Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №12/2009

Людмила Сухова

По страницам наших газет за апрель 2009 года

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Батырева А. Думайте сами, решайте сами : Проблемы взаимоотношений в семье / А. Батырева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 7. – С. 20–21. – (Классный час).

Старшеклассники стремятся ощутить себя взрослыми, быстрее погрузиться в мир серьёзных людей и серьёзных дел. Им вполне можно предоставить такую возможность: пусть на классном часе юноши и девушки примерят на себя новые социальные роли и продемонстрируют своё умение принимать решения в трудных семейных ситуациях.

Батырева А. Семья + профессия = ? : Определение личностных ценностей / А. Батырева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 7. – С. 18–19. – (Классный час).

Беглова Т. Учёба – моё личное дело : Деловая игра для учащихся 6–7-го классов / Т. Беглова // Школьный психолог. – 2009. – № 8. – С. 35–37. – (Психолог у доски).

Вовк С. М. Проект «Музей наречий». 7-й класс / С. М. Вовк // Русский язык. – 2009. – № 8. – С. 22–25. – (Материалы к уроку).

Григорьева Р. Быстрее, выше, сильнее… / Р. Григорьева // Биология . – 2009. – № 7. – С. 30–32. – (Нам пишут).

Как провести День здоровья.

Дягилев В. Умные, смелые, ловкие : Интеллектуально-познавательная игра для учащихся 5–7-классов / В. Дягилев // Спорт в школе. – 2009. – № 7. – С. 33–34. – (Внеклассные мероприятия).

Еремеева А. Читательская конференция по повести Алексея Варламова «Рождение» / А. Еремеева // Литература. – 2009. – № 8. – С. 38–40. – (Я иду на урок: 10–11-й классы).

Идрисов А. За Волгой для нас земли нет! / А. Идрисов // История . – 2009. – № 8. – С. 42–47. – (Я иду на урок).

Урок-конкурс «По страницам Великой Отечественной войны».

Кололеева Е. Никто не забыт, ничто не забыто : Игра-викторина, посвящённая Великой Отечественной войне / Е. Кололеева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 8. – С. 10–13. – (Внеклассное мероприятие. Сценарии).

Котенькова О. Аз, буки, веди… / О. Котенькова // История . – 2009. – № 7. – С. 40–42. – (Я иду на урок).

Материал для подготовки урока и внеклассного мероприятия на тему «Школа, образование, письменность в древнерусском государстве».

Нодель Ф. Война застала их семнадцатилетними : О писателях-фронтовиках / Ф. Нодель // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 8. – С. 44–45. – (Классный час).

Полякова Т. Во что нам стала та страда : Литературно-музыкальная композиция для старшеклассников / Т. Полякова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 8. – С. 14–20. – (Внеклассное мероприятие).

Попкова Л. Игровые уроки по Фонвизину / Л. Попкова // Литература. – 2009. – № 7. – С. 7–9. – (Я иду на урок: 6-й класс).

Прядильникова О.В. Беседа о хорошей речи : Живое слово учителя / О. В. Прядильникова // Русский язык. – 2009. – № 7. – С. 2–3. – (Актуальная тема).

Руденко О.В. Мы – Робинзоны : Сюжетно-ролевой урок / О.В. Руденко // Спорт в школе. – 2009. – № 7. – С. 10–12. – (Методика. Урок).

Смелова В. Г. Сидел Грека на уроке, видит Грека – в книжке рак… : Стихи, загадки, поговорки на уроке о речном раке / В. Г. Смелова // Биология . – 2009. – № 7. – С. 6–7. – (Мои методические находки).

Тропинина Н. В гостях у французских королей / Н. Тропинина // История. – 2009. – № 7. – С. 44–45. – (Олимпиады, тесты, конкурсы).

Историческая викторина.

Шелякина Л. Раззудись, плечо, размахнись, рука! : Фольклорно-спортивный праздник / Л. Шелякина // Спорт в школе. – 2009. – № 8. – С. 31–33. – (Методика. Внеклассные мероприятия).

Щербинина Е. Волна: её не остановишь : Педагогический эксперимент с разрушительными последствиями / Е. Щербинина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 8. – С. 42–43. – (Классный час. Класс-info).

Художественный фильм «Эксперимент 2: Волна» немецкого режиссёра Д.Ганзеля рассказывает о событиях, произошедших в одной из современных школ Германии. Только вот всё случившееся в наши дни с пугающей точностью напоминает трагическое прошлое времён гитлеровского режима, как оказалось, не такого уж далёкого от людей XXI века. Совместный просмотр и обсуждение этого фильма могут стать хорошим материалом для классного часа в преддверии празднования победы в войне с фашистской Германией.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Анисимова В. Установка на успех : Подготовка к ЕГЭ: рекомендации для учителей и родителей / В. Анисимова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 7. – С. 31–33. – (Родительское собрание).

