Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №20/2008

Ольга Козлова

Сегодня мы публикуем программу «Обеспечение общеобразовательных учреждений Баунтовского эвенкийского района учебной и другой образовательной литературой» (2002–2004). Автор программы – Курикша Цыцык Бадма-Доржиевна, методист по учебным фондам.

Написание программы по обеспечению ОУ учебной и другой литературой, по свидетельству Цыцык Бадма-Доржиевны, было вызвано одним единственным желанием – упорядочить отчётность перед Министерством образования и науки Бурятии по обеспечению учебниками образовательного процесса района. Возникла потребность наглядно показать, на что конкретно и сколько расходуется денег. Автор писала программу месяц, перелопатила массу литературы, стараясь учесть все аспекты. Главная трудность написания заключалась в новизне такого рода документов и в отсутствии профессиональных библиотечных знаний. И как водится: терпение и труд всё перетрут.

Готовая программа была представлена автором, представителем районного отдела образования, администрациями школ, библиотекарями на заседании коллегии. Программа была оценена очень высоко и получила хвалебный отзыв главы администрации района со словами «хорошая диссертация». Программа впервые была реализована в 2002 году. Результаты превзошли ожидания. И теперь по готовой схеме пишутся одногодичные программы.

В публикуемой программе опущен первый раздел – «Содержание проблемы и необходимость её решения». Проблемы прописаны подробно, много фактического и конкретного материала. Беды школьных библиотек, как увидите, общие. Предлагаем извлечения из раздела: «В бедственном положении также находятся фонды художественной литературы. В школьных библиотеках района отсутствует современная художественная литература для уроков в старших классах, не хватает книг для внеклассного чтения младших школьников. Очень высоки потребности школ в научно-популярной, развивающей, детской, юношеской литературе, русской классике, исторических книгах, современной прозе. <…>

Большие проблемы возникают с организацией подписки на периодические издания, поскольку средства на эти цели выделяются не в полном объеме и не на каждое полугодие. <…>

Проблема обеспечения учителей методической литературой стоит очень остро. В методических рекомендациях к учебникам, которые позволят правильно поставить свою работу, грамотно и доходчиво излагать учебный материал, нуждаются около 90% учителей района. <…>

Большие трудности возникают в последние годы при комплектовании фондов школьных библиотек справочной, энциклопедической и другой литературой, которая создаёт условия для полноценного освоения школьниками учебного материала. А если учесть, что большинство школ являются сельскими и зачастую почти единственными культурно-образовательными центрами деревни, то своевременное пополнение и обновление фондов школьных библиотек не только учебниками, но и другой образовательной литературой чрезвычайно важно».

Заслуга Цыцык Бадма-Доржиевны заключается в сборе, анализе, обобщении и умелом воплощении в документе насущнейших проблем работы школьных библиотек по обеспечению образовательного процесса.

Цыцык отправляла эту программу на конкурс «Мастер книги – 2006». Но из-за обилия материалов программа, видимо, была недооценена. Методисты, отсюда мораль: если кажется, что ваши находки и труды пригодятся кому-то ещё, присылайте, посмотрим, оценим и, возможно, пустим в «народ».


Держись сохи плотнее, так будет прибыльнее.

Русская народная пословица