Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2008

Людмила Сухова

По страницам наших газет за декабрь 2007 года

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Брежнева И. Н. КВН по теме: «Костные и хрящевые рыбы» : Внеклассное мероприятие в 4–7 классах / И. Н. Брежнева // Биология. – 2007. – № 24. – С. 6–8. – (Я иду на урок).

Верхлина Г. Закаливание воздухом : Внеклассные занятия в младшей школе / Г. Верхлина, В. Верхлин // Здоровье детей. – 2007. – № 24. – С. 31–33. – (Урок здоровья).

Гайдаенко Е. А. От игры – к исследованию / Е. А. Гайдаенко // Русский язык. – 2007. – № 24. – С. 13–14. – (Учение с увлечением).

Четыре игры для развития интеллектуального потенциала, исследовательских способностей учащихся. Предложенные игры можно проводить и с учениками начальной школы, и со старшеклассниками.

Запольских И. А. Внеклассное мероприятие по информатике – деловая игра «Чья фирма успешнее?» / И. А. Запольских // Информатика. – 2007. – № 23. – С. 30–34. – (Внеклассная работа).

Зыкова Г. Игра по книге Жюля Верна «Таинственный остров» / Г. Зыкова // Литература. – 2007. – № 23. – С. 9–11. – (Я иду на урок: 5–6-й классы).

Иванова М. Хочу быть здоровым : Занятие для учащихся 6-х классов / М. Иванова // Здоровье детей. – 2007. – № 24. – С. 28–29. – (Конкурс. Номинация «Прикладной урок»).

Цель: формирование мотивации на здоровый образ жизни, осознание здоровья как ценности, формирование понятий профилактики заболеваний и способов профилактики.

Медведкина О.П. Необыкновенное вещество – вода : Интегрированный урок по биологии, химии, географии / О. П. Медведкина // Биология. – 2007. – № 23. – С. 14–17. – (Я иду на урок).

Мацько Г. «125 по Чуковскому времени» / Г. Мацько // Начальная школа. – 2007. – № 23. – С. 21–24. – (Традиционная школа).

Сценарий литературного марафона для школьников начальных классов.

Мочалова В. Сценарий этнографического занятия : Из цикла «Мир народной культуры» / В. Мочалова // Искусство. – 2007. – № 23. – С. 12–13. – (Рождество).

Петенко Е. Новогодние приключения : Сценарий проведения спортивного праздника в начальной школе / Е. Петенко, Т. Ржевская // Спорт в школе. – 2007. – № 24. – С. 10–13. – (Методика. Внеклассные мероприятия).

Семенко Е. Сценарий праздника «Страна Перельмания» / Е. Семенко, Н. Овчаренко // Математика. – 2007. – № 24. – С. 26–29. – (Внеклассная работа).

Праздник для учащихся 9-х классов.

Ступницкая М. Мы строим мосты : Игра-проект / М. Ступницкая // Школьный психолог. – 2007. – № 23. – С. 46–47. – (Игротека).

Цель игры: познакомить участников с основными понятиями проектной деятельности (проблема проекта, цель проекта, проектный продукт, презентация, план, анализ и самооценка работы), с технологией критериального оценивания проектной работы.

Игру можно проводить с учащимися 5–10-х классов, которым впервые предстоит работа над проектом.

Сырицына С. «С песней, шуткой и в игре изучаем ПДД» : Конкурс внимательных и находчивых / С. Сырицына // Начальная школа. – 2007. – № 23. – С. 30–31. – (Традиционная школа).

Сценарий конкурса знатоков правил дорожного движения.

Таран А. Рождественские игрища / А. Таран // Спорт в школе. – 2007. – № 24. – С. 14–15. – (Методика. Внеклассные мероприятия).

Теремов А. Викторина «Знаете ли вы?» / А. Теремов, В. Рохнов // Биология. – 2007. – № 24. – С. 10–11. – (Олимпиады, конкурсы).

Федотова Ж. Историческая викторина : Внеклассное занятие. 3-й класс / Ж. Федотова // Начальная школа. – 2007. – № 23. – С. 28–29. – (Традиционная школа).

Цель: развитие у учащихся интереса к истории, культуре и традициям Древней Руси.

Чебоксарова Я. Часы здоровья / Я. Чебоксарова // Здоровье детей. – 2007. – № 23. – С. 33–35. – (Нам пишут).

Цель: сформировать у детей представление о времени – процессах взросления и старения – и о том, почему это происходит.

Чернышева О. А. Спирты. Фенол : Арт-технология на уроке химии / О. А. Чернышева // Химия. – 2007. – № 23. – С. 41–48. – (Из опыта работы).

