Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2009

Татьяна Рудишина, Наталья Хакимова

В СРЕДЕ детских московских библиотекарей уже давно стала привычной фраза: «Итак, место встречи – Центральная городская детская библиотека им. А.П.Гайдара, Ружейный переулок, дом 4, методический отдел». Как пошутил кто-то из коллег: «Место встречи изменить нельзя!»

А в начале 90-х годов был момент, когда всё могло измениться… Тогда библиотечное сообщество активно обсуждало проблему именно «нужности», необходимости существования методических отделов и методистов вообще… И отчасти такое отношение было оправдано тем, что контролирующие и проверяющие функции, возложенные на методистов, значительно перевешивали всё то интересное и полезное, что они делали. Остро встал вопрос о существовании методических отделов как структурных подразделений библиотек вообще и детских в частности. Тогда-то и стали возникать отделы с непривычными для библиотекаря названиями – отдел библиотечного маркетинга, отдел библиотечных инноваций и т.д.

В Центральной городской детской библиотеке им. А.П.Гайдара было решено сохранить организационно-методический отдел. И не только сохранить, но и превратить его в место профессиональных встреч детских библиотекарей города, где они могли бы обсуждать накопившиеся проблемы, касающиеся детского чтения, детской литературы и форм работы с ней. Тогда же перед методистами встал нелёгкий вопрос: кем и какими должны стать сами методисты, чтобы быть интересными и необходимыми своим коллегам, какие функции должны стать приоритетными в работе методического отдела? Вся наша последующая деятельность – ответ на эти вопросы.

На наш взгляд, одной из основных функций методиста остаётся организационная.

Нужно обобщить накопившиеся профессиональные проблемы, касающиеся детского чтения, детской литературы и форм работы с ней, и предоставить сотрудникам детских библиотек возможность их обсудить. Оповестить о мероприятиях и собрать сотрудников детских библиотек, предоставить максимально комфортные условия для проведения рабочих встреч, использовать все возможности современного оборудования и компьютерной техники, снабдить детских библиотекарей всеми необходимыми методическими и справочно-библиографическими материалами. Постоянно держать руку на пульсе и своевременно информировать детских библиотекарей обо всех событиях, проходящих в стране, в городе, связанных с продвижением книги и чтения в детскую среду.

Следующая, пожалуй главная, функция методиста – обучающая.

Чему учить? Методике работы с читателем, отбору литературы, анализу как работы, так и литературы.

Как научить? Консультируя то устно, то письменно, предлагая образцы для подражания, организуя учебный процесс.

Кого научить? ЦБС в Москве – 36. И за исключением одной, детской (эксперимент в эпоху перестройки), все ЦБС города смешанные. Объединяют они 423 библиотеки, 168 из которых – детские. Кроме того, в последние пять лет целый ряд библиотек был преобразован в библиотеки семейного чтения, и сотрудники детских отделений при библиотеках для взрослых (всего таких отделений 19) также являются участниками наших занятий.

В плане методической работы фигурирует раздел «Организация непрерывного образования библиотекарей детских подразделений ЦБС» (см. «Программные мероприятия по подготовке кадров» на сайте ЦГДБ им. А.П.Гайдара: http://www.gaidarovka.ru). Данная система охватывает все категории библиотечных работников – от руководителей до начинающих библиотекарей, не имеющих опыта и специального образования, и предусматривает занятия, разнообразные по форме и содержанию.

Содержательная сторона максимально актуализирована, включает вопросы, остро стоящие в детских библиотеках сегодня:

• доступность библиотечных ресурсов и услуг;

• информационные технологии и субкультура детства;

• актуализация фондов библиотек;

• функции детской библиотеки в области обучения основам культуры чтения;

• создание читательской среды в детской библиотеке и многое другое.

Большое внимание уделяется таким достаточно новым и перспективным направлениям в работе библиотеки, как:

• воспитание толерантности у детей и подростков;

• роль и место психолога в практике современной детской библиотеки;

• воспитание правовой культуры, профилактика негативных явлений в подростковой среде;

• создание комфортной среды для детей с ограниченными возможностями.

Одной из главных задач в системе непрерывного образования мы считаем своевременное и всестороннее ознакомление библиотекарей с текущим литературным и издательским процессом в современной детской книге. Эксклюзивными являются «Литературно-педагогические чтения» (раз в год) и «Литературные пятницы в Гайдаровке» (ежемесячно) с привлечением ведущих детских писателей, литературных критиков, издателей, художников-иллюстраторов, исследователей детской книги.

Каждая из перечисленных проблем и каждое направление требуют своих форм и методов проведения занятий. Поэтому в арсенале библиотеки есть:

• научно-практические конференции;

• выездные семинары по изучению практики на местах, в детских библиотеках;

• лекции, встречи, круглые столы;

• тренинги, мозговые штурмы;

• творческие мастерские

и многое другое.

Совместно с Курсами повышения квалификации работников культуры и искусства Департамента культуры города Москвы дважды в год для детских библиотекарей проводятся специальные занятия (156 академических часов).

Библиотека уделяет внимание и таким традиционным направлениям в работе, как воспитание патриотизма, краеведение и экология. Сложились ежегодные продолжающиеся серии спецсеминаров для детских библиотекарей, занимающихся краеведением («Краеведческие среды» – 4 раза в год) и экологией («Экологические встречи» – 2 раза в год).

К проведению занятий привлекаются ведущие специалисты отрасли, а также специалисты в сфере педагогики, психологии, юриспруденции, социологии, культурологии, литературы и искусства.

Работа современного библиотекаря требует не только знаний в профессиональной области, но и наличия общей культуры. В программу занятий органично вписываются экскурсии по городу, посещение музеев и выставочных залов. К семинарам в конференц-зале ЦГДБ им. А.П.Гайдара мы готовим выставки художников-иллюстраторов, детского рисунка, мастеров художественной фотографии, декоративно-прикладного искусства.

К каждому занятию обязательно делаем раздаточный материал (библиографические списки, дайджесты, полнотекстовые базы на разнообразных носителях информации). Занятия сопровождаются электронными презентациями.

Помимо городских мероприятий, каждый методист ЦГДБ им. А.П.Гайдара проводит выездные лекции, обзоры, тренинги (по заказу аудитории) на окружных и районных семинарах ЦБС.

В индивидуальном порядке осуществляются стажировки методистов, библиографов, каталогизаторов и других категорий сотрудников, принятых на работу в библиотеки ЦБС.

Что ещё необходимо отметить?

Почти год назад в Москве был принят очень важный для всех библиотечных работников города документ «Концепция развития библиотечного обслуживания населения города Москвы на период до 2015 года». Чем он интересен нам – детским библиотекарям? Здесь впервые после принятия закона «О библиотечном деле» (1994) говорится о необходимости расширения взаимодействия детских и школьных библиотек.

Это подразумевает и оказание помощи в комплектовании книжных фондов, и организацию совместных программ, и помощь в методическом обеспечении работы школьных библиотек. А сегодня их в Москве насчитывается свыше 2 тысяч.

Методистам Центральной городской детской библиотеки им. А.П.Гайдара ещё есть над чем серьёзно, глубоко и вдумчиво работать.

Что, показали тебе Москву в решете?
Русская народная пословица