Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №22/2009

Ляля Беркутова, Елена Панкова

ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ

Номер газеты

Название лекции
17 Лекция 1. Источники электронного комплектования: как найти и использовать. Современные информационные системы. Книги в наличии и печати. Сайты книжных магазинов, книготорговых организаций и издательств. Технология получения сведений о книгах и заказ литературы.

18

Лекция 2. Электронные каталоги библиотек: технология поиска и заимствования. Рассмотрены каталоги Российской государственной библиотеки (РГБ), Российской национальной библиотеки (РНБ), Государственной научной педагогической библиотеки им. К.Д.Ушинского (ГНПБ), возможности различных режимов поиска (базовый, расширенный, профессиональный).
19

Лекция 3. Коммуникативный формат библиографической записи. Общее представление о коммуникативных форматах представления библиографической записи: как организованы, зачем нужны, как читать? (На примере группы MARC-форматов).
Контрольная работа № 1.

20 Лекция 4. Национальные и корпоративные библиотечные сети: их роль в создании информационного пространства. Понятие корпоративной каталогизации, сводного каталога. Способы организации библиотечных сетей – ЛИБНЕТ, АРБИКОН, Сигла.
21

Лекция 5. Полнотекстовые электронные библиотеки в Интернете. Роль полнотекстовых электронных библиотек в обеспечении информационного доступа к документу. Проблемы авторского права, достоверности приведённых текстов. Понятие «авторский сайт».
Контрольная работа № 2.

22 Лекция 6. Периодические издания в Интернете и технология электронной доставки документов (ЭДД). Журналы и газеты в Интернете и способы их представления (оглавления и полные тексты). Правила описания электронных ресурсов. Технология ЭДД.
23 Лекция 7. Библиографическая работа библиотеки и её отражение в Интернете. Выложенные ресурсы библиотек и виртуальная справка. Библиотека в Интернете: какие ресурсы и услуги востребованы, как ими можно воспользоваться?
24

Лекция 8. Профессиональные ресурсы для библиотечных работников: обзор. Ресурсы методического, нормативного и учебного характера в помощь профессиональной деятельности.
Итоговая работа.

 

Лекция 6.
Периодические издания в Интернете и технология электронной доставки документов (ЭДД)

Журналы и газеты в Интернете и способы их представления (оглавления и полные тексты). Правила описания электронных ресурсов. Технология ЭДД

 

ПЕРИОДИКА В СЕТИ

Периодические издания обладают большей, по сравнению с книгами, оперативностью в доведении до общества новых сведений. Оперативность и широта распространения СМИ – залог успеха и популярности. Их учредители и редакторы очень быстро осознали возможности Интернета по представлению и распространению периодических изданий.

Библиотеки также оценили преимущество электронных версий периодики, которое выражается в следующем:

1. Сетевой электронный экземпляр издания может быть доступен одновременно нескольким посетителям, если компьютеры объединены в локальную сеть.

2. Электронные версии многих периодических (и иных печатных) изданий есть в свободном доступе (или предоставляются по более дешёвой электронной подписке), так что можно не подписываться на бумажную версию. Другой вариант: журналы открывают электронную версию именно для подписчиков на бумажное издание, и тогда даже большой библиотеке не нужны лишние бумажные экземпляры.

3. Если библиотека не выписывает какое-то периодическое издание, то можно отслеживать его публикации по представленному в Интернете содержанию номеров и при появлении нужного материала заказать его по системе электронной доставки документов (ЭДД).

4. Сетевые технологии позволяют читателям обращаться к полнотекстовым базам данных непосредственно с работы или даже из дома, используя для этого сайт библиотеки.

5. С подписными электронными версиями журналов работать удобнее, поскольку получить их можно намного быстрее: многие журналы в электронном виде выходят на несколько недель раньше, чем их печатные версии (не нужно ждать, пока издание отпечатают и разошлют).

Среди электронных периодических изданий выделим две большие группы.

Электронные аналоги традиционных документов. Представление в Интернете оцифрованных бумажных изданий позволяет СМИ расширять область распространения за счёт свободного доступа к изданию или за счёт распространения цифровой копии документа (например, по подписке – авторизации). Как правило, в свободном доступе редакции предпочитают предоставлять архивные материалы (например, номера не менее чем полугодовой или годовой давности для журналов и месячной давности – для газет). Параллельно с этим, многие редакции предоставляют возможность ознакомиться с содержанием текущего номера (иногда – до поступления бумажной версии в продажу).