Каменский С. «Почему ты опять не убрал свои вещи?...» : Психологи объясняют, что постоянные одёргивания и обвинения на самом деле не исправляют поведение ребёнка / С. Каменский // Первое сентября. – 2009. – № 7. – С. 19. – (Детный мир. Отношения с характером).

Каспарова Ю. Всё в наших руках : Правила для родителей / Ю. Каспарова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 7. – С. 38–39. – (Работа с родителями).

Каспарова Ю. Собрание для пап : Привлечение отцов к школьной жизни / Ю. Каспарова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 7. – С. 7–9. – (Работа с родителями).

Мокеева Т. Давайте жить дружно : Способы решения детско-родительских конфликтов / Т. Мокеева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 7. – С. 25–27. – (Родительское собрание).

Мокеева Т. Критерии взрослости : Права ребёнка в семье / Т. Мокеева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 7. – С. 22–24. – (Родительское собрание).

Нечепаева М. Сложатся ли у будущего первоклассника нормальные отношения со школой? : Это зависит в том числе и от стиля воспитания, принятого в семье / М. Нечепаева // Первое сентября. – 2009. – № 8. – С. 18. – (Детный мир. В нашем классе).

Уколова М. Понять. Простить. Принять : Практическое занятие для родителей учащихся начальных классов / М. Уколова // Школьный психолог. – 2009. – № 7. – С. 36–37. – (Вместе с родителями).

Цели: развитие у родителей умения распознавать эмоциональное состояние ребёнка, определять явные и скрытые причины этого состояния и поступков; повышение психологической компетентности родителей.

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Бусовикова Т. Игры для сотрудничества / Т. Бусовикова // Школьный психолог. – 2009. – № 8. – С. 32–34. – (Наши дети).

Какие цели можно достичь, организуя интерактивные игры с детьми.

Карташова Н. Изобретательские задачи : План-конспект по психологии по курсу «Эвристика» в 1-м классе / Н. Карташова // Школьный психолог. – 2009. – № 7. – С. 12–13. – (Психолог у доски).

Цели: познакомить со способами решения изобретательских задач; познакомить с алгоритмом создания собственных творческих задач; развивать эвристическое и творческое мышление, наблюдательность, воображение; прививать интерес к интеллектуальным играм и задачам.

Куприянов Б. Шесть граней кубика ролевых игр / Б. Куприянов // Школьный психолог. – 2009. – № 8. – С. 14–17. – (Метод в теории и на практике).

Павлюк Ю. Плакат для диагностики / Ю. Павлюк, Т. Мазуренко // Школьный психолог. – 2009. – № 7. – С. 9–11. – (Личный опыт).

Занятие для учащихся 5–7-х классов по развитию эмоциональной сферы, в т.ч. работа с плакатом «Как я справляюсь со своим гневом».

Соболева А. Возможности тренинга / А. Соболева // Школьный психолог. – 2009. – № 8. – С. 40–45. – (Личный опыт).

Как сделать игру произведением и кладезем ресурсов для её участников.

О критериях игрового взаимодействия, соблюдение которых позволит сделать любую игру яркой и эффективной.

Телегина И. Театр жизнь : Сравнение БТИ с психодрамой / И. Телегина // Школьный психолог. – 2009. – № 8. – С. 11–13. – (Метод в теории и на практике).

Большая психологическая игра (БТИ) как метод имеет ряд сходств с сюжетно-ролевой игрой, но ещё больше сходства у неё с тренингом личностного роста.

Этапы большой психологической игры.

Уколова М. Новые приключения в волшебной стране : Игра для учащихся 3–4-х классов /
М. Уколова // Школьный психолог. – 2009. – № 8. – С. 46–47. – (Игротека).

Игра является модификацией «Загадок маглов» (автор С.Медведская), адаптированной для учащихся начальной школы, и составлена по мотивам сказок А.Волкова «Волшебник Изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» и др.

ВСЕ ВМЕСТЕ

Бояршинова Л. Опора всей жизни : Проектирование Недели семьи / Л. Бояршинова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 7. – С. 4–5. – (Внеклассное мероприятие).

Гурин Ю. День квартала : Праздник районного масштаба к Дню Победы / Ю. Гурин // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 8. – С. 8–9. – (Общешкольное мероприятие).

Каждый год в первые дни мая школа № 590 Санкт-Петербурга проводит мероприятие, которое объединяет учеников и педагогов с жителями микрорайона. Праздник повышает авторитет школы, превращая её в культурный центр округи.

Лашманова Т. В кругу родных : Праздник семьи для младших школьников / Т. Лашманова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 7. – С. 43. – (Внеклассное мероприятие).

