Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №7/2009

Елена Макарова

Елена Ивановна
Макарова

заведующая библиотекой
школы № 1302, Москва

Я УМЫШЛЕННО написала в заглавии Заветную мечту без кавычек. Это ведь не просто название литературной премии. Именно хорошие книги – заветная мечта любого библиотекаря. А когда она ещё и исполняется, то это прекрасно!

Итак, «Заветная мечта» в наших руках, то есть в школьных библиотеках. Что можно делать с хорошими книгами? Конечно же, читать, читать и читать. И ещё рассказывать о них всем. Вот сегодня я рассказываю о книгах – лауреатах премии «Заветная мечта» тем, кто, может быть, и получил их, но руки ещё не дошли прочитать и решить, что же с этим делать. Я знаю, что кое-кто из коллег, получив книги серии «Заветная мечта», просто отправил их куда-то на дальнюю полку пылиться без дела. И вовсе не со зла. Просто потому, что не знал человек об этих книгах ничего! И это печально.

О «Заветной мечте» надо говорить, рассказывать всем: библиотекарям, читателям, родителям – одним словом, любому человеку, заинтересованному и не очень, чтобы люди знали, читали и получали удовольствие! Чтобы делились радостью от прочитанного.

Все делают это по-разному. Кто-то любит солидные или масштабные мероприятия (конференции, конкурсы, марафоны), а кто-то – камерные, без размаха. Можно даже не изобретать ничего нового. На своих страницах «БШ» уже давно накопила огромный опыт самой разной работы школьных библиотек по привлечению к чтению. Соответствующие материалы опубликованы в рубриках: «Картотека опыта», «Маленький совет», «Кладезь». Просто бери и используй.

Что делалось у нас в школе? Первым делом, конечно, дала информацию о литературной премии «Заветная мечта» и книгах-победителях на педсовете и методобъединениях. Причём делать это стоит как в виде обычного обзора, так и в виде электронной презентации, которую потом можно неоднократно использовать. Главное – книги показать! Вот они – какие замечательные, приходите читать.

И хотя книг «Заветной» серии поступило немного (7 книг, по два экземпляра каждого наименования, 11 произведений), придумать хочется многое. Можно начать с традиционных выставок и рассказать и о «Заветной мечте», и о других существующих премиях – российских и международных (о чём тоже не раз писала «БШ»). Или устроить выставку по совету Ольги Мяэотс – «Читать книги – это модно!». А можно устроить выставки, о которых тоже рассказывала в своё время «БШ»: «Советую прочитать другу», «Золотая полка», «Для вас, родители: книги, которые читают ваши дети», «Книги серии “Заветная мечта”». На уроках труда, рисования, информатики или на занятиях библиотечного кружка можно смастерить книжные закладки с отрывками из книг «Заветной мечты» или с советом прочитать конкретную книжку или закладки-анкеты с оценкой конкретной книги и словами: «Мне понравилась (не понравилась) книга…» Обязательно стоит рассказывать читателю о «Заветной мечте», когда выдаёшь или принимаешь книгу. Мне нравится интригующе говорить своим читателям: «А ты знаешь…» – и полочку показывать, где книги «Заветной мечты» стоят.

Спустя незначительное время книги уже начинают жить своей жизнью. Вести о них расходятся, как круги по воде от брошенного камушка. И уже приходят читатели «решительного вида» и просят выдать им конкретную книгу, «которую Поля читала», и не иначе. Обожаю подобные запросы. А они всё увеличиваются. В команду читателей «Заветной мечты» вовлекаются родные и близкие детей и учителей. Одна восьмиклассница посоветовала прочитать В.Полякова своему учителю (по совместительству – директору школы). И тут уж мимо рекомендации не пройдёшь. Ведь если советует библиотекарь, это одно (оттенок «надо», «работа»), а если ребёнок – то у учителя это вызывает живой, неподдельный интерес.

Так уж получилось, что во время первого обзора на педсовете я могла рассказать о новой премии и показать только что полученные книги, однако высказать своё личное мнение о них не могла, так как сама ещё тогда не читала их. Поэтому пообещала поделиться мнением позже, после прочтения. Ко мне сразу же присоединились желающие читать – учитель литературы и активная пятиклассница. Такая у нас получилась компания для «Заветной мечты» – все заядлые читательницы. Нам предстояло прочитать новые хорошие книги. А мы по таким соскучились. В школы современная художественная литература почти не поступает, книжные полки магазинов пестрят яркими обложками, но то, что за ними, часто имеет сомнительное содержание.

Я не стала забивать себе голову тем, как с этими книгами работать. Просто начала читать «Заветную мечту» в замечательной компании. А когда читаешь хорошую книгу, то радостью от этого хочется поделиться со всеми. Вот и стала я ходить по классам и рассказывать о книгах серии «Заветная мечта», зачитывать отрывки. Я ничуть не агитировала, просто показывала книгу и рассказывала о ней. Теперь, когда читатели задают свой любимый вопрос: «А есть что-нибудь интересное почитать?» – смело могу говорить: «да!»