Рассмотрим в качестве примера некоторые журналы и газеты. Обратитесь к сайтам этих изданий и представленным там материалам, использовав адреса, указанные в скобках.

«Знание-сила» (www.znanie-sila.ru). Этот научно-популярный журнал издаётся в бумажной версии с 1926 г. На интернет-сайте представляется содержание текущих номеров журнала. Для получения полных текстов необходимо подписаться на его электронную версию через «ПАРК.РУ» (см. ниже). Кроме того, на компакт-диске выпущена электронная версия архива журнала с 1987 по 2006 г.

На сайте можно прочитать архивные номера до 2004 г. включительно. Для этого в разделе «ЗС»-online следует выбрать желаемый номер журнала. Для «скачивания» всего номера отдельным архивированным файлом достаточно внизу найти ссылку Заархивированные номера журнала «Знание-сила» и на страничке получить доступ к архивным файлам.

«Наука и жизнь» (www.nkj.ru) – научно-популярный журнал, издание которого продолжалось в России с 1890 г. до революции и было возобновлено с 1934 г. Он стал одним из первых в Интернете. До января 2009 г. существовали параллельно бумажная и электронная версии журнала (с разрывом в 2 месяца). С 2009 г. на сайте полным текстом представлены только 10 статей из свежего номера, для получения доступа к остальным материалам необходимо оформить подписку.

Архив журнала открыт – предлагается полнотекстовый доступ с 2004 по 2008 г. включительно. Просмотр полных текстов статей осуществляется по рубрикам.

«Вокруг света» (www.vokrugsveta.ru) – один из наиболее известных журналов познавательной тематики. Основан в 1861 г. Содержит иллюстрированные материалы, посвящённые географическим объектам, знаменитым людям, техническим достижениям. Существует в бумажной и электронной полнотекстовых формах.

Известно, что журнал «Вокруг света» имеет целый ряд дополнительных выпусков (Альманах «Полдень XXI век», выпуски путеводителей по городам и странам «Вокруг света», телевизионные выпуски и т.д.). Сайт позволяет получить доступ и к этим ресурсам (для путеводителей – к содержанию).

«Русский журнал» (www.russ.ru) – электронный журнал, посвящённый проблемам общественного, политического и культурного взаимодействия России и Европы. Полностью доступен в Сети и имеет приоритет над бумажной версией.

«Русский журнал» ведёт активную интернет-деятельность. Им организован «Журнальный зал» (ЖЗ – http://magazines.russ.ru ) – некоммерческий интернет-проект по созданию электронной журнальной библиотеки. Проект представляет деятельность русских «толстых» литературно-художественных и гуманитарных журналов, выходящих в России и за рубежом. Структура доступа предполагает анонсы новых номеров (содержание и фрагменты текстов) и архивы публикаций.

В описании проекта сказано, что «“Журнальный зал” не может включать в свой состав журналы узкоспециальные, общественно-политические и собственно политические, а также избегает журналов с откровенно низким художественным уровнем, журналов только образовавшихся, а также журналов, политика которых строится исключительно на идеологической остроте».

«Учительская газета» (www.ug.ru) – наиболее востребованное профессиональное издание в школе. Издаётся в бумажной версии с 1924 г., с 1995 г. имеет электронную версию. Текущие выпуски газеты представлены анонсами и аннотациями, полный текст статьи можно прочитать бесплатно через три месяца. До наступления этого срока можно оформить заказ на доставку статьи или подписку на электронную версию газеты. Отметим аккуратную подачу информации о возможности получения полного доступа к статье.

Газета имеет несколько приложений, которые также получили отражение на сайте и предоставляют материал на тех же условиях.

Самостоятельные издания, не имеющие традиционных аналогов. Сейчас в сети существуют электронные журналы, не имеющие бумажной формы представления. Электронная форма существования периодического издания позволяет ему быть оперативным и мультимедийным (сочетать в себе текстовые, аудио- и видеоматериалы, гиперссылки).

«Эйдос» (www.eidos.ru) – научно-методический журнал, созданный педагогической научной школой А.В.Хуторского. Посвящён вопросам модернизации образования, творческому и дистанционному обучению.

Статьи, опубликованные в журнале, проходят внутреннее научное рецензирование и отражают объективные знания о предмете. Для удобства работы выделены тематические разделы.