Малыхина М. Весёлые эстафеты / М. Малыхина // Биология . – 2009. – № 8. – С. 47–48. – (Игровая площадка).

Малыхина М. Весёлая семейка / М. Малыхина // Биология . – 2009. – № 7. – С. 47–48. – (Игровая площадка).

Как устроить день подвижных игр и развлечений.

ПОДРОСТОК

Бубнова Г. Тёплая компания : Психологическая настольная игра для подростков / Г. Бубнова // Школьный психолог. – 2009. – № 8. – С. 21–28. – (Методическая копилка).

Крылова Н. Путь к себе : Почему подросток бежит от школы / Н. Крылова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 7. – С. 34–36. – (Самоопределение).

Пантелеева О. Брось сигарету! : Сценарий театрализованной игры для подростков 13–17 лет /
О. Пантелеева // Биология . – 2009. – № 7. – С. 34–36. – (Вне урока).

Штинова О. Побег из дома: что толкает подростка за порог? : Причины могут быть разные. Но объединяет их одно – ситуация кажется неразрешимой / О. Штинова // Первое сентября. – 2009. – № 8. – С. 19. – (Детный мир. Психология детского поступка).

ПРОБЛЕМА

Корчагина Ю. Острый вопрос / Ю. Корчагина // Биология . – 2009. – № 8. – С. 38–41. – (Вместе с психологом).

Существует множество программ по профилактике наркомании, алкоголизма и курения, предназначенных для подростков. Но все ли они приводят к положительным результатам? Как оценивать эффективность программ?

Корчагина Ю. Ох, нелёгкая это задача : Бросающим курить посвящается / Ю. Корчагина // Биология. – 2009. – № 7. – С. 38–41. – (Вместе с психологом).

Ростова Л. Сигареты, алкоголь и наркотики в подростковой среде : Что показали результаты международного исследования / Л. Ростова //Первое сентября. – 2009. – № 7. – С. 18. – (Детный мир. Территория риска).

РАБОЧИЙ БЛОКНОТ

Алейникова И. Рассчитываете на взаимность? / И. Алейникова // Управление школой. – 2009. – № 7. – С. 36–38. – (Партнёрство. Аналитика).

Готов ли сайт вашей школы быть мощным инструментом по привлечению общественных ресурсов? Если ОУ планирует диалог с родителями и другими «внешними представителями», он должен оповещать их о том, что они хотят знать. Сайты российских школ пока с этой задачей на «пятёрку» не справляются…

Ветров М. Учебные олимпиады станут более открытыми : Вся организация – от сбора заявок до отчётов о проведении – будет проходить в электронном режиме / М. Ветров // Первое сентября. – 2009. – № 8. – С. 5. – (Политика образования. Факты. События. Тенденции).

Воровщиков С. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся : Опыт проектирования / С. Воровщиков // Управление школой. – 2009. – № 7. – С. 17–28. – (Наука управлять. Внутришкольная система).

Гордеева Т. Как сформировать желание учиться? : Материалы к проведению семинара для учителей / Т. Гордеева // Школьный психолог. – 2009. – № 7. – С. 38–40. – (Вместе с учителем).

Евсеенкова И. Чтобы не «желтел» поурочный план… / И. Евсеенкова // Управление школой. – 2009. – № 7. – С. 9–11. – (Наука управлять. Самообразование учителя).

Неоспоримо, что уровень подготовки педагогов должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без самообразования. Это – потребность творческого и добросовестного человека любой специальности, тем более с такой повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой обладает профессия учителя.

Кузнецова О. Как сохранить голос / О. Кузнецова // Здоровье детей. – 2009. – № 7. – С. 6–7. – (Взгляд физиолога).

Куприянов Б. О педагогическом мифе самоопределения школьников / Б. Куприянов // Управление школой. – 2009. – № 8. – С. 30–33. – (Наука управлять. Дополнительное образование).

Даже самый поверхностный взгляд, брошенный на образовательную повседневность, свидетельствует о том, что наши представления о дополнительном образовании в значительной степени искажены. Так, например, мало у кого вызывает сомнение утверждение, прописанное в Типовом положении об учреждении дополнительного образования детей, касающееся того, что призвано обеспечить необходимые условия для… профессионального самоопределения. Однако не является ли наша убеждённость одним из многих мифов, так распространённых в массовом педагогическом сознании?

Куценко Е. Воспитательная работа классного руководителя: адекватные задачи, конкретные формы : Экспериментальный алгоритм деятельности педагога / Е. Куценко //Первое сентября. – 2009. – № 7. – С. 13. – (Школьное дело. Педагогические ориентиры).

Лепешова Е. Мотивация коллектива: желаемое и возможное / Е. Лепешова // Управление школой. – 2009. – № 7. – С. 29–31. – (Наука управлять. Кадры).

