Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2010

Ольга Козлова

Новая оплата труда бюджетников и школьный библиотекарь

Ольга Викторовна
Козлова

ст. преподаватель МИОО,
Москва

“ЗАМУЖ выйти не напасть, как бы замужем не пропасть”. Именно эту пословицу мы вынесли эпиграфом к освещению этой темы.

Считалось, что Единая тарифная сетка страдала неспособностью учесть особенности разных сфер деятельности, приверженностью распределительному принципу, уравниловкой, отсутствием стимулов к интенсивному и качественному труду. Работник автоматически получал предписанную зарплату. Всё ясно и понятно, но стимулов для качественной работы явно не хватало.

Новая система оплаты труда должна была в корне изменить эту закостенелую несправедливость и перенести в бюджетную сферу методологию и приёмы, которые используются в коммерческом секторе.

Идея реформирования системы оплаты труда бюджетников родилась ещё при Александре Починке: в бытность его министром труда и соцразвития.

Идея состоит в том, чтобы, упрощённо говоря, “отделить” педагогов от медиков, библиотекарей от социальных работников и т.д. Особенности труда каждой отрасли, каждой профессиональной группы требуют дифференцированного подхода к принципам формирования оплаты труда, т.е. предполагалось устанавливать зарплату бюджетникам в соответствии с так называемыми “профессиональными квалификационными группами”.

Минздравсоцразвития и “глас” народа страны – Интернет

Представители Минздравсоцразвития РФ разъясняли, что при новой оплате труда бюджетников “руководители предприятий получат возможность дифференцированно подходить к установлению заработной платы: работники будут получать зарплату в зависимости от количества и качества выполняемой работы”.

Разъяснения по новой оплате труда дал заместитель главы Минздравсоцразвития России Александр Сафонов, оценивая предварительные результаты введения новой системы оплаты труда (НСОТ) в бюджетных организациях.

Суть НСОТ бюджетников заключается в трёх составляющих зарплаты.

Первая часть – неизменный оклад, величину которого определяют должность сотрудника и его опыт. Размеры окладов работников по профессиональным квалификационным группам устанавливаются с учётом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимых для осуществления деятельности. Выплаты по должностным окладам составляют теперь 42,8% от зарплаты.

Вторая – компенсации (деньги за лишние отработанные часы, тяжёлые рабочие условия, вредные воздействия и т.д.).

Компенсационные выплаты устанавливаются на основе перечня видов выплат компенсационного характера. В положениях об оплате труда учреждений указываются наименования установленных выплат, их размеры и условия осуществления. Компенсационные выплаты устанавливаются в соответствии с законодательством и составляют 15,9% от зарплаты.

Третья – стимулирующие выплаты. Они формируются на основе перечня стимулирующих выплат руководителями учреждений и исходят из необходимости определения качественных и количественных показателей, при достижении которых данные выплаты и будут производиться. Стимулирующие выплаты составляют 41,3%.

Впервые за всю историю системы оплаты труда в бюджетной сфере значительная часть фонда оплаты труда стала расходоваться на стимулирующие выплаты.

Цифры выделены жирным шрифтом специально, чтобы отчётливо видеть, что стимулирующие выплаты – почти на равных с окладом.

Впрочем, правительство подстраховалось от возможного недовольства работников новой системой оплаты, включив большинство имевшихся надбавок в оклад. А ради “стимулирующих выплат” фонд оплаты труда бюджетников увеличили на 30%.

Минздравсоцразвития видит целью реформы повышение мотивации работников к качественному и хорошо оплачиваемому труду. Утверждается: “Заработная плата, устанавливаемая в соответствии с новой системой оплаты труда, не может быть меньше заработной платы, которая выплачивалась на основе ЕТС, при условии сохранения объёма должностных обязанностей”. В самой формулировке уже есть зацепка для сомнения. Не будет объёма, не будет, следовательно, и заработной платы, как раньше.

Итак, для федеральных бюджетников новая, отраслевая система оплаты стала действовать ещё с 1 декабря 2008 года.

