Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2010

Людмила Сухова

По страницам наших газет за январь 2010 года

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Горбунов В. В. Двадцать белых олимпиад / В. В. Горбунов // История. – 2010. – № 1. – С. 10–21. – (Забытый сюжет).

Материал для подготовки интегрированного урока “история + обществознание” на тему “Развитие и роль спорта в ХХ – начале ХХI в.”.

Балова В. К барьеру! : Спортивные традиции в воспитании дворянства / В. Балова, Л. Вартаньян, В. Пушкарёв // Спорт в школе. – 2010. – № 1. – С. 43–46. – (Внеклассные мероприятия).

Внеклассное интегрированное мероприятие по физическому воспитанию, литературе и истории погружает учеников в эпоху лицейского периода жизни А.С.Пушкина.

Дорожкина Н. Невероятные приключения иностранцев в России : Как формировался русский дипломатический этикет / Н. Дорожкина // История. – 2010. – № 2. – С. 30–36. – (Я иду на урок).

Материал может быть полезен при подготовке урока и внеклассного мероприятия о высшей политике русских царей.

Заикина Е. “Чарка о здравии” : Учебный проект / Е. Заикина // Здоровье детей. – 2010. – № 2. – С. 18–21. – (Урок здоровья).

Представленный учебный проект помогает организовать деятельность учащихся по профилактике алкоголизма.

Мельников А. Где рождаются законы / А. Мельников // История. – 2010. – № 2. – С. 36–44. –
(Я иду на урок).

Методическая разработка Парламентского урока.

Сергеева Т. Что я знаю о России? : Интеллектуальная игра. 2–3 классы / Т. Сергеева // Начальная школа. – 2010. – № 1. – С. 28–30. – (Учимся играя).

Синельникова Н. Н. Д.И.Менделеев и А.А.Блок. Заветные мысли о России : Интегрированный урок по химии и литературе / Н. Н. Синельникова, Н. Н. Приходько // Химия. – 2010. – № 2. – С. 32–37. – (Ко дню рождения…).

Шмитова Л. Учусь делать здоровый выбор : Классный час / Л. Шмитова // Начальная школа. – 2010. – № 1. – С. 21–24. – (Я иду на урок).

О вреде пассивного курения.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Баринова Н. Детско-родительский клуб как форма психолого-педагогического просвещения и сопровождения семьи / Н. Баринова // Школьный психолог. – 2010. – № 2. – С. 38–39. – (Перекрёсток семи дорог).

Иваницкая Е. Если будильник уже не помогает… : Дело здесь может быть не только в режиме, но и в психологических особенностях ребёнка / Е. Иваницкая // Первое сентября. – 2010. – № 2. – С. 19. – (Детный мир. Карта здоровья).

Те или иные осложнения со сном ученика встречаются во многих семьях. Какие нарушения сна встречаются наиболее часто? Какие ошибки при этом могут совершать родители?

Иванцова Н. Не называйте родителей никчемными : Механизм построения полноценных отношений между семьёй и школой / Н. Иванцова // Управление школой. – 2010. – № 2. – С. 42–43. – (Партнёрство. Взаимопонимание).

Каменский С. Синдром третьей четверти : Чтобы ребёнок его избежал, подскажите родителям, как облегчить детям этот трудный период / С. Каменский // Первое сентября. – 2010. – № 1. – С. 12. – (Детный мир. Карта здоровья).

Куприянов Б. Классный руководитель и родители выпускников : Проблемы и решения / Б. Куприянов // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. – № 2. – С. 4–6. – (Родительское собрание).

Минаева Е. Проблемы агрессивности в младшем школьном возрасте : Родительское собрание. 1–4 классы / Е. Минаева // Начальная школа. – 2010. – № 1. – С. 31–33. – (Родительское собрание).

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Александрова Е. Индивидуальная траектория саморазвития : Опыт семинара-погружения с педагогическим коллективом / Е. Александрова // Школьный психолог. – 2010. – № 2. – С. 23–26. – (Terra inkognita).