«Сетевая словесность» (http://www.netslova.ru). Сетевой журнал, являющийся лабораторией словесного творчества в электронной среде. В нём публикуются художественные произведения, использующие возможности новой среды (гипертекстовые и мультимедийные технологии). «Словесность» возникла в марте 1997 г. как один из разделов издания «Журнал.Ру». С 1999 г. существует при поддержке «Русского журнала».

Как отмечают создатели сайта, «с 2000 года в рамках «Словесности» начали появляться самостоятельные проекты различной тематики, в связи с чем журнал приобрёл новый дополнительный статус: литературного портала или, точнее, содружества литературных сайтов “Сетевая Словесность”».

ЕДИНОЕ ОКНО ДОСТУПА

Журналы и газеты, представленные в Сети, обладают своим колоритом и «точно попадают в интересы пользователя». Библиотека при комплектовании фондов должна учитывать как интересы своих читателей (потребителей), так и финансовые нормативы. При организации доступа к свободно расположенным ресурсам библиотеке не важны финансовые вопросы и достаточно поместить адрес электронной версии издания в папку «Избранное». В том случае, когда доступ коммерческий, возникают вопросы финансового характера:

– подписка на журналы должна постоянно возобновляться, поскольку после прекращения подписки не все журналы предоставляют доступ к архивным номерам;

– необходимо осуществлять подписку на каждое издание отдельно, что зачастую не соответствует финансовым правилам бюджета.

Именно поэтому библиотека предпочитает единое окно доступа к совокупности периодических изданий. Для реализации такой возможности организованы крупные информационные системы, обеспечивающие аккумулирование электронных версий периодических изданий и предоставление доступа к ним пользователей. Компании, обеспечивающие доступ к полным текстам многих периодических изданий, например, на Западе давно стали крупнейшими «игроками» на рынке подписки. Здесь можно назвать компании EBSCO (США), Harrassowitz (Германия), Swets (Нидерланды).

В России есть аналогичные компании, специализирующиеся на предоставлении зарубежных и российских периодических изданий. Зачастую для знакомства с возможностями системы предоставляется текстовый доступ, который имеет ограничение по времени (на несколько дней) или объёму информации (на конкретные документы).

Научная электронная библиотека (www.еlibrary.ru) создана при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), содержит полные тексты зарубежных научно-технических журналов (как правило, на языке оригинала). Общее число названий журналов, представленных в библиотеке, превышает 3000. Доступ к ресурсам корпоративный (по авторизации).

Компания ПАРК.РУ (http://is.park.ru) основана в 1995 г. и сегодня является одним из лидеров российского рынка деловой информации. Общее число источников, представленных в системе, достигает 600, среди них 350 российских центральных и региональных газет и журналов (например, газеты «Аргументы и факты», «Известия», «Коммерсант», журналы «Итоги», «Финансист», «Эксперт»). Доступ к полнотекстовым документам платный (через систему «Яндекс. Деньги»), для небольшого числа изданий установлен свободный доступ (в этом случае напротив источника помещается метка зелёного цвета).

Отметим, что поиск библиографических сведений обозначен как побочная бесплатная услуга при доступе к полнотекстовой базе данных. Поисковый аппарат очень хорошо разработан и позволяет создавать запросы в режиме простого и расширенного поиска как по полному тексту статьи, так и с возможностью ограничения по разным параметрам: область заглавия, автор, время выхода в свет, статус документа (платный/бесплатный) и даже его объём, измеряемый в килобайтах (рис. 1). Внутри полей допускается использование поисковых операторов, определяющих поиск по «Словосочетанию», «Всем словам», «Любому слову». Данные из разных полей могут сочетаться по условиям ИЛИ,И, НЕ. Особенностью системы является её чувствительность к заглавным буквам, поэтому слова запроса рекомендуется вводить исключительно строчными буквами. Все необходимые расширения, связанные с падежами и числами, система производит сама – усекать термины не нужно.

Рис. 1. Бланк запроса в системе «ПАРК.РУ»

 

Портал «Литература» (www.litera.ru   с 1997 г. представляет информацию о лучших литературных ресурсах русскоязычной части Интернета. На сайте представлены ссылки на электронные журналы и электронные версии бумажных изданий. К сожалению (и это общая беда большинства порталов), работоспособность ссылок организаторы не отслеживают сами (многие сетевые журналы перестали существовать, а ссылки на них остались).

