Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2008

Энвер Азизов

Материалы к библиотечному занятию в 6–8-х классах

Азизов
Энвер Садифаевич
Азизов

заведующий библиотекой
школы № 821
«Школа здоровья»,
Москва

КомпьютерныЙ мир – привычная среда для современных детей. Но обыденность не означает простоту. Мир информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) сложен, и стихийное плавание в нём чревато ошибками, заблуждениями и реальными угрозами. В нашей школе библиотека стремится быть навигатором информационного пространства и откликаться на запросы детей и педагогов. В отличие от учителей информатики, работающих по своим планам, библиотекарь может гибко реагировать на конкретные нужды, и ко мне обращаются с самыми разными предложениями.

Классный руководитель 6-го класса увидела проблему в том, что дети, имея дома компьютер с выходом в Интернет, не ориентируются в возможностях ИКТ, не умеют использовать их в процессе учения. Мы решили провести специальное разовое занятие, посвящённое особенностям использования Интернета, которое при необходимости может быть развёрнуто в цикл занятий или проектно-исследовательскую работу. Цели же перед собой поставили следующие: дать общее представление о сети Интернет, её основных возможностях и роли в жизни людей; подвести к пониманию необходимости соблюдения информационной безопасности при использовании Интернета; активизировать личностное отношение, касающееся выработки правил безопасного веб-сёрфинга и следования им.

Занятие можно проводить как с выходом в Сеть и использованием установленных программ, так и без выхода – в обычных классных условиях.

Хотел бы подчеркнуть два принципиально важных, на мой взгляд, момента. Первый заключается в том, что учить безопасной работе в Интернете надо превентивно, до того как подростки станут активными пользователями и завсегдатаями Сети. Второй состоит в том, что эффективна будет только личностно принятая позиция. Контролировать и руководить невозможно – можно помочь самоопределению в этой сфере. На это и направлены наши усилия.

Урок начинается с задания.

ДЕНЬ ИНТЕРНЕТА

30 сентября Россия отмечает День Интернета. Его отмечают и в других странах, но в другие дни. Почему же в России принято это число? Об этом поговорим позже, а сейчас постарайтесь дать ответ на «простой» вопрос:

• Что такое Интернет?

Выслушав ответы детей, знакомим их с определениями или предлагаем зайти в словари в Интернете или в Википедию – открытую энциклопедию Интернета – и найти ответы там.

Интернет (пишется с прописной (заглавной) буквы, хотя с недавних пор как нормативное принято и написание с маленькой буквы, читается [интэрнэт], от англ. Internet) – всемирная система добровольно объединённых компьютерных сетей. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть. Известен также жаргонизм Инeт. Когда сейчас слово Интернет употребляется в обиходе, то чаще всего имеется в виду не сама физическая сеть, а информация, что связано со следующим понятием.

Всемирная паутина (англ. World Wide Web) – глобальное информационное пространство, основанное на физической инфраструктуре Интернета. Всемирная паутина вызвала настоящую революцию в информационных технологиях и бум в развитии Интернета. Для обозначения Всемирной паутины также используют слово веб (англ. web) и аббревиатуру WWW.

Если строго различать эти два термина, то запомним, что Интернет – это сами приборы (компьютеры) и соединяющие их сети, а Всемирная паутина – информация, которой можно обмениваться через компьютеры.

Следующий вопрос учащимся:

• Что такое Рунет?

Выслушав ответы детей, знакомим их с определением или предлагаем найти ответ самим в справочных службах и словарях Интернета.

Рунет (с прописной буквы, читается [рунэт]) – русскоязычная часть всемирной сети Интернет. Более узкое определение гласит, что Рунет – это часть Всемирной паутины, относящаяся к национальному домену .ru.

Слово домен вам известно из истории Средних веков. Тогда так называли владения короля или феодала. А в Интернете так теперь называют определенную зону в системе имен Интернета, которую выделяют владельцу, например стране. Так, домен .ru принадлежит России.

Отмечать День Интернета 30 сентября предложила российская компания IT Infoart Stars. В 1998 году компания разослала сообщения с просьбой поддержать инициативу её сотрудников: десять лет назад в этот день была проведена первая перепись пользователей Рунета. Тогда их количество достигло 1 млн человек. С каждым годом число пользователей Рунета растёт всё большими темпами. По некоторым данным, оно увеличилось уже в 25 раз с момента первой переписи, а значит День Интернета вполне может перерасти во всенародный праздник.

• 25 млн подключённых. Много это или мало по отношению к населению страны?

Дополнительные вопросы и комментарии. Как это узнать? Где найти необходимые данные? Можно сравнить со всем населением России, с количеством только работающих, с числом семей. Построить график роста, диаграмму.