Верст Н. Кто есть кто? / Н. Верст // Школьный психолог. – 2010. – № 1. – С. 34–42. – (Конкурс. Номинация: “Психологическое сопровождение школьников разных категорий: методические открытия”).

Описание проекта, целью которого являются расширение представлений о самих себе и окружающих людях, помощь в осознании причин собственных и чужих поступков.

Воробьёва Н. Отметки приходят в гости / Н. Воробьёва, Е. Казакова, Е. Кушнир // Школьный психолог. – 2010. – № 1. – С. 9–11. – (Метод в теории и на практике).

Программа “Отметки приходят в гости” является частью программы, которая проводится в начальной Ломоносовской школе для того, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя успешным.

Представлено занятие из второго блока программы.

Говор Т. Оценка психологического качества урока / Т. Говор // Школьный психолог. – 2010. – № 1. – С. 19–30. – (Методическая копилка).

Семинар-практикум для заместителей директоров школ по учебной работе.

Дерябо С. Как вы к себе относитесь : Психологический тест / С. Дерябо, В. Ясвин // Здоровье детей. – 2010. – № 1. – С. 24–27. – (Технология).

Осипук Э. И на камнях растут деревья : Игра для педагогов / Э. Осипук // Школьный психолог. – 2010. – № 1. – С. 46–47. – (Игротека).

Цель: развитие эмоционально-личностной сферы педагогов.

Савенков А. Раннее развитие и обучение / А. Савенков // Школьный психолог. – 2010. – № 2. – С. 20–22. – (Территория психологии).

Ступницкая М. Работа над проектами и её психолого-педагогичеcкий потенциал / М. Ступницкая // Школьный психолог. – 2010. – № 2. – С. 27–30. – (Terra inkognita).

Хухлаева О. Оптимисты и пессимисты в школе / О. Хухлаева // Школьный психолог. – 2010. – № 2. – С. 18–19. – (Территория психологии).

На что могут повлиять оптимизм и пессимизм. Результаты одного эксперимента.

ПОДРОСТОК

Зарецкая Л. Обучение через общение : Интерактивная технология профилактической работы с подростками / Л. Зарецкая // Здоровье детей. – 2010. – № 2. – С. 22–25. – (Технология).

Одна из актуальных задач современной школы – воспитание антинаркотической устойчивости подростков. Среди способов решения этой проблемы – проведение уроков-тренингов, основанных на принципах толерантности. В чём особенности таких занятий и какая роль в них отводится учителю?

Корчагина Ю. Отверженные и отчуждённые : Опять о трудных подростках / Ю. Корчагина // Здоровье детей. – 2010. – № 2. – С. 38–41. – (Вместе с психологом).

Корчагина Ю. Совершенство во всех отношениях : Как помочь подросткам преодолеть перфекционизм / Ю. Корчагина // Здоровье детей. – 2010. – № 1. – С. 38–41. – (Вместе с психологом).

Они желают любые свои дела выполнять на “отлично”, и никак иначе. И такое стремление к совершенству во всём приводит к одиночеству и расстройствам нервной системы. Какие опасности таит в себе перфекционизм и как помочь ребятам избавиться от этой опасной болезни?

ПРОБЛЕМА

Кузнецова О. Маленькие непоседы : Проблемы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью / О. Кузнецова // Здоровье детей. – 2010. – № 2. – С. 10–13. – (Взгляд физиолога).

Орлова Е. Когда ученик отказывается от взаимодействия с учителем : Разные ситуации – разные стратегии действий педагога / Е. Орлова // Первое сентября. – 2010. – № 2. – С. 12. – (Школьное дело. Педагогический практикум).

Ученик отказывается выполнять ваши требования? С этой проблемой сталкивается каждый учитель. А если не каждый, то от чего это зависит?..

УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ

Александров Д. Дети-мигранты в школе: мифы и реальность : Исследование показало, что этнические проблемы не столь существенны для образования, сколь социальная сегрегация : [по материалам беседы с Д. Александровым, профессором социологии, кандидатом биологических наук / записала В. Чканина] // Первое сентября. – 2010. – № 1. – С. 18. – (Детный мир. Открытый диалог).

В современной российской школе учится немало детей другой по отношению к большинству учащихся национальности. И порой возникает проблема отношения к не похожим на других детям. Как замечают исследователи, меньше всего реагируют на иноэтничных ребят как на чужих сами дети. А относительно плохо, не скрывая неприязни, русские родители. И тут очень важно, какую позицию занимает учитель. Младшеклассники, например, строго копируют оценки педагога и его реакции на других детей. С подростками сложнее: их стремление к отдельности и противопоставленности собственной личности другим очень легко может стать почвой для национальной вражды.

Профессор социологии, кандидат биологических наук Даниил Александров исследовал детей мигрантов, обучающихся в трёх обычных школах Петербурга.

Григорьев Б. Любопытство о звёздном небе и забота о Солнце : Лучшее средство от ксенофобии / Б. Григорьев // Первое сентября. – 2010. – № 1. – С. 12. – (Детный мир. Открытый диалог).

Почему воспитание толерантности чаще всего не срабатывает? Почему в любой педагогической интерпретации оно не снимает, а порой усиливает проявление ксенофобии? Не потому ли, что не опирается на ценности, которые являются фундаментальными в человеческой культуре?

ТРУДНЫЙ РАЗГОВОР

Долбешкина Е. Мама, здесь не страшно : Из семейного архива / Е. Долбешкина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. – № 2. – С. 28–30. – (Классный час).

Личные документы, письма, дневники – самый живой и убедительный материал для разговора с детьми об исторических событиях. Автор предлагаемых воспоминаний рассказал на классном часе о своём родном брате, погибшем в Афганистане.

Карцев Д. Война, рождённая недоверием : Причины, итоги, нерешённые вопросы / Д. Карцев // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. – № 1. – С. 11–14. – (Личность и общество).

1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. Нам кажется, что из учебников истории о ней и так уже всё известно. Но так ли это?

РАБОЧИЙ БЛОКНОТ

Бояренцева А. Не бояться играть! : Управление развитием школы с использованием игровых форм / А. Бояренцева // Управление школой. – 2010. – № 1. – С. 33–41. – (Тема номера. Управленческие находки).

Приведены сценарии педагогических советов: деловые игры “Интеллектуальная инвентаризация” и “Наше педагогическое кредо, наши приоритеты”.

Волков С. Урок литературы – смерть чтению? / С. Волков // Библиотека в школе. – 2010. – № 1. – С. 8–12. – (Издательский дом. Голоса).

Громова О. Изучать или любить? : Записки о литературе в школе, любви к чтению и о библиотеках / О. Громова // Библиотека в школе. – 2010. – № 1. – С. 4–7. – (Издательский дом. Голоса).

Есеналиева Г. Экспедиция как форма обучения : Выездные уроки: весело и продуктивно / Г. Есеналиева // Управление школой. – 2010. – № 1. – С. 11–15. – (Тема номера. Управленческие находки).

В приложении дана инструкция по организации “Выездной школы”.

Жданухина Н. Разноцветные дни / Н. Жданухина // Начальная школа. – 2010. – № 2. – С. 22–25. – (Учимся играя).

В “цветной день” детям разрешается прийти в школу не в форме, а в одежде выбранного цвета, писать в рабочих тетрадях ручкой с пастой этого цвета…

Сценарий “Зелёная встреча”.

Кожурина Л. С чем не справились выпускники на ЕГЭ–2009 : Самые распространённые ошибки в ответах на предметные тесты / Л. Кожурина // Первое сентября. – 2010. – № 2. – С. 7–8. – (Школьное дело).