Минздравсоцразвития России проанализировало ситуацию по оплате труда для примерно 11 тыс. федеральных бюджетных учреждений, в которых на сегодняшний день занято около 2 млн 49 тыс. человек. По данным мониторинга Минздравсоцразвития России, в целом по учреждениям среднемесячная заработная плата за счёт всех источников в сентябре 2009 года по сравнению с октябрём 2008 года выросла на 18% и составила 25,3 тыс. рублей. “Несмотря на непростой период, с начала 2009 года нам удалось обеспечить поступательное повышение доходов работников бюджетной сферы”, – поделился результатами Александр Сафонов (http://www.parlcom.ru/index.php?p=MC83&id=30978).

Официальная статистика – вещь известная. Как отметил журналист и писатель Дмитрий Быков в одной публикации “Новой газеты”, жизнь населения переместилась в Интернет, только там можно понять, как и чем живёт народ. Так вот народ что-то не очень верит этим цифрам и всячески их комментирует, напоминая про среднюю температуру больных в больнице, ведь в отчётности – смесь зарплат федеральных чиновников и библиотекарей федеральных библиотек.

И виной всему именно третья часть (стимулирующая). Она вызывает наибольшее количество нареканий. Фактически стимулирующие выплаты заменили собой широко развитую в бюджетных учреждениях систему премий. Доплата здесь производится как из государственной казны, так и из внебюджетной части доходов учреждений. В результате данного нововведения руководители ведомств и различных учреждений получили неограниченный контроль над финансовыми средствами и право самостоятельно составлять штатное расписание и определять размеры доплат для работника. При этом согласования его с главным распорядителем средств федерального бюджета не предусматривается.

Правительство Российской Федерации делегировало также на уровень учреждений право по принятию решения о необходимой им штатной численности, независимо от ранее принятых Правительством России решений по предельной штатной численности.

Вполне понятно, что это, по сути, крепостное право на производстве – зависимость должности и зарплаты от отношений с начальством.

Криком души и гласом народа является высказывание в Интернете некоего Геннадий Михайловича:

“Первые две составляющие зарплаты бюджетников понятны: оклад и компенсации. А третья – стимулирующая – не ясна. За что премии? А так, как предлагают, одни склоки будут и любимчики. И главное: никакого улучшения работы внутри организации! Если же все работают хорошо, то и должны получать ту зарплату, которая положена! А не ползать и лизоблюдствовать, чтобы ещё премию получить!”

Но главная-то интрига, как быстро сообразили опытные руководители регионов, заключается в том, что для зарплат бюджетникам предлагается подключать собственные финансовые ресурсы регионов.

Генеральный директор Открытого института “Развивающее образование” (ОИРО), федеральный эксперт Института проблем образовательной политики “Эврика” Алексей Воронцов констатирует, что из-за кризиса средства в нужном объёме выделены не были, поэтому главные цели достигнуты лишь отчасти. Так, стимулирующие надбавки к зарплате учителей должны были составить до 30% от фонда оплаты труда – сейчас они в ряде “проектных” регионов сократились до 5–10% (http://www.rian.ru/edu_analysis/20091016/189219364.html).

По мнению большинства руководителей и специалистов, формальное право субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления самостоятельно устанавливать размеры жалованья без соответствующего финансового обеспечения в полной мере задачи по переходу на новую систему оплаты труда не решит. Утверждается, что бюджетники могут потерять в зарплатах. Авторы большинства публикаций по проблеме сходятся во мнении, что схема разделения труда бюджетников на базовую часть и стимулирующую нуждается в доработке.

В некоторых бюджетных организациях НСОТ уже работает и, по оценкам многих, показала свою несостоятельность. Уже перешедшие на неё разделились во мнениях, но больше тех, кто считает эксперимент с системой оплаты крайне неудачным, а точнее, субъективным. Известны случаи, когда руководители, которые и начисляют стимулирующие надбавки, поощряют только своих любимчиков.

Минздравсоцразвития России предполагает, что при переходе на новую систему оплаты труда бюджетников важна роль профсоюзов.

Однако нам знакома система равнения руководителей профсоюзов на администрации учреждений. Система независимого профсоюзного движения у нас не развита и даже в условиях демократизации общества не развивается.

Интернетовские “гласы народа”, в частности учительского, опасаются, что в погоне за зарабатыванием баллов для надбавок пострадает качество преподавания. Получается, что по новой системе главным станет количество внеклассных мероприятий – различных конкурсов, экскурсий.

