Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №1/2009

Татьяна Степанова

Итоги исследования «Влияние чтения художественной литературы на развитие речи учащихся»

ПРЕАМБУЛА

Степанова
Татьяна Алексеевна
Степанова

главный библиотекарь
Центра научно-методической,
экспериментальной
и исследовательской
работы ПОБДЮ
им. В.А.Каверина

Обратимся к публикации «Нужна ли литература в школе?» («Литература», № 2/2003).

Из ответов учащихся московской школы № 22:

«Литература даёт нам образцы правильной русской речи. Куда она подевалась сейчас? Мы – носители языка. А если послушать разговор современных подростков и убрать из их лексикона слова-паразиты вроде “как бы” рекламные лозунги – “оттянись со вкусом”, “сникерсни” и тому подобное, бранные слова, то ничего не останется, а следовательно, не останется и мысли.

А СМИ? Такое количество иностранных слов, употребляемых вместо всем понятных русских, что создается впечатление, будто дикторы сошли со страниц грибоедовской комедии. Почему-то А. С. Пушкин, в совершенстве знавший французский, не говорил на “смеси французского с нижегородским”. А если сократить количество часов на уроки литературы, то говорить будет один учитель, а мы замолчим, времени на споры и рассуждения не останется».

«Литература развивает речь, делает её богатой, учит пользоваться различными стилистическими приёмами».

Другая картинка. Сцена из телевизионной передачи «Последний герой». Участница игры, в самом начале из неё выведенная, рассказывает, как ей было обидно, одиноко, как хотелось, чтобы справедливость восторжествовала… Сочувствующий ей товарищ по игре – солист популярной музыкальной группы – по ходу разговора повторяет на все лады одно слово: блин… блин… блин… В этом «блине» – всё: сочувствие, уважение, сопереживание, радость. Может быть, действительно, одного «блина» достаточно, чтобы выразить всю гамму чувств?!

Наконец, третья картинка. В отделе искусств библиотеки проводится музыкальный вечер в честь юбилея М. П. Мусоргского. Певцы исполняют песни и романсы. Какой шквал чувств, переживаний, мечтаний обрушивается на слушателей через великолепные тексты…

ИССЛЕДОВАНИЕ

Перенесём место действия в Псков, в областную библиотеку для детей и юношества, где было задумано и проведено исследование «Влияние чтения художественной литературы на развитие речи учащихся».

Рабочая гипотеза исследования:

По наблюдениям библиотекарей, современные подростки утрачивают культуру речи. Их разговор полон примитивных штампов. Происходит «клиширование», упрощение и огрубление речи. При посещении библиотек подростки не умеют точно формулировать запрос. По причине недостаточного словарного запаса им трудно образно выражать эмоции, высказывать самостоятельные суждения.

Цель: изучить взаимосвязь чтения художественной литературы и уровня развития речи учащихся 9-х классов, умения свободно написать о прочитанном, творческого воображения.

Задачи:

Респонденты получили анкету следующего содержания:

Внимание!

При ответах на вопросы анкеты просьба рассказать о книге из круга свободного чтения (не по школьной программе)

Дорогой читатель!

Вспомни, пожалуйста, какую художественную книгу ты недавно прочёл, и поделись своим мнением о ней.

  1. О какой книге ты напишешь? (Автор, название.)
  2. О чём эта книга? (Передай содержание книги в нескольких предложениях.)
  3. Объясни, почему книга так называется.
  4. Продолжи фразу: «Читать книгу мне было интересно потому, что…»
  5. Главный герой книги – какой? Постарайся подобрать как можно больше определений.
  6. Что он делает в книге? Подбери как можно больше глаголов.
  7. Представь, что у тебя появилась возможность встретиться с автором книги. Какие вопросы ты задал бы ему?

Мы очень тебе благодарны. Твои библиотекари

В исследовании приняли участие 67 человек (41 девочка, 26 мальчиков) – учащиеся 8–9-х классов образовательных средних школ и технического лицея г. Пскова.