Кондракова И. Индивидуальная палитра : Из опыта школы № 91 Санкт-Петербурга : Организация личностно ориентированного образования для детей с ранним профессиональным самоопределеним / И. Кондракова, О. Фомина // Управление школой. – 2010. – № 1. – С. 23–27. – (Тема номера. Управленческие находки).

Калужская М. “Книга для сотрудников”, или Искусство сетевого управления в одной зелёной книжке : Эффективный инструмент для поддержания корпоративной культуры школы / М. Калужская // Управление школой. – 2010. – № 1. – С. 7–10. – (Тема номера. Управленческие находки).

Куценко Е. Образовательный маршрут для будущих каникул : Если разрабатывать его вместе с ребятами, и жизнь класса станет интереснее, и поездка увлекательнее! / Е. Куценко // Первое сентября. – 2010. – № 1. – С. 12. – (Школьное дело. Страницы внешкольного времени).

Павлова В. Программа развития гимназии как объект коллективного творчества профессиональных сообществ / В. Павлова, Т. Александрова, И. Виноградов // Управление школой. – 2010. – № 2. – С. 44–47. – (Наука управлять. Преобразования).

Парилова Н. Какое повышение квалификации нам нужно / Н. Парилова // Управление школой. – 2010. – № 2. – С. 12–13. – (Наука управлять. Коллектив).

Для того чтобы успешно решать задачи обучения и воспитания, необходимо непрерывно повышать уровень своей квалификации. Но этот процесс не должен идти самотёком. Отслеживание профессионального становления и развития должно носить управляемый мониторинговый характер.

Соколова Е. Музей одного дня : Чтобы его создать, нужно что-то открыть для себя и суметь показать свои открытия другим людям / Е. Соколова // Первое сентября. – 2010. – № 2. – С. 14. – (Школьное дело. Гуманитарная школа).

Как превратить в музей какую-нибудь обычную выставку экспонатов, принесённых из дома или сделанных своими руками?

Спириденкова О. Методическая работа: как сориентировать её на реальные потребности учителей? : Опыт школы № 9 Новомосковска Тульской области / О. Спириденкова // Первое сентября. – 2010. – № 1. – С. 10. – (Школьное дело. Профессиональный интерес).

Столярчук Л. Смотрите на следующую вершину! : Несколько советов по составлению формулы успеха школы : [интервью с Л. Столярчуком, учредителем Международной школы завтрашнего дня, координатором программы Школы завтрашнего дня в странах СНГ и Балтии / беседовала Я. Сартан] // Управление школой. – 2010. – № 1. – С. 17–10. – (Тема номера. Управленческие находки).

Цибульникова В. Сплочённость – путь к успеху : Внутришкольное управление педагогическим коллективом в условиях молодой школы / В. Цибульникова // Управление школой. – 2010. – № 1. – С. 28–32. – (Тема номера. Управленческие находки).

Приведена тимбилдинг-игра “Наш дом – наша крепость”. Игра способствует внутригрупповой сплочённости, позволяет руководителю школы не только поучаствовать в ней, но и, прежде всего, узнать о личных интересах каждого, выявить лидеров формирующегося коллектива, а также людей, способных быть гибкими, умеющими уступать и подчиняться.

Чагина И. Как сделать компьютерную презентацию эффективной? / И. Чагина // Литература. – 2010. – № 1. – С. 10–13. – (Курс молодого словесника).

Шамардина Т. Оцениваем эффективность воспитательной деятельности / Т. Шамардина // Управление школой. – 2010. – № 2. – С. 3–6. – (Наука управлять. Критерии).

Шил Г. Россия на фоне мира : Результаты российских школьников в исследованиях ПИРЛС и ПИЗА / Г. Шил ; пер. с англ. Е. Скрылёвой, Э. Азгальдова // Библиотека в школе. – 2010. – № 1. – С. 32–40. – (Работа с читателями. Взгляд).

НА ЭКСКУРСИЮ

Капралова Н. Прошлое и настоящее : Музеи Москвы / Н. Капралова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. – № 2. – С. 38–39. – (Классный час).

