Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №22/2009

Людмила Сухова

По страницам наших газет за август 2009 года

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Бакума С. Безопасная дорога : Творческая игра / С. Бакума // Начальная школа. – 2009. – № 15. – С. 22–34. – (Учимся, играя).

Сценарий творческой игры на закрепление знаний учащихся по правилам дорожного движения.

Власов И. Школа общения : Классный час / И. Власов // Начальная школа. – 2009. – № 15. – С. 12–14. – (Я иду на урок).

Цели: продолжать работу по созданию коллектива в классе; воспитывать дружелюбие, снижать конфликтность, обучать приёмам общения с одноклассниками, педагогами, друзьями, посторонними людьми; воспитывать вежливость, взаимопонимание.

Гайдаенко Е. Каждый охотник желает знать… : Новые игры с воздушными шарами / Е. Гайдаенко // Здоровье детей. – 2009. – № 15. – С. 29–32. – (Вне урока).

Григорьева З. Богатыри земли русской / З. Григорьев // Спорт в школе. – 2009. – № 15. – С. 5–7. – (Методика. Необычная физкультура).

Праздник можно проводить как зимой, так и летом. Основным содержанием такого мероприятия являются подвижные игры, объединённые общим сюжетом.

Жеребцова Г. Дружите со спортом: Праздник физической культуры в школе / Г. Жеребцова // Спорт в школе. – 2009. – № 15. – С. 3–4. – (Методика. Необычная физкультура).

Качанова Л. Формула победы : Сценарий спортивного праздника / Л. Качанова // Спорт в школе. – 2009. – № 15. – С. 8–9. – (Методика. Необычная физкультура).

Кололеева Е. Маленькая страна : Посвящение в пятиклассники / Е. Кололеева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 16. – С. 15–17. – (Классный час).

Кулакова Е. Ю. Игра «Что? Где? Когда?» : Вопросы для школьников-гуманитариев (8-й класс) / Е. Ю. Кулакова // Русский язык. – 2009. – № 16. – С. 42–44. – (Учение с увлечением).

Раимжанова Г. Чудесные крышечки : Оригинальная форма проведения спортивного праздника для учащихся начальной школы / Г. Раимжанова // Спорт в школе. – 2009. – № 16. – С. 39–41. – (Методика. Необычная физкультура).

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Арнольд О. Дети и домашние животные / О. Арнольд // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 15. – С. 9–13. – (Взрослым о детях).

Зачем нужны домашние животные?

Нашим детям для нормального развития домашние питомцы просто необходимы.

Болсуновская Н. Технологии «непрямого» сопровождения : Интернет-проект, позволяющий развить родительскую компетентность / Н. Болсуновская // Первое сентября. – 2009. – № 16. – С. 18. – (Детный мир. Педагогический треугольник).

Казанцев В. Учитель говорит, родители слушают… А что они слышат? : Как воспринимается папами и мамами наших учеников информация, которую мы им передаём / В. Казанцев // Первое сентября. – 2009. – № 16. – С. 18. – (Детный мир. Педагогический треугольник).

Коробкина С. Скоро в школу : Выступление на собрании родителей будущих первоклассников / С. Коробкина // Школьный психолог. – 2009. – № 15. – С. 41–43. – (КонкурС. Номинация: «Психолог и семья школьника: идём на сближение»).

Крылова М. На новой ступени : Трудности адаптации пятиклассников к школе / М. Крылова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 16. – С. 29–31. – (Родительское собрание).

Переход детей из начальной школы в пятый класс – стресс не только для самих школьников, но и для их родителей. Анкетирование учителей и родителей, интересная информация об особенностях возраста учеников, полезные практические советы и совместное обсуждение сложностей данного школьного периода помогут классному руководителю подготовить мам и пап к решению уже появившихся или назревающих проблем с детьми.

Фоминова А. Импровизация по заданному сценарию : Роль значимого взрослого в жизни ребёнка / А. Фоминова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 15. – С. 3–8. – (Взрослым о детях).

