Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2008

Методические рекомендации по составлению*

Приложение 1

СОСТАВЛЕНИЕ РЕЗЮМЕ

Что такое CV?

CV – это аббревиатура Curriculum Vitae, что дословно в переводе с латыни означает «ход жизни», то же, что резюме – краткое описание основных фактов и важных деталей из вашей (трудовой) биографии.

Зачем нужны резюме?

Идея резюме заключается в том, что в одном документе кратко и ясно изложена только самая важная информация о вас и вашей жизни. Обычно его составляют при поиске новой работы. Работодатели всегда просят соискателей на вакантные должности предоставить им свои резюме. Это помогает быстро и оперативно получить необходимую информацию о человеке и решить, кого пригласить на собеседование в качестве кандидата на вакантную должность, а кому сразу в этом отказать. В нашем случае оно необходимо для того, чтобы у тех, для кого предназначен ваш портфолио, создалось о вас первое впечатление – хотя бы на уровне набора основных фактов трудовой биографии.

Что представляет собой резюме?

Не существует единственно «правильного» способа написания резюме. Напротив, есть много разных форматов и стилей его составления.

Однако можно выделить основную информацию, которая должна быть в каждом резюме.

Когда вы нанимаетесь на работу в первый раз, ваше резюме ещё довольно короткое. Позже вы можете включить в него больше полезной информации о вашем образовании, профессиональном опыте и умениях. В зависимости от назначения резюме, представив себе, кто и зачем будет его читать, вы будете варьировать его наполнение, включая в него только самую важную информацию и опуская ненужные подробности.

Как и весь портфолио, резюме составляется под конкретную цель.

CV

Подсказки

Ваше резюме должно быть кратким, аккуратным и понятным. Большинство людей стараются сократить его до страницы формата А4, максимум с двух сторон.

Сохраняйте компьютерный файл со своим резюме, чтобы было проще обновлять его и вносить необходимые изменения.

Перед тем как послать или передать кому-нибудь свое резюме, проверьте, не хотите ли вы изменить в нём или добавить что-то, что может быть важно именно в этом случае.

Проверьте орфографию. Печатая резюме, используйте бумагу хорошего качества.

Приложение 2

ЛИСТ САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одной из основных целей портфолио школьного библиотекаря является оценка и самооценка его профессиональной деятельности. Оценка эффективности и результативности его труда может основываться на компетентностных умениях, и прежде всего умениях, связанных с использованием новых технологий библиотечных процессов.

Предлагается следующая схема такой оценки.

Внимательно ознакомьтесь с ключом для оценивания своих ЗУНов, постарайтесь хорошо осознать предлагаемую градацию уровней владения ими и тот факт, что в данном случае вы не отметку себе ставите для рапорта перед начальством или коллективом, а разбираетесь в собственной профессиональной компетентности для определения пути дальнейшего развития, и уж потом заполняйте предложенную таблицу и делайте выводы из полученных результатов.

Уровень владения умениями

Баллы

Не владею или владею не в полной мере

1–2

Применяю с низкой эффективностью

3–5

Применяю эффективно

6–9

Применяю в высшей степени эффективно, постоянно совершенствую

10


Компетентностные умения

Баллы

Проектировочные

 

Планировать работу

 

Определять цели, формы и методы библиотечного обслуживания

 

Прогнозировать желаемые результаты деятельности

 

Анализировать работу

 

Определять эффективность обслуживания и перспективы его развития

 

Искать причины неудач в недостатках собственной деятельности

 

Коммуникативные

 

Устанавливать оптимальные взаимоотношения с различными группами пользователей

 

Находить пути решения проблем библиотеки с администрацией школы

 

Координировать свою деятельность с учителями-предметниками и классными руководителями

 

Педагогические и ораторские

 

Проводить массовые мероприятия

 

Организовать определённую систему мероприятий по формированию информационной культуры

 

Разработать и организовать дистанционный проект

 

Организовать участие учащихся в дистанционных проектах, руководить их деятельностью

 

Технологические

 

Работать с АИБС

 

Работать с офисными программами по созданию электронных документов (Word, Excel, Publisher, Power Point и т.п.)

 

Использовать ресурсы сети Интернет

 

Пользоваться сканером, копиром

 

ВСЕГО БАЛЛОВ

 


Приложение 3

ТЕСТ «ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТА»

Одним из важнейших направлений деятельности школьной библиотеки является формирование информационной культуры учащихся и педагогов. Предполагается, что уж сам-то «формирующий» в этом деле на высоте. На какой высоте – может показать тест Натальи Збаровской [2], предлагаемый далее. Конечно, если не лукавить с самим собой. Ведь в результате тестирования наглядно проступают пробелы, и, следовательно, можно определиться, по каким направлениям следует над собой поработать. Тест предполагает, что библиотекарь в своей работе (самообразовании) тоже пользуется библиотеками как читатель. Поэтому отвечая на вопросы 1, 4, 17, следует исходить из позиции пользователя, а не работника библиотеки.

На каждый из вопросов предлагается три варианта ответов, из которых следует выбрать один, наиболее для вас подходящий. Запишите свои ответы следующим образом: 1а – ___, 2в – ___, 3б – ___, и т.д. Пользуясь ключом, впишите баллы за каждый ответ и подсчитайте результат.