Ещё одной проблемой стали деревенские малокомплектные школы. “Система оправдывает себя лишь в том случае, когда в классе 40 человек, а не шесть. Сейчас мы получаем за одного ученика 3,19 рубля. Если умножить на 40, получится ощутимая сумма. А если на шесть, получается, что мы ничего не зарабатываем”, – доказывают учителя сельских школ.

“То, что мы взяли за основу только одну модель, – “ученикочас” (зарплата учителя зависит от количества учеников и количества проведённых уроков) – было не совсем верно. Управленцы и экономисты сообщали нам о её недостатках, и теперь в неё будут вноситься существенные коррективы. Но уже появились другие, более эффективные модели: …пробуют штатно-окладную схему – учитель работает 36 часов, и школа сама решает, как их наполнять. Это позволяет учесть и учебную, и внеучебную нагрузку”, – констатируют разработчики (http://www.rian.ru/edu_analysis/20091016/189219364.html).

“Нам говорят, что за счёт стимулирующего фонда мы сможем поднять уровень заработной платы. Извините, как я смогу создать стимулирующий фонд, если фонд оплаты труда по школе только сокращается?” – вторят им городские руководители школ.

Найти в своём бюджете дополнительные средства на стимулирующие выплаты и до кризиса мог далеко не каждый российский регион.

Алла Золотухина, исполняющая обязанности министра образования Ставропольского края:

– Введение новой системы оплаты труда по замыслу авторов реформы должно быть напрямую связано с оптимизацией расходов на содержание учреждений, что позволит получить некую экономию финансовых средств. Отраслевым министерствам рекомендовано провести целый комплекс мероприятий по выявлению внутренних резервов в каждом бюджетном учреждении. Но всё, что можно было сэкономить за счёт внутренних резервов, мы уже давно сэкономили. Дальше начнётся “оптимизация” штатов. Это будет самый болезненный процесс. Первыми, кого начнут сокращать в школах, станут социальные педагоги и психологи. А потом мы получим детские суициды и всплеск преступности.

Премьер-министр на заседании правительственной комиссии по вопросам регионального развития заявил: “Недопустимо медленно вводятся новые системы оплаты труда работников бюджетной сферы, то есть те самые модели, которые должны обеспечить жёсткую увязку уровня зарплаты и личного трудового вклада работника”. В.В.Путин отметил, что в сфере образования новые принципы оплаты труда полностью внедрены лишь в 24 субъектах Российской Федерации, в сфере здравоохранения – в 12 субъектах. Вследствие этого размер средней зарплаты учителей по-прежнему составляет чуть более 12 тыс. рублей, врачей – 21 тыс. рублей (http://www.prime-tass.ru/news/).

Регионы небезосновательно опасаются реформы. Сегодня “лишних” денег нет даже у Москвы.

Москва не готова

Газета.ru “Образование” информировала читателей: переход на отраслевую систему оплаты труда бюджетных работников столичные власти планируют с 2011 года. Об этом заявила журналистам первый заместитель мэра Москвы, руководитель социального комплекса города Людмила Швецова: “Мы переходить на эту систему не торопимся. Надо отработать критерии, по которым будет осуществляться увеличение заработной платы”. И пояснила, что, в частности, эти критерии не должны быть безапелляционными. Например, понятно, что учитель лицея будет иметь большее количество отличников и более высокие показатели сдачи ЕГЭ, нежели учитель, работающий в неблагополучных районах. “Но это не значит, что этот учитель хуже, скорее наоборот – он работает больше”.

А вот высказывание Людмилы Швецовой по поводу ещё одной проблемы: “Ни один работник бюджетной сферы при введении новой системы не должен получать зарплату меньше, чем ранее. На это требуются миллиарды рублей. А в связи с кризисом пока этого мы себе позволить не можем”.

Газета.ru отмечает, что, тем не менее, многие регионы после напоминания премьера начинают “брать под козырёк” и отчитываться о сроках, в которые собираются перейти на новую систему. Денег в местных бюджетах за это время, естественно, не прибавится, а значит, “борьба за качество” работы бюджетников будет вестись путём перераспределения внутри имеющегося фонда оплаты труда.