Сценарий урока-суда (судебное разбирательство по обвинению гражданина Спирта в преступлениях перед человечеством).

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Голубева Я. Приключения на затерянном острове : Тренинговая игра для учащихся пятых классов / Я. Голубева, Н. Иванова, В. Никитина // Школьный психолог. – 2007. – № 24. – С. 46–47. – (Игротека).

Цель: формирование навыков конструктивного взаимодействия в малой группе и в классном коллективе в ситуации принятия решения; выявление лидеров и характера взаимоотношений в группе, интеграция умений и навыков успешного взаимодействия с другими людьми.

Градусова Г. Отцы и дети / Г. Градусова // Здоровье детей. – 2007. – № 24. – С. 34–41. – (Вместе с психологом).

О конференции «Роль отца в воспитании детей», которая прошла в г. Глазове.

Фанина М. Найти для ребёнка интересное дело : Психологи считают, что эту задачу проще решить, если узнать, какой тип положительных эмоций проявляется у него ярче всего / М. Фанина // Первое сентября. – 2007. – № 23. – С. 19. – (Детный мир. Психология взросления).

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Корчагина Ю. Между детством и юностью / Ю. Корчагина // Здоровье детей. – 2007. – № 23. – С. 36–41. – (Семья и дети).

О подростковом возрасте.

Матвеева М. Чтобы спорт характер воспитывал, а не ломал : На что стоит обратить внимание родителям, отдающим ребёнка в спортивную секцию / М. Матвеева // Первое сентября. – 2007. – № 23. – С. 19. – (Детный мир. Психология взросления).

Селюнина Е. Как заинтересовать родителей не только учебными проблемами их детей? / Е. Селюнина // Начальная школа. – 2007. – № 24. – С. 42–43. – (Педагогика в лицах).

Как изменить привычное по форме родительское собрание.

ВСЕ ВМЕСТЕ

Волков В. День здоровья в малокомплектной сельской школе / В. Волков // Спорт в школе. – 2007. – № 24. – С. 16–17. – (Методика. Внеклассное мероприятие).

Килина Г. Турист на лыжах : Спортивно-экологическое развлечение / Г. Килина // Здоровье детей. – 2007. – № 24. – С. 23–25. – (Конкурс. Номинация «Движение – жизнь!»).

Коган Н. Школьное радио : Профориентация, воспитание чувств и объединяющее начало / Н. Коган // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 24. – С. 17–21. – (Внеклассная работа. Клуб по интересам).

Как организовать работу школьного радио.

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Резапкина Г. Творческая работа : Четвёртые уроки в 5–7-х классах / Г. Резапкина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 24. – С. 25–26. – (Работа с классом. Проф­ориентация школьников).

Резапкина Г. Уроки самоопределения : Профориентационные занятия в 8–9-х классах / Г. Резапкина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 23. – С. 43–47. – (Работа с классом. Профориентация школьников).

«Поведение в конфликтах» – третий урок в 8-м классе;

«Профессиональный тип личности» – третий урок в 9-м классе.

Резапкина Г. Уроки самоопределения : Профориентационные занятия в 8–9-х классах / Г. Резапкина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 24. – С. 28–30. – (Работа с классом. Профориентация школьников).

«Рождение команды» – четвёртый урок в 8-м классе;

«Матрица профессионального выбора» – четвёртый урок в 9-м классе.

ПОДРОСТОК

Веденяпина М. Чтение подростка и современный мир : По материалам всероссийского социологического исследования / М. Веденяпина, В. Стельмах // Библиотека в школе. – 2007. – № 23. – С. 7–11. – (Особая полоса. О чём говорят).

Гармаев А. Таинство общения со взрослыми : О внутренней стороне подросткового кризиса / А. Гармаев // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 23. – С. 19–23. – (Повышение квалификации. Психология возраста).

Кардашина О. Задачи на совместное действие : Особенности педагогической поддержки старшеклассников : [по материалам работы известного специалиста в области психологического обучения и развития подростков, психолога-педагога московского Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Тверской» Ольги Кардашиной] / записал А. Витковский // Первое сентября. – 2007. – № 23. – С. 13. – (Школьное дело. Встречный курс).

Что больше всего ценят подростки в учителе? // Первое сентября. – 2007. – № 23. – С. 13. – (Школьное дело. Встречный курс).

Во время консультаций психологу приходится вести беседы с подростками о самых разных проблемах, в том числе школьных. И постепенно вырисовывается портрет того идеального учителя, которого хотели бы видеть у себя в классе сегодняшние старшеклассники.

ПРОБЛЕМА

Болсуновская Н. С кем не дружат ? / Н. Болсуновская // Первое сентября. – 2007. – № 23. – С. 17. – (Детный мир).

