Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №21/2009

Ляля Беркутова, Елена Панкова

ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ

Номер газеты

Название лекции
17 Лекция 1. Источники электронного комплектования: как найти и использовать. Современные информационные системы. Книги в наличии и печати. Сайты книжных магазинов, книготорговых организаций и издательств. Технология получения сведений о книгах и заказ литературы.

18

Лекция 2. Электронные каталоги библиотек: технология поиска и заимствования. Рассмотрены каталоги Российской государственной библиотеки (РГБ), Российской национальной библиотеки (РНБ), Государственной научной педагогической библиотеки им. К.Д.Ушинского (ГНПБ), возможности различных режимов поиска (базовый, расширенный, профессиональный).
19

Лекция 3. Коммуникативный формат библиографической записи. Общее представление о коммуникативных форматах представления библиографической записи: как организованы, зачем нужны, как читать? (На примере группы MARC-форматов).
Контрольная работа № 1.

20 Лекция 4. Национальные и корпоративные библиотечные сети: их роль в создании информационного пространства. Понятие корпоративной каталогизации, сводного каталога. Способы организации библиотечных сетей – ЛИБНЕТ, АРБИКОН, Сигла.
21

Лекция 5. Полнотекстовые электронные библиотеки в Интернете. Роль полнотекстовых электронных библиотек в обеспечении информационного доступа к документу. Проблемы авторского права, достоверности приведённых текстов. Понятие «авторский сайт».
Контрольная работа № 2.

22 Лекция 6. Периодические издания в Интернете и технология электронной доставки документов (ЭДД). Журналы и газеты в Интернете и способы их представления (оглавления и полные тексты). Правила описания электронных ресурсов. Технология ЭДД.
23 Лекция 7. Библиографическая работа библиотеки и её отражение в Интернете. Выложенные ресурсы библиотек и виртуальная справка. Библиотека в Интернете: какие ресурсы и услуги востребованы, как ими можно воспользоваться?
24

Лекция 8. Профессиональные ресурсы для библиотечных работников: обзор. Ресурсы методического, нормативного и учебного характера в помощь профессиональной деятельности.
Итоговая работа.

 

Лекция 5.
Полнотекстовые
электронные библиотеки в Интернете

Роль полнотекстовых электронных библиотек в обеспечении информационного доступа к документу. Проблемы авторского права, достоверности приведённых текстов. Понятие «авторский сайт»

 

ДОКУМЕНТЫ В СЕТИ

Развитие сетевых технологий предоставило новые возможности для пользователей. Знание о наличии документа в той или иной библиотеке не является конечной целью потребителя. Теперь организации и частные лица организуют полнотекстовый доступ к документам в режиме реального времени или поставку материалов по заявкам.

Сегодня принято различать следующие формы представления полнотекстовых документов:

Электронные аналоги печатных документов. Это оцифрованные издания на бумажном носителе, полученные, как правило, в результате сканирования традиционного документа.

По способу представления текста документа электронные аналоги делят на:

имиджевые (нераспознанные) – представленные в графических форматах, например pdf, djvu. Этот способ представления используется для книг, журналов, рукописей и пр., где обилие формул, схем, рисунков и рукописных символов делает чрезвычайно трудоёмким распознавание; или если необходимо передать все нюансы оформления (цвет и фактуру бумаги; дефекты пергамента: трещинки, следы от складывания; исправления, кляксы, отпечатки пальцев; следы, оставленные другими предметами), рис. 1.

Рис. 1. Имиджевое представление документа
(из Библиотеки электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова)

 

распознанные – представленные в символьных форматах, например html, doc, txt. Этот способ представления используется для документов (книг, статей), в которых могут быть организованы гипертекстовые связи и полнотекстовый поиск.

Самостоятельные электронные документы. Изначально создаются как электронные и не имеют традиционных аналогов. К такого рода документам можно отнести сетевые литературные произведения, гипертекстовые справочные системы (например, Википедию), мультимедийные ресурсы, аудиокниги и т.д. Как правило, текстовые электронные документы очень схожи по организации с распознанными электронными аналогами традиционных изданий.

Совокупность электронных документов образует собрания (или коллекции), которые решают следующие задачи:

– сохранение культурного наследия путём перевода традиционного документа на новый носитель, в том числе электронный;

– осуществление передачи информации на расстояние без передачи оригинала документа;

– обеспечение доступа к любому документу для пользователя, в том числе это касается документов, оригинал которых не может быть предоставлен пользователю в традиционной форме (например, прижизненное издание Шекспира или А.С. Пушкина; виртуальная экскурсия по Русскому музею в Санкт-Петербурге или Лувру в Париже).

