Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №12/2010

Галина Топоева

Содержательный отчёт по проекту “Объединение? Нет – партнёрство! Cоздание сводного электронного каталога для педагогов”

Некоторое время назад мы опубликовали статью Раисы Черепановой о том, как в Сибири, в Шушенском районе Красноярского края, сельские школьные библиотеки решили создавать сводный электронный каталог.
И стали с интересом следить за развитием событий.
Закончился грантовый этап проекта, написан и сдан в Фонд Михаила Прохорова содержательный отчёт. Но работа на этом не закончилась, она только начинается. Теперь мы с вами, дорогие читатели, можем из самых первых рук получить полную информацию о том, что и как делали шушенские библиотекари.
Итак, перед вами официальный документ. А следом — дневник руководителя проекта. Мы читали и радовались за коллег. Чего и вам желаем.

 

Галина Васильевна
Топоева

заведующая библиотекой Ильичёвской СОШ, Шушенский район, Красноярский край

РЕЗУЛЬТАТОМ данного проекта является создание сводного электронного каталога для педагогов. Для этого планируется объединить имеющиеся ресурсы каждой отдельной библиотеки школ – участниц проекта в единое целое. У педагогов расширятся возможности получать необходимую информацию, не покидая свои населённые пункты. Создание системы электронной доставки ускорит получение пользователями необходимых документов.

Участниками проекта являются библиотеки школ Шушенского района:

• Библиотека МОУ “Ильичёвская СОШ”, заведующая библиотекой Топоева Галина Васильевна.

• Библиотека МОУ “Субботинская СОШ”, заведующая библиотекой Игольникова Ольга Семёновна.

• Библиотека МОУ “Центр Образования “Родники”” пос. Каптырево. Заведующая библиотекой Суслина Валентина Михайловна.

• Библиотека МОУ “Шушенская СОШ № 1”, заведующая библиотекой Иванова Александра Михайловна.

• Библиотека МОУ “Шушенская СОШ № 2”, заведующая библиотекой Дунина Мария Владимировна.

• Специалист-информатик, который поможет объединить имеющиеся базы данных в единый каталог.

Проект состоит из трёх этапов: подготовительного, основного и заключительного. Срок реализации проекта: с 01.09.2008 по 01.09.2009.

1. Подготовительный этап: 1.09.08 – 15.03.09

1.1. Приобретено и установлено заказанное оборудование:

• Библиотека Шушенской СОШ № 1: сканер, два стеллажа, два кресла, два компьютера, стол компьютерный.

• Библиотека Шушенской СОШ № 2: ноутбук, компьютер, многофункциональное устройство (МФУ), два кресла, два стеллажа, сетевой фильтр, сумка для ноутбука, наушники, два компьютерных стола.

• Библиотека Субботинской СОШ: два компьютера, МФУ, сетевой фильтр, наушники, два кресла, оборудование для подключения Интернета в библиотеке (кабель, хаб, канал-кабель, коннектор сетевой), два стеллажа, два компьютерных стола.

• Библиотека Каптыревского ЦО “Родники”: два компьютера, два кресла, два стеллажа, принтер, сканер, сетевой фильтр, наушники, два компьютерных стола.

• Библиотека Ильичёвской СОШ: устанавливается телефон для подключения Интернета; приобретается дополнительное оборудование для подключения Интернета (сетевые карты, адаптер); оплачивается настройка сервера, рабочей станции, подключение Интернета. В библиотеке появляются два новых кресла, ноутбук, МФУ, сумка для ноутбука, наушники, сетевой фильтр, компьютер, два компьютерных стола.

Также приобретена литература для педагогов, диски, офисная бумага. (Приложение 1 – фотографии рабочих мест с приобретённой техникой и выставки-презентации электронного каталога.)

1.2. Все библиотеки подключены к сети Интернет

1.3.Определены единые требования к полям и к составу библиографических записей

28 августа 2008 года проведено совещание библиотекарей – участников проекта. Для создания электронных баз периодики были уточнены единые требования к составу библиографических записей и поля для шаблонов. Для шаблона “Статьи” определили следующие поля:

• Автор

• Другие авторы

• Заглавие

• Продолжение заглавия

• Название источника

• Место и дата издания

• Прочая информация (номер издания, страницы)

• Вид издания

• Авторский знак

• Индекс ББК

• Каталожный индекс

• Ключевые слова

• Аннотация

• Библиография

• Категория пользователя

• Местонахождение.

1.4. Распределены периодические издания для создания электронных баз данных

Шушенская СОШ № 1 выписывает и вносит в каталог следующие периодические издания:

• Спутник классного руководителя.

• Завуч начальной школы.

• Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. Управление воспитательным процессом в школе.

• Педагогическая техника.

• Педагогические технологии.

• Педагогическое мастерство.

Шушенская СОШ № 2:

• Воспитательная работа в школе.

• Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки.

• Народное образование.

Нормативные документы образовательных учреждений.

• Начальная школа плюс: До и После.

• Праздник в школе.