«Образование в документах» (www.informika.ru) – портал, который размещает ресурсы Минобрнауки, Рособразования, Роснауки, Рособрнадзора и материалы с портала «Российское образование». В разделе «Газеты и журналы» (http://www.informika.ru/text/magaz/) представлен перечень ведущих периодических изданий с возможностью доступа/перехода на сайт конкретного издания (рис. 2). Следует отметить, что политика доступа к ресурсам конкретного журнала или газеты определяется политикой данного издания.

Рис. 2. Список источников, доступных для просмотра на портале «Информика.РУ»

 

Отметим, что корпоративные системы периодических изданий стали создаваться в регионах России. Например, издания Архангельской области представлены на сайте «Пресса Архангельской области» (www.arhpress.ru).

Чтобы определить, существует ли сайт конкретного периодического издания, можно использовать поисковые системы Интернета. Введите в поисковую строку название издания в кавычках и выполните поиск. Если журнал или газета имеют свой сайт, то он будет отображён в результатах поиска. Отметим также, что часто первые строки с результатами поиска могут относиться к интернет-магазинам, продающим номера данного периодического издания.

ОПИСАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО РЕСУРСА

Как известно, библиографическая запись на составную часть ресурса (аналитическая библиографическая запись) включает в себя две части, разделённые двумя косыми чертами (//):

– описание составной части документа – глава, раздел из книги, статья из журнала, отдельное произведение из сборника, страница сайта и т.п. (здесь приводятся данные, относящиеся к составной части документа);

– описание источника, в котором помещена составная часть (здесь после двух косых линий // указывается заглавие сборника, а также приводятся сведения об ответственности, относящиеся к сборнику в целом, выходные данные и страницы, где представлено описываемое произведение).

Когда речь идёт об электронном ресурсе, размещённом в Интернете, описание составной части документа или источника предполагает ввод данных со страницы сайта. (Те же правила относятся к ресурсам на CD/DVD.)

Для описания составной части документа используется текущая страница сайта (на которой расположен данный документ). С этой страницы извлекаются данные, касающиеся автора, организации, названия материала, даты и места его публикации. Если данные указаны на странице явным образом, они без каких-либо уточнений переносятся в библиографическую запись. Если же библиографу потребовалось их сформулировать на основе представленной в издании информации, то такие сведения принято записывать в квадратных скобках ([]; эти скобки ставятся при латинской раскладке клавиатуры, либо через операционное меню «Вставить» – пункт меню «Символ»).

Для описания источника размещения материала требуется переход на главную страницу сайта. Можно применить один из двух способов:

– воспользоваться имеющейся на страничке гиперссылкой «На главную страницу»;

– использовать усечение адреса в адресной строке браузера, стерев все символы до домена первого уровня [чтобы стереть ненужные символы, можно поставить курсор рабочей области в адресной строке (подвести курсор мыши в строку «Адрес» и щёлкнуть левой кнопкой); при правильно выполненном действии в адресной строке будет мигать курсор (|), далее нужно стереть символы слева от курсора (клавиша BackSpace (|) над клавишей Enter) – например, в адресе http://www.bookchamber.ru/onlinedb домен первого уровня представлен как .ru].

В области количественных характеристик указывают адрес сайта, где расположен материал. Для этого перейдите на страницу, где представлен материал (например, используя кнопку «Назад» в панели инструментов), и скопируйте адрес странички целиком из адресной строки.

В случае, когда доступ к ресурсу не свободный, на это указывают в области примечаний (например, доступ платный).

Приведём примеры аналитического библиографического описания электронного ресурса1.

Описание материала, расположенного на компакт-диске (CD, DVD)

Воройский Ф. С. Развитие электронных библиотек как подсистем АБИС — перспективное направление автоматизации библиотек [Электронный ресурс] / Ф. С. Воройский // Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек : материалы конф. “LIBCOM–2006”. – Электрон. текстовые дан. – М. : ГПНТБ России, 2006. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Загл. с этикетки диска.

Описание материала, расположенного на сайте

Брусков В. Аккуратист [Электронный ресурс] : отрывок // Полдень XXI век : альманах. – 2009. – № 4. – Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/polden/article/270/ (15.05.09).