Надо отметить, что следует быть предельно внимательными при использовании коллекций, поскольку интернет-ресурсы очень неоднородны в смысле качества и точности передачи оригинального произведения. Среди недостатков качества передачи выделим следующие:

– отсутствие юридически корректного указания на правообладателя и/или источник заимствования;

– искажение текстов при оцифровке, пропуски частей документов;

– отсутствие форматирования при представлении документа;

– включение в документы (или собрания) неизвестных и/или непроверенных фактов и/или документов.

Все эти недостатки электронных коллекций требуют от библиотечных работников очень внимательного отношения к используемым источникам, определения степени их авторитетности.

ВИДЫ ЭЛЕКТРОННЫХ КОЛЛЕКЦИЙ

Классификация электронных коллекций предусматривает их группировку по следующим признакам:

а) по степени доступности:

свободно доступные – предполагают полностью открытый доступ к документам. В эту группу попадают официальные документы, общенациональное достояние (документы, срок действия имущественного права автора на которые истёк) и документы, разрешённые автором или правообладателем к открытой публикации;

условно доступные – представляющие в открытом доступе фрагмент документа (например, введение, оглавление, фрагмент текста) и способ заказа полного текста (как правило, по результатам регистрации). Следует отметить, что в этом случае доступ по регистрации (авторизации) может быть платным и бесплатным (подробнее о правах доступа нужно читать в соглашении);

коммерчески доступные – предоставляющие ресурсы на основе возмездного договора только по результатам авторизации и при наличии чётко оговоренных финансовых взаимоотношений (например, при наличии средств на соответствующем счёте поставщика или доступа организаторов к электронному кошельку пользователя).

б) по способу доступа:

локальные – доступ возможен только на конкретном компьютере с жесткого диска или компакт-диска, или в локальной сети конкретной организации (например, доступ к электронным текстам диссертационных исследований возможен только в конкретном зале РГБ);

удалённые – возможен доступ с разных компьютеров, в том числе через Интернет.

в) по видам изданий:

монодокументальные – содержат документы только одного формата (например, только аудиокниги, текстовые документы, мультимедийные учебники и т.д.);

полидокументальные – содержат документы разных форматов (текстовые документы, аудиокниги, видеофильмы и т.д.).

г) по способу создания:

генерируемые – коллекции, которые создаются самим держателем документов;

сводные – создаются из уже существующих документов и собраний;

смешанные – организуются из сгенерированных (созданных держателем) и агрегированных (собранных из разных источников) документов.

Собрание электронных полнотекстовых документов чаще всего называют «электронной библиотекой» (ЭБ). Здесь мы сталкиваемся с вариативными трактовками понятия «библиотека»:

– в общекультурном смысле термином «библиотека» называют любые собрания документов, что, скорее всего, восходит к его этимологии (библио – книги, тека – хранилище);

– в профессиональном смысле библиотеку определяют как учреждение, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее его во временное пользование.

Справочник «Электронные документы…» отмечает, что «главной проблемой видится неотчётливое разграничение ЭБ и фонда электронных документов, а также произвольное использование термина для обозначения фрагментарных тематических подборок разнородных материалов» [2; с. 132].

Рассмотрим виды представленных в сети коллекций, разделив их по способу организации на:

– тематические подборки;

– собрания электронных документов;

– электронные библиотеки.

Тематические подборки представляют собой несколько публикаций по теме (или ряду тем), расположенных на сайтах учреждений и частных лиц. Такая подборка не относится к понятию библиотеки, хотя можно провести аналогию с домашней библиотекой – полочкой с книгами. К этой группе собраний можно отнести авторский сайт с перечнем книг и их полными текстами, тематические подборки для студентов вуза по изучаемой дисциплине, подборки публикаций любимых произведений на сайтах частных лиц и т.п. Среди собраний электронных публикаций встречаются довольно обширные коллекции. Сегодня большинство полнотекстовых собраний, доступных через Интернет, относятся именно к этой группе.

Тематические подборки не обладают поисковым аппаратом (иногда встречается простой поиск по сайту) и предполагают последовательное перемещение по гиперссылкам – названиям документов.

