Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №1/2009

Оксана Кабачек

Детское и семейное чтение от Воронежа до Вологды

Кабачек
Оксана Леонидовна
Кабачек

зав. отделом социально-
психологических
проблем детского чтения
Российской
государственной
детской библиотеки,
кандидат
психологических наук,
Москва

В ГОД СЕМЬИ многие регионы России проводили конференции и семинары разных уровней по теме «Детское и семейное чтение». И Воронежская область не исключение. В мае 2008 года там прошла межрегиональная конференция «Роль детской библиотеки в развитии семейного чтения» (с выездом в г. Семилуки во второй день для знакомства с опытом работы, связанной с темой конференции).

Очень содержательными показались выступления не только хозяев (демонстрировавших интереснейшие выставки детских и семейных работ и электронные презентации оригинальных библиотечных праздников), но и гостей. Так, Орловская областная детская библиотека представила доклад, посвящённый пропаганде детской книги, библиотеки и семейного чтения в постоянной телепередаче, любимой многими юными орловчанами, а Волгоградская ОДБ поделилась уникальным опытом работы с семьями, где растёт ребёнок с особыми нуждами. Характерно, что именно детская библиотека оказалась инициатором и организатором выпускных балов для детей-инвалидов, обучавшихся дома, подключив к этому и местные власти, и предпринимателей. Такие балы (с костюмами и платьями для выпускников от лучших портных) стали в Волгограде традиционными.

Это удачный пример диалога библиотеки с обществом, интересный метод «просачивания» в пустующие ранее ниши (на первый взгляд не вполне библиотечные) через разрывы в социальной жизни. Что это: донкихотство или прагматизм, умная пиар-акция или распыление библиотечных сил? – вечный вопрос. Все согласны, что это очень затратная, основанная на личном энтузиазме библиотекарей деятельность. Но она позволяет библиотеке встраиваться в социокультурную структуру села, города, региона, страны и стать заметной и для властей, и для населения.

Год семьи шагал по стране. Из письма директора Вологодской областной детской библиотеки Иды Вячеславовны Галаховой: «Воспитательный процесс (по работе с книгами) идёт своим чередом. Открыли Центр русской словесности, Центр чтения, медиатеку. Провели конкурс “Детский библиотекарь года”, областной фестиваль детской книги “Время читать”. Приезжали к нам из Санкт-Петербурга на фестиваль Сергей Махотин и Михаил Яснов.… Активно работает “Библиотека на колёсах”, дети в сельской местности встречают нашу машину с книгами, кукольными спектаклями, викторинами с громадным интересом. В общем, живем активно, трудно, но интересно».

А пермские библиотекари на весенней Московской всероссийской книжной выставке-ярмарке пожаловались, что ранее эффективные формы работы с семьёй (например, родительский университет при детской библиотеке) ныне почти не работают. Необходим поиск библиотекой новых форм работы с семьёй. Как ответить на вызовы времени? Интернет теснит книгу, юные – как и предвидели давно культурологи и социологи – чувствуют себя компетентней, чем старшие, в области мультимедиа и интернет-технологий; при этом происходит отчуждение значительной части подростков и юношества от национальной и мировой классической культуры, в частности от русской классической литературы с её идеалами, ценностями, смыслами. Сложный язык этой «вершинной» культуры непонятен, недоступен и потому чужд новым поколениям.

Всё более очевидно, что для успешного решения проблемы «нечтения» необходимо освоение принципа диалога (библиотекаря и пользователя, библиотеки и общества); только так библиотечные работники смогут стать авторитетными в глазах населения.

Из этого принципа вытекают следующие тактики: 1) общение на равных библиотекарей и пользователей (детей и их родителей), объединение их в совместной, интересной всем, творческой деятельности, дающей развивающий эффект (тогда, как показало наше экспериментально-психологическое исследование в разных регионах страны, школьники будут охотно и много читать); 2) активность детей и подростков и их родителей, а не пассивное потребление того, что предлагает им библиотекарь; 3) не просто освоение библиотекарями новейших интернет-технологий и всех мультимедийных возможностей, а участие на равных в различных интернет-форумах (что означает необходимость приобретать и подтверждать свой человеческий и профессиональный авторитет каждый раз заново).

Это трудно! Но если взрослый человек, профессионал, вписывается в подростковое или родительское интернет-сообщество, он может наиболее эффективным и естественным образом влиять на эту аудиторию – изнутри, как «свой» (освоивший язык, психологию и субкультуру новых поколений). Таким образом возможна «трансляция» ценностей, смыслов предыдущих поколений, воспитание у детей и их молодых родителей грамотности (в её различных контекстах).

Принцип просветительства может включать не только интернет-интервенцию, но и возрождение традиционных библиотечных выездных меропри­ятий, форм работы по пропаганде лучшей детской книги и книжной культуры – с выездами не только на предприятия города (села), но и в школы. Опыт Великого Новгорода по проведению в школах бесед о книгах, систематическое развёртывание книжных выставок подтверждает, что такое живое «слово к народу» библиотекаря-библиографа очень востребовано в наши дни детьми и подростками.

Это слово библиотекаря к детям и родителям может быть и печатным. Буклеты и листовки, закладки и плакаты доходчиво объясняют молодым мамам и папам правила и секреты воспитания читателя. (Прихватив с собой несколько таких красивых библиотечных материалов, родитель, глядишь, и прочитает их и что-то запомнит.) Так, полезны буклеты и закладки Псковской ЦБС для родителей самых маленьких: краткие советы по воспитанию читателя в возрасте до года (интересно, что классические произведения, такие как «Теремок», «Репка» и т.п., здесь рекомендуется читать ребёнку не третьего, как это было раньше, а уже второго года жизни).