Круг чтения

Произведения русской классической литературы назвали 7 человек, произведения современной русской литературы – 27 человек, зарубежной литературы ХIХ–ХХ вв. – 30 человек, научно-популярные книги – 3 человека.

Самыми «читаемыми» авторами оказались:

Д. Донцова (5 человек).

В. Иванова (2).

Сёстры Воробей (2).

Д. Емец (2).

Дж. Роулинг (3).

Д. Р. Толкин (2).

А. Дюма – (2) («Королева Марго», «Граф Монте Кристо»).

Д. Дефо (2) («Приключения Робинзона Крузо»).

А. С. Пушкин (2) («Капитанская дочка»).

Среди произведений русской классики названы: «Гроза» А. Н. Островского, «Слепой музыкант» В. Г. Короленко, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова.

Из научно-популярных книг названы «Энциклопедия цирка», «Юрист на дому», «Раскрепощённый менеджер».

Мотивация чтения

Анализ ответов на вопрос 4 «Читать книгу мне было интересно потому, что…» позволил определить градацию мотивов и причин чтения:

– интересная книга (16 человек);

– захватывающая, захватывающий сюжет, «захватила дух» (13);

– в ней много приключений (6);

– весёлая, присутствует юмор (5);

– люблю читать фантастику (3);

– люблю читать детективы (3);

– увлекательный сюжет, увлекательная (3);

– читается на одном дыхании, невозможно остановиться (2);

– с каждой главой события развивались всё необычнее (2).

Кроме того, были такие ответы:

– люблю читать книги из серии «Любимые книги девочек»;

– может многому научить;

– показывает отношение людей друг к другу;

– раскрывает проблемы молодёжи;

– учит дружбе, добродушию и мудрости;

– книга о школе, об учениках;

– люблю читать этого автора;

– о ней было много хороших отзывов;

– много интригующих моментов.

Мотивация выбора книги для чтения и последующей её оценки определена и интересом детей к той или иной профессии (виду деятельности):

– мне нравится читать о законах;

– книга о милиции, милиционерах как о честных и неподкупных защитниках страны;

– работаю в цирке, встретила много знакомых фамилий из цирковой истории;

– там было много магии.

Ответы на вопрос «О чём эта книга?» дают возможность определить темы, проблемы, жанры, интересующие детей – участников анкетирования:

– о любви – (тема) (13 человек);

– приключения – (жанр) (10);

– детективная история – (жанр) (7);

– о борьбе добра со злом – (проблема) (5);

– фантастика – (жанр) (5);

– поучительная, о жизни, может многому научить – (проблема) (5);

– показывает отношение друг к другу – (проблема) (2);

– о магии – (тема) (2).

Читательский диапазон

Ответы на вопрос анкеты «Представь, что у тебя появилась возможность встретиться с автором книги. Какие вопросы ты задал бы ему?» позволяют судить о читательском диапазоне подростков. Их интересуют многие стороны жизни и творчества писателя:

– сюжет художественного произведения

(15 человек). «Откуда берёте сюжеты? Почему сюжет именно такой?»

– герой художественного произведения (14). «Какого героя стремились создать? Почему герои книги – две девочки?»

– перспективы творчества, планы на будущее (12). «Сколько хотите написать книг? Напишете ли ещё такие замечательные романы?»

– личная жизнь писателя (12). «Случались ли с Вами такие истории, как в Ваших книгах?», «Я бы расспросила о её жизни, любви»

– замысел книги (11). «Почему он решил написать эту книгу?», «В каком году написал этот роман и в связи с каким событием?»

– прообраз героя, прототип (6). «С кого вы “взяли” персонаж Гарри? Или вы его выдумали?»

– осмысление названия книги (6). «Почему книга так называется?», «Откуда берёте названия для своих книг?»