Библиотека древнерусской литературы (http://old-rus.narod.ru) – одна из наиболее изысканных по дизайну и отбору текстов тематических подборок. Историко-литературный сайт посвящён русской культуре и кроме текстов первоисточников содержит много дополнительных сведений, которые помогают лучше понять представленные произведения и имеют самостоятельную ценность. В настоящее время в подборке представлено 330 наиболее известных памятников древнерусской литературы. Навигация возможна только по заданным разделам (расположены слева).

Гаудеамус (www.gaudeamus.omskcity.com) – подборка оцифрованных традиционных учебников (в формате pdf), собранная в Омске. Доступ к учебникам бесплатный, на сайте заявлено о том, что они собраны с открытых сайтов Рунета и должны использоваться некоммерческим образом.

В разделе «Библиотеки Рунета» приводится список представленных в Интернете электронных коллекций.

Военная литература (http://militera.lib.ru/) – тематическая подборка, посвящённая военной теме. Сайт отличает продуманность структуры, хорошее внешнее оформление, высокое качество предоставляемых текстов, наличие иллюстративного материала. Разыскание по сайту предлагается с использованием Яндекса и Гугла и с ограничением по тематическому разделу. При формировании поискового запроса можно применять операторы, присущие заданным поисковым системам.

Собрания электронных документов используют тематическое или формальное (например, по алфавиту для заглавий, авторов или по дате поступления) представление собрания документов. Отметим, что часто алфавитная расстановка авторов начинается не с фамилии, а с имени или инициалов, что следует учитывать при поиске документов. Разыскание может быть выполнено последовательно по гиперссылкам разделов или через поисковую строку. Поисковая строка позволяет выполнить простой поиск (по одному, двум словам) в общей индексной базе (автор, название, раздел). Контекстный поиск по полным текстам собрания предусмотрен редко.

Среди наиболее известных собраний электронных документов рассмотрим те, которые часто называют электронными библиотеками, хотя строго говоря они таковыми не являются.

Электронная библиотека Максима Мошкова (www.lib.ru) – наиболее крупное частное собрание электронных документов. Основана в 1994 году и пополняется усилиями пользователей Интернета, присылающими в библиотеку оцифрованные и распознанные тексты. В собрании библиотеки преобладает художественная литература. Такой способ комплектования, с одной стороны, обеспечивает «Библиотеке Мошкова» активное наращивание собрания, а с другой – некачественное представление полных текстов документов и нарушение авторских прав. В «Библиотеке Мошкова» реализуются и проекты свободной публикации авторами литературных («Журнал „Самиздат“») и музыкальных («Музыкальный хостинг») произведений.

Некоммерческая электронная библиотека «ImWerden» (http://imwerden.de) – частная библиотека, созданная А.Перенским в 2000 году и размещённая на немецком сервере. Библиотека представляет собой качественное собрание, включающее редкие дореволюционные и послереволюционные издания, а также литературное наследие русской эмиграции. Отметим, что ссылки на полнотекстовые документы из этой библиотеки до недавнего времени имела «Электронная Ленинка» (РГБ).

Поиск возможен как по разделам, так и через строку простого поиска.

Текстовые документы представлены в имиджевом формате pdf, что позволяет сохранить оформление традиционного оригинала (рис. 2). Каждый документ в подстрочном примечании содержит ссылку на источник и указание на владельцев авторских прав.

Рис. 2. Представление полного текста документа
в Некоммерческой электронной библиотеке «ImWerden»

 

Помимо литературных произведений в библиотеке представлены архивные аудио- и видеозаписи.

Электронная библиотека художественной литературы (www.e-kniga.ru) предоставляет возможность доступа к произведениям классической художественной литературы, ориентированной на школьную программу. Данный проект реализован при участии ЗАО “АСУ-Импульс”. В качестве поисковых элементов приводится алфавитный список авторов и названий произведений. Для перехода на указанный список используется левая часть страницы. Книги представлены в формате постраничного просмотра (рис. 3).

Рис. 3. Фрагмент полнотекстового документа на сайте
«Электронной библиотеки художественной литературы»

 

Электронные библиотеки созданы профессиональными организациями в специальной программной оболочке. Безусловно, пользователь не может увидеть работу программной оболочки, но может отметить и оценить хорошо разработанный поисковый аппарат, снабжённый развернутой справочной системой. Среди профессиональных библиотечных собраний назовём Европейскую библиотеку, объединяющую 47 национальных библиотек Европы (в том числе РНБ и РГБ); «Память Америки», создаваемую Библиотекой конгресса США; коллекцию прижизненных изданий А.С.Пушкина (ГПНТБ СО РАН); «Русскую виртуальную библиотеку» и т.д.