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Андриянова М. По волнам познания : Коррекционно-развивающая программа в условиях летнего пришкольного лагеря / М. Андриянова // Школьный психолог. – 2009. – № 16. – С. 4–10. – (КонкурС. Номинация: «Психологическое сопровождение школьников разных категорий: методические открытия»).

Аникина Г. Думаем, играя : Коррекционное занятие для учащихся 2-го класса, обучающихся по программе VII вида / Г. Аникина // Школьный психолог. – 2009. – № 15. – С. 6–7. – (КонкурС. Номинация: «Психологическое сопровождение школьников разных категорий: методические открытия»).

Задачи: развитие и коррекция мышления на основе упражнений в классификации и обобщении; развитие зрительного восприятия, распределения внимания; развитие и коррекция мелкой моторики; развитие коммуникативных навыков; снятие психоэмоционального напряжения.

Еремеева В. Понять непонятных : Школьные проблемы детей «Правополушарного» типа. Норма или патология? / В. Еремеева // Начальная школа. – 2009. – № 16. – С. 39–41. – (В союзе с психологией).

Коробкина С. Мир моей души : Методическая разработка / С. Коробкина // Школьный психолог. – 2009. – № 16. – С. 25–41. – (КонкурС. Номинация: «Оригинальные решения: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия – по-новому»).

Марченко О. ЕГЭ: стиль поведения организатора : Практикум по психологической технологии / О. Марченко // Школьный психолог. – 2009. – № 15. – С. 4–5. – (КонкурС. Номинация: «Психологическое сопровождение школьников разных категорий: методические открытия»).

Сасова О. Необходимая взаимопомощь / О. Сасова // Школьный психолог. – 2009. – № 15. – С. 21–23. – (КонкурС. Номинация: «Работаем в команде: сотрудничество психолога с учителями-предметниками и другими специалистами»).

Свеженцева А. Введение в мир психологии : Программа элективного курса для учащихся девятых классов / А. Свеженцева // Школьный психолог. – 2009. – № 15. – С.11–12. – (КонкурС. Номинация: «Психологическое сопровождение школьников разных категорий: методические открытия»).

ВСЕ ВМЕСТЕ

Венгерская О. Мамины руки : Сценарий родительского собрания-встречи мам и дочерей-пятиклассниц / О. Венгерская // Школьный психолог. – 2009. – № 15. – С. 44–46. – (КонкурС. Номинация: «Психолог и семья школьника: идём на сближение»).

Кололеева Е. Мы за чаем не скучаем: Вечер для детей и родителей / Е. Кололеева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 16. – С. 32–34. – (Внеклассное мероприятие).

Макурина А. Перекрёстки детства : Областная заочная читательская конференция по книге Бориса Минаева «Детство Лёвы» / А. Макурина, С. Чаусова // Библиотека в школе. – 2009. – № 16. – С. 27–45. – (Работа с читателями. Кладезь).

Малыхина М. Встаньте, дети, встаньте в круг… / М. Малыхина // Здоровье детей. – 2009. – № 15. – С. 47–48. – (Игровая площадка).

Щербакова Т. Папа, мама, я… : Спортивный праздник / Т. Щербакова // Спорт в школе. – 2009. – № 15. – С. 16–17. – (Методика. Необычная физкультура).

ПОДРОСТОК

Александрова Е. Лицо подросткового кризиса : Индивидуальная траектория развития / Е. Александрова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 16. – С. 4–9. – (Работа с учениками).

Трудности взросления у любого подростка проявляются по-своему. Выход из личностного кризиса всегда уникален и не может подходить сразу всем. Индивидуальная образовательная траектория – путь ребёнка к самому себе, к пониманию своих особенностей, поиск собственных способов решения индивидуальных и личностных проблем. Именно в работе с индивидуальными траекториями развития полнее всего проявляется помогающая позиция взрослого.

