е. «Страна Микробия» : Устный журнал / М. Е. Майорова // Биология. – 2007. – № 18. – С. 12–17. – (Я иду на урок).

Увлекательное путешествие в страну науки микробиологии.

Маргасюк А. Играем в сказку : Материалы к игре (с комментариями зрителей) / А. Маргасюк, М. Павлова // Литература. – 2007. – № 17. – С. 9–12. – (Я иду на урок: 5–6-й класс).

Филологическая игра, посвященная авторским сказкам.

Никифорова Л. А. «Он спас Отечество свое...» / Л. А. Никифорова // История. – 2007. – № 17. – С. 26–29. – (Я иду на урок).

Урок-игра по теме «Отечественная война 1812 г.».

Руденко И. А. Своя игра / И. А. Руденко // Русский язык. – 2007. – № 17. – С. 35–38. – (Учение с увлечением).

Правила и ход игры, которую можно провести и на уроке русского языка, и во внеурочное время.

Шуваева Е. А. Волшебный мир звуков : Информационно-технологическая игра. Физика + английский язык. 11-й класс / Е. А. Шуваева, С. С. Токарева // Физика. – 2007. – № 17. – С. 15–21. – (Учебные занятия).

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Виноградова Н. Особенности взаимодействия начальной и основной школы / Н. Виноградова // Математика. – 2007. – № 18. – С. 16–18. – (Страничка психолога).

Почему дети, пришедшие в 5-й класс, испытывают большие трудности в адаптации к основному звену школы? Кто виноват в том, что у многих пятиклассников наблюдается снижение успеваемости, потеря интереса к учению и школе, неадекватность поведения, нарушение взаимоотношений со сверстниками и взрослыми?

Воробьева Е. Вселенская тайна : Большая психологическая игра для учащихся 5-х классов / Е. Воробьева, Я. Голубева, Н. Иванова, В. Никитина // Школьный психолог. – 2007. – № 17. – С. 45–47. – (Игротека).

Цель игры: развитие коммуникативных способностей, формирование коллектива класса, интеграция умений и навыков успешного взаимодействия с другими людьми.

Корчагина Ю. Испытание учебой / Ю. Корчагина // Здоровье детей. – 2007. – № 17. – С. 38–41. – (Вместе с психологом).

Для многих детей учеба становится тяжким испытанием, непосильной задачей, источником трудностей и неприятностей. Как помочь таким детям?

Минаева А. Школа лидерского искусства : Элементы психологического тренинга развития лидерских качеств у старшеклассников / А. Минаева // Школьный психолог. – 2007. – № 17. – С. 19–30. – (Методическая копилка).

Петренко Н. Сочини историю : Психотерапевтическая игра / Н. Петренко // Школьный психолог. – 2007. – № 18. – С. 46–47. – (Игротека).

Игра может быть использована в целях: диагностики и оценки состояния игрока (группы); развития психических процессов и речи; развития произвольности; совершенствования коммуникативных возможностей; коррекции эмоционально-личностных переживаний.

Путляева Л. Развиваем мышление / Л. Путляева // Начальная школа. – 2007. – № 18. – С. 36–38. – (В союзе с психологией).

Что такое мышление и почему его надо организовывать?

Степанов С. Кто воспитывает наших детей? : Смелая гипотеза о роли родителей / С. Степанов // Школьный психолог. – 2007. – № 17. – С. 4–7. – (Психология новой эры).

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Безух К. «Я чувствую себя...» : Беседа учителя с родителями / К. Безух // Здоровье детей. – 2007. – № 18. – С. 26–29. – (Нам пишут).

Как показывают исследования последних лет, здоровье детей в нашей стране продолжает ухудшаться, а потребность алкоголя и табакокурение среди подростков резко повысились. Анализ социологических опросов учеников 8–10-х классов и учащихся ПТУ Санкт-Петербурга свидетельствует, что 12% среди них пробовали наркологические и токсические вещества.

Бикбаева Л. Почему дети не любят школу? / Л. Бикбаева // Начальная школа. – 2007. – № 18. – С. 42–43. – (Педагогика в лицах).

Причин нежелания учиться много. Автор попробовала в них разобраться.

Зайцева В. Семь лет – начало не только школьной жизни / В. Зайцева // Здоровье детей. – 2007. – № 18. – С. 8–11. – (Взгляд физиолога).