– жанр книги (5). «Почему пишете романы, а не сказки?», «Вы пишете только рассказы?»

– круг чтения писателя (4). «Какая ваша любимая книга?», «Каких авторов сами любите читать?»

– отношение автора к собственной книге (3). «Понравилось ли Вам самому Ваше произведение?»

Участников исследования также интересуют:

– тема художественного произведения;

– история выхода книги в свет;

– смежные виды искусства («Не будет ли снят фильм по сюжету книги?»);

– осмысление псевдонима;

– черты характера человека, их формирование;

– черты характера самого писателя;

– чувства писателя во время работы над произведением;

– воспитательная роль книги.

Следует ещё добавить: девять человек ответили, что они не задали бы писателю никаких вопросов при возможной встрече («нет вопросов», «не задал бы»), а трое – что сказали бы писателю «спасибо».

Культура речи

Проверялась нормативность речи, её соответствие требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в определённый исторический период. Качества нормативности речи: точность, ясность, чистота.

Точностью речи (её соответствие мыслям говорящего или пишущего, правильный отбор языковых средств для адекватного выражения содержания высказывания) отличились 25 подростков.

Ясность речи (её доходчивость и доступность для тех, кому она адресована) присутствует у 26 человек.

Чистоту речи (её незасоренность внелитературными элементами – диалектными словами, просторечной лексикой, уместность использования в ней опредёленных языковых средств в конкретной ситуации речевого общения) можно было наблюдать в ответах 25 человек.

Логическая стройность речи наблюдалась у 22 человек.

Проанализируем художественную выразительность речи:

– употребление метафор (железное терпение, железная леди) – 3 человека;

– сравнение (с голубыми, как море, глазами) употребил 1 человек;

– исконно русские слова высокого стиля – очаровательная улыбка, очаровывает, великодушие, великодушный, добродушие, сия история – употребили 4 человека;

– фразеологизмы (устойчивые сочетания слов – влюбиться с первого взгляда; постоять за себя; ни во что не ставят; бороться с искушениями; читается на одном дыхании; порхала, как бабочка; обидчик получил по заслугам) встретились в ответах 14 человек.

Уровень богатства словаря мы проанализировали по ответам подростков на вопросы «Главный герой книги – какой? Подбери как можно больше определений» и «Что он делает в книге? Подбери как можно больше глаголов».

Для характеристики героини было подобрано 65 определений, в том числе затрагивающих:

– социальную принадлежность (бедная) – 1 человек;

– внешность (красивая) – 5, (привлекательная) – 2;

– черты характера – 63.

Названы следующие черты характера и внешности (по убывающей):

умная – 10 человек, добрая – 7, красивая, смелая, весёлая, интересная, добродушная, кроткая, сообразительная, внимательная, ответственная, наивная, загадочная, дружелюбная, жизнерадостная, великодушная, ласковая, бесстрашная, милая, отзывчивая, нежная, женственная, интеллигентная, честная, заботливая, порядочная, скромная, благородная, решительная, робкая, любопытная, находчивая, задушевная, смешная, забавная, озорная, глупая и др.

Для характеристики героя было подобрано 88 определений, в том числе затрагивающих:

– социальную принадлежность (богатый) – 1 человек;

– внешность (высокий, невысокий, голубоглазый, мускулистый, стройный) – 2;

– черты характера – 81.

Подобраны следующие определения, характеризующие героя (по убывающей):

умный – 18 человек, добрый – 13, смелый – 10, сильный – 6, весёлый – 5, справедливый – 5, отзывчивый – 4, мужественный – 4, любознательный – 4, находчивый, красивый, преданный, храбрый, честный, доверчивый, верный, рассудительный, отважный, смешной, воспитанный, благородный, гордый, порядочный, волевой, терпеливый, целеустремленный, трудолюбивый, уверенный, спокойный, общительный, настойчивый, хитрый, галантный, обаятельный, правильный, сообразительный.