Описание материала, имеющего электронную и печатную версии

Иванова Е. Милая Камилла, или Золото Родена / Елена Иванова // Вокруг света. – 2009. – № 4. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6587/

СПОСОБЫ ДОСТАВКИ ДОКУМЕНТОВ

В современных условиях для передачи потребителям текстов (данных) в любом виде (бумажном или электронном) можно использовать:

удалённый доступ к документу, расположенному (представленному на сервере библиотеки или информационного центра, на постоянной или временной основе (т.е. постоянный или временный удалённый доступ);

традиционный межбиблиотечный абонемент (МБА), предоставляющий во временное пользование бумажный экземпляр оригинального документа;

систему ЭДД, где заказчику посылается электронная копия документа, а он переводит её на бумажный носитель и предоставляет пользователю бумажную копию документа.

Удалённый доступ к документу используется сегодня достаточно часто, поскольку подразумевает сохранение документа на сервере библиотеки и возможность защиты ресурса от копирования пользователем (что позволяет охранять авторские и имущественные права владельцев документа). В режиме удалённого доступа можно предоставлять документы большого объёма, которые сложно пересылать по имеющимся каналам связи, и целые коллекции, организованные определённым образом и снабжённые гипертекстовыми связями.

Условия удалённого доступа к электронным изданиям определяются лицензионным соглашением. Доступ может быть:

платным, когда для входа в систему требуется авторизация или прикрепление к определённому компьютеру в сети (владелец информационной системы указывает IP-адрес компьютера);

свободным, когда от пользователя не требуют авторизации и предоставляют ему полный доступ ко всем представленным ресурсам (например, новостные ленты, региональные газеты);

смешанным, когда библиографическая информация предоставляется пользователю бесплатно, а получение полного текста публикации требует авторизации.

Межбиблиотечный/международный абонемент (МБА). Здесь принято подразумевать, что библиотека-заказчик получает оригинал искомого документа на определённый срок и, возможно, на бесплатной основе. Документ в этом случае предоставляется пользователю только в читальном зале и библиотека-заказчик несёт ответственность за его сохранность и своевременный возврат. Оформление заказа на документ по системе МБА может быть организовано в электронной форме. При этом библиотека-заказчик через сайт библиотеки–держателя документа делает заказ. Таким образом, исчезает необходимость многоуровневой передачи заказа, принятой в традиционной схеме МБА и связанной ещё с поиском библиотеки–держателя заказываемого документа. По электронной почте библиотека-заказчик получает информацию о прохождении заказа, его выполнении, отправке документа, сроке возврата, причинах задержки или невыполнения заказа. Сам документ в традиционной форме может быть отправлен различными путями (по почте, курьерской доставкой и т.д.), что, правда, создаёт дополнительный риск для сохранности документа.

Электронная доставка документов (ЭДД) часто рассматривается как новый этап в развитии МБА – когда появляется возможность предоставить библиотеке-заказчику документ без риска потерять оригинал. Но система ЭДД имеет и более широкое потребительское назначение – предоставлять электронную копию документа любому пользователю на основе заключённого с ним соглашения (в отличие от МБА, где физическое лицо не может заключать договор на обслуживание).

Система ЭДД в России начала формироваться с конца 1990-х гг., и до настоящего времени нет единой технологии работы: каждая библиотека разрабатывает свои технологические процессы и условия предоставления копии пользователю. По системе ЭДД главным образом передаются публикации небольшого объёма – статьи, фрагменты книг и т.п., хотя технически можно передавать документы любого объёма.

Электронная копия документа создаётся двумя путями:

• переводят бумажное издание или его фрагмент в электронную форму (репродуцирование документа путём сканирования);

• копируют хранящееся в полнотекстовой БД электронное издание (или нужный фрагмент).

Следует отметить, что документы и их копии могут быть представлены в различных формах и форматах (в одних случаях пользователь может выбрать форму предоставления, в других – нет)2:

– электронные графические (имиджевые) формы представляются в графических форматах (расширения tiff, gif, jpeg, pdf и т.д.);

– электронные распознанные формы представлены в текстовом формате (расширения doc, rtf, txt и т.д.);

– электронные файлы в форме разметки интернет-страницы имеют расширение имени html.

В отечественных библиотеках, информационных и издательских организациях доставить электронную копию могут:

– по факсу, поскольку современные многофункциональные центры имеют опцию «факс» и отправляют файл, минуя этап перевода на бумажный носитель (конечно, по факсу может быть доставлена и бумажная копия документа);

– по электронной почте;

– через сервер FTP (единственный способ доставки для документа большого размера: документ помещается на сервер FTP и пользователю по электронной почте отправляется пароль для доступа к документу с указанием срока действия услуги);

– на компакт-диске, например, курьером или экспресс-почтой (применяется довольно редко).