Взрослые обычно относятся к младшим школьникам не вполне серьезно («мал еще!»), но при этом предъявляют к ним высокие требования, оценивая успешность по школьным отметкам и главной задачей считая учебу. Во всем ли они правы?

Знаменская Ю. Важные мелочи трудной встречи : Первое родительское собрание / Ю. Знаменская // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 18. – С. 29–30. – (Родительское собрание. В рабочий блокнот).

Иваницкая Е. Вредные, злые, мстительные : Многие родители не понимают, почему подростки вдруг начинают вести себя неадекватно. В чем корни такого поведения? И как на него реагировать? / Е. Иваницкая // Первое сентября. – 2007. – № 17. – С. 19. – (Детный мир. Психология взросления).

Калина О. Право на собственное пространство : От взрослых требуется немало внутренней смелости и душевной чуткости, чтобы разрешить ребенку его иметь / О. Калина, Т. Панкова // Первое сентября. – 2007. – № 17. – С. 19. – (Детный мир. Психология взросления).

Вторжение во внутренний мир ребенка без его готовности и согласия на это – ошибка, которую взрослые совершают порой из лучших побуждений. Им почему-то трудно увидеть в ребенке человека с собственными желаниями, чувствами и фантазиями. Они считают себя вправе контролировать его. Их пугает и раздражает даже сама мысль о том, что у ребенка может быть что-то личное, чем обладает только он, какая-то тайна, секрет.

Нодель Ф. Родительские конференции / Ф. Нодель // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 18. – С. 21–22. – (Диалог поколений).

Чканникова В. Родительский гнев : Мы уверены, что его причина – поведение ребенка. Но на самом деле причина в нас самих / В. Чканникова // Первое сентября. – 2007. – № 18. – С. 18. – (Детный мир. Отношения с характером).

ВСЕ ВМЕСТЕ

Полевой Ю. Чтобы управляющий совет был действенным : Директор должен быть готов поделиться полномочиями, а общественность – эти полномочия принять : [беседа с председателем управляющего совета школы № 87 г. Воронежа Ю.Л. Полевым / записала Л. Кожурина] // Первое сентября. – 2007. – № 17. – С. 8. – (Школьное дело. Ориентиры).

Травина О. Отчет о совместном с детьми родительском собрании / О. Травина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 18. – С. 23. – (Родительское собрание. Не для галочки).

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Резапкина Г. Уроки самоопределения : Профориентационные занятия в 5–9-х классах / Г. Резапкина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 18. – С. 32–35. – (Работа с классом. Профориентация школьников).

Первые уроки в 5–7-х классах.

ПОДРОСТОК

Гетманченко И. На лицо ужасные, добрые внутри / И. Гетманченко // Школьный психолог. – 2007. – № 17. – С. 14–15. – (Наши дети).

О молодежных субкультурах.

Звягин Т. Помощь трудным подросткам / Т. Звягин // Здоровье детей. – 2007. – № 18. – С. 40–41. – (Опасность).

О новой технологии комплексной реабилитации и коррекции несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением.

Зусманович Л. «Я сам» : Психологическая программа для подростков / Л. Зусманович // Школьный психолог. – 2007. – № 18. – С. 9–11. – (Метод в теории и на практике).

Цель: создать условия для формирования позитивного образа через самосознание и саморегуляцию.

ПРОБЛЕМА

Зотова Е. Специальное или инклюзивное? : Важно, чтобы две системы образования для детей с особыми потребностями не конкурировали, а дополняли друг друга / Е. Зотова // Первое сентября. – 2007. – № 17. – С. 5. – (Политика образования. Круг вопросов).

Каленкова О. Дети-мигранты: особенности обучения : Что должен знать учитель, начинающий работать с новыми учениками / О. Каленкова // Первое сентября. – 2007. – № 17. – С. 11. – (Школьное дело. Встречный курс).

Ким И. Двоечников не бывает : Оказывается, так называемая необучаемость часто связана с несформированностью у ребенка пространственных представлений / И. Ким // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 17. – С. 24–25. – (Здоровьесберегающая школа).

Соколов С. Компьютерные прогулки : Большинство родителей совершенно не представляют, куда направляются их дети в Сети / С. Соколов // Первое сентября. – 2007. – № 17. – С. 18. – (Детный мир. Территория риска).

РАБОЧИЙ БЛОКНОТ

Барабанова М. В конкурентной борьбе за успеваемость : Использование прогностической и ретроспективной самооценки ученика для оптимизации образовательного процесса / М. Барабанова // Школьный психолог. – 2007. – № 18. – С. 6–7. – (Гильдия).

