Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №22/2009

Марина Жукова

Марина Николаевна
Жукова
заведующая научно-методическим
отделом РГДБ,
Москва

СЕНТЯБРЬ в жизни региональных детских библиотек был ознаменован ежегодным совещанием, которое на этот раз проводилось на базе Липецкой областной детской библиотеки (21 – 25 сентября). Тема совещания «Непрерывное профессиональное образование – вектор перспективы» очень актуальна, так как в условиях переоценки роли детских библиотек в обществе подготовка библиотечных кадров особенно важна.

В работе совещания приняли участие представители республиканских, краевых и областных детских и детско-юношеских библиотек, Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ), Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ), Орловского государственного института искусств и культуры (ОГИИК), НФ «Пушкинская библиотека», профессиональных СМИ; всего более 120 участников из 43-х субъектов Российской Федерации.

В ходе совещания его участники предложили проекты внедрения дистанционного обучения в традиционную систему повышения квалификации, разработки пакета обучающих программ.

Надо сказать, что профессиональное совершенствование специалистов всегда было неотъемлемой частью деятельности библиотеки, но, как правило, оно загонялось в рамки стандартной учебы, подразумевавшей прослушивание лекций, семинарские занятия, реже – выполнение практических заданий. Эти мероприятия зачастую не пользовались популярностью у сотрудников, особенно – специалистов со стажем.

И всё же творческий настрой заинтересованных в профессиональном совершенствовании библиотекарей преодолел консервативный подход к переподготовке кадров; инновации сначала тонким ручейком, а затем и потоком хлынули в сферу профессионального образования. Даже не слишком увлекательные ранее курсы повышения квалификации и тематические семинары расцветились букетом нововведений: мастер-классы, тренинги, деловые игры и творческие лаборатории вошли в жизнь библиотек.

Как мы увидели и услышали в Липецке, ряд библиотек успешно внедряет у себя инновационные проекты в сфере непрерывного профессионального обучения. И, прежде всего, с наилучшей стороны показала себя хозяйка совещания – Липецкая областная детская библиотека, специалисты которой подробно и интересно поведали нам о своих достижениях в профессиональной учёбе.

Основой творческих инициатив сотрудников библиотеки по организации профессиональной учёбы коллектива стал проект «ПРОФИ-центр библиотечного развития». Этот проект включает в себя следующие составные:

– Школа библиотечного менеджмента (основная категория слушателей – заведующие детскими библиотеками и методисты). Приобретённые в ходе учебы знания помогают библиотекарю анализировать текущую ситуацию, принимать креативные решения, овладевать современными технологиями.

– Творческая мастерская сельского библиотекаря. Её главной целью является совершенствование работы сотрудников библиотек Липецкой области, обслуживающих детское население, стимулирование их творческой активности.

– Профессиональное объединение молодых (в группу участников вошли специалисты до 35 лет). Данная структура призвана помочь молодым сотрудникам адаптироваться в профессиональной сфере и в полной мере раскрыть свои возможности.

– Методическая кафедра школьного библиотекаря. План работы согласован с департаментом образования г. Липецка. Мероприятия, предлагаемые школьным библиотекарям, призваны помочь сделать библиотеку не только источником информации, но и центром неформального общения.

О реализации планов непрерывного образования говорили также и другие участники совещания.

В процессе обсуждения проблем профессионального образования было отмечено, что в современных условиях и действующем развитии телекоммуникационных технологий необходимо обновить и усовершенствовать систему переподготовки кадров детских библиотек. Несмотря на определённые успехи в системе повышения профессионального образования, инновационные методики используются только в отдельных регионах. Специалисты детских библиотек редко принимают участие в курсах повышения квалификации на федеральном уровне.

По итогам совещания были сформулированы в виде резолюции ряд рекомендаций, которые мы публикуем далее.

В заключение хотелось бы выразить благодарность администрации Липецкой области и Липецкой областной детской библиотеке за тёплый приём и прекрасную организацию совещания, за возможность доброго общения с коллегами.