ОТ РУЧЕЙКА К ОКЕАНУ

Самым началом Интернета считается объединение компьютерных сетей четырёх научных учреждений в США в 1969 году, на которое были выделены средства Министерством обороны США.

• Как вы думаете, почему наибольшую заинтересованность проявило именно Министерство обороны США?

Этот вопрос, на первый взгляд выпадающий из контекста урока, мне кажется благодатной точкой, содержащей ростки интересных размышлений и выводов. Например, можно на следующих занятиях или «в дополнительном чтении» поговорить с детьми об истории научно-технического соперничества сверхдержав, закономерностях процессов глобализации. Или ещё интересней: увидеть эту тему как пример победы мира над войной, созидания над разрушением, гуманизма над агрессией или виртуального над реальным. Тема широкая. А пока – на этом уроке – только «зацепим» её краешком.

После запуска Советским Союзом искусственного спутника Земли в 1957 году министерство посчитало, что на случай войны Америке нужна надёжная система передачи информации.

В 1973 году Сеть стала международной: к ней были подключены через трансатлантический телефонный кабель первые иностранные организации – Великобритании и Норвегии.

Сеть изначально предназначалась для военных целей, но быстро стала достоянием простых людей. Согласно данным мировой интернет-статистики, на 10 июля 2007 года насчитывалось 1,133 миллиарда пользователей Интернета.

К популярнейшим возможностям Интернета относятся также:

Миллионы пользователей ценят сеть Интернет за то, что она удовлетворяет их потребности в важных сферах жизни.

• Как вы думаете: в каких именно? Предложите свои варианты.

Обобщая ответы групп, получаем следующую схему.

Схема

Интернет – самое важное открытие XX века, века информации.

• Что означает выражение «век информации»?

На этом этапе тоже возможна работа в группах с поиском, формулированием и представлением своих вариантов ответов, раскрывающих многогранный и многоплановый характер данного понятия.

• Какие ещё факторы популярности Интернета вы можете назвать?

Сейчас наиболее популярные услуги Интернета – это:

Блоги

Блог (англ. blog, от web log, «сетевой журнал или дневник событий») – это веб-сайт, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости. Блоги обычно публичны, предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором.

Вики-проекты

Веб-сайты, структуру и содержимое которых пользователи могут сообща изменять с помощью инструментов, предоставляемых самими сайтами.

Интернет-магазины

Совокупность программ, работающих на веб-сайте, которые позволяют покупателю «дистанционно» выбрать товар из каталога и оформить заказ на этот товар. Функции витрины и торгового зала выполняют страницы с иллюстрированным каталогом товаров, а консультантов – подсказки, инструкции и описания. Всё остальное – как в обычном магазине.

Интернет-аукционы

Аукционы, проводящиеся  посредством Интернета. В отличие от обычных аукционов проводятся «дистанционно», в них можно участвовать, делая ставки через интернет-сайт или компьютерную программу аукциона.

Электронные платёжные системы

Технология, позволяющая производить расчёты напрямую между контрагентами. В данном случае отсутствует необходимость перевода денег с одного счёта на другой в банке или другой финансовой организации.

Интернет-радио

Группа технологий передачи потоковых аудиоданных через Интернет. Также под этим термином может пониматься радиостанция, использующая для вещания одну из технологий интернет-радио.

Интернет-телевидение

Система, использующая цифровой сигнал и преобразование его в стандартные телевизионные сигналы.

IP-телефония

Система связи, обеспечивающая передачу речевого сигнала по сети Интернет.

Мессенджеры

Название класса программ, предназначенных для обмена сообщениями через Интернет в реальном времени. Передаваться могут текстовые сообщения, звуковые сигналы, картинки, видео. Такие программы могут применяться для организации телеконференций.

FTP-серверы

Технология для хранения  и передачи файлов в компьютерных сетях.

Интернет-реклама

Любая реклама, размещаемая в Интернете; специфические формы рекламы, использующие технические особенности сети Интернет; реклама интернет-ресурсов независимо от того, где и как размещается сама реклама.

Для многих миллионов современных пользователей Интернет стал частью жизни. К информационным, коммуникационным, развлекательным функциям добавились, может быть, ещё и более ценные для человека возможности.

• Работая в группах, предложите свои модели и перспективы использования Интернета в учении, работе, творчестве. Расскажите, что вы знаете об авторском праве, плагиате, «скачивании» рефератов и о своем отношении к этим вещам.

Обсуждение работы групп.

ТЕНЕВАЯ СТОРОНА

Неудивительно, что со временем в некоторых странах забили тревогу по поводу интернет-зависимости. Этот новый термин официально определяется как «навязчивое желание войти в Интернет, находясь вне Сети (офлайн) и неспособность выйти из Интернета, будучи на связи (онлайн)».