Ванюшкина Л. Музей и школа: шаг навстречу / Л. Ванюшкина, Е. Коробкова // Искусство. – 2007. – № 17. – С. 2–3. – (Точка зрения).

Чего школа ждет от музея? Чего музей ждет от школы? Как им сотрудничать? В чем они сходятся, а в чем расходятся?

Витковский А. Стратегия развития школы: диагностика ситуации, общее планирование, конкретные проекты : Из опыта школы № 25 города Таганрога / А. Витковский // Первое сентября. – 2007. – № 18. – С. 11. – (Школьное дело. Ориентиры).

Галкина А. Авторские права учителя : Что они дают педагогу и как их зарегистрировать : [беседа с руководителем ОФАП А. Галкиной / беседовал А. Витковский // Первое сентября. – 2007. – № 17. – С. 9. – (Школьное дело. Интеллектуальная собственность).

Гам В. Стратегическое лидерство / В. Гам // Управление школой. – 2007. – № 18. – С. 25–30. – (Наука управлять. Директор-лидер).

О технике анализа проблем, которая является одной из ключевых в технологии стратегического лидерства. Она может быть использована как инструмент для проектирования в режиме командной работы. Применение техники анализа проблем актуально для разработки программы развития школы.

Забиров Д. Ролевые игры глазами педагога : Узнав об интересах ребенка, мы можем выстроить более адекватную образовательную и воспитательную стратегию / Д. Забиров // Первое сентября. – 2007. – № 17. – С. 14. – (Школьное дело. Другое образование).

Загвоздкин В. Эффективная школа : О направлениях обеспечения и развития качества школьного образования за рубежом / В. Загвоздкин // Управление школой. – 2007. – № 18. – С. 33–37. – (Education. Качество образования).

Ирхин В. Уроки разные – тема одна / В. Ирхин // Здоровье детей. – 2007. – № 18. – С. 31–38. – (Технология).

Комплекс школьных предметов при соответствующей направленности учителей позволяет сформировать у ребенка ценностное отношение к здоровью и свой путь к здоровому образу жизни. На уроках истории, литературы, обществоведения, языков и др. с позиций конкретной науки раскрывается особенность взаимовлияния индивидуального человеческого и общественного здоровья.

Калмановский А. Нешкольные уроки : Только те наши действия, которые совпадают с сущностью ребенка, способствуют его росту и развитию / А. Калмановский // Первое сентября. – 2007. – № 17. – С. 13. – (Школьное дело. Педагогический практикум).

Учитель привык ставить перед собой конкретные задачи: на урок, на месяц, на четверть. Но стоит задуматься о далекой перспективе – на год, на несколько лет, как на смену предметным целям приходят размышления о смысле своей работы, смысле профессии.

Кожурина Л. Сетевые педагогические сообщества : Как грамотно использовать Интернет-ресурсы для профессионального роста / Л. Кожурина // Первое сентября. – 2007. – № 18. – С. 14. – (Школьное дело. Педагогическое самообразование).

Куценко Е. Учитель едет на конференцию : Несколько рекомендаций для тех, кто делает это впервые / Е. Куценко // Первое сентября. – 2007. – № 18. – С. 14. – (Школьное дело. Педагогическое самообразование).

Леонтьева О. Дайте фору своим ученикам! : Самостоятельно прочитанные параграфы учебника, которых ребята еще не проходили, помогут лучше усвоить тему. Это называется «чтение с опережением» / О. Леонтьева // Первое сентября. – 2007. – № 18. – С. 12. – (Школьное дело. Движение по дороге знаний).

Меркулов Ф. Цели, которые мы ставим в начале года : Они помогают более точно выстроить учебный процесс / Ф. Меркулов // Первое сентября. – 2007. – № 17. – С. 13. – (Школьное дело. Педагогический практикум).

Грамотная постановка целей может сделать занятия более эффективными, облегчить диалог с детьми, их родителями и, конечно, коллегами, администрацией, проверяющими, которые тоже должны понимать, к чему мы стремимся, прилагая столько усилий.

Морозова Г. Чтобы избежать профессионального выгорания : Тренинг, позволяющий диагностировать наши деструктивные состояния и избавляться от них / Г. Морозова // Первое сентября. – 2007. – № 18. – С. 13. – (Школьное дело. Психологический практикум).