Коротко представим некоторые электронные библиотеки.

Электронная библиотека РГБ является наиболее авторитетным собранием текстов. Среди массивов документов выделим следующие.

Электронную библиотеку диссертаций, которая содержит оцифрованные тексты диссертационных исследований, утверждённых ВАК. Поиск в фонде диссертаций может быть проведён по различным параметрам и их сочетанию, но сами тексты доступны только в стенах библиотеки;

– «Электронную Ленинку», включающую наиболее качественные оцифрованные документы русских классических произведений художественной литературы. Обратите внимание, что в коллекции представлены не только электронные копии, созданные самой библиотекой, но и заимствованные из других электронных собраний.

Открытую русскую электронную библиотеку (OREL – orel.rsl.ru), содержащую полные тексты произведений из фондов РГБ, на которые не истёк срок действия авторского права. Среди разделов OREL назовем «Книги», «Изобразительные материалы», «Картографические материалы».

Поиск в электронной библиотеке РГБ реализуется как через единый бланк запроса (и для каталога, и для библиотеки – см. лекцию 2), так и через алфавитный или тематический указатели.

Фундаментальная электронная библиотека (ФЭБ) «Русская литература и фольклор» (http://feb-web.ru) создана в 2002 году как сетевая информационная система по русской литературе XI–XX веков и русскому фольклору. Среди создателей ФЭБ Институт мировой литературы РАН и НТЦ «Информрегистр». Собрание включает в себя текстовую, звуковую, изобразительную информацию, предназначенную для научно-исследовательских и учебных целей.

Разыскание нужного документа возможно как по разделам, так и в режимах простого и расширенного поиска (рис. 4).

Рис. 4. Режим расширенного поиска. Бланк запроса – слева, результат поиска – справа

 

Для ФЭБ характерны: точность воспроизведения исходной информации [соблюдаются структура и пагинация оригинального издания, орфография и пунктуация источников, иллюстративный ряд и служебные страницы – пользователь получает образ (имидж) документа]; наличие библиографического описания; организация электронных научных изданий (ЭНИ), поддерживающих аппарат гипертекстовых связей и содержащий информацию, прошедшую научную и редакционно-издательскую обработку (рис. 5).

Рис. 5. Фрагмент ЭНИ «Грибоедов» и представление полного текста произведения

 

Университетская информационная система «Россия» (www.uisrussia.msu.ru) предназначена для поддержки учебных программ и исследований по гуманитарным наукам. Система является агрегированной по способу создания, поскольку первоисточники предоставляются организациями-правообладателями или копируются с общедоступных сайтов официальных организаций. Пользователи имеют возможность бесплатного доступа к ресурсам системы на основе авторизованного (индивидуальная или коллективная регистрация) или гостевого (анонимного) доступа. Разыскание документов возможно как через строку простого поиска, так и путём расширения поиска (рис. 6).

Рис. 6. Бланк запроса в УИС «Россия»

 

Электронная библиотека IQLib (www.iqlib.ru) начала работать в 2007 году и в настоящий момент насчитывает порядка 2000 полнотекстовых цифровых версий печатных произведений. Её создатель ООО «Интегратор авторского права» отмечает, что в библиотеке представлены ресурсы на основе прямых договоров с авторами и правообладателями. Библиотека предоставляет научные, учебные и справочные ресурсы в помощь среднему и высшему профессиональному образованию. Для свободного просмотра предоставлены обложки и оглавления книг, просмотр полного текста документа требует авторизации. Библиотека снабжена каталогом и развёрнутым поисковым аппаратом.

Электронная библиотека Google (Google Book Search – http://books.google.com) начала работать с 2004 году как источник информации о новых книгах, выпускаемых ведущими англоязычными издательствами. В настоящее время проект представляет собой многомиллионное собрание оцифрованных копий документов. Для просмотра документов предусмотрен режим свободного и авторизованного (по регистрации) доступа. Для поиска книг организованы два режима: простой и расширенный. Результат поиска даётся в форме списка с пиктограммой слева. Пиктограмма позволяет определить права доступа к документу: если имеется обложка, – возможен просмотр текста, если страница «оборвана» или пиктограмма отсутствует, – просмотр текста невозможен.