Таким образом, некоторые люди увлекаются виртуальным миром настолько, что начинают предпочитать Интернет реальности. Их число, по данным различных исследований, составляет около 10% пользователей во всём мире.

• Что означает термин «виртуальный мир», или «виртуальная реальность»?

От лат. virtus – потенциальный, возможный; лат. realis – действительный, существующий – моделируемый техническими средствами образ искусственного мира, передаваемый человеку через ощущения, имитируемые в соответствии с этим образом.

Оказывается, кроме Дня Интернета некоторые предлагают отмечать ещё и День без Интернета. В 2000 году некоммерческая организация DoBe.org (сайт больше не действует) призвала сообщество пользователей Сети хотя бы один день в году прожить исключительно в реальном мире.

Какие ещё опасности таит в себе Интернет?

Как видим, кроме умения пользоваться возможностями сети Интернет, необходимо также уметь обезопасить себя от её негативных проявлений. Давайте поможем себе сами и вместе выработаем правила информационной безопасности при пользовании Интернетом.

• Разбейтесь на группы и выработайте правила безопасного здорового веб-сёрфинга (путешествия по Интернету).

Для предотвращения распространённой ошибки следует сразу пояснить, что речь идёт не об аппаратных или программных средствах защиты (копирование данных, применение брандмауэра, антивирусов и т.п.), а о правилах поведения в информационной среде.

Для стимулирования процесса можно рассказать ребятам о средневековом учёном-энциклопедисте Исидоре, которого часть пользователей считает неформальным покровителем Интернета. Обладая обширными познаниями в разных областях, Исидор написал многотомную энциклопедию – свод знаний того времени, прообраз информационного богатства Интернета. Познакомьте ребят с молитвой, обратив внимание не на форму, а на суть, где выражается морально-ценностное отношение к использованию информационного пространства, даётся верный ориентир, который каждый человек развивает дальше самостоятельно.

Текст молитвы: «Боже Всемогущий и Вечный, молим Тебя, сделай так, чтобы по примеру святого Исидора, епископа и доктора, в наших путешествиях через Интернет мы направляли наши руки и глаза только на то, что приятно Тебе, и с милосердием и терпением относились ко всем, кого встретим на этом пути. Аминь».

Обсудив полученные результаты работы групп, обобщив и оформив правила информационной безопасности, сравниваем наш проект с рекомендованными фирмой Microsoft семейными правилами использования Интернета.

Соглашение о кодексе поведения в Интернете

Я обязуюсь:

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Заканчиваем занятие рефлексией.

ХОРОШИЕ ПРИМЕРЫ

Каталоги интернет-ресурсов и отдельные сайты детской тематики:

http://www.kinder.ru/

Каталог детских ресурсов предоставляет более двух тысяч ссылок на сайты о детях и для детей. Авторы постарались сделать каталог простым и понятным, но в то же время наделили возможностями больших «взрослых» каталогов и поисковых систем. Кроме девяти тематических разделов, здесь есть раздел новостей детского Интернета, интерактивные игры, материалы конкурсов, книга друзей, детский чат, форум для детей и их родителей.

http://www.zovu.ru/deti/

Проект создан специально для детского творчества. Размещаются произведения (стихи, рассказы, сказки и т.д.) и изделия прикладного творчества (фотографии), включая коллективные и индивидуальные выставки творчества, а также материалы, помогающие организовать оптимальное взаимодействие между взрослыми и детьми.

http://www.mavicanet.com/directory/rus/5112.html

Многоязычный каталог интернет-ресурсов детской тематики.

http://yaca.yandex.ru/yca/cat/Private_Life/Family/Children/

Каталог сайтов детской тематики.

http://www.dvoeknet.ru/archives/124

Сайт для детей и молодёжи, обучающий создавать интересный контент (видео, аудио, фото и др.) и получать в Интернете пользу для здоровья, ума и карьеры.

http://www.solnet.ee/webring/

Веб-кольцо – это объединение сайтов по определённой тематике. Благодаря простой, удобной и эффективной навигации облегчается поиск сайтов-участников в Сети.

http://portfolio.1september.ru/

Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся. Участвуя в фестивале, учащиеся могут формировать общедоступное портфолио своих работ. Также формируется портфолио педагога, куда входят работы учащихся, выполненные под его руководством.

http://www.agakids.ru/

Поисковая система детских сайтов «АгА» создана в помощь детям для поиска детских ресурсов на просторах Интернета. Очень полезна и родителям, так как содержит много ресурсов, посвящённых воспитанию, здоровью детей и помощи молодым мамам.

Примечание

Все определения здесь были взяты из Википедии, так мы делали на уроке, однако лучше ссылаться на более достоверные, чем Википедия, сетевые словари и энциклопедии.