Резолюция
Всероссийского совещания директоров областных детских библиотек
«Непрерывное профессиональное образование – вектор перспективы»
г. Липецк
21 – 25 сентября 2009 года

21 – 25 сентября 2009 года в г. Липецке состоялось Всероссийское совещание директоров региональных детских библиотек РФ.

Организаторами Совещания выступили: Министерство культуры Российской Федерации, Секция детских библиотек РБА, Российская государственная детская библиотека, Управление культуры и искусства Липецкой области, Липецкая областная детская библиотека.

В Совещании приняли участие представители республиканских, краевых и областных детских и детско-юношеских библиотек, АПРИКТ, МГУКИ, ОГИИК, НФ «Пушкинская библиотека», профессиональных СМИ. Всего более 120 участников из 43 субъектов Российской Федерации.

Реализация неотъемлемого права ребёнка на свободный доступ к информации, переоценка роли детских библиотек в обществе требуют творческой инициативы и обуславливают необходимость освоения библиотечными работниками новых знаний. Новые социальные реалии и активное развитие телекоммуникационных технологий заставляют по-иному взглянуть на систему повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров детских библиотек.

Сегодня необходимо развитие новой теоретической концепции непрерывного образования библиотечных специалистов по работе с детьми. В изменении и обновлении нуждается вся система повышения квалификации специалистов.

Было отмечено, что, несмотря на наличие определённых успехов в создании системы повышения квалификации библиотечных специалистов по работе с детьми:

• детские библиотекари редко принимают участие в курсах повышения квалификации, организуемых на федеральном уровне (на базе АПРИКТ),

• принципиально новые подходы к формированию системы повышения квалификации специалистов реализуются лишь в отдельных регионах,

• вопросы переподготовки и переквалификации детских библиотекарей, как правило, не являются частью проводимых мероприятий по повышению квалификации библиотечных специалистов.

Прослушав и обсудив представленные доклады, участники совещания отметили, что система непрерывного профессионального образования детских библиотекарей России, безусловно, должна быть обновлена и стать частью новой стратегии развития библиотечного обслуживания детей, которую предстоит разработать в ближайшее время.

В то же время, отмечалась важность реализации инновационных проектов в области повышения квалификации, которые могли бы лечь в основу будущей системы, а также необходимость создания системы дистанционного обучения специалистов.

По итогам совещания были сформулированы следующие рекомендации:

1. Секции детских библиотек РБА и Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА объединить усилия по экспертной оценке Стандартов образования в высших и средних специальных учебных заведениях.

2. Российской государственной детской библиотеке совместно с центральными детскими и детско-юношескими библиотеками регионов:

• разработать многоуровневую (федеральный, региональный, муниципальный уровень) концепцию повышения квалификации библиотекарей, работающих с детьми;

• создать Центр дистанционного обучения кадров;

• возобновить деятельность Координационного Совета по проблемам информатизации детских библиотек;

• при содействии АПРИКТ наладить систему обучения кадров региональных детских библиотек;

• создать электронную базу данных методических пособий, издаваемых по проблемам обслуживания детей;

• обеспечить повышение квалификации специалистов для эффективной работы библиотек в Интернете (в том числе по обеспечению безопасности детей в Интернете);

• усилить роль общегуманитарной подготовки специалистов детских библиотек в мероприятиях по повышению квалификации.

3. Республиканским, краевым и областным детским и детско-юношеским библиотекам рекомендовать:

• создавать тематические региональные площадки по повышению квалификации;

• усилить внимание к повышению квалификации методистов по библиотечной работе с детьми;

• проводить исследовательскую работу по изучению эффективности мероприятий по повышению квалификации;

• объединить усилия высших и средних специальных учебных заведений, профессиональных СМИ, детских и детско-юношеских библиотек в вопросах повышения квалификации и повышении престижа работы детского библиотекаря.

Участники совещания особо отметили вклад администрации Липецкой области и Липецкой областной детской библиотеки в организацию и проведение совещания.

25.09. 2009 г.

Участники Всероссийского совещания директоров областных детских библиотек