Следует отметить, что просмотр полного текста новых книг здесь отсутствует, автор или правообладатель устанавливает ограничение на количество просмотренных страниц.

КОРПОРАТИВНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ СОБРАНИЙ

Активное развитие в Интернете собраний электронных документов, различная их направленность и качество отражаемых источников привели к необходимости создания объединений электронных библиотек, позволяющих потребителю через единый поисковый бланк получить описание ресурсов нескольких собраний. Как правило, корпоративные объединения содержат списки библиотек – участниц проекта с указанием их адреса, кратким описанием предлагаемых ресурсов и условиями доступа.

Рассмотрим некоторые ресурсы.

Образовательный проект Рунета (www.allbest.ru)является корпоративным проектом, объединяющим 4550 библиотек, разделённых по 30 тематическим рубрикам. Библиотеки – участницы проекта предоставляют коммерческий доступ к полным текстам документов. Для поиска нужных изданий возможен переход по ссылке в конкретную библиотеку и поиск по автору, заглавию, рубрике. В результатах поиска обязательно указывается библиотека, предоставляющая ресурс.

Электронные библиотеки России (http://elibra.ru) – портал Российской ассоциации электронных библи отек (НП «ЭЛБИ»). Представляет собой проблемно-ориентированную электронную библиотеку «Электронное документное пространство России».

Поиск в библиотеке осуществляется по элементам библиографического описания документов с возможностью перехода на полный текст (рис. 7).

Рис. 7. Бланк запроса для поиска документов

 

На портале представлен «Реестр электронных библиотек» и возможность поиска в нём по рубрикатору, названию или аннотации (рис. 8).

Рис. 8. Бланк запроса и результат поиска в реестре электронных библиотек

 

Российский образовательный портал (www.litera.edu.ru) создаётся как «консорциум», объединяющий информационные образовательные ресурсы.

Представленные документы объединены в несколько коллекций: мировая художественная литература, музыкальная коллекция, исторические документы, естественно-научные эксперименты (физика, химия), право в сфере образования, история образования, зоология, собрание диктантов по русскому языку (требует авторизации).

Основу коллекции составляют текстовые документы, которые могут быть дополнены аудио- и видеофайлами.

Могут использоваться режимы простого и расширенного поиска с учетом выбранного раздела или во всех разделах (www.school.edu.ru/default.asp).

«Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru) – информационная система, созданная для доступа к электронной библиотеке образовательных ресурсов для общего и профессионального образования. Проект реализован Государственным НИИ информатики и информационных технологий «Информика».

В разделе «Библиотека» находится более 17 000 учебно-методических материалов в форматах pdf, djvu и html. Материалы, представленные в библиотеке, изданы вузами и школами России, авторы электронных учебно-методических пособий имеют свидетельство о публикации в «Библиотеке».

Для разыскания необходимых документов возможно использование простого и расширенного режимов поиска, перемещение по тематическим разделам: в области профессионального образования – по направлениям, в области общего (школьного) образования – по предметам.

Перспективным направлением является проект создания Национальной электронной библиотеки (НЭБ). Этот проект предложен РГБ и находится в стадии разработки (представлена концепция).

ПОИСК ПОЛНОТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ В ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕКАХ
И ФРАГМЕНТОВ В ПОЛНОМ ТЕКСТЕ

Возможности поиска в электронной коллекции напрямую зависят от её организации. Рассмотрим возможности поиска в электронных библиотеках, снабжённых разработанным поисковым аппаратом. Как правило, поисковые аппараты для электронных каталогов и электронных коллекций совпадают, что связано в первую очередь с поисковыми потребностями пользователей и необходимостью идентифицировать документ по основным элементам библиографической записи (о правилах поиска см. лекцию 2).

Пример 1. На сайте РГБ (www.rsl.ru) найти полный текст романа А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Ключевыми словами, формирующими поисковый запрос, в данном случае являются фамилия автора и название произведения – Грибоедов Горе от ума. Обратите внимание, что при вводе данных в поисковую строку можно не использовать язык запросов (по умолчанию все слова соединяются союзом И). Затем отмечаем область поиска – оставляем галочку в строке «электронная библиотека».

