Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №20/2008

Людмила Сухова

По страницам наших газет за август 2008 года

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Азрапкина Н. Добро в твоём сердце : Устный журнал / Н. Азрапкина // Начальная школа. – 2008. – № 16. – С. 17–20. – (Я иду на урок).

Устный журнал – это урок в виде театрализованного представления. Он сохраняет все внешние признаки журнала: «обложку», которую придумывают и оформляют дети, название и эмблему. Урок построен в форме представления страниц.

Тема устного журнала раскрывает взаимоотношения людей и животных.

Александрова Е. Первый раз в «старый» класс : Встреча учеников после каникул / Е. Александрова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 16. – С. 8–11. – (Идеи. Классный час).

Безух К. Выбор за тобой : Модульный курс для подростков 14–17 лет / К. Безух // Здоровье детей. – 2008. – № 16. – С. 30–32. – (Образ жизни).

Практикум по формированию отношения к ПАВ.

Беглова Т. Годовое планирование деятельности класса : Сценарий классного часа / Т. Беглова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 16. – С. 20–21. – (Материалы. Классный час).

Битянова М. Начинаем разговор : Игра для нового класса / М. Битянова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 16. – С. 38–39. – (Материалы. Внеклассное мероприятие).

Вознесенская И. Знакомство : Тренинг для старшеклассников / И. Вознесенская, В. Зайчиков // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 16. – С. 30–36. – (Материалы. Внеклассное мероприятие).

Волкова С. Проект «Мой радужный мир» : (5–11-е классы) / С. Волкова, Е. Горохова // Здоровье детей. – 2008. – № 15. – С. 17–18.

Цель проекта: создать оптимальные условия для формирования у детей неприятия психоактивных веществ.

Воложанина О. Портрет Даниила Хармса : Литературный вечер / О. Воложанина // Литература. – 2008. – №15. – С. 12–14. – (Я иду на урок : 11-й класс).

Гайдаенко Е. Нашествие «зелёных змиев» / Е. Гайдаенко // Здоровье детей. – 2008. – № 16. – С. 28–29. – (Вне урока).

Во время антиалкогольных акций, как правило, проводятся конкурсы плакатов. А почему бы не устроить конкурс по созданию антиалкогольных композиций из воздушных шаров? Это гораздо интереснее! И лучше запоминается.

Голубев М. От Рюрика до Горбачёва / М. Голубев // История. – 2008. – № 16 – С. 44–46. – (Педагогика и история. Олимпиады, тесты, конкурсы).

Вопросы для проведения олимпиады.

Евграфова Т. Я не такой, как ты, и все мы разные : Тренинг для учеников средней школы / Т. Евграфова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 16. – С. 25–29. – (Материалы. Внеклассное мероприятие).

Князева С. Сохраним природу России : Игра «Звёздный час» / С. Князева // Начальная школа. – 2008. – № 16. – С. 21–23. – (Учимся играя).

Цели: расширять кругозор, знания учащихся о природе родного края; развивать познавательную активность, речь, умение сравнивать и делать выводы, логически мыслить.

Кублановский Ю. Зрячая любовь / Ю. Кублановский // История. – 2008. – № 15. – С. 4–17. – (История XX века. Мастерская историка).

Материал для проведения интегрированного урока (история + литература), дискуссии или конференции, посвящённых императору Николаю II и его семье.

Леонтьева О. Как ты с классом встретишься, так и проживешь : Организация первого классного часа / О. Леонтьева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 16. – С. 12–13. – (Идеи. Классный час).

Пешкина Е. В. Эта удивительная наука – химия : Внеклассное мероприятие по химии. 7–8 классы / Е. В. Пешкина // Химия. – 2008. – № 15. – С. 33–40. – (Из опыта работы).

Полозов А. Феномен футбольных фанатов в России / А. Полозов // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 15. – С. 32–35. – (Материалы. Вокруг спорта).

Этот материал можно использовать при проведении классных часов разного типа. Например, как введение в дискуссию о спорте и болельщиках, при которой отстаиваются две основные позиции: быть болельщиком – значит быть патриотом Родины; быть болельщиком – значит иметь возможность для выхода собственной агрессивности. Если дать статью разным ученикам и предложить пересказать по небольшой части, может получиться интересный для молодежи информативный классный час об истории футбольных болельщиков, а если его подготовят старшеклассники, с этим рассказом можно пойти и на классные часы в младшие классы. А если есть группа футбольных фанатов, эта статья может стать поводом для их рассказа о своём увлечении – эти мальчишки часто очень нуждаются в понимании и поддержке.