Учителя с грустью отмечают: общение детей друг с другом наполнено взаимными претензиями, обидами, обвинениями, жалобами. У многих ребят вовсе нет друзей. Почему?

Иваницкая Е. Страх некрасивости : Отчего он рождается и к чему приводит / Е. Иваницкая // Первое сентября. – 2007. – № 23. – С. 18. – (Детный мир. Территория риска).

О причинах нервной анорексии (заболевание, характеризующиеся потерей веса, чрезмерным страхом полноты, искаженным представлением о своём внешнем виде).

Каменский С. Дети на диете : Порой они даже не догадываются, насколько серьёзно рискуют своим здоровьем / С. Каменский // Первое сентября. – 2007. – № 23. – С. 18. – (Детный мир. Территория риска).

РАБОЧИЙ БЛОКНОТ

Андреев О. Школьный клуб журналистики : Задачи, приоритеты, приёмы и приёмчики / О. Андреев, Н. Комольцева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 24. – С. 8–12. – (Внеклассная работа. Клуб по интересам).

Ванюшкина Л. Педагогика музейной действительности / Л. Ванюшкина, Е. Коробкова // Искусство. – 2007. – № 24. – С. 18–19. – (Точка зрения).

В современной практике существуют два основных подхода к организации деятельности детей и подростков на экспозиции музея: музейная педагогика и педагогика музейной деятельности. Под вторым понимается освоение способов познания мира, адекватных природе музея, способность личности переносить этот опыт на все сферы собственной деятельности. При этом организаторами такой познавательной исследовательской работы выступают педагоги, которые работают в тесном сотрудничестве со специалистами музея.

Дашковская О. Высший бал за качество чтения : Российские младшеклассники оказались первыми на международном исследовании PIRIS / О. Дашковская // Первое сентября. – 2007. – № 23. – С. 5. – (Политика образования. Мониторинг).

Домбровский А. Чашка кофе ... с датской королевой : Тонкости и подводные камни проектной работы / А. Домбровский // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 24. – С. 22–24. – (Внеклассная работа. Клуб по интересам).

Елагина С. Причины снижения успеваемости в пятом классе / С. Елагина // Первое сентября. – 2007. – № 23. – С. 11–12. – (Школьное дело. Профессиональный интерес).

Кантеева О. Внутришкольная методическая деятельность и имидж педагога / О. Кантеева, Л. Досова, Д. Гилязтдинова // Управление школой. – 2007. – № 23. – С. 20–28. – (Наука управлять. Методическая работа).

О проекте организации школьной методической службы в школе № 1 г. Черногорска.

Краюхин В. Образовательная политика: итоги уходящего года / В. Краюхин // Первое сентября. – 2007. – № 24. – С. 2–3. – (Политика образования).

Итоги 2007 г. в образовании весьма разнообразны. Но, пожалуй, главным итогом уходящего года можно назвать то, что окончательно сформировался алгоритм принятия решений, определяющих настоящее и будущее образования. Именно способы, которыми принимаются и проводятся в жизнь решения, становятся теперь самым важным. Потому что способы эти таковы, что непосредственное содержание решений может быть любым – они всё равно будут выполнены.

Часть первая – «Тендеры, общественные компании, финансовые программы».

Часть вторая – «Законы».

Куценко Е. Новые подходы к воспитательной работе : Педагогическая конференция, прошедшая в Костромском государственном университете, собрала учёных и практиков из разных регионов / Е. Куценко // Первое сентября. – 2007. – № 23. – С. 9–10. – (Школьное дело. Ориентиры).

Новое содержание воспитания невозможно втиснуть в старые формы. Почему все благие попытки обречены на неудачу или в лучшем случае не приносят ожидаемого результата? Как соотнести воспитательную работу с запросами общества?

Печатникова Л. Урок свободного письма : А что если хоть одно занятие в неделю отдать ученикам для выражения ими своих мыслей, чувств или рассказа о событиях, действительно волнующих? / Л. Печатникова // Первое сентября. – 2007. – № 23. – С. 14. – (Школьное дело. Вне канона).

Плахотников С. Как уж на сковородке : В поисках педагогического стиля: между дошколятами и старшими подростками / С. Плахотников // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 23. – С. 15–18. – (Повышение квалификации. Психология возраста).

Рывкин А. Мифы и реальности школьных вза­имоотношений : [беседа с директором московской школы – Центра образования «Измайлово» № 1811 Александром Рывкиным / беседовала М. Ганькина] // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 23. – С. 7–14. – (Взаимодействие с коллегами. Отношения с администрацией).

Савенков А. Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании / А. Савенков // Школьный психолог. – 2007. – № 23. – С. 6–10. – (Точка зрения).