Рулевская Л. Из кандидатов – в мастера : Рейтинговая система оценки достижений учащихся при организации кружковой работы / Л. Рулевская, О. Кравченко // Управление школой. – 2007. – № 18. – С. 10–14. – (Школьный уклад. Рейтинговая оценка).

Тарасов А. О чем мерцает дисплей / А. Тарасов // Здоровье детей. – 2007. – № 17. – С. 8–10. – (Аналитика).

Учебник на экране компьютера – чем он помогает и чем угрожает? Вторжение электроники в образовательные технологии обсудили на междисциплинарной конференции педагоги, психологи, нейрофизиологи, гигиенисты разных исследовательских центров.

Халтаева Д. «Байкальская сеть ЛиГа» / Д. Халтаева, Е. Петряева, М. Козлов // Управление школой. – 2007. – № 17. – С. 6–10. – (Партнерство. Сетевое сотрудничество).

О создании сети образовательных учреждений повышенного уровня (Республика Бурятия).

НА ЭКСКУРСИЮ

На передовых позициях «Битвы гигантов» : На вопросы газеты «История» отвечает директор Музея-панорамы «Бородинская битва» Ирина Николаева // История. – 2007. – № 17. – С. 6–10. – (Взгляд Клио).

Румянцева О. Дом бояр Романовых / О. Румянцева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 18. – С. 43. – (Внеклассная работа. Экскурсия в музей).

Шенкман В. Пьедесталы и для короля, и для второгодника / В. Шенкман // Литература. – 2007. – № 18. – С. 38–39. – (Литературная карта).

О памятниках, посвященных литературным персонажам нежного возраста – детям.

АРТ-ГАЛЕРЕЯ

Мильчик М. Русское деревянное зодчество / М. Мильчик // Искусство. – 2007. – № 17. – С. 8–9. – (Арт-галерея).

ИМЕНА

Абелюк Е. Юрий Любимов: «Я, как старый формалист, борюсь с формализмом!» / Е. Абелюк, Е. Леенсон // Литература. – 2007. – № 18. – С. 34–37. – (Штудии).

О режиссере Ю.Любимове. Фрагмент из книги «Личное дело одного театра».

Дунаева Ю.А. Энтомолог в голландских кружевах : Наука и творчество в судьбе Марии Сибиллы Мериан (1647–1717) / Ю. А. Дунаева // Биология. – 2007. – № 17. – С. 14–18; № 18. – С. 27–32. – (История науки).

Кособок М. Я мечтою ловил уходящие тени... / М. Кособок // Литература. – 2007. – № 17. – С. 3. – (События и встречи).

О XIX Бальмонтовских чтениях (к 140-летию со дня рождения поэта).

Порядина М. Рабочий удар / М. Порядина // Библиотека в школе. – 2007. – № 17. – С. 31–33. – (Личность. Календарь круглых дат).

К 125-летию со дня рождения А.К. Гастева.

Сметанина Ю. Полководец, дипломат, царедворец / Ю. Сметанина // История. – 2007. – № 17. – С. 4–5. – (Вестник «Истории»).

260-летие со дня рождения М.И.Кутузова стало поводом для несуетного погружения в эпоху. Это – история России второй половины XVIII – начала XIX вв. Выставка «Терпение и время», открывшаяся в июне этого года, продолжает череду крупных юбилейных экспозиций в залах московского Музея-панорамы «Бородинская битва».

Яснов М. Леонидавидыч / М. Яснов // Библиотека в школе. – 2007. – № 17. – С. 22–25. – (Остров сокровищ. Капитанский мостик).

Об Учителе Смеха – детском писателе Леониде Каминском.

ЧАС ЧТЕНИЯ

Дмитренко С. Моя книга : «Большой Мольн» Алена-Фурнье / С. Дмитренко // Литература. – 2007. – № 18. – С. 30–31. – (Детское чтение).

В конце материала приведен отрывок из десятой главы «Дом Франца».

Крыщук Н. [О книге Жана-Поля Сартра «Слова»] / Н. Крыщук // Первое сентября. – 2007. – № 17. – С. 24. – (Идеи. Судьбы. Времена. Книга на полку).

Минакова И. Фантазия на службе добра / И. Минакова // Библиотека в школе. – 2007. – № 17. – С. 26–27. – (Остров сокровищ. Книга подана).

О немецкой писательнице К.Функе и ее романе «Повелитель драконов».