Романенко Л. Путешествие в край тихого Дона : Спортивно-фольклорный праздник для учащихся 5–6-х классов / Л. Романенко // Спорт в школе. – 2008. – № 16. – С. 24–29. – (Методика. Внеклассные мероприятия).

Спортивный праздник объединяет в себе спортивные конкурсы с историческим экскурсом о развитии казачества на Дону. В паузах между состязаниями ведущие поют казачьи песни, читают поговорки, приводят интересные исторические данные, которые будут полезны детям. Подобную игру-путешествие можно провести в любом регионе, наполнив его историческую и спортивную части своим содержанием.

Россохина Т. Властелины читательских сердец : Литературное представление по произведениям Тэффи, Саши Чёрного, Аркадия Аверченко, Михаила Зощенко / Т. Россохина // Литератора. – 2008. – № 15. – С. 15–36. – (Я иду на урок : 11-й класс).

Фельдман Л. В. Самый умный в области естествознания : Интеллектуальная игра / Л. В. Фельдман // Химия. – 2008. – № 16. – С. 40–48. – (В помощь молодому учителю).

Игра проводится в рамках недели естествознания или недели химии. Предварительным отборочным туром является заочная викторина по естествознанию, по итогам которой выявляются 12 лучших участников из числа учащихся 9–11-х классов.

Фесенко Н. Акция «Письмо матери» / Н. Фесенко, Н. Олейко // Школьный психолог. – 2008. – № 16. – С. 30–31. – (Конкурс. Номинация: «Оригинальные решения: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия – по-новому»).

Цели и задачи: формирование ценностных ориентиров подростка; гармонизация детско-родительских отношений; актуализация позитивного опыта рефлексии.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Ивашкина Г. Родитель в пространстве школы / Г. Ивашкина // Здоровье детей. – 2008. – № 15. – С. 43–44.

Карелина Н. Мальчики и девочки – почему они разные? : Сценарий родительского собрания в 3-м классе / Н. Карелина // Школьный психолог. – 2008. – № 16. – С. 46–47. – (Конкурс. Номинация: «Психолог и семья школьника: идём на сближение»).

Корчагина Ю. Тройной кризис… у родителей / Ю. Корчагина // Здоровье детей. – 2008. – № 16. – С. 34–40. – (Вместе с психологом).

Чем оборачиваются для родителей школьные проблемы подростков? Что может чувствовать родитель, чей подросток отказывается учиться? Кто нуждается в помощи? Какой подход со стороны учителя окажется грамотным и помогающим? В помощи нуждаются все: и сам подросток, и учителя, и родители.

В материале разговор именно о родителях.

Это совершенно особая категория родителей – родители подростков. Время, которое они переживают, называют периодом тройного кризиса.

Леонтьева О. «Пусть ребёнок растёт здоровым» : Родительские университеты / О. Леонтьева, Т. Хоченкова // Здоровье детей. – 2008. – № 15. – С. 46–48.

Уржумова Т. Стили семейного воспитания : Разработка родительского собрания / Т. Уржумова // Школьный психолог. – 2008. – № 16 – С. 42–45. – (Конкурс. Номинация: «Психолог и семья школьника: идём на сближение»).

Чибисова М. Первое родительское собрание в классе : Организация, темы и формы / М. Чибисова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 16. – С. 22–24. – (Материалы. Родительское собрание).

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Иванова О. Играем в школу : Развивающие занятия по типу ролевой игры для дошкольников подготовительной группы / О. Иванова // Школьный психолог. – 2008. – № 16. – С. 9–13. – (Конкурс. Номинация: «Психологическое сопровождение школьников разных категорий: методические открытия»).

Орлик А. Добро пожаловать в сказку : Тренинговая программа по развитию личности / А. Орлик // Школьный психолог. – 2008. – № 15. – С. 6–15. – (Методическая копилка).

Материал из подборки «Психологические тренинги для младших подростков».

Силина О. Я и МИР : Тренинговая программа развития навыков конструктивного общения / О. Силина // Школьный психолог. – 2008. – № 15. – С. 16–39. – (Методическая копилка).

Материал из подборки «Психологические тренинги для младших подростков».

Цель: развитие навыков конструктивного общения в классе, группе через определение психологической ниши каждого ученика, участника тренинга.

Тупицына Е. Сказочное королевство Вундервуд / Е. Тупицына // Школьный психолог. – 2008. – № 16. – С. 26–28. – (Конкурс. Номинация: «Оригинальные решения: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия – по-новому»).

