Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №23/2008

Ольга Громова

Совещание директоров детских библиотек России – не торжественное разовое мероприятие, а обычный рабочий момент в жизни этой немаленькой части библиотечного сообщества. Каждый год оно проходит под эгидой Российской государственной детской библиотеки и на её территории. Так почему же мы вдруг сегодня пишем об этом традиционном рабочем совещании? Потому что в нынешнем году главные организаторы – РГДБ – решили придать встрече новый формат.
И это у них хорошо получилось.
А мы увидели в этой встрече не только обсуждение текущих дел и проблем, но и серьёзные вопросы для размышления.

В этом году совещание директоров детских библиотек России принимал город Брянск. Тема, заявленная организаторами, показалась мне без контекста (программы совещания) слишком общей и несколько странной: «Библиотека в культурном ареале детства». Однако, как только я открыла программу – всё встало на свои места. Судя по заявленным докладам и спискам участников, будет обсуждаться именно место и роль библиотеки в «детском» пространстве культуры. И собрались не только директора библиотек – кого здесь только нет! Представители Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и Третьяковской галереи, Брянского ТЮЗа и Дворца детского творчества, газеты «Молодой Брянск» и одноимённой общественной организации, а также регионального отделения Детского фонда. Приехали коллеги из Национальной библиотеки для детей Украины и Централизованной системы детских библиотек г. Минска.

Плотная четырёхдневная программа включала доклады, круглые столы, выставку издательской продукции. А ещё были экскурсии и празднование 60-летия Брянской областной детской библиотеки.

Хозяева совещания – Брянская областная детская библиотека (принимающая сторона) и Брянская областная научная библиотека, на территории которой проводилось совещание, – приложили максимум усилий, чтобы всё прошло безупречно, чтобы гости чувствовали себя комфортно и уютно. И, надо сказать, им это удалось в полной мере.

Публикация статьи осуществлена при поддержке сайта «www.ремонт-мкпп.РФ». Если вышла из строя КПП вашего автомобиля, то не стоит паниковать. Перейдя по ссылке: «http://ремонт-мкпп.рф/remont-mkpp-Chery-Amulet.aspx», вы окажитесь на сайте специалистов, которые смогут в кратчайшие сроки отремонтировать вашу коробку передач, тем сохранив ваши деньги. Воспользовавшись услугой ремонта КПП, Вы оцените по достоинству качество мастеров.

Открывая совещание, Наталья Владимировна Бубекина (официально – заведующая научно-методическим отделом РГДБ, а на деле – просто главный методист страны по работе детских библиотек) сказала, что практика выездных заседаний будет продолжаться. И каждый год организаторы будут выбирать тот город, в котором детская библиотека отмечает юбилей! Юбилей – повод для библиотеки «предъявить» себя местному сообществу, показать свои достоинства и проблемы. Дать власти возможность проявить добрую волю к решению этих проблем. Директорское совещание, приуроченное к юбилею, – это повышение статуса библиотеки-юбиляра и самого юбилея. Кроме того, это способ показать профессиональному сообществу библиотеку, её коллег и партнёров.

Столь высокое совещание, да ещё приуроченное к юбилею библиотеки, в Брянске незамеченным не осталось. Кажется, на протяжении всех четырёх дней, когда проводилось мероприятие, сообщения о нём не уходили из сферы внимания новостных программ телевидения и прессы. И это только доказывает правильность идеи проведения совещаний на разных территориях.

Порой люди приезжают на конференцию с мыслью отчитаться о проделанной работе. Такое было и здесь. Некоторые по привычке приехали с отчётными докладами и пытались рассказать сразу всё возможное по заявленной теме. Кое-кто из директоров прислал заместителей или заведующих отделами, похоже, с поручением «послушать и по приезде доложить». Видимо, потому в аудитории и оказалось много пассивно слушающих и мало активно отзывающихся на острые вопросы и нарочито провокационные формулировки ведущих.

Что же обсуждалось? Вопросов было много, и далеко не все они оказались приятными для всех участников совещания. Это опять же – особенность совещаний, которые ведёт Бубекина. В своём докладе, который Наталья Владимировна назвала докладом-провокацией, она говорила жёсткие, но очень важные и правильные вещи. О том, что библиотеки радостно докладывают, как хорошо они работают, устраивая у себя музеи и театры, но не всегда задумываются о смысле и целях подобной деятельности. Часто такую работу ведут библиотеки в городах, где есть профессиональные музеи и театры, но деятельность тех и других – как параллельные прямые. Библиотеки никак не могут себя «идентифицировать» в обществе и поэтому пытаются заменить собой всех. А надо не хвататься за всё, а искать точки соприкосновения с тем же театром, музеем. Создавать общее пространство культуры. Культурный ареал детства в библиотеке – это книги, знания и информация обо всей культурной среде. Именно на базе детских библиотек должна быть собрана вся информация для детей о культурной среде региона, города, посёлка. Библиотека должна стать информационным центром детства, но подменять собой все учреждения культуры в городе нельзя. Может быть, имеет смысл делать так на селе, но там далеко не всегда есть для этого подходящие кадры.