Можно, конечно, сосчитать всех, прочитавших книги серии «Заветная мечта», сделать выводы, отчитаться… но стоит ли мечту считать и высчитывать? Лучше о ней говорить, делиться доброй вестью, видеть, как у читателей расцветает улыбка, когда они о книгах «Заветной мечты» говорят. Я с удовольствием беседовала об этих книгах, и информации собралось немало. Можно было, конечно, устроить конкурс читательских отзывов или рецензий на книги. (Мы, кстати, нечто подобное провели и даже несколько работ отправили в оргкомитет «Заветной мечты» на конкурс читательского жюри.) Это дело хорошее, но оно всё же имеет оттенок чего-то обязательного, специального, да ещё и выбирать лучшее – не очень-то правильно. Хочется узнать неформальный ответ на вопрос: «Тебе понравилось?» Вот и пришлось мне взяться собирать «устное творчество» – отзывы детей и взрослых на книги «Заветной мечты». По сути дела, получилось мнение независимого читательского жюри, в которое вошли дети с 5-го по 11-й класс и учителя отдельно взятой школы (с привлечением родных и близких).

Первое место (с большим отрывом)получил «Лис Улисс» Фреда Адры. Волшебная история, весёлая и добрая. Интересный сюжет, хороший язык, стиль. «Яркие персонажи, харизматичные» (10-й кл.), «Даже второстепенные персонажи (например, мафиози) запоминаются» (10-й кл.). «Позитивная книга» (8-й кл.). Общее мнение – читается очень легко. – Для читателей начиная с 5-го класса и до бесконечности.

Далее привожу отзывы не по рейтингу, в произвольном порядке.

Борис Минаев. «Детство Лёвы». Тёплые рассказы о детстве. Для взрослых это оказались ностальгические воспоминания. «Очень похоже на Дениску Драгунского!» (5-й кл.). «Мою маму тоже в детстве звали “мамин хвостик”! Советую прочитать всем детям и взрослым!» (5-й кл.). Дети эту повесть вовращают всегда с улыбкой, хотя и жалеют, что приходится расставаться с таким замечательным героем. «Книга продолжает классические традиции книг для детства» (учитель). – Для читателей начиная с 5-го класса и до бесконечности.

Владимир Поляков. «Олух царя небесного». «Очень похожа на “Детство Лёвы” и этим сначала немного разочаровывает». Юным читательницам понравился главный герой Мишка, потому что «ответственный», «добрый, хотя и обидчивый» (5-й кл.). «Глубокий психологический портрет ребёнка. Хорошо прописан. Возникают аналогии с собственным детством» (учитель). «Достоверно изображена эпоха со всеми её жизненными мелочами – коммуналкой, соседями, двором» (учитель). – Читателям с 6-го класса, а ещё – для тех, кто помнит коммуналки.

Леонид Саксон. «Аксель и Кри в потустороннем замке». «Радостная фантастика» (7-й кл.). Современная добрая сказка, соединяющая волшебство с атрибутикой нашего времени. Написана с юмором. Читателей привели в восторг крокодил, птицы-птерокуры, удивительная собака. «Такой ведь собачки нет, но очень хотелось бы, чтобы она была» (5-й кл.). «Самое главное, что мир спасён и добро побеждает». – Для читателей 4–7-го классов.

Дина Сабитова. «Цирк в шкатулке». «Добрая сказка о любви, о дружбе. В ней много приключений и событий. Она несёт позитивный заряд». Пятиклассница Поля считает, что книга – «нежная и спокойная», а её маме она не понравилась, так как в ней «множество сюжетов понамешано». Мнение учителя: «Книга даёт возможность ощутить себя ребёнком… побольше бы таких книг». – Для читателей 4–6-го классов.

Андрей Максимов. «Не стреляйте в сочинителя историй». Вольное изложение конца жизни писателя Роберта Льюиса Стивенсона. Его образ очень человечен. Он – борец и с собственными болезнями, и за права местных жителей, против войн. «Яркий образ и яркая, щемяще-искренняя книга» (учитель). – Читателям с 6-го класса.

Рина Эльф. «Синий дождь». Тонкая, лиричная история «ребёнка с проблемами» и его взрослого друга. Книга написана с юмором. «Светлая история» (6-й кл.). – Для любого возраста. Может быть использована для проведения «Часа тихого чтения» (см. советы «БШ») на продлёнке и на замене.

Марина Сочинская. «Школьная жизнь». «Великолепный рассказ с хорошим юмором» (учитель). Герои Н.Носова и В.Драгунского в наших реалиях. – От восьми лет и старше.

Тварк Мэн. «Козёл». Очень похоже на произведения Марка Твена (что и подчёркивается псевдонимом автора). Шутливый рассказ «с чувством хорошего озорства и слова» (учитель). – Для любого возраста. Можно рекомендовать для проведения занятия по методу «строим пирамиду» (смотри, как всегда, «БШ») или чтения и обсуждения на уроке обществознания.