Цели: углублять познавательные представления детей в процессе решения творческих задач; развивать творческую компетенцию; способствовать сплочению коллектива и поддержанию благоприятного психологического климата.

Ходырев Д. Три мишени : Тренинговая работа с детьми с признаками синдрома гиперактивности / Д. Ходырев // Школьный психолог. – 2008. – № 16. – С. 22–25. – (Конкурс. Номинация: «Оригинальные решения: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия – по-новому»).

Храмова С. Секрет успеха; Урок в Королевстве чувств / С. Храмова // Школьный психолог. – 2008. – № 16. – С. 4–8. – (Конкурс. Номинация: «Психологическое сопровождение школьников разных категорий: методические открытия).

Коррекционно-развивающие занятия с использованием песочной сказкотерапии. Цель – создание условий, способствующих утверждению позиции школьника.

ВСЕ ВМЕСТЕ

Алексеева Т. Новые международные праздники / Т. Алексеева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 15. – С. 4–5. – (Идеи. Внеклассные мероприятия).

О самых удивительных праздниках, которые в нашей стране пока ещё мало известны.

Баушева А. «Перекрёсток» : Программа психологической работы с детьми «группы риска» / А. Баушева // Управление школой. – 2008. – № 16. – С. 12–19. – (Тема номера. Психологическое здоровье).

Комышева С. Родители и дети: противостояние или сотрудничество : Театрализованная дискуссия / С. Комышева, Е. Тупицына // Школьный психолог. – 2008. – № 16. – С. 40–39. – (Конкурс. Номинация: «Психолог и семья школьника: идём на сближение»).

Малыхина М. Дело было вечером, делать было нечего… / М. Малыхина // Здоровье детей. – 2008. – № 16. – С. 47–48. – (Игровая площадка).

Описание подвижных игр, популярных у ребят Армении, Грузии, Азербайджана.

ПОДРОСТОК

Корчагина Ю. Свет мой, зеркальце, молчи… : Из дневника девушки-старшеклассницы / Ю. Корчагина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 15. – С. 17–21. – (Материалы. Психология).

Одна из основных проблем, волнующих подростков, – это оценка своего внешнего облика: лица, фигуры, физических данных. Многие из них словно задают себе вопрос: «Насколько я соответствую представлениям о красоте, принятым в моей среде и в современном мире?» От степени удовлетворенности подростков (особенно девушек) своей внешностью зависят и многие другие качества личности – жизнерадостность, открытость, общительность. Подростки, негативно оценивающие свою внешность, более склонны к депрессии и тревоге. Можно ли помочь юношам и девушкам справиться с подобными переживаниями и обрести уверенность в себе? Один из возможных ответов на этот вопрос – в дневнике московской восьмиклассницы.

РАБОЧИЙ БЛОКНОТ

Акперова И. А. Кофейная презентация : Методическое занятие для учителей / И. А. Акперова, Н. Г. Шабардина, Е. Б. Алцыбеева, Е. С. Репницына // Биология. – 2008. – № 16. – С. 9–16. – (Копилка опыта).

Акперова И. А. Чайная презентация : Методическое занятие для учителей / И. А. Акперова, Н. Г Шабардина, Е. Б. Алцыбеева, Е. С. Репницына // Биология. – 2008. – № 16. – С. 17–23. – (Копилка опыта).

Битянова М. Движение от внешнего к внутреннему : Пять этапов формирования личностных качеств / М. Битянова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 16. – С. 42–45. – (Материалы. Самоопределение).

Веткова Н. Здоровье учителя : Семинар для педагогов / К. Веткова // Здоровье детей. – 2008. – № 15. – С. 41–42.

Волкова С. Учебный курс «Профилактика употребления психоактивных веществ» : (9-й класс) / С. Волкова // Здоровье детей. – 2008. – № 15. – С. 19–21.

Варфоломеева Н. Учебный курс «Конфликтология» : (11-й класс) / Н. Варфоломеева // Здоровье детей. – 2008. – № 15. – С. 24–25.

Жилина О. Рай там, где люди смогли договориться / О. Жилина // Управление школой. 2008. – № 16. – С. 29–32. – (Тема номера. Психологическое здоровье).

Автор предлагает взглянуть на практику восстановительного правосудия в контексте современной образовательной политики. Поэтому в статье переговоры и примирение рассматриваются в качестве ресурса для построения здоровых и эффективных взаимоотношений участников образовательного процесса. Чтобы легче понять суть проблемы, в материале приведены реальные истории.

