Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №11/2010

Людмила Сухова

По страницам наших газет за апрель 2010 года

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Борис М. Война Арктике : Урок-реквием / М. Борис // История. – 2010. – № 8. – С. 26–38. – (Я иду на урок).

Материал для подготовки интегрированного урока (история + краеведение).

Приложение в виде презентации на CD.

Виноградова Е. Уйти или преодолеть? : Пути выхода из конфликтных ситуаций / Е. Виноградова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. – № 7. – С. 16–18. – (Классный час).

Задачи: развить навыки межличностного взаимодействия и взаимодействия в группе; содействовать выявлению учащимися эффективных способов разрешения конфликта; помочь школьникам научиться выходить из конфликтных ситуаций (применять знания на практике).

Волков С. Как это было… : Военные песни на уроке литературы / С. Волков // Литература. – 2010. – № 8. – С. 12–14. – (Я иду на урок: 8–11-й классы).

Дополнением к материалу приложен диск с подборкой военных песен.

Гусева В. Отмороженные пальцы ноют по весне… : Библиотечный урок по рассказу Константина Воробьёва “Немец в валенках” – подтверждение литературного вымысла правдой жизни / В. Гусева // Библиотека в школе. – 2010. – № 7. – С. 30–34. – (Работа с читателями. Я иду на урок).

Игнатьевская Т. Дети войны : Долг перед прошлым / Т. Игнатьевская // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. – № 8. – С. 5–6. – (Школьная жизнь).

Этот и другие материалы из тематического номера “65-летию Победы посвящается…” помогут провести: классные часы, дискуссии, торжественные линейки, конкурсы…

Дополнением к номеру является электронное приложение с фото- и аудиоматериалами для проведения классных часов и внеклассных мероприятий.

Кендиван О. Д-С. Практико-ориентированные проблемно-творческие задачи : Традиции и обычаи народов мира с точки зрения химии / О. Д-С. Кендиван // Химия. – 2010. – № 8. – С. 40–44 – (Из опыта работы).

Задачи, например, такие: почему китайцы не едят хлеба с маслом; почему индейцы племени куна не болеют; почему на кактусовых плантациях мексиканцы разводят насекомых?

Козлов С. “В небесах мы летали одних…” : К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне / С. Козлов // История. – 2010. – № 7. – С. 6–15. – (Мастерская историка).

Материал можно использовать для подготовки урока-дискуссии по теме “Участники, итоги и уроки Второй мировой войны” и ученической конференции по теме “И помнит мир спасённый…”

Ложникова Н. Социализм… От какого наследства мы отказываемся? / Н. Ложникова // История. – 2010. – № 7. – С. 44–47. – (Я иду на урок).

Урок-дискуссия на тему “Противоречия общества “развитого социализма””.

Панкратова Н. Школа без агрессии : Занятие для учащихся 5–7-х классов / Н. Панкратова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. – № 7. – С. 14–15. – (Классный час. Сценарии).

Разговор о причинах и истоках агрессии, а также способах её преодоления.

Постнов Н. История России в шахматных задачах / Н. Постнов // Спорт в школе. – 2010. – № 7. – С. 30–36 – (Методика. Дополнительное образование).

Этот материал пригодится не только учителям, которые интересуются шахматами и готовят своих воспитанников к соревнованиям по ним. В поездках с детьми, в туристических походах будет очень интересно и полезно вместе с ними порешать предлагаемые этюды, объединённые историческим сюжетом.

Самсонова Н. М. “У каждого была своя война” : Химическое интеллектуальное казино / Н. М. Самсонова // Химия. – 2010. – № 8. – С. 46–47 – (К 65-летию Великой победы).

Цель и задачи: выявить лучшего “интеллектуала” в области химии и основных событий военных лет.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Алексеева Н. Безопасная дорога домой : Эффективные навыки / Н. Алексеева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. – № 7. – С. 8–13. – (Родительское собрание).

Бик С. Поддержи себя сам : Советы и упражнения / С. Бик // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. – № 7. – С. 41–42. – (Родительское собрание).

Проблемы снятия психофизического напряжения и тревожности, последствий переутомления и страха актуальна как для детей, так и для родителей. Рекомендации, полученные на родительском собрании, взрослые могут использовать сами и передать детям, что особенно важно в период приближающихся экзаменов.

Волобуева И. Дружная семейка : Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений / И. Волобуева // Школьный психолог. – 2010. – № 8. – С. 40–43. – (Вместе с родителями).

Каменский С. Что скрывается под маской лени? : Очень многое – от психологических особенностей ребёнка до последствий наших воспитательных воздействий / С. Каменский // Первое сентября. – 2010. – № 8. – С. 19. – (Детный мир. Педагогические стереотипы).

Самая типичная и едва ли не самая частая жалоба – это жалоба на лень ребёнка.