Наталья Менжунова. «Ложкарёвка-интернэшнл и её обитатели». «Весёлая сказка о нашей стране» (5-й кл.). «Произведение весёлое, тёплое, солнечное» (учитель). Однако некоторым кажется не совсем удачным объединение в одной книге таких разных произведений, как «Олух царя небесного» с его психологизмом и лиричностью и удалая «Ложкарёвка». Переход от одного произведения к другому для меня оказался сложным, весёлая история сразу как-то и не читалась. Потребовалось время, чтобы с удовольствием познакомиться с героями «Ложкарёвки». – Для любого возраста, особенно для тех, кому нужны позитивные эмоции.

Илья Боровиков. «Горожане солнца». Самая неожиданная из серии «Заветная мечта». Было всё так ровно, здорово, душевно. И вдруг обрыв, провал. Попадаешь в другую – серо-коричневую, мрачную гамму. Изломанные лица, гротескные фигуры и образы. И это вызывает настороженность, а у кого-то и отторжение. Книгу И.Боровикова ребята наши читать не стали. Кому-то она не понравилась, кто-то ничего не понял. В шестом-седьмом классе – рановато. Одиннадцатые отказались – некогда им, наверное. Девятиклассникам она показалась неинтересной. Восьмиклассники читали поначалу с азартом, но до конца осилить не смогли. Сама начинала читать дважды. Когда увидела, что читатели разбежались, решила читать «до победного». Стиснула зубы, сказала: «Надо» – и… Постепенно, не сразу, но вчиталась, вошла в этот странно-фантастический мир. И иллюстрации вдруг оказались соответствующими содержанию и духу книги. Те взрослые, что её прочитали, поразились размаху фантазии автора, человека несомненно талантливого. Нам давно не доводилось читать подобного произведения.

Но книга всё-таки нашла своего молодого читателя! Такими людьми оказались десятиклассница и её родственник – аспирант. Они прочитали «Горожан» с удовольствием. Аспирант сразу спросил, где можно купить книгу, ему хочется иметь её у себя дома, чтобы перечитывать. (А мы говорим: «Не читают! Не понимают!») Осилившие книгу И.Боровикова, отметили, что её оформление их полностью устраивает. Это «современная сказка для любого возраста». Наш аспирант считает, что финал произведения – «естественный выход из тех фантастических “наворотов”, что создал автор». Взрослые читатели были единодушны во мнении, что это необычная книга для нестандартных читателей, её не всякий осилит. Возможно, она – об иллюзорности нашей жизни и наших мечтаний. Книга в чём-то горькая. Ведь в ней мечты сбываются, но не так, как думалось и хотелось. «Реальное и фантастическое переплелось в причудливую картину. Это отрезвляющая романтиков книга» (учитель).

«Заветная мечта» продемонстрировала, что у нас есть современная, яркая и разносторонняя детская литература, написанная хорошим, живым русским языком. Эта литература оказалась эмоционально тонкой, душевной, продолжающей славные традиции русских и советских писателей, пишущих о детстве для детей и подростков. Эти произведения интересны разновозрастной аудитории, потому что затрагивают человеческие отношения и вечные ценности: верность, любовь, семью.

Необходимо особо отметить полиграфическое исполнение серии «Заветная мечта». Хотя внешне книги оформлены неброско и более чем скромно, но!.. И это отметили многие – в книгах бумага белая, шрифт чёткий и нужного размера, текст читается легко, и глаза не устают. Казалось бы, всё это относится к оформительским мелочам, однако в целом складывается отличное впечатление.


Приложение

Илья Боровиков. Горожане солнца

Обычно я весьма быстро справляюсь с чтением книги. Особенно если произведение интересное, а сюжет, вцепившись в тебя, не отпускает до последней страницы. Но «Горожане солнца» привели меня в глубокое замешательство. Я пробиралась через страницы довольно долго, вдумываясь в каждое слово, ища какой-то сокровенный смысл, но к моему неописуемому восторгу смыслом «Горожан» оказалось то, что смысла, как такового, нет вовсе.

Это произведение нельзя оценить однозначно. Следует заметить, что манера автора описывать природу навевает мне мысли о мультимедийной студии «Смих – люди мёртвой рыбы», известной своими гротескными мультипликационными работами. Мир «Горожан» пропитан атмосферой какого-то фантастического, золотистого, но мрачного Урбана. Свет и искры новогодней ёлки во тьме большого города заставляют читателя не на шутку смутиться. До предпоследней главы тебя мучает вопрос, на который большинство других писателей отвечают в первых абзацах своих книг: «А что тут вообще происходит?»

Не имея привычки к таким неформальным (в современном понимании этого слова) произведениям, читатель после первой главы может легко потерять интерес к книге. Но её стоит дочитать до конца хотя бы для того, чтобы прийти в ещё большее замешательство (со знаком «плюс») и восторг.

Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «Akbauto.Ru». Если Вы решили приобрести качественный и надежный аккумулятор для своего автомобиля, который прослужит долгие годы, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «AKBauto.Ru». Перейдя по ссылке: «АКБАВТО», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать автомобильные аккумуляторы и другие комплектующие по выгодным ценам. В интернет-магазине «Akbauto.Ru» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.

Варя Титерина. 10-й «А», школа № 1302 СЗАО г. Москвы