Компьютерные технологии обучения : дайджест // Математика. – 2008. – № 15. – С. 2–4.

Коновалов А. Школьные службы примирения несут согласие и… помогают при аттестации / А. Коновалов // Управление школой. – 2008. – № 16. – С. 20–28. – (Тема номера. Психологическое здоровье).

Конфликтные личности и способы общения с ними : Семинар-практикум // Здоровье детей. – 2008. – № 15. – С. 26–30.

Крылова Н. Детско-взрослое сообщество : первые шаги : Начинаем разговор о взаимодействии с детьми / Н. Крылова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 16. – С. 4–7. – (Идеи. Соуправление).

Леонтьева О. Современные цели образования требуют иной модели школы : Основные принципы её построения были сформулированы Милославом Балабаном ещё 15 лет назад. И сегодняшняя практика подтверждает правоту выдвинутых тогда идей / О. Леонтьева // Первое сентября. – 2008. – № 16. – С. 9. – (Школьное дело. Время открытий и перемен).

Меркулова Т. Психолого-педагогические акции в работе классного руководителя / Т. Меркулова, И. Копейкина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 16. – С. 16–18. – (Идеи. Внеклассное мероприятие).

Акция – одна из форм развивающей педагогической и психологической работы в школе. По своей сути акция – это тематическая среда, часто – игровая, которая на некоторое время создаётся в пространстве школы, параллели или отдельного класса.

Миронова Ю. Зимний сад под школьной крышей : Он может стать ещё одним образовательным пространством / Ю. Миронова // Первое сентября. – 2008. – № 16. – С. 10. – (Школьное дело. Стиль и уклад).

Ненюкова О. Новенький в классе : Советы психолога / О. Ненюкова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 16. – С. 15. – (Идеи. Родительское собрание).

Осовская С. Конфликты: взрослые и дети  : Круглый стол / С. Осовская // Школьный психолог. – 2008. – № 16. – С. 16–18. – (Конкурс. Номинация: «Работаем в команде: сотрудничество психолога с учителями-предметниками и другими специалистами»).

Цель: содействие конструктивных отношений в диаде «ребёнок – взрослый» через повышение психологической компетентности детей и взрослых по вопросам предупреждения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций.

Сартан Я. Мы будем жить теперь по-новому? / Я. Сартан // Управление школой. – 2008. – № 16. – С. 39–42. – (Школа и власть. Духовно-нравственное воспи­тание).

«В России бродят стада молодых людей, даже не подозревающих о том, что в мире существуют духовные радости», – эти слова режиссёра и по совместительству депутата Госдумы Станислава Говорухина стали, по сути, эпиграфом к состоявшимся в Госдуме парламентским слушаниям, на которых была рассмотрена Концепция государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей в России.

Советова Е. Управление стрессом / Е. Советова // Управление школой. – 2008. – № 16. – С. 2–3. – (Тема номера. Психологическое здоровье).

Психологические игры для учителей; рекомендации для учащихся.

Степанов С. Формула удачи для двоечников и вундеркиндов / С. Степанов // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 15. – С. 11–16. – (Материалы. Психология).

Тубельская Е. «Создание текстов – вглядывание в себя…» : Учебный год на календаре внутренних событий / Е. Тубельская, Т. Меньшова // Первое сентября. – 2008. – № 16. – С. 11. – (Школьное дело. Педагогические ориентиры).

Фоминова А. Как не сгореть на работе? : Синдром эмоционального выгорания у учителей / А. Фоминова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 15. – С. 6–10. (Идеи. Психология).

Черных Е. Остановись, мгновение! : Цикл занятий по фототерапии для детей младшего школьного возраста / Е. Черных // Школьный психолог. – 2008. – № 16. – С. 32–39. – (Конкурс. Номинация: «Оригинальные решения: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия – по-новому»).

ИМЕНА

Белошапкина Я. Рене Магритт / Я. Белошапкина // Искусство. – 2008. – № 16. – С. 8–9. – (Арт-галерея).

Дмитренко С. Алексей Иванович / С. Дмитренко // Литература. – 2008. – № 16. – С. 4–5. – (Листки календаря).

К 100-летию со дня рождения писателя Леонида Пантелеева.

Князева Е. Антонио Гауди / Е. Князева // Искусство. – 2008. – № 15. – С. 8–9. – (Арт-галерея).

Шеваров Д. Дни прощания : Памяти Александра Исаевича Солженицына / Д. Шеваров // Первое сентября. – 2008. – № 16. – С. 21. – (Идеи. Судьбы. Времена).