Каспарова Ю. В городских джунглях : Мечта о полёте / Ю. Каспарова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. – № 7. – С. 39–40. – (Родительское собрание).

Независимо от своего желания родители взрослеющих детей могут столкнуться с тем, что у их сына или дочери появилось экстремальное хобби. Как показывает опыт, нотации и протесты взрослых лишь усиливают у подростка тягу к запрещённому увлечению. Другой путь – как можно больше узнать о пристрастиях ребёнка и различных способах сделать их по возможности безопасными.

Коткова Н. Предупреждён – значит вооружён : Опасности и заблуждения / Н. Коткова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. – № 7. – С. 43–45. – (Родительское собрание).

Что надо знать родителям о типичных ошибках детей, связанных с выбором профессии.

Светикова И. Родительское собрание в начальной школе : 1-й класс / И. Светикова, Е. Хацкевич // Школьный психолог. – 2010. – № 7. – С. 36–37. – (Вместе с учителем).

Тема собрания: “Первый раз в 1-й класс”.

Цели: познакомить родителей с возможными трудностями, возникающими в процессе обучения первоклассников.

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Аржакаева Т. Конспекты занятий по программе “Психологическая азбука” : 4-й год обучения / Т. Аржакаева, И. Вачков, А. Попова // Школьный психолог. – 2010. – № 8. – С. 17–32. – (Методическая копилка).

Дополнением к материалу является электронное приложение – сказки из развивающей программы “Психологическая азбука” читает автор И.Вачков.

Ледяева Т. Комната наших интересов : Занятие для учащихся 5–6-х классов / Т. Ледяева // Школьный психолог. – 2010. – № 7. – С. 8–9. – (Метод в теории и на практике).

Тема: занятие на знакомство “Вот это да!”.

Цель: знакомство участников игры друг с другом, создание условий для поиска единомышленников, формирование чувства принадлежности к группе, развитие творческих способностей, воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

Филимонова О. Лиха беда начало : Открытое занятие по самоорганизации для учащихся 7-го класса гимназии / О. Филимонова // Школьный психолог. – 2010. – № 7. – С. 10–11. – (Психолог у доски).

Якунина Е. Три испытания : Игра для младших школьников / Е. Якунина // Школьный психолог. – 2010. – № 8. – С. 46–47. – (Игротека).

ВСЕ ВМЕСТЕ

Дегтярева С. Вселенная психологии : Опыт проведения недели психологии в школе / С. Дегтярева, Н. Котельникова // Школьный психолог. – 2010. – № 7. – С. 17–32. – (Книга в газете).

Кузнецова М. День семьи : Разработка спортивного праздника / М. Кузнецова // Спорт в школе. – 2010. – № 7. – С. 37–39 – (Методика. Внеклассные мероприятия).

ПОДРОСТОК

Арнольд О. Опасная грань : Профилактика психологических срывов / О. Арнольд // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. – № 7. – С. 31–34. – (Самоопределение).

Что объединяет практически все случаи подростковых самоубийств? Подростковый максимализм. Инфантильность, вполне соответствующая возрасту, когда всё хочется получить немедленно. Непонимание истинной ценности жизни. Первые два фактора с возрастом обычно проходят, а наплевательское отношение к собственной жизни может привести к трагедии в любом возрасте.

Корчагина Ю. Кем быть? : Цикл “Размышления подросткового психолога” / Ю. Корчагина // Здоровье детей. – 2010. – № 7. – С. 36–38 – (Вместе с психологом).

Многие подростки сталкиваются с трудностями при выборе будущей профессии. Решение этой задачи не всегда сводится к хорошей учёбе в школе, успешной сдаче экзаменов и даже регулярным беседам с психологом.

Статья о месте и роли профессии и работы в нашей жизни.

Корчагина Ю. Я подумаю об этом завтра / Ю. Корчагина // Здоровье детей. – 2010. – № 8. – С. 38–41 – (Вместе с психологом).

Статья из цикла “Размышления подросткового психолога”.

Как передать детям ценности здорового образа жизни. Как самому взрослому стать примером и образцом для подростков?

Куценко Е. “Трудный возраст”: альтернативные подходы к работе с подростками : Первое, чего такие подходы требуют от взрослых, – освободиться от социальных стереотипов / Е. Куценко // Первое сентября. – 2010. – № 8. – С. 18. – (Детный мир. Открытый диалог).

Лисицкая Т. Психология подростка / Т. Лисицкая // Спорт в школе. – 2010. – № 7. – С. 46–47. – (В фокусе внимания. Ребёнок).

Непоследовательность действий и нарушения в поведении подростков в значительной мере связаны с хорошо известным явлением акселерации. И дело тут не только в ускорении темпов физического развития, в частности полового созревания, но и в диспропорции между физическим и социальным взрослением школьников. Соответственно, отсутствие необходимых условий воспитания и обучения может стать причиной неправильного формирования личности.