Вопрос

Варианты ответов

а

б

в

1

Думаю, что в библиотеке…

всегда можно найти то, что нужно

далеко не всё найдёшь, что нужно

никогда не найдёшь того, что нужно

2

Если меня отправят на курсы повышения квалификации…

поеду потому, что это необходимо руководству

поеду, чтобы приобрести новые знания

откажусь, так как они ничего не дают

3

Считаю, что каждый специалист должен читать в основном…

книги по своей специальности

журналы по своей специальности

книги и журналы по смежным специальностям

4

Когда я бываю в библиотеке…

стараюсь пользоваться каталогом

изредка обращаюсь к каталогам

не обращаюсь к каталогам

5

Стараюсь…

сознательно регулировать идущие на меня потоки информации (радио, телевизор, книги, разговоры), выбирая только то, что мне нужно

направлять на себя побольше информации, чтобы ничего не пропустить

ограничивать количество информации, используя только главное

6

Когда я читаю книгу по специальности, то главным образом обращаю внимание на…

основные идеи

логику и аргументацию автора

качество изложения и стиль

7

Когда я читаю книгу, выходящую за рамки моей непосредственной деятельности, то делаю это вследствие…

желания расширить общую эрудицию

заинтересованности в совершенствовании своих профессиональных знаний

указания на её полезность со стороны уважаемого мною человека

8

Для меня графики, схемы, чертежи в книгах или статьях обычно…

полезнее текста, если они точны

полезны, если они подкрепляются и объясняются текстом

не более и не менее полезны, чем другие материалы

9

Я усваиваю новые идеи лучше всего, когда могу…

связать их с текущими и будущими занятиями

применить их к конкретным ситуациям

найти их сходство с привычными идеями

10

Когда я на досуге читаю журнальную статью, она будет скорее всего…

сообщением о научном исследовании

посвящена дискуссионному вопросу

об интересном человеке или событии

11

Обмен опытом с коллегами

участвую в мероприятиях, выступаю, общаюсь, стараюсь узнать что-то новое

принимаю участие, так как это необходимо

не участвую, так как польза незначительна

12

Чтение отечественной литературы по специальности

стараюсь следить за всеми новинками

периодически приобретаю отдельные работы

нахожу мало полезного в чтении современной литературы

13

Реферативные журналы

просматриваю регулярно

знаю о том, что есть такие журналы

затрудняюсь ответить, что это такое

14

Для домашней библиотеки…

приобретаю книги, выписываю 2–3 журнала

приобретаю некоторые книги по специальности

выписываю один журнал, так как требует администрация

15

Компьютерные технологии

пользуюсь электронными средствами получения информации

хотел бы при возможности пользоваться

использую традиционные источники информации

16

Изучение иностранного опыта

читаю переводные публикации в периодических изданиях

самостоятельно перевожу небольшие статьи

читаю в оригинале научные труды

17

Способы получения источников информации

пользуюсь межбиблиотечным абонементом

пользуюсь услугами научной библиотеки

пользуюсь услугами библиотеки по месту работы

18

Изучаю…

труды теоретического и прагматического характера

только теоретические исследования

практические рекомендации

19

После беседы, дискуссии могу вспомнить…

всё, без труда

только в общих чертах

то, что меня интересует

20

Полученную из книг информацию использую…

на уровне понятий

на уровне основной идеи

на уровне моделирования ситуации


Ключ к оценке

Баллы

Ответы

7

13а, 14а, 15а, 16в

6

1а, 2б, 3в, 4а, 5а, 6б, 7б, 8б, 9б, 10б, 11а, 12а, 17а, 18а, 19а, 20в

5

13б, 14б, 15б, 16б

4

1б, 2а, 3б, 4б, 5в, 6а, 7а, 8а, 9а, 10а, 11б, 12б, 17б, 18б, 19б, 20б

2

13в, 15в, 16а

1

1в, 2в, 3а, 4в, 5б, 6в, 7в, 8в, 9в, 10в, 11в, 12в, 17в, 18в, 19в, 20а

Если Вы набрали от 85 до 124 баллов, у вас достаточно высокий уровень информационной культуры. Если сумма баллов составляет от 45 до 84, вам есть над чем поработать. Подумайте, что можно сделать, чтобы повысить уровень вашей информационной культуры. Если сумма баллов менее 45 – придется потрудиться. Пересмотрите свое отношение к работе, возможно, вы просто несерьёзно относитесь к информационной культуре вообще и собственной в частности.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Загашев И. Новые технологии в школьной библиотеке. Лекция 3 / Игорь Загашев // Библиотека в школе – Первое сентября. – 2004. – № 19. – С. 53–54.
  2. Збаровская Н. В. Деловые игры для занятий библиотечных специалистов / Н. В. Збаровская. – М., 2006.
  3. Макарова Е. Портфолио как он есть / Елена Макарова // Библиотека в школе – Первое сентября. – 2006. – № 6. – С. 12–14.
  4. Новикова Т. Папка индивидуальных достижений «портфолио»: федеральные рекомендации и местный опыт / Т. Новикова // Директор школы. – 2004. – № 7. – С. 13–24.
  5. Новикова Т. Региональный опыт использования технологий портфолио в практике российской школы / Т. Новикова, А. Прученков, М. Пинская // Методист. – 2005. – № 4. – С. 31–34.
  6. Новикова Т. Построение различных моделей портфолио / Т. Новикова, А. Прученков, М. Пинская // Методист. – 2005. – № 3. – С. 39–43.
  7. Остенко М. Технология «Учебный портфель» в образовательном процессе / М. Остапенко // Библиотека в школе – Первое сентября. – 2003. – № 16. – С. 10–15.
  8. Пинский А. Рекомендации по распространению различных моделей портфолио учащихся основной школы / А. Пинский // Практика административной работы в школе. – 2003. – № 7. – С. 3–7.
  9. Федотова Е. Портфолио как система альтернативного оценивания в практике зарубежной школы / Е. Федотова // Школьные технологии. – 2005. – № 3. – С. 171–180.


* Окончание. Начало см. в № 2/2008.