Иваницкая Е. Президент с лицом телеведущего : Политическая карта России глазами подростков / Е. Иваницкая // Первое сентября. – 2009. – № 15. – С. 18. – (Детный мир. В фокусе исследования).

Корчагина Ю. Нательная живопись / Ю. Корчагина // Здоровье детей. – 2009. – № 15. – С. 38–42. – (Образ жизни).

Какова история возникновения татуировки? Что представляет собой современная «нательная живопись»? Какая мотивация у людей, решившихся «нарисовать» на себе тату? Существует ли риск для здоровья при нанесении татуировок? Почему их не рекомендуется делать в подростковом возрасте?

Лохова И. Конфликт : Классный час для подростков / И. Лохова // Школьный психолог. – 2009. – № 15. – С. 8–9. – (КонкурС. Номинация: «Психологическое сопровождение школьников разных категорий: методические открытия»).

ПРОБЛЕМА

Корчагина Ю. Алкоголизм. Убедить лечиться… / Ю. Корчагина // Здоровье детей. – 2009. – № 16. – С. 37–42. – (Вместе с психологом).

Работа с неблагополучными семьями – одна из самых сложных задач. Труднее всего иметь дело с семьёй, где родители страдают алкоголизмом. В статье описан метод, помогающий пробудить у таких мам и пап мотивацию к лечению и выздоровлению.

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Зубкова О. Неделя профессий в школе / О. Зубкова, А. Колзина, Н. Лешукова, Ю. Миронова, А. Щенина // Школьный психолог. – 2009. – № 15. – С. 24–25. – (КонкурС. Номинация: «Работаем в команде: сотрудничество психолога с учителями-предметниками и другими специалистами»).

Качина Л. Наблюдательность как профессиональное качество / Л. Качина, О. Матерн // Школьный психолог. – 2009. – № 15. – С. 29–31. – (КонкурС. Номинация: «Оригинальные решения: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия – по-новому»).

Пример интегрированного занятия курса «Моё профессиональное будущее». Данный курс направлен на формирование у учащихся навыков, позволяющих правильно выбрать профессию.

Тупицына Е. Клуб сыщиков : Модификация известной технологии / Е. Тупицына // Школьный психолог. – 2009. – № 15. – С. 34. – (КонкурС. Номинация: «Оригинальные решения: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия – по-новому»).

Цели: расширить представление подростков о профессии юриста; активизировать познавательный интерес к данному роду деятельности.

РАБОЧИЙ БЛОКНОТ

Алейникова И. Монолог на «кухне» бесполезен / И. Алейникова // Управление школой. – 2009. – № 15. – С. 26–28. – (Партнёрство. Аналитика).

На так часто обсуждаемый прежде вопрос «зачем директору школы управляющий совет?», видимо, многие уже получили ответы, потому что теперь разговоры перешли в иную плоскость: а какой должна быть школа и вообще система образования, чтобы государственно-общественное управление укоренилось?

Боборыкина Л. Доктор Неболит : Образовательная программа для дошкольников и их родителей / Л. Боборыкина, Н. Шумилова // Здоровье детей. – 2009. – № 16. – С. 8–25. – (Технология).

Богин В. Директор класса : Обязанности куратора-тьютора в негосударственной школе / В. Богин // Управление школой. – 2009. – № 15. – С. 21–24. – (Наука управлять. Новая должность).

Гудкова Н. Мониторинг школьной жизни / Н. Гудкова // Школьный психолог. – 2009. – № 15. – С. 14. – (КонкурС. Номинация: «Психологическое сопровождение школьников разных категорий: методические открытия»).

В приложении приведены: модель психологического мониторинга кризисно значимых моментов школьной жизни; индивидуальная карта прохождения ребёнком кризисно значимых моментов школьной жизни; систематизация работы психолога; индивидуальная карта развития ребёнка; модель выпускника МОУ СОШ № 1 г. Кисловодска.