Нестёркин В. Квартет : Игра для подростков / В. Нестёркин // Школьный психолог. – 2010. – № 7. – С. 46–47. – (Игротека).

Цель: сплочение группы, понимание каждым из участников своих ресурсов, понимание общих целей группы, проигрывание и ознакомление с разными ролевыми позициями и присущим им поведением.

ПРОБЛЕМА

Градусова Е. О чём не говорят, чему не учат в школе / Е. Градусова // Здоровье детей. – 2010. – № 7. – С. 22–26. – (Технология).

В рамках проекта “Взрослые и дети” педагоги из Удмуртии предлагают свой подход к профилактике абортов среди несовершеннолетних.

Кириллова С. Шансы на лучшее есть : Как в Европе пробуют решать проблемы обучения детей-мигрантов / С. Кириллова // Управление школой. – 2010. – № 7. – С. 39–43. – (Education. Диалог культур).

Кособок М. Когда неделя длится бесконечно… : Выгорание учителя вредит ученикам / М. Кособок // Управление школой. – 2010. – № 7. – С. 28–30. – (Наука управлять. Психология).

О профессиональном выгорании учителей.

РАБОЧИЙ БЛОКНОТ

Галеева Н. Разберёмся со смыслами / Н. Галеева // Управление школой. – 2010. – № 8. – С. 3–4. – (Тема номера. Педагогическая технология ИСУД).

О технологии индивидуального стиля учебной деятельности.

К этому номеру газеты дано электронное приложение “Педагогическая технология ИСУД : Опыт использования и реализации дидактического и управленческого потенциала технологии ИСУД в школах Москвы и России”.

Дудко О. Через века, через года – помните! : Методические рекомендации по проведению открытого урока по истории России / О. Дудко // История. – 2010. – № 8. – С. 40–43. – (Я иду на урок).

Материал рекомендуется для подготовки открытого урока по теме “65-летие Победы в Великой Отечественной войне”.

Енин А. “Вредные” игры : Когда “запретные” желания осуществляются, они перестают быть интересными / А. Енин // Первое сентября. – 2010. – № 8. – С. 11. – (Школьное дело. Педагогический практикум).

Одна из методик провокативной педагогики называется “Вредные игры”. Эта методика позволяет создать для ребят пространство с особыми законами, где не работают стереотипные установки, стандартные нормы и запреты. Оказавшись в таком пространстве, ребёнок сталкивается с необходимостью пересматривать своё отношение к различным вещам, искать и пробовать новые способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Иваницкая Е. Парадигма полезности или парадигма достоинства? : От того, в какой из этих парадигм мы будем рассматривать детство, зависит наше будущее / Е. Иваницкая // Первое сентября. – 2010. – № 7. – С. 18. – (Детный мир. Цели и ценности).

Иванова А. Не навязать, а создать условия : Исследование формирования учебной мотивации в средней школе / А. Иванова // Управление школой. – 2010. – № 8. – С. 29–30. – (Тема номера. Педагогическая технология ИСУД).

Клещева Т. Научно обоснованный проект или ещё одна утопия? / Т. Клещева // Управление школой. – 2010. – № 7. – С. 2–6. – (Школа и власть).

Размышления учителя-практика о новом национальном проекте “Наша новая школа”.

Конова Н. Видеть каждого ученика : Технология ИСУД на уроках русского языка / Н. Конова // Управление школой. – 2010. – № 8. – С. 10–11. – (Тема номера. Педагогическая технология ИСУД).

Курбатов Р. Учебная работа в группе: варианты сотрудничества : А что, если перейти к другим, более эффективным способам организации урока? / Р. Курбатов // Первое сентября. – 2010. – № 7. – С. 13. – (Школьное дело. Педагогические ориентиры).

Меркулов Ф. Неформальный анализ урока : Вопросы, которые учителю стоит задать себе после того, как прозвенел звонок на перемену / Ф. Меркулов // Первое сентября. – 2010. – № 7. – С. 10. – (Школьное дело. Профессиональный интерес).

Порошинская Т. 5 шагов взаимодействия : Психологическое сопровождение освоения учителями технологии ИСУД в учебном процессе / Т. Порошинская // Управление школой. – 2010. – № 8. – С. 36–38. – (Тема номера. Педагогическая технология ИСУД).

Пузанова А. Без надломов и перегрузок : Управление развитием мотивационно-потребностной сферы учащихся при реализации технологии ИСУД / А. Пузанова // Управление школой. – 2010. – № 8. – С. 31–35. – (Тема номера. Педагогическая технология ИСУД).