Небольшие и не очень известные музеи столицы могут стать открытием не только для классов, приезжающих на экскурсии во время каникул, но и для московских школьников.

Фотоэкскурсия по Музею истории вычислительной техники гимназии № 1530 Москвы // Информатика. – 2010. – № 2. – С. 2–19. – (Тема номера).

Посещение музея по предварительной договорённости.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОГУЛКИ

Рыжкова Т. Над Невой / Т. Рыжкова // Литература. – 2010. – № 1. – С. 24–27. – (Литературные прогулки).

На этой прогулке мы взойдём на петербургские мосты. Нашим спутником на этот раз будет Ф.И.Тютчев.

АРТ-ГАЛЕРЕЯ

Турчин В. Василий Кандинский / В. Турчин // Искусство. – 2010. – № 1. – С. 8. – (Арт-галерея).

ИМЕНА

Алексеева Т. Мать Тереза из Калькутты / Т. Алексеева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. – № 1. – С. 26–28. – (Личность и общество).

О религиозном деятеле, лауреате Нобелевской премии матери Терезе.

Барабанов Н. Рихард Штраус / Н. Барабанов // Искусство. – 2010. – № 2. – С. 8–19. – (Арт-галерея).

Клех И. Два поэта : Б.Пастернак и И.Бродский / И. Клех // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. – № 1. – С. 44–47. – (Личность и творчество).

Крылова Н. Понять и принять Монтессори : Идеи и педагогическая практика / Н. Крылова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. – № 1. – С. 6–8. – (Личность и общество).

Об итальянском педагоге и психологе Марии Монтессори.

Куценко Е. Парадоксы свободы : Психология ХХ века / Е. Куценко // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. – № 1. – С. 8–10. – (Личность и общество).

О немецком и американском психологе, социологе Эрихе Фромме.

Печатникова Л. Родники в пустыне : О мудрости сердца / Л. Печатникова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. – № 1. – С. 22–25. – (Личность и общество).

Об Антуане де Сент-Экзюпери.

Просалкова Ю. Правда как элемент воспитания / Ю. Просалкова // Библиотека в школе. – 2010. – № 1. – С. 26–28. – (Остров сокровищ. Записки бывалого пирата).

О Льве Разгоне.

Пырков В. Математики – юбиляры 2010 года / В. Пырков // Математика. – 2010. – № 2. – С. 27–30. – (История математики).

Рубан Н. С днём рождения, писатель! : Литературный календарь на 2010 год для тех, кто работает с дошколятами / Н. Рубан, В. Семёнова, А. Смоляк // Дошкольное образование. – 2010. – № 2. – С. 19.

ЧАС ЧТЕНИЯ

Петросян М. Мои герои не хотят расставаться со своим детством : [интервью с М. Петросян, автором книги “Дом, в котором…”, романе о подростках, который, возможно, станет культовым / беседовала О. Лебёдушкина] // Первое сентября. – 2010. – № 1. – С. 21–22. – (Идеи. Судьбы. Времена).

Сидорова Л. В поисках истинного Белинского / Л. Сидорова // История. – 2010. – № 2. – С. 6–7. – (Книгочей).

О книге Е.Ю.Тихоновой “Русские мыслители о В.Г.Белинском (вторая половина XIX – первая половина XXв.)”.

Харчёва Т. Урок-путешествие по рассказу А.И.Солженицына “Захар-Калита” / Т. Харчёва // Литература. – 2010. – № 2. – С. 30–31. – (Специальный выпуск. Российские учителя и ученики читают Александра Солженицына).

Шавард О. Стань экспертом, или Как выбирать чтение со старшеклассниками / О. Шавард // Литература. – 2010. – № 1. – С. 14–18. – (Методика).

Яснов М. “О землю ударился Вася Козлов” : О стихах Вячеслава Лейкина / М. Яснов // Библиотека в школе. – 2010. – № 1. – С. 21–23. – (Остров сокровищ. Ром поэзии).