Управление персоналом и организационная психология – в последние годы эти направления науки и практики активно развиваются у нас в стране. Многие руководители осознали, что человеческие ресурсы (Human Resources, HR) так же, как и материальные, влияют на успех предприятия. Отделы кадров практически повсеместно преобразовались в службы управления персоналом, не просто занимаясь ведением документации, а решая более широкий спектр задач.

Лепешова Е. Портрет коллектива : Диагностика мотивации персонала / Е. Лепешова // Управление школой. – 2009. – № 8. – С. 21–26. – (Наука управлять. Кадры).

Приведены тест парциальной направленности личности учителя и методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере.

Мартовицкая О. Как добиться выполнения домашних заданий всеми учащимися : Несколько советов для коллег / О. Мартовицкая // Математика. – 2009. – № 7. – С. 12–13. – (Предлагаю коллегам. Тема номера «Активизация учебной работы»).

Меркулов Ф. Не по команде, а команде! : Учимся навыкам группового педагогического взаимодействия / Ф. Меркулов // Первое сентября. – 2009. – № 8. – С. 11. – (Школьное дело. Точки профессионального роста).

Налбандян Н. Е. Как сделать внеклассное мероприятие «классным» : Материалы для проведения внеклассных мероприятий в рамках предметной недели по русскому языку (5–11-е классы) /
Н. Е. Налбандян // Русский язык. – 2009. – № 7. – С. 43–45. – (Учение с увлечением).

Остапенко А. Образовательные моды преходящи, а «пифагоровы штаны» вечны : Мнемонические запоминалки – это дидактическое средство, проверенное десятилетиями педагогической практики / А. Остапенко // Первое сентября. – 2009. – № 8. – С. 13. – (Школьное дело. Знания без школьных этикеток).

Печатникова Л. Наверстать пропущенное по болезни : Спасение отстающего – тактика и стратегия / Л. Печатникова // Первое сентября. – 2009. – № 8. – С. 12. – (Школьное дело. Наши ученики выходят на старт).

Савицкая Е. XX век в истории России и моей семьи / Е. Савицкая // История . – 2009. – № 7. – С. 32–38. – (Я иду на урок).

Исследовательские проекты учащихся.

Сакович Н. Игровой навигатор педагога-психолога / Н. Сакович // Школьный психолог. – 2009. – № 8. – С. 18–20. – (Гильдия).

Описание некоторых наиболее распространённых профессиональных игр педагога-психолога.

Хасан Б. Ответственность педагога: сочетание авторства и посредничества / Б. Хасан // Управление школой. – 2009. – № 8. – С. 18–20. – (Наука управлять. Новый учитель).

Чибисова М. Скоро ЕГЭ : Как преодолеть страх неизвестности / М. Чибисова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 7. – С. 7–11. – (Готовимся к экзаменам. Сценарии).

ЧАС ЧТЕНИЯ

Котынова Е. Костёр на снегу : Урок по повести Владислава Крапивина «Оруженосец Кашка» / Е.Котынова // Литература. – 2009. – № 8. – С. 12–14. – (Я иду на урок: 5–6-й классы).

Храмцова Р. «Если не чур – то водить самому» : Урок по рассказу Захара Прилепина «Белый квадрат» / Р. Храмцова // Литература. – 2009. – № 8. – С. 32–37. – (Я иду на урок: 8–11-й классы).

Шеваров Д. Письма бесстрашного солдата : Первого мая Виктору Петровичу Астафьеву исполнилось бы 85 лет. В канун юбилея в свет вышло уникальное издание его писем / Д. Шеваров // Первое сентября. – 2009. – № 8. – С. 21. – (Идеи. Судьбы. Времена).

Шутан М. Как обрести живое лицо? : Урок по рассказу Захара Прилепина «Жилка» / М. Шутан // Литература. – 2009. – № 8. – С. 29–31. – (Я иду на урок: 8–11-й классы).

ИМЕНА

Берштейн А. Вся наша жизнь проходит в страхе… : Исполняется 80 лет со дня рождения Анны Франк / А. Берштейн // История . – 2009. – № 8. – С. 28–30. – (Анфас и профиль).

Глазунов С. Русской песни запевала… : К 90-летию со дня рождения поэта-песенника Алексея Фатьянова / С. Глазунов // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 8. – С. 34–38. – (Внеклассное мероприятие).

Кириллова С. Пётр Ильич Чайковский / С. Кириллова // Искусство. – 2009. – № 8. – С. 8–10. – (Арт-галерея).

Рогожников С. И. Занимательные случаи из жизни Адольфа Байера / С. И. Рогожников // Химия. – 2009. – № 7. – С. 42–45. – (Короткие истории из жизни известных химиков).