Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №10/2010

Людмила Орфинская

Из опыта профориентационной работы ДЮБ РК

Необходимость профориентационной работы со школьниками разного возраста очевидна. Такую работу можно с полным правом считать одним из направлений патриотического воспитания: она способствует формированию полноценных граждан своей страны, а это во многом зависит от того, чем будут заниматься вчерашние школьники, какую профессию они изберут, где и как будут трудиться.

 

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В БИБЛИОТЕКЕ: ЗАЧЕМ И ПОЧЕМУ?

Людмила
Васильевна
Орфинская
зав. сектором делового чтения
Детско-юношеской библиотеки
Республики Карелия

Знаменитое стихотворение Маяковского “Кем быть?” появилось на свет в далёком 1928 году, но не утратило актуальности и в наши дни. Ежегодно тысячи выпускников школ решают, кем быть и как выбрать именно ту профессию, которая будет не только востребована на рынке труда и достойно оплачиваться, но и приносить моральное удовлетворение.

“Все работы хороши – выбирай на вкус” – декламируют сегодня ребята, как и их прадедушки и прабабушки. А как узнать, какова профессия “на вкус” и как выбрать из десятков тысяч профессий ту, которая будет хороша именно для тебя?

Мир профессий находится в постоянном обновлении. Одни профессии исчезают или наполняются новым содержанием, другие, совершенно новые, появляются. Чтобы ориентироваться в этом многообразии, необходимо постоянно повышать уровень профинформированности.

Что касается выбора профессии, – нельзя выбрать дело по душе, если не знаешь, из чего выбирать. Повышать уровень профинформированности школьников, научить их анализировать мир профессий, показать, как использовать ресурсы библиотеки для профессионального самоопределения, – такова цель профориентационной работы в библиотеке. Именно библиотекарь является проводником между информационными ресурсами и школьником.

Специалисты нашей библиотеки разрабатывают и проводят мероприятия, направленные на развитие профессионального самосознания школьников на разных этапах развития личности. Основной акцент мы, конечно, по традиции делаем на работе с подростками и юношеством. Но это не значит, что в начальной школе не нужны профориентационные занятия.

Профориентация в общеобразовательной школе сегодня начинается лишь в старших классах. Подросток не успевает сделать осознанный выбор, так как перечень известных ему профессий невелик, знания о них минимальны и даются отрывочно. Мы убеждены, что резервы профориентации таятся в начальном звене обучения. Для того чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с миром профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий знакомых людей, чей труд дети видят каждый день.

МАЛЫШИ

Против ранней “профилизации” в школе, в начальных классах, сегодня выступают многие специалисты. Однако это не значит, что профориентацией малышей заниматься не нужно. Альтернативой раннему профильному образованию может служить предпрофильная подготовка, которую целесообразно начинать в младших классах.

Некоторые элементы профессиональной деятельности детям в таком возрасте ещё трудно понять. Но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, ситуаций из жизни, историй, рассказанных различными специалистами. В этом возрасте создаётся наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому важно создать разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы в будущем, на основе этих “заготовок”, ребёнок был способен анализировать профессиональную сферу более осмысленно и мог при выборе профессии чувствовать себя более уверенно.

Такие цели и преследуют профориентационные занятия наших специалистов с учащимися начальной школы. При подготовке и проведении занятий с младшими школьниками необходимо учитывать возрастные особенности.

Наилучшим образом малыш усваивает то, в чём сам принимает активное участие. В профориентационные занятия для учеников 1–4-х классов мы обязательно включаем две-три игры, связанные с простыми операциями, касающимися темы занятия.

Одно из первых подготовленных нами занятий по профориентации – “Необычные профессии” – было проведено для первоклассников Университетского лицея г. Петрозаводска.

Ребятам показали красивую шкатулочку и предложили выбрать из неё всё, что им понравится. “А как же мы будем выбирать, если не знаем, что внутри?” – последовал вопрос. Открываем – а там конфеты, и все разные. Выбирают ребята, кому что понравилось. Конфеты и по вкусу разные: не попробуешь – не узнаешь, что внутри. Вот так и с профессиями. Как можно выбирать дело по душе, если не знаешь, какие профессии существуют и чем занимаются их представители, какова их “начинка”?