Говорила Наталья Владимировна и о том, что декларируемые нами высокие цели далеко не всегда приносят хоть какие-то результаты. Несоответствие целей и результатов она назвала бедой и проблемой библиотек, работающих с детьми. Одной из причин этого Наталья Владимировна назвала отсутствие у библиотекаря критического мышления. «Пора задать себе вопрос: ЗАЧЕМ мы делаем то или другое? И перестать лукавить перед собой, отвечая на него… Если число массовых мероприятий в библиотеке зашкаливает за сто, я в это не верю. Можно, конечно, провести и тысячу, но что будет результатом? Количество мероприятий?»

Вот ещё важные места доклада-провокации:

…Важно, чтобы библиотеки не повторяли методы работы школы. А у нас? Привели детей на мероприятие, посадили за столы читального зала рядами, как в классе, и велели слушать. В лучшем случае – отвечать на вопросы. Они это в школе каж­дый день делают.

…Мы всё пытаемся вложить детям в головы максимум информации. На поле информации и прагматической логики работает масса народу. А мир эмоций современного ребёнка беден, и им-то мало кто занимается. Надо не мероприятия организовывать, а работать с каждым читателем отдельно, развивать в нём эмоциональную сторону.

Для предстоящего круглого стола Наталья Владимировна предложила следующие вопросы:

Директор Псковской областной библиотеки для детей и юношества Наталья Степановна Волкова говорила о том, что музей в библиотеке имеет право на существование как средство привлечения к книге. Если это не музей ради музея, а музей – ради книги.

Многие говорили о том, что хорошо бы не работать параллельно с театром, музеем, а сотрудничать с ними. Да вот не у всех получается. Мол, не хотят те сотрудничать… Отсюда плавно перешли к ещё одной больной теме: библиотеки, особенно детские, часто не замечены ни населением, ни другими культурными учреждениями, ни властью. как хорошо, когда местная власть понимает значение библиотек, а если нет…

Слово опять взяла Наталья Степановна Волкова: «Мы видны, если хотим быть замеченными. Если делаем что-то важное и интересное не только лично нам. РБА – тоже площадка, созданная для того, чтобы нас было видно и чтобы мы видели других. Но и РБА не поможет, если мы не хотим для этого ничего делать».

Конечно, были на совещании и интереснейшие доклады о нетрадиционных формах работы Третьяковки и музея имени Пушкина. Было задевшее всех за живое выступление учителя словесности из брянской гимназии №1 Игоря Борисовича Непомнящего. Его долго не хотели отпускать с трибуны и в перерыве ещё торопились договорить с ним, задать вопросы. Было ещё много интересного. Надеемся, что самые интересные темы для нас разовьют авторы докладов и мы напечатаем их статьи.

Специальная сессия. Три часа с небольшим перерывом выступала на совещании Вера Петровна Чудинова, и зал слушал с неослабевающим вниманием. «Так не бывает», – с удивлением отмечала я про себя и… снова включалась в доклад. «Дети и подростки в меняющейся медиасреде» и «Дети в киберпространстве» – таковы были темы. Вера Петровна говорила об очень интересных и важных вещах: о безопасности детей в Интернете, о том, как они в этом пространстве живут и как меняются их поведение, привычки, образ мышления с развитием медиасреды. Нам чрезвычайно важно это понимать, но всё здесь совсем не так просто и однозначно, как кажется взрослым.

Таким было совещание, только часть информации о котором я сумела донести до вас, наши читатели. Зачем? Может быть, затем, чтобы задать вопрос: когда же мы на совещаниях школьных библиотекарей и на районных семинарах будем так прямо и жёстко формулировать вопросы к самим себе? Так нелицеприятно и в то же время глубоко анализировать происходящее в нашей среде? Ничего в жизни бедных, никем не оценённых скромных библиотек не изменится до тех пор, пока не перестанем ждать от власти внимания и не начнём задавать вопросы СЕБЕ. Вот чему научило меня обычное ежегодное совещание.