Долгова Л. Без стандартного образца : Нормативно-правовое оформление деятельности / Л. Долгова // Управление школой. – 2009. – № 15. – С. 17–20. – (Наука управлять. Новая должность).

Дудко О. Мы вместе! / О. Дубко // История. – 2009. – № 16. – С. 38–44. – (Я иду на урок).

Методические рекомендации по проведению открытого урока по истории России «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила».

Жилина О. Отличительные признаки : разработка тарифно-квалификационной характеристики тьютора / О. Жилина // Управление школой. – 2009. – № 15. – С. 11–12. – (Наука управлять. Новая должность).

Жук С. Связующее звено : Воспитательная система класса на основе литературного произведения / С. Жук // Управление школой. – 2009. – № 16. – С. 42–44. – (Школьный уклад. Воспитываем книгой).

Школа № 700 города Санкт-Петербурга вот уже три года считается районным ресурсным центром «Школа культуры чтения». Исходной предпосылкой идеи стало убеждение, что в условиях современной школы может быть создана образовательная среда, где чтение является базой и стимулом общего развития ребёнка. Инструментарием выбранной концепции являются школьные целевые проекты.

Ковалёва Т. Культурные границы тьюторства / Т. Ковалёва // Управление школой. – 2009. – № 15. – С. 13–16. – (Наука управлять. Новая должность).

Без концептуального понимания тьюторства крайне сложно выполнять все следующие шаги. Тьютором сейчас могут назвать любого человека, который доделывает работу за плохим педагогом. Такая позиция, как «учитель недоучил, психолог недоработал, значит, доведёт до конца наставник», в корне неверна.

Поэтому необходимо обрисовать то, что создаёт культурные границы тьюторской деятельности. Кроме того, на сегодняшний день уже существуют конкретные институциональные формы, которые подкрепляют развитие тьюторской практики.

Косарецкий С. Сверим часы? : Тенденции и перспективы общественного участия в управлении школой / С. Косарецкий, А. Моисеев, А. Седельников, Е. Шимутина // Управление школой. – 2009. – № 15. – С. 29–34. – (Партнёрство. Аналитика).

Курбатов Р. Секрет самого нескучного педсовета : Он заключается в ответе на вопрос: в чём я чувствую себя мастером? Что я могу рассказать и показать своим коллегам? / Р. Курбатов // Первое сентября. – 2009. – № 15. – С. 9. – (Школьное дело. Точки профессионального роста).

Лазарев В. Переход через школьный «экватор» : Помогаем детям адаптироваться к обучению в пятом классе / В. Лазарев, В. Родионов // Первое сентября. – 2009. – № 16. – С. 10. – (Школьное дело. Педагогика поддержки).

Леонтьева О. Пространство для самообразования : Содержательный обмен опытом требует свободных форм работы / О. Леонтьева // Первое сентября. – 2009. – № 15. – С. 9. – (Школьное дело. Точки профессионального роста).

Мовсисян Л. Школа для цветов и гоночных машин : Придумывая самые разные образовательные среды, младшеклассники постепенно осознают смысл собственной школьной жизни / Л. Мовсисян // Первое сентября. – 2009. – № 15. – С. 11. – (Школьное дело. Встречный курс).

Никушина Н. Семья: толерантность, любовь, авторитет : Методическая разработка педсовета / Н. Никушина // Школьный психолог. – 2009. – № 16. – С. 42–43. – (КонкурС. Номинация: «Работаем в команде сотрудничество психолога с учителями-предметниками и другими специалистами»).

Осипова Н. Ни дня без строчки : Лекарство от конфликта / Н. Осипова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 16. – С. 42–44. – (Глазами родителей).

Если в классе возникла кризисная ситуация, совместная работа над газетой поможет ребятам и учителю выйти из конфликта, найти почву для сотрудничества. Издание классной газеты создаст пространство для общения, обмена впечатлениями, мнениями, новостями. Такой проект, как газета, позволяет вовлечь в него не только детей, но и родителей, каждому найти дело по душе.