Как сделать урок эффективным? Как донести до учеников всё то, что они должны усвоить в рамках программы? Как сделать так, чтобы процесс обучения был для них естественным и не вёл к надломам и перегрузкам? Над решением этих проблем бьются все учителя вне зависимости от стажа и опыта.

Цибульникова В. “Связанные одной целью” : Через коллективную мыследеятельность – к программе развития / В. Цибульникова // Управление школой. – 2010. – № 7. – С. 12–16. – (Наука управлять. Тренинг).

Приведена тимбилдинг-игра “Наша новая школа”. Цели игры: командообразование; повышение уровня сплочённости коллектива молодой школы; приобретение навыков разработки программы развития; определение потенциала педагогического ресурса; мотивация к работе в режиме инновационного образовательного учреждения.

Чалганская Л. Пополняем методический портфель : Как написать хорошую статью / Л. Чалганская // Управление школой. – 2010. – № 7. – С. 17–21. – (Наука управлять. Обобщение опыта).

НА ЭКСКУРСИЮ

Романов А. От благодарных москвичей : Памятники и мемориальные знаки героям Великой войны / А. Романов // История. – 2010. – № 8. – С. 16–22. – (Малая родина).

Материал для подготовки урока-экскурсии или викторины по теме “65-летие Победы в Великой Отечественной войне”. Приложение в виде презентации на CD.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОГУЛКИ

Рыжкова Т. По страницам блокадной летописи / Т. Рыжкова // Литература. – 2010. – № 8. – С. 23–25. – (Литературные прогулки).

Перелистаем несколько страниц блокадной летописи вместе с её создателями – поэтами Анной Ахматовой, Ольгой Берггольц и Юрием Вороновым.

КЛИО И КИНО

На_Че Катынский крест / На_Че // История. – 2010. – № 7. – С. 29–33. – (Клио и кино).

О фильме Анджея Вайды “Катынь”.

Чернявская Д. Новый взгляд на старое кино о войне / Д. Чернявская // История. – 2010. – № 8. – С. 44–46. – (Клио и кино).

Как организовать просмотр и обсуждение художественного фильма “Небесный тихоход”, снятого в 1945 году.

АРТ-ГАЛЕРЕЯ

Белошапкина Я. Дмитрий Левицкий / Я. Белошапкина // Искусство. – 2010. – № 8. – С. 6–7. – (Арт-галерея).

Языкова И. Дионисий : (Ок. 1440 – после 1510) / И. Языкова // Искусство. – 2010. – № 7. – С. 9–16. – (Арт-галерея).

ЧАС ЧТЕНИЯ

Беляева Н. Поэтический андерграунд: парадоксальная лирика Генриха Сапгира / Н. Беляева // Литература. – 2010. – № 7. – С. 28–31. – (Современная поэзия).

Беляева Н. Художественные миры поэтов военного поколения Бориса Слуцкого и Давида Самойлова / Н. Беляева // Литература. – 2010. – № 8. – С. 17–18. – (Современная поэзия).

Берштейн А. Вокруг трагедии в Катыни / А. Берштейн // История. – 2010. – № 7. – С. 26–28. – (Книгочей).

О книге И.Яжборовской и др. “Катынский синдром в советско-польских и российско-польских отношениях” (М., РОССПЕН, 2009. – Серия “История сталинизма”).

Поэзия сегодняшнего дня : Май // Литература. – 2010. – № 8. – С. 5. – (Поэзия сегодняшнего дня).

Задача этого проекта – взглянуть на обычный день сквозь призму поэзии и почувствовать его уникальность. Стихотворение, прочитанное (например, в классе) в тот самый день, с которым оно связано, приобретёт дополнительное измерение – и может удивить, зацепить…

Фибих Д. Горшок мёда : Рассказ-быль / Д. Фибих // История. – 2010. – № 8. – С. 23–25. – (Пыль веков).

Неизвестный рассказ Д.В.Фибиха, написанный им по воспоминаниям событий военных лет, когда он был военным корреспондентом.

Материал может быть использован для подготовки внеклассного мероприятия – интегрированного урока история + литература или литературного вечера, посвящённого 65-летию Победы.

ИМЕНА

Академик Валентин Янин – лауреат Литературной премии Александра Солженицына // Литература. – 2010. – № 8. – С. 2. – (События и встречи).

Порядина М. Мир искусства без кавычек / М. Порядина // Библиотека в школе. – 2010. – № 8. – С. 43–45. – (Личность. Календарь круглых дат).

Об А.Н.Бенуа.

Шеваров Д. Формула Клушанцева : Чем бескорыстнее человек, тем больше у него радиус добра / Д. Шеваров // Первое сентября. – 2010. – № 7. – С. 21–22. – (Идеи. Судьбы. Времена).

О Павле Клушанцеве – кинорежиссёре, первопроходце комбинированных съёмок, детском писателе.