Таким образом, первые качества, которые ценятся в герое или героине, – это ум и доброта.

Для характеристики действий героини было подобрано 84 глагола, в том числе затрагивающих физическую и профессиональную деятельность, а также соответствующих интересам и поступкам. Основные действия: влюбляется, расследует, живёт, играет, веселится, борется, танцует, работает.

Для характеристики героя было подобрано 103 глагола, также затрагивающих физическую и профессиональную деятельность и соответствующих интересам, поступкам. Основные действия: любит, влюбляется, играет, путешествует, учится, спасает, спит, сражается, борется, убивает, веселится, сбегает, врёт, читает, живёт.

Таким образом, главные действия героев и героинь – любит и влюбляется.

Нарушение языковой нормы

Использование молодёжного сленга (5 человек): деловая героиня; прикольная ситуация; пытается завоевать парня; всегда куда-нибудь влипает; любит влипать во все истории

Нарушение лексической нормы (4 человека): несмотря на все проказности (проказы) судьбы; захватительная (захватывающая) история двоих влюблённых; директриса (директор); выдержанная (сдержанная) героиня; делает (показывает) большие способности.

Нарушение морфологической нормы: неуместное и частое использование указательных местоимений (12 человек) – такая, такие; частый повтор личных местоимений (10) – он, она, её, они; частый повтор слов (6) – влюбляется, девочка (нет замены на синонимы, личные местоимения).

Нарушение норм орфографии

  1. Правописание словарных слов: аккуратный, ресницы, впоследствии, поколение, инопланетянин.
  2. Правописание собственных имен существительных: Джульетта, Гринёв.
  3. Правописание частицы не с глаголами: не знает, не получается (5 человек).
  4. Правописание -ться, -тся в глаголах.
  5. Правописание местоимений и наречий, образованных с помощью суффиксов -то, -нибудь.
  6. Правописание приставок на з и с: сделано, мировоззрение, расследует.
  7. Правописание подчинительного союза потому что (2 человека).
  8. Правописание наречий, образованных приставочно-суффиксным способом: по-моему, по глупости.
  9. Правописание н и нн (давно заброшенный сад; влюблённых).
  10. Правописание наречия всё равно.
  11. Правописание вводного слова в общем (3 человека).

Нарушение норм пунктуации (типичные ошибки)

  1. Тире между подлежащим и сказуемым (2 человека).
  2. Обособленные определения, выраженные причастным или деепричастным оборотом (2).
  3. Выделение на письме вводных слов запятыми: на мой взгляд; по-моему; к сожалению (2).
  4. Постановка запятой в сложноподчинённом предложении (22).

САМОЕ ПРИЯТНОЕ И ИНТЕРЕСНОЕ

Хочется привести примеры ответов читателей, которые порадовали.

«Я больше всего люблю читать романы, так как сама очень романтичная».

«Обожаю читать иронические детективы, меня привлекают интригующие казусы, которые происходят с героями, к счастью, всегда разрешимые».

«Люблю сюжеты, в которых участвует ребёнок. В жизни дети не всегда могут постоять за себя, а в книгах у них это часто получается, как, например, у Гека Финна. Начнёшь читать – не оторваться».

«Девочка в книге похожа на меня, её ежедневные проблемы сходны с моими. Книга читается на одном дыхании, невозможно остановиться».

«Я была бы очень счастлива встретиться с автором книги, но, наверное, не стала бы задавать вопросов, а просто поблагодарила бы за книгу».

Самым глубоким вопросом показался следующий: «Почему граф Монте Кристо так и не простил Мерседес?» В нём мы видим сопереживание героям, размышление об их судьбах… Девочка сумела оценить не только динамичность и увлекательность сюжета, она проникла в глубинную суть поступков героев, в результате она сочла несправедливым отношение главного героя к женщине, которая была его первой любовью.