По словам национального координатора проекта “Ассоциированные школы ЮНЕСКО” в Российской Федерации Татьяны Потяевой, в системе образования давно обсуждается вопрос отраслевой системы оплаты труда. Но попытки перехода к ней наталкиваются на отсутствие отработанного механизма (как должна работать эта система, кто будет принимать решения и насколько эти решения будут объективны). “Прежде чем что-то менять, нужно провести серьёзную подготовительную работу, – считает Татьяна Потяева. – Во многих субъектах, где новшество отрабатывается в экспериментальном режиме, уже столкнулись с трудностями. В Москве создана рабочая группа по отработке критериев оценки качества работы, но говорить о переходе на новую систему рано”.

Дела библиотечные

На Всероссийском библиотечном конгрессе в Вологде (17–22 мая 2009 г.) среди интересных докладов мы отметили выступление директора Централизованной библиотечной системы г. Саратова Ирины Михайловны Кононенко на тему перехода на новую систему оплаты труда. Вот фрагмент доклада Ирины Михайловны: “Не удалось до конца избежать уравниловки. В некоторых моментах она даже усугубилась. Так, в нашем случае снивелированы должности “библиотекарь” и “главный библиотекарь”. Главная причина – недостаточное финансирование. И нарастающий кризис даёт повод к дополнительным тревогам. Однако вот что можно сказать положительного: в нашем учреждении никто не стал получать меньше, чем получал до этого. Наиболее выиграли рядовые специалисты, в какой-то степени – руководители.

Очень многое зависит от роли и воли руководителя, которому приходится принимать решения в очень нелёгких условиях. Но переход на новую систему оплаты труда всё же состоялся”.

Жаль только, что не было в выступлении цифр, касающихся того, на сколько процентов выросла (если выросла) зарплата работников библиотеки и каковы их перспективы в дальнейшем.

В консультациях специалистов Высшей школы экономики на тему НСОТ читаем: “Новая система оплаты труда позволяет директору школы вводить ставки, которые необходимы для организации учебного процесса. Если объём работы недостаточен для полной ставки, то можно взять работника на часть ставки – половину или четверть.

Руководители бюджетных организаций получат максимум самостоятельности, так как не будет нормативного утверждения штатного расписания, у них появится возможность самостоятельно перераспределять средства для стимулирования наиболее ценных сотрудников”.

Мы видим в этой узаконенной директорской вольности большую опасность для школьных библиотекарей.

В той же консультации ещё один не радующий душу перл: “Повышающий коэффициент в размере 12% за вредность установлен только для учителя информатики, так как он весь день работает за компьютером. Для других учителей – предметников, которые используют компьютер в учебном процессе, – коэффициент за вредность не установлен”.

То есть библиотекарю с этим вопросом вообще соваться к администрации не приходится.

Приятное сообщение по оплате труда заведующему библиотекой находим в Республике Башкортостан.

Вопрос: “Каков порядок установления оклада заведующей библиотекой общеобразовательной школы?”

Ответ: “Оклад заведующего библиотекой устанавливается в соответствии с профессионально-квалификационной группой “Руководитель структурного подразделения” и составляет 4600 рублей” (http://nsot-edurb.ru/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=14&Itemid=31).

Радует констатация факта: заведующий библиотекой – руководитель структурного подразделения. Такая региональная установка ориентирует администрации школ на взвешенный подход к оплате труда школьных библиотекарей.

Но больше всё-таки негатива: “Всё жду, когда увидят работу школьного библиотекаря? Но такого отношения, как сейчас, такого беспредела ещё не встречала. В начале года, с переходом на новую оплату труда, зарплата уменьшилась на 4 тысячи, начался новый учебный год – ещё минус тысяча. У меня высшая категория – с начала учебного года перестали платить. И никому нет дела. Работайте радостно и денег не спрашивайте”.

Специалисту Высшей школы экономики был задан вопрос:

“Нас интересует оплата труда школьных библиотекарей. Творческая работа библиотекарей как оценивается по новой оплате труда?”

Ответ был вполне ожидаемый: сообщалось, что работа школьного библиотекаря оплачивается в соответствии с локальным правовым актом (Положением об оплате труда, которое принято в школе) и штатным расписанием, утверждённым руководством школы. Принцип оплаты должен быть сохранён – базовый оклад в соответствии с профессионально-квалификационной группой и стимулирующая часть. Принципы стимулирования должны быть отражены в Положении, которое принято в школе (http://sovet-еdu.ru/inetoffice/147.shtml/xPages/section.43.html?action=results&poll_ident=21).