Сартан Я. Педагог как наблюдатель, гид и консультант : Попытка анализа практики индивидуального сопровождения в образовании / Я. Сартан // Управление школой. – 2009. – № 16. – С. 6–9. – (События. Тенденции).

Степанова М. О целях и ценностях гимназического образования / М. Степанова // Управление школой. – 2009. – № 16. – С. 11–15. – (Наука управлять. Аналитика).

Черныш А. Навык ответственного поведения : Как его сформировать / А. Черныш // Первое сентября. – 2009. – № 15. – С. 13. – (Школьное дело. Педагогический практикум).

Шустова И. Инструментарий на каждый день / И. Шустова // Управление школой. – 2009. – № 16. – С. 16–21. – (Наука управлять. Технологии).

Как облегчить педагогам работу со старшеклассниками? Какие инструменты можно задействовать во время школьных будней, чтобы помочь молодым людям сориентироваться в жизни? Чтобы ответить на эти и подобные им вопросы, для слушателей УИПКПРО Ульяновска были организованы занятия по авторской программе экспериментального спецкурса «Субъектные качества школьников, моделирование условий их воспитания и развития».

НА ЭКСКУРСИЮ

Кособок М. Набоков на родных берегах / М. Кособок // Литература. – 2009. – № 15. – С. 44–45. – (Литературная карта).

Село Рождествено Гатчинского района Ленинградской области – усадьба, где можно увидеть экспозицию, посвящённую семье Набоковых–Рукавишниковых.

ЧАС ЧТЕНИЯ

Горошникова Г. В поисках произведений о современных подростках / Г. Горошникова // Литература. – 2009. – № 15. – С. 47. – (Трибуна).

Крысин Л. П. Ода словарям / Л. П. Крысин // Русский язык. – 2009. – № 16. – С. 2–3. – (Слова и словари).

Северская О. И. Новые словари русского языка – в помощь учителю / О. И. Северская // Русский язык. – 2009. – № 16. – С. 7–13. – (Слова и словари).

Шестакова Л. Л. Словарь языка русской поэзии XX века / Л. Л. Шестакова //Русский язык. – 2009. – № 16. – С. 4–6. – (Слова и словари).

ИМЕНА

Богатырёва Н. Подвиг философа / Н. Богатырёва // История. – 2009. – № 15. – С. 6–11. – (Анфас и профиль).

Судьба, идеи и труды Алексея Фёдоровича Лосева.

Залесский Л. Вольфганг Амадей Моцарт / Л. Залесский // Искусство. – 2009. – № 16. – С. 9–17. – (Арт-галерея).

Нодель Ф. Исполин, прорвавшийся сквозь стену забвения / Ф. Нодель // Литература. – 2009. – № 15. – С. 4–5. – (Листки календаря).

О Кнуте Гамсуне, которому в этом году исполняется 150 лет со дня рождения.

Ропер А. Баллада о непризнанном гении / А. Ропер; пер. с фр. И. Ольтециан // История. – 2009. – № 16. – С. 12–23. – (Анфас и профиль).

Дени Папен: учёный с трагической судьбой или шарлатан?

Шеваров Д. Человек, который говорит с нами : О самой неожиданной телепремьере нынешнего лета / Д. Шеваров // Первое сентября. – 2009. – № 15. – С. 24. – (Идеи. Судьбы. Времена. Имя и слово).

О Лилианне Лунгиной и фильме «Подстрочник».

ЧАС ЧТЕНИЯ

Макаревич Г. Учимся слушать / Г. Макаревич // Начальная школа. – 2009. – № 15. – С. 40–42. – (Педагогика в лицах).

Из цикла статей «Книга и современный ребёнок». Урок 12-ый «Юмористический рассказ. Л.Пантелеев «Буква “ты”». Всегда ли надо говорить правду?»