В результате поиска увидим каталоги, в которых можем найти нужный источник. Выберем «Электронную Ленинку» и, перейдя по ссылке, увидим описание документа и ссылку на электронный ресурс, т.е. полный текст документа (рис. 9).

Рис. 9. Перейдем по ссылке «Электронная Ленинка» и увидим описания ресурсов

 

Пример 2. Найти в электронной библиотеке М.Мошкова (www.lib.ru), что говорит Ю.Прокушев о стихотворении С.А.Есенина «Подражанье песне…».

Отсутствие в этом ресурсе разработанного поискового аппарата требует последовательного перехода от ключевого имени «Есенин» к его страничке, где нужно найти раздел «Об авторе», а там ссылку на работу: Прокушев Ю. «Сергей Есенин». Теперь, чтобы перейти к цитате о стихотворении Сергея Есенина выберем в операционном меню «Правка» команду «Найти на этой странице» и введём в поисковую строку название произведения (рис. 10). Нажмём кнопку «Далее» и увидим подсвеченными указанные слова. Читаем ответ на вопрос (можем нажать ещё раз «Далее» и увидеть следующую цитату – и так до конца документа).

Рис. 10. Поиск в найденном (по тексту документа)

 

Внимание! При работе с электронными документами очень удобно использовать команду операционного меню «Правка» – «Найти на этой странице» (для поиска на странице интернет-сайта) или «Найти» (в содержимом конкретного документа Word, Excel и т.п.). В этом случае в диалоговое окно поиска включаем разыскиваемое слово или буквосочетание и нажимаем «Найти далее» столько раз, сколько необходимо, чтобы получить полную информацию о «встречаемости» слова (буквосочетания) в документе. Найдя нужный фрагмент текста, можем отменить поиск, нажав на кнопку «Отмена».

Пример 3. Найти полный текст романа Б.Акунина об Эрасте Фандорине и пиковом валете.

Стратегически правильным в данном случае будет ввод единственного ключевого слова Акунин. По результатам поиска в первой строке указан переход на официальный сайт Бориса Акунина (www.akunin.ru), где сам автор разместил полные тексты произведений. Обратите внимание: это сайт автора, следовательно публикации санкционированы автором (таким образом, мы не нарушаем гражданский кодекс и можем использовать ресурс в обслуживании как свободно распространяемый). В перечне серий выбираем ту, что посвящена Фандорину, а затем в списке произведений – роман «Пиковый валет».

Безусловно, можно было в поисковой строке Яндекса набрать Акунин «Пиковый валет» и попасть на полный текст романа на сайте «Библиотеки Мошкова», но нам неизвестно, санкционирована ли эта публикация автором романа.

Создание электронных полнотекстовых версий документов позволяет потребителю реализовать своё право на свободный доступ к информации. При этом следует помнить и о праве автора произведения на сохранение имени и целостности созданного им документа.

Электронные коллекции, представленные в Интернете, полностью описать невозможно – столь они многообразны. В этой лекции описаны типовые признаки различных собраний, позволяющие оценить организационный уровень и поисковые возможности. Опираясь на эти признаки, библиотека может самостоятельно оценивать выявленные полнотекстовые собрания и определять степень их использования в профессиональной деятельности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Назовите формы представления полнотекстовых документов.

2. Назовите виды электронных библиотек по способу создания.

3. Назовите и объясните возможные виды доступа к полному тексту документа.

4. Чем отличаются профессиональные и непрофессиональные библиотечные собрания?

5. Какому способу представления документа соответствует расширение имени файла .pdf? Каковы возможности данного способа представления документа?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Проанализируйте «Библиотеку Альдебаран» (www.lib.aldebaran.ru) и опишите её по следующим признакам:

• по доступности,

• по видам изданий,

• по виду библиотечного собрания.

2. Найдите в ФЭБ определение термина «метафора», укажите автора статьи и в каком словаре она опубликована.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антопольский А. Б. Информационные ресурсы России : науч.-методич. пособие / А. Б. Антопольский. – М. : Либерея, 2004. – Гл.8. – С. 179–208. – (Библиотекарь и время. XXI век. Вып. 14).

2. Электронные библиотеки и коллекции /[Г. Ф. Гордукалова] // Электронные документы: создание и использование в публичных библиотеках : справ. /науч. ред. Р. С. Гиляревский, Г. Ф. Гордукалова. – СПб. : Профессия, 2007. – Гл. 3. – С. 130–168. – (Серия «Библиотека»).