К достоинствам ЭДД можно отнести то, что общедоступные и небольшие библиотеки могут использовать эту систему при комплектовании своих фондов. К недостаткам относится довольно высокая стоимость данной услуги, сюда же следует добавить различия в разных библиотеках порядка её предоставления.

Опишем общую схему организации ЭДД (подробности нужно смотреть в документах конкретной библиотеки).

1. Пользователь обращается к сайту библиотеки и самостоятельно из каталога или списка предоставляемых ресурсов организации–держателя документа отбирает необходимые документы (рис. 3).

Рис. 3. Содержание конкретного номера журнала (на сайте ГПИБ).
Страницы являются гиперссылками на бланк заказа полного текста

 

2. Отобрав необходимый материал, пользователь оформляет заявку на сайте библиотеки, информационной или издательской организации. В заявку включается исчерпывающая библиографическая информация о заказываемом документе, а также сведения о заказчике, форме предоставления, доставки и оплаты заказа (рис. 4). Отметим, что при наличии авторизации для оформления заказа сведения о пользователе, сделавшем заявку, формируются автоматически.

Рис. 4. Бланк заказа на доставку полного текста документа (на сайте ГПИБ).
Информация о заказываемом материале заполняется автоматически

 

3. После получения заказа организация–держатель документа высылает по электронной почте письмо, где сообщаются условия оплаты и выполнения заказа (оговариваются необходимость оформления договора, форма и способ оплаты, сроки и порядок выполнения заказа).

4. Пользователь оплачивает и подтверждает организации–держателю документа свой заказ.

5. Пользователь получает заказанную копию и выполняет условия заключённого договора (например, делает распечатку документа на бумаге и удаляет электронную копию).

Стоимость ЭДД складывается из абонентской платы и стоимости заказа. Заключив договор, пользователь вносит абонентскую плату, а затем платит за каждый выполненный заказ. Большинство служб ЭДД применяют авансовую (депозитную) систему платежей: пользователь вносит на свой счёт в ЭДД некую сумму и с него списывается сумма, соответствующая стоимости выполненного заказа. Когда средства на счёте исчерпаны, обслуживание прекращается до поступления следующей суммы.

Стоимость заказа рассчитывается по стоимости одной страницы и количеству страниц предоставленной журнальной статьи.

Предоставление пользователям электронных ресурсов в режиме удалённого доступа позволило библиотекам говорить о принципиальном изменении в системе библиотечного обслуживания.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какие виды периодических изданий различают в Интернете?

2. Назовите преимущества использования электронных полнотекстовых периодических изданий.

3. Почему библиотеки предпочитают корпоративные ресурсы?

4. Как выделить (найти) главную страницу сайта при описании части электронного ресурса?

5. Назовите способы доставки документов на разных носителях в библиотеку.

6. Как расшифровывается аббревиатура ЭДД? В чём суть этой процедуры?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Опишите электронный ресурс (статью А.Голышко), представленный по адресу http://www.radio.ru/archive/2009/04/

2. Найдите, какие статьи доступны для свободного доступа в пятом номере журнала «Вокруг света»?

3. Выясните, каким школьным предметам посвящён электронный журнал «Эйдос»?

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Захаров В. П. Стандартизация средств межбиблиотечного обмена документами на основе электронных технологий // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Тр.VII Междунар. конф. «Крым 2000». Т. 2 / ГПНТБ России. – М., 2000. – то же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2000/doc/tom2/section2/Doc168.HTML

2. Методическое обеспечение // Национальный информационно-библиотечный центр «ЛИБНЕТ» : [сайт]. – М., [2002–2007]. – Режим доступа: http://www.nilc.ru/

3. Панкова Е. В. Библиографическое описание электронного ресурса. Общие правила // Библиотека в школе : метод. газета для школ. и детск. б-к. – 2009. – № 3. – С. 32–35. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.1september.ru/view_article.php?id=200900315

4. Справочник библиографа / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2005. – 592 с. – (Библиотека).

5. Электронные документы: создание и использование в публичных библиотеках : cправочник / науч. ред. Р. С. Гиляревский, Г. Ф. Гордукалова. – СПб. : Профессия, 2007. – 663 с. – (Библиотека).


1 Примеры взяты из ГОСТ 7.1-2003 и электронных каталогов РГБ, РНБ, ГПНТБ.

2 Форма представления документа связана с его видом (например, постранично или полным текстом). Формат представления документа связан с кодированием и указан в виде расширения имени файла.