Вполне понятно, что консультант может только кивать на “Положение об оплате труда школы” и конкретно не может ответить на прямо поставленный вопрос: какие виды работ школьного библиотекаря можно отнести к приоритетным для получения стимулирующих доплат?

К сожалению, и в родном ведомстве отчётливости по этому вопросу не наблюдается.

В существующей и утверждённой министром образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко (22 ноября 2007 г.) Модельной методике формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального, основного, среднего (полного) общего образования нашлось место и для школьных библиотекарей.

В приложении 2 Примерного положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения имеется раздел 2 “Условия премирования” (http://kpmo.ru/kpmo/gis-view/), см. табл.

Наименование должности Основание для премирования
Библиотекарь Высокая читательская активность обучающихся
Пропаганда чтения как формы культурного досуга
Участие в общешкольных и районных мероприятиях
Оформление тематических выставок
  Выполнение плана работы библиотекаря

Конечно, перечень “Основание для премирования” не выдерживает никакой критики.

С одной стороны, вроде бы удобно: библиотекарь не должен особенно напрягаться, чтобы быть премированным. Он всё это делает, как говорится, “одной левой”: и пропагандирует, и участвует, и оформляет, и выполняет, и план выполним такой, какой напишем.

Плохо другое. Нет стимулирования развития библиотеки ни как информационного центра, ни как особой педагогической среды. Нет зацепок на конкретность в виде инноваций, предлагаемых библиотекарем, нет расширения ассортимента библиотечных услуг, разнообразия форм работы.

Показатели надо разрабатывать каждому департаменту образования для внесения в упоминавшееся ранее “Положение об оплате труда школы”. Но, как и в былые времена, внимание к библиотекарям – по остаточному принципу, следовательно, руки в департаментах могут и не дойти. Так эта безликая “пропаганда чтения” и пошагает по жизни, и, как всегда, премировать школьного библиотекаря будут по остаточному принципу.

Допускаем, что выработать критерии оценки деятельности малознакомого производства руководителям образовательных учреждений на основе предложенной выше схемы нелегко.

Пытаемся помочь.

Наши предложения, касающиеся начисления стимулирующих выплат школьным библиотекарям при новой системе оплаты труда:

1. Необходимо принять 100-балльную систему достижений.

2. В контексте модернизации образования признать приоритетным направлением в работе школьной библиотеки внедрение новых информационных технологий:

• освоение текстового редактора – 20 баллов;

• освоение и применение в работе систем подготовки презентаций – 40 баллов;

• использование CD и DVD – 40 баллов;

• ведение электронного каталога – 80 баллов;

• поиск информации в Интернете – 80 баллов;

• создание и ведение сводного электронного каталога – 100 баллов;

• формирование информационной культуры учащихся и педагогов (библиотечные уроки, интегрированные уроки, практикумы по поиску информации) – 100 баллов.

3. В контексте новых педагогических технологий, применяемых школьными библиотекарями:

• проектная деятельность библиотеки – 80 баллов;

• помощь в проектной деятельности педагогам и учащимся – 60 баллов;

• освоение новой технологии развития критического мышления через чтение и письмо – 100 баллов;

• освоение библиотекарями активных форм массовой работы по продвижению чтения, признанных наиболее действенными: викторины, литературные игры, дискуссии – по 40 баллов за каждую новую освоенную форму работы.

4. Участие в профессиональных конкурсах, написание статей, проведение семинаров на базе библиотеки, создание портфолио библиотекаря – 100 баллов.

5. Повышение квалификации: “стационарное”, дистанционное – 80 баллов.

6. Организация комфортной библиотечной среды: оформление фонда, продвижение лучших образцов изданий для детей и юношества наглядными средствами – 80 баллов.

7. Совместная работа с педагогами по ведущим темам и направлениям школы – 60 баллов.

8. Другое – уникальное, характерное только для этой школьной библиотеки, – 80 баллов.

Надеемся на лучшее для школьных библиотекарей. Однако есть опасение, что получится по меткому высказыванию известного политика: “Хотели как лучше, а получилось как всегда”.

Замуж выйти не напасть, как бы замужем не пропасть
Русская народная пословица