Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2010

Советы газеты “Первое сентября” из ежедневника учителя

1 октября 2010 года Симону Соловейчику – педагогу, писателю, журналисту, основателю газеты “Первое сентября” – исполняется 80 лет.
Ежемесячно мы будем дарить вам полезные советы на каждый день, которые были собраны в ежедневнике-конструкторе для учителей. А ранее они долго публиковались в газете “Первое сентября” под рубрикой “Советы газеты”.

Если ребёнок спрашивает вас, что ближе – Луна или Солнце? , – не отвечайте: “Конечно, Луна”. Ответьте: “Луна”.

Говорят: “Тяжело в учении – легко в бою”. Но это правило для солдат, а не для детей. Наоборот, всеми силами старайтесь облегчить детям учение, чтобы они полюбили знание.

Ваш класс – ваш собственный мир. Это ваш роман, ваша поэма, ваш научный труд. Работайте над ним, пусть он будет вашим шедевром.

Учитель сказал – и забыл. А дети помнят всегда. Одно доброе слово может переменить жизнь Ребёнка, одно несправедливое, сказанное сгоряча, может испортить отношения на всю жизнь.

Доказывайте, всё доказывайте, будьте убедительны. Доказательство производит сильное впечатление на молодой ум.

В древности считали, что всякий действующий по принуждению – недостойный человек.

Если хотите воспитать достойных людей, старайтесь исключить из ваших методов принуждение.

Сколько раз вы сказали сегодня за урок: “Молодец!”? Количеством “молодцов” можно измерять качества учителя.

Говорят: ребёнка надо готовить к жизни. Но если думать лишь о его будущем, то сегодняшняя жизнь станет ему в тягость. Помогите ребёнку жить сегодня.

Если у вас несколько трудных ребят, сосредоточьтесь на одном и до конца. Вы сами увидите, как это поможет остальным.

Постарайтесь не пропустить ни одного дня рождения своих учеников. Каждый такой маленький праздник – прекрасный повод для отпущения грехов.

Не ищите особого педагогического подхода к детям. Ко всем людям у нас должен быть только один подход – человеческий.

В детском доме Януша Корчака при разборе проступков выносили лишь два определения: признать невиновным или простить. Попробуйте и вы ввести такое правило в вашей школе.

Что на стенах вашего класса? Сухомлинский рекомендовал вешать одну хорошую репродукцию и менять её каждый месяц.

Почаще спрашивайте: “А ты что думаешь? А ты какого мнения?” Иметь своё мнение должно считаться в классе доблестью.