Ступницкая М. Учимся работать над проектами : Цикл семинаров с элементами тренинга для учителей основного звена / М. Ступницкая // Школьный психолог. – 2007. – № 23. – С. 13–36. – (Книга в газете).

НА ЭКСКУРСИЮ

Делекторская И. Мемориальная квартира Андрея Белого на Арбате / И. Делекторская // Литература. – 2007. – № 24. – С. 34–35. – (Литературная карта).

Шенкман В. Дон Кихот без Церетели / В. Шенкман // Литература. – 2007. – № 23. – С. 40–41. – (Литературная карта).

О памятниках Сервантесу и его героям.

ИМЕНА

Волков С. Зачаровавший слух / С. Волков // Литература. – 2007. – № 23. – С. 6–7. – (Листки календаря).

К 210-летию со дня рождения Генриха Гейне.

Дорожкина Н. Образ мудрости и верности : 600 лет со дня кончины супруги Дмитрия Донского Евфросинии Московской / Н. Дорожкина // История. – 2007. – № 23. – С. 28–33. – (Я иду на урок).

Кириллова С. Людвиг Ван Бетховен / С. Кириллова // Искусство. – 2007. – № 24. – С. 10–11. – (Арт-галерея).

Коробко М. Известен только специалистам / М. Коробко // История. – 2007. – № 24. – С. 20–28. – (Анфас и профиль).

О творчестве выдающегося архитектора Родиона Казакова.

Кособок М. «Царил над русской поэзией...» / М. Кособок // Литература. – 2007. – № 24. – С. 8–9. – (Листки календаря).

О Константине Бальмонте.

Лебёдушкина О. Жизнь по законам бытия : 10 декабря Сергею Сергеевичу Аверинцеву исполнилось бы 70 лет / О. Лебёдушкина // Первое сентября. – 2007. – № 23. – С. 21. – (Идеи. Судьбы. Времена).

Мяэотс О. Светлое слово / О. Мяэотс // Библиотека в школе. – 2007. – № 23. – С. 24–26. – (Остров сокровищ. Капитанский мостик).

О Степане Григорьевиче Писахове.

Порядина М. Старинное новаторство романтизма / М. Порядина // Библиотека в школе. – 2007. – № 23. – С. 33–35. (Личность. Календарь круглых дат).

Юбиляры января: А.Н. Толстой, Шарль Перро, С. Топелиус, Байрон, Стендаль, В. Высоцкий.

Шеваров Д. Юрий Васнецов: «Коробка спичек в сказке тоже должна быть сказочной!» /Д. Шеваров //Первое сентября. – 2007. – №24. – С.22. – (Идеи. Судьбы. Времена. Очарованные книгой).

О художнике Юрии Алексеевиче Васнецове.

В конце материала приведен отрывок из книги Эраста Кузнецова «Медведь летит, хвостом вертит: Рассказы о художнике Юрии Васнецове» (СПб.: Детгиз-Лицей, 2007)

Шеваров Д. Леонид Владимирский: «Свои первые иллюстрации я нарисовал после дождя на песке…» /Д. Шеваров // Первое сентября. – 2007. – №24. – С.23. – (Идеи. Судьбы. Времена. Очарованные книгой).

Беседа художников с Леонидом Викторовичем Владимирским.

ЧАС ЧТЕНИЯ

Берштейн А. Вспомнить всё! / А. Берштейн // История. – 2007. – № 23. – С. 24–26. – (Книгочей).

О книге Филиппова А. В. «Новейшая история России».

Бухина О. Совсем не грустная история / О. Бухина // Библиотека в школе. – 2007. – № 23. – С. 28. – (Остров сокровищ. Книга подана).

О книге У. Старка «Моя сестрёнка – ангел».

Валикова Д. Книга без поэта / Д. Валикова // Литература. – 2007. – № 24. – С. 26–29. – (Книжная полка: На полях книги).

О скандальной книге Т. Катаевой «Анти-Ахматова».

Кособок М. 100 книг для детей / М. Кособок // Литература. – 2007. – № 23. – С. 35–36. – (Детское чтение).

О каталоге «100 новых книг для детей и юношества, которые должны быть в каждой библиотеке».

Мяэотс О. Воспоминания о ёлке / О. Мяэотс // Библиотека в школе. – 2007. – № 23. – С. 21–23. – (Остров сокровищ. Ёлка в кают-компании).

О книге Т. Зелениной «Ёлка моего детства».

Халфин Ю. Путь золотой и крылатый : О книге Дмитрия Быкова «Борис Пастернак» / Ю. Халфин // Литература. – 2007. – № 24. – С. 22–25. – (Книжная полка: На полях книги).