А как сплачивает семью и помогает читательскому развитию ребёнка совместное чтение и обсуждение прочитанного! Многие детские библиотеки страны успешно пытаются реанимировать это традиционное занятие, разъясняя родителям пользу такого семейного ритуала и – говоря шире – такого образа жизни. Родители, которые используют разнообразные формы деятельности «вокруг книги» (иллюстрирование; домашний литературный театр, в том числе кукольный; написание писем литературным героям; игры по поводу произведения и пр.), как показало наше исследование, имеют более творческих детей, чем родители, чей педагогический репертуар обеднён.

Библиотеки, как всегда, изобретательны в придумывании семейных конкурсов: на лучшее письмо литературному герою, любимую книгу нескольких поколений, семейные литературные викторины…

Стимулирует чтение и общее семейное занятие, общее хобби. Например, поиск своих корней, составление родословной. В Год семьи Российская государственная детская библиотека совместно с Союзом возрождения родословных традиций проводила всероссийский конкурс «Моя семья» (см. сайты этих организаций). Очевидно, что без поиска и изучения краеведческой, исторической и даже художественной литературы ребёнок и его родители не смогут интересно написать об истории своей семьи, осмыслить связь событий в семье с событиями в стране, крае, городе, селе.

Но что делать детям, которые воспитываются в детских домах и школах-интернатах? Неужели там эта, родоведческая, форма работы с литературой, так хорошо активизирующая читательское развитие, противопоказана?

А может быть, наоборот, это замечательное средство для ребёнка обрести свою Семью, свой Род? Преодолеть травму невостребованности, заброшенности живыми родителями? Возможность найти своих дальних, но более психологически и этически благополучных родственников? И предстать перед ними не сиротой, «бедным родственником», а уважаемым Родописцем, исследователем? И заодно открыть для себя сокровища литературы, заразиться азартом поиска в Интернете, библиотеках и, с помощью взрослых, в архивах.

Именно на Псковской земле, во время II Научно-практической конференции «Формирование традиций семейного чтения: дошкольное учреждение, школа, детская библиотека» пришли в голову эти сакраментальные вопросы. Замечательный пятнадцатилетней опыт поисковой работы Псковской общеобразовательной школы-интерната по краеведческой тематике позволяет надеяться, что будущие генеалогическо-краеведческие разыскания ребят помогут им обрести и осмыслить свою индивидуальную историю и судьбу, свою миссию (предназначение) как продолжение и развитие всего лучшего в истории своего рода и края; заинтересовать других историей того села (города), где некогда обитали их предки. И тут задача библиотеки, школьной и детской, – помочь юному исследователю морально и интеллектуально.

Активное, творческое, инновационное по своему характеру информационное обеспечение различных потребностей населения – удел детских библиотек. А в Год семьи это, в числе прочих, – информационное и методическое обеспечение историко-родословных и краеведческо-патриотических проектов типа недавно упоминавшегося здесь всероссийского конкурса «Моя семья». Библиотечные работники могут и должны увидеть и оперативно восполнить узкие, непроработанные места в информационном и методическом обеспечении данной темы в учебной и – шире – образовательной литературе (т.е. в школьных и вузовских или сделанных по их кальке методических пособиях и учебниках). Это тоже ниша библиотек, которую они должны осваивать, привлекая библиотечных психологов, педагогов, социологов. (Так, при анализе первых присланных на конкурс семейных работ оказалось, что почти никто из конкурсантов не умеет грамотно изобразить родословное древо, не знает существующих правил: в имеющихся пособиях этому уделяется недостаточно внимания.)

…И очередная командировка – в Нижний Новгород, на Всероссийскую научно-практическую конференцию сотрудников детских библиотек по теме «Малый город – большая история: работа с литературой по краеведению и российской истории». (Здесь как раз и научат библиотекарей работать не только с краеведческой и исторической литературой, но и с семьёй. Посмотрим, как это делается в малых городах – Балахне, родине Козьмы Минина, и Богородске.)

Я предвкушала открытия, и они были! Причём, что неожиданно, скорее генеалогические, т.е. семейные, чем библиотечные. Оказалось, как рассказали на конференции местные краеведы, эти сёла были заселены в XV веке ссыльными новгородцами. Уже дома мне удалось проследить по «Писцовым книгам», что местные названия действительно «вывезены» из-под городка Демана (Валдай), где ранее жили эти вольнолюбцы (соседи и товарищи по судьбе моих ссыльных предков-новгородцев). Их потомки живут здесь, в Нижегородском крае, до сих пор! И даже издают свои произведения в местных поэтических сборниках.

Очередное открытие ждало меня дома, в столице. Поезд метро с названием «Читающая Москва» и с эмблемой Года семьи в России.

Каждый вагон имел свой цвет и свой читательский возраст. Мой оказался нежно-голубым. Он пропагандировал книги для младших школьников и младших подростков. Самые лучшие детские книжки с самыми лучшими иллюстрациями были представлены одной страничкой (самой захватывающей) на стенах вагона. Вот «Мишкина каша», вот «Кортик». А ещё – поверху – мудрые изречения о книге и чтении. Я огляделась по сторонам: читают ли попутчики? Оказалось, читают. Книги. Серии «Азбука классики», детективы и дамские романы.

Может быть, в таком вагончике мы въедем в наше читающее будущее?