Что такое профессия и почему она необходима человеку? Когда появились первые профессии? Сколько профессий существует? Чем отличается профессия от специальности? Что такое должность? Такие вопросы последовательно предлагаются для обсуждения юной аудитории.

Ребята внимательно слушали, активно отвечали на предложенные вопросы, с увлечением смотрели и обсуждали презентацию, в ходе которой встретились с давно знакомыми и с необычными профессиями: исполнитель мечты, пасхальный кролик, составитель SMS-сообщений и др.

Затем школьники познакомились с профессией “художник” и её специальностями. Что же касается “художника-аэрографиста”, то здесь ребята не только услышали увлекательный рассказ, но и попробовали себя в этой роли: каждый раскрасил свой автомобиль. В конце занятия каждый получил памятку, где зафиксированы ключевые моменты занятия. О результате можно судить по школьной доске, пёстрой от ярких рисунков автомобилей, по весёлым лицам ребят, довольных своим творчеством.

Следующее занятие, проведённое с первоклассниками, называлось “Профессии моей семьи”. Подготовка его требовала предварительной работы с ребятами. Дети должны были заранее выполнить творческое задание – нарисовать, кем работают их родители. О каждой профессии, изображённой на рисунке, мы подготовили небольшой рассказ: история профессии, её содержание и интересные факты, касающиеся данной профессии.

В это занятие мы включили соревновательный момент. Школьники разделились на две команды, придумали им названия (“Звёздочка” и “Модель”), выбрали капитанов. Для закрепления материала, полученного на первом занятии (“Необычные профессии”), нужно было правильно и быстро подобрать карточки с указанными в них различными специальностями к профессиям, к которым они относятся. Ребята справились с заданием на удивление быстро, допустив всего одну-две ошибки. Затем команды состязались в отгадывании загадок о профессиях. В ответах содержались названия предметов, по которым нужно было определить, к какой профессии загадки относятся.

На выставке, подготовленной к мероприятию, были представлены книги с рассказами и стихами о профессиях и рисунки ребят. Яркие, красочные работы представляли профессии экономиста, библиотекаря, строителя, железнодорожника, врача, военного и другие. Ребята услышали рассказ об истории этих профессий, и сами с удовольствием рассказывали о том, кем работают их родители. Беседа сопровождалась презентацией.

Этот год объявлен в России Годом учителя, а первое занятие, посвящённое данной профессии, было проведено в конце 2009 года. Эта тема, на мой взгляд, великолепно подходит для разработки и проведения профориентационных занятий, ведь именно труд учителя дети видят много лет изо дня в день.

“Профессия – Учитель” – так называлось занятие, на котором ребята узнали удивительные вещи о, казалось бы, хорошо знакомой им профессии. Какова история профессии и чем занимались первые учителя? Когда появились слова “педагог”, “лицей”, “школа”? Как происходило обучение в Древней Греции и в средневековой Европе? Презентация сопровождалась увлекательной беседой.

Познакомились дети и с педагогическими специальностями, многие из которых назвали сами. Конечно, более подробно мы говорили о специальности “учитель начальных классов”. А затем на бумажных “кленовых” листочках каждый ребёнок написал, какая у него учительница. Из листиков, прикреплённых магнитами к доске, получилось деревце, наполненное добротой и любовью к своему первому учителю. Это ли не высшая награда за педагогический труд!

НЕ МАЛЫШИ

Если, имея дело с младшими школьниками, мы стремимся создать условия для формирования первичных конкретно-наглядных представлений о мире профессий, то цель работы с учащимися 5–8-х классов иная – создать условия для активного соотнесения подростками своих личностных качеств с требованиями основных профессий.

