Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №8/2009

Татьяна Аверьянова

Татьяна Викторовна
Аверьянова
главный библиотекарь
Центральной детской
библиотеки ЦБС,
г. Вологда

ЛЕТНИЕ каникулы. Дети проведут их по-разному. Некоторые поедут к морю, а кто-то отдохнёт в деревне. Хочется верить, что вместе с ребятами обязательно будет книга.

После окончания учебного года учащиеся школ уходят на каникулы, получив план чтения литературы по программе. Мы, библиотекари, имеем возможность наблюдать, что и как читают дети. Итак, первые два месяца они обычно отдыхают, в лучшем случае читая книги «для души». В августе приступают к «освоению» обязательной литературы по списку. Сотрудники библиотеки задумали сделать этот процесс более систематическим и увлекательным. Возникла настоятельная необходимость в структурном плане или программе. Хотелось разнообразить досуг детей в дни каникул: познакомить их с творчеством писателей-юбиляров, напомнить о необходимости дружить с природой, повысить интерес к героическому подвигу народа в Великой Отечественной войне, заинтересовать малоизвестными страницами истории города Вологды. Так в нашу библиотечную жизнь вошли планы летних чтений, где мы определили их цели и задачи.

В 2008 году наша библиотека предложила своим юным читателям программу под названием «Остров Читалия на планете Лето», рассчитанную на весь летний период. Библиотекари решили для себя, что должны привлечь как можно больше детей и сделать всё для того, чтобы у ребёнка появилось желание быть нашим постоянным читателем, чтобы он привёл в библиотеку своих друзей. Программа чтения включает в себя следующие основные направления.

1. Рядом с нами история (прошлое, настоящее, будущее города Вологды) – июнь.

Читателям был предложен летний читательский билет «Рядом с нами история» с приглашением совершить путешествие во времени: билет включал в себя ряд вопросов по прошлому, настоящему и будущему Вологды. Дети отвечали на вопросы в свободной форме. В помощь ребятам действовала книжная выставка «Вологда – любовь моя». Число участников – 29.

2. Страна затейников и фантазёров (к 100-летнему юбилею Н.Н.Носова) – июль.

Читателям предлагалось ответить на вопросы викторины и отгадать кроссворд, составленный по рассказам Н.Н.Носова. В этом конкурсе участвовало 25 человек.

3. Баснописец, каких не было (по творчеству И.А.Крылова) – июль.

Читателям старшего абонемента предлагалось ответить на вопросы викторины и отгадать кроссворд, составленный по произведениям И.А.Крылова. Участвовало 30 человек.

4. Зажги свою звезду (конкурс «Мисс Книга 2008 года») – август.

В ходе этого конкурса читатели выбирали для себя любимую книгу. Участвовало 52 человека.

Всего – 161 участник.

Если ты прочитал 5 книг, то ты Юниор (98 человек), 10 книг – Профи (31 человек), 15 книг – Звезда (8 человек).

В течение всего лета мы принимали от читателей поделки, рисунки, ответы на конкурсные задания. Была подготовлена обширная выставка-вернисаж творческих работ читателей. Подведение итогов прошло на празднике «Нам всё это подарило лето». Состоялась встреча с писательницей Галиной Щёкиной, которая вручила грамоты и ценные подарки победителям летних чтений, рассказала об истории создания книги «Бася и компания», прочитала свой новый рассказ «Карамелька». Дети задали писательнице множество вопросов.

Такие формы работы стимулируют чтение детей, превращая его в непрерывный увлекательный процесс.

Программа подобного рода, несомненно, расширяет круг знаний ребят и развиваетих творческие способности. Именно поэтому важно устраивать итоговые выставки детских работ. Программа летних чтений поднимает престиж библиотеки и укрепляет связь в цепочке, библиотека – дети – семья.

Программа летних чтений способствуетвсестороннему раскрытию фонда, существенно увеличиваются посещаемость и книговыдача, повышается заинтересованность библиотекарей в работе.