Выбирая профессию, следует знать её содержание, плюсы и минусы будущей работы. Для предоставления подросткам объективной информации у нас запланирован цикл занятий, каждое из которых посвящено определённой профессии. В наборе инструментария – рассказ о профессии, встреча с профессионалами и со студентами, выставка книг.

Для старшеклассников и студентов сотрудники отдела юношеского чтения создают систему информационного обеспечения по профориентации: “Кем быть? Подумаем вместе – выберешь сам”.

Немаловажно, что сотрудники библиотеки ежегодно принимают участие в республиканской выставке-ярмарке “Молодёжь: образование и карьера”.

Как складывалась ситуация на рынке труда в предкризисный период и что изменилось с приходом кризиса? Какие специалисты востребованы, а кто является кандидатом на сокращение? Какие новые профессии появились на рынке труда и какие из них пользуются спросом? На эти вопросы могли получить ответы старшеклассники, посетившие тематический семинар, который проводили сотрудники отдела юношеского чтения ДЮБ РК в первый день работы выставки-ярмарки.

На книжной выставке “Такие разные профессии”, работавшей в течение двух дней, была представлена литература по профориентации из фондов библиотеки. Интерес вызывали книги из серии “Твоя профессия”, в которых в популярной форме рассказывается о различных видах деятельности человека, о тенденциях и перспективах развития науки, строительства, информационных технологий, сферы обслуживания и т.д. Некоторые ребята, достав бумагу и ручку, изучали сборники тестов. Много было вопросов о возможности поиска в библиотеке информации о той или иной профессии.

“Служение Отечеству и защита прав и жизни граждан своей страны для тебя не пустой звук. Значит, одна из профессий силовых структур может стать твоей!” – под таким девизом в Петрозаводском доме офицеров ежегодно проводится профориентационное мероприятие для старшеклассников, в котором принимают участие сотрудники нашей библиотеки. Были организованы выставки-просмотры “Профессии настоящих мужчин” и “Служу России”, где была представлена документальная, художественная, справочная литература, позволяющая лучше познакомиться со спецификой профессий силовых структур. Сотрудники этого отдела подготовили и выпустили отдельной брошюрой материал “Профессия – сотрудник ФСБ. История и престиж”. Материал пользуется популярностью и у старшеклассников, и у молодых сотрудников ФСБ.

Как известно, экономические встряски резко меняют ситуацию на рынке труда. Каждый кризис приводит к массовому уходу из одних профессий в другие. Как менялся рынок труда от кризиса к кризису? Почему люди бросали профессии, так востребованные ещё вчера, и осваивали новые? Почему в стране возник избыток офисных служащих и сотрудников, обслуживающих сворачивающийся финансовый рынок, и резко вырос спрос на высококвалифицированных рабочих?

“Профессии на рынке труда в период кризиса” – эта тема была востребована школьниками, студентами лицеев и колледжей.

Как объяснить старшекласснику, что сегодня страна остро нуждается в рабочих кадрах? Рабочие профессии у молодых людей сегодня не в почёте.

Наша задача – информировать школьников и о рабочих профессиях, содействовать формированию у старшеклассников представления о них как о престижных и нужных. Следует учитывать возрастную специфику: юношеский максимализм и свойственную возрасту категоричность.

“Синдром высшего образования” подталкивает большую часть молодёжи получить непременно высшее образование. Учитывая это, мы не просто даём информацию о профессии, а рассказываем о возможности профессионального роста, причём обязательно приводим примеры профессионального успеха. Обращаем внимание на тенденцию, которая появилась еще в докризисный период – работодатели отдают предпочтение кандидатам, которые последовательно прошли по всем ступеням карьерного роста. Следовательно, ориентация на рабочие профессии – это одна из форм профессиональной карьеры.

И закончим тем, с чего начали. Необходимость профориентационной работы со школьниками разного возраста очевидна. Такую работу можно с полным правом считать одним из направлений патриотического воспитания, потому что она способствует формированию полноценных граждан своей страны, а это во многом зависит от того, чем будут заниматься вчерашние школьники, какую профессию они изберут, где и как будут трудиться.

Фото из архива библиотеки