Каптыревский ЦО “Родники”:

• Классный руководитель.

• Читаем, учимся, играем.

• Воспитание школьников.

• Досуг в школе.

• Педсовет.

• Последний звонок.

Субботинская СОШ:

• Школьный психолог.

• Практика административной работы в школе.

• Сельская школа.

Ильичёвская СОШ:

• Вестник образования.

• Управление школой.

• Профильная школа.

• Директор школы.

• Открытый урок.

1.5. Начат ввод описаний в электронный каталог

В связи с тем, что оборудование приобреталось очень долго, по сотоянию на март 2009 года у нас было введено лишь 3610 наименований статей.

1.6. Проведена реклама электронного каталога

28 августа 2008 года школьным библиотекарям всего района представили проект “Объединение? Нет – партнёрство! Создание сводного электронного каталога для педагогов”. Кроме того, была дана подробная информация о “Благотворительном фонде культурных инициатив (Фонде Михаила Прохорова)”. (Приложение 2 – рекламная презентация.)

1.7. Подготовлена “Тетрадь учёта пользователей электронного каталога”

В тетради ведётся учёт запросов педагогов. (Приложение 3 – вид тетради учёта снаружи и внутри.)

1.8. Приглашён специалист-информатик, который поможет разместить объединённую базу в Интернете

1.9. Начато обучение педагогов поиску информации

Мы старались объяснить учителям преимущество электронного каталога при поиске нужной информации. Знакомили с алгоритмом поиска.

Обучение проходило на занятиях школьных методических центров и при индивидуальной работе и включало несколько занятий:

• презентация проекта и Фонда;

• обзор статей из периодики и представление библиографического описания этих наименований;

• знакомство с алгоритмом поиска;

• обучение поиску. (Приложение 4 – фотографии занятий.)

2. Основной этап: 15.03.09 – 01.09.09

2.1. Выпуск информационных листков и буклетов

Для ознакомления педагогов с ресурсами библиотек выпускаются тематические информационные буклеты. Буклеты распространяются во всех школах – участницах проекта. (Приложение 5 – виды буклетов.)

2.2. Объединение имеющихся баз данных

По состоянию на 19.03.2009 года было введено 3610 наименований статей из периодики, которые объединили в единый каталог. Хотя мы определяли единые требования к составу библиографических записей и поля для шаблонов, объединённая база тут же выявила недостатки, которые сразу бросились в глаза. Например, издания, посвящённые профильному обучению, вводились с разными ключевыми словами: профильное обучение, профиль, профильная школа. Это, по нашему мнению, затрудняло поиск. В полях для шаблонов тоже получилось много разногласий: у кого-то при вводе слов использовалась строчная буква, у кого-то – заглавная, у кого-то был пробел, у кого-то – нет и т.д. Потому мы ещё раз уточнили правила ввода наименований. Очень много споров у нас вызвали шаблоны: рубрика и подрубрика. Часть коллег считала, что эти рубрики необязательны, другие считали, что их необходимо ввести в поиск. По данному вопросу мы консультировались в Красноярском краевом институте повышения квалификации работников образования – в библиотечно-информационном центре у Татьяны Михайловны Аницыной. Благодаря её консультации эту проблему решили. Поля шаблонов “основная рубрика” и “основная подрубрика” были включены в библиографическое описание как обязательные.

2.3. Работа с педагогами

Поскольку наш объединённый каталог ещё не был размещён в Интернете, мы не стали проводить презентацию, как планировали, а продолжили индивидуальные консультации по работе с объединённым каталогом. К концу учебного года 24 человека из всех школ уверенно пользуются электронным каталогом. (Приложение 4.)

2.4. Создание системы электронной доставки документов

Кроме того, мы практиковали электронную доставку документов в школы. К примеру, статья из журнала “Директор школы” была отсканирована в Ильичёвской СОШ и посредством электронной почты доставлена в Шушенскую СОШ № 2. (Приложение 6.)

2.5. Презентация проекта и электронного каталога

28 августа 2009 года на августовском совещании педагогического актива Шушенского района “Наша новая школа: качественное образование и профессии для новой экономики”” презентация нашего проекта вызвала большой интерес среди педагогов и администрации района. (Приложение 7.)

2.6. Размещение каталога в Интернете

Самой большой проблемой оказалось размещение нашей базы данных в Интернете. В марте 2009 мы нашли специалиста и планировали представить наш каталог в Интернете на сайте информационно-методического центра управления образования Шушенского района. Но тогда же методист управления образования Р.Г.Черепанова отправила в газету “Библиотека в школе” Издательского дома “Первое сентября” статью о нашей деятельности в рамках проекта. (Приложение 8.) Главный редактор газеты О.К.Громова очень заинтересовалась нашей работой, так как, по её словам, “аналогов такого проекта нет ни в одной из школьных библиотек”.

Ольга Константиновна и предложила нам вариант сотрудничества с НПО “ИНФОРМ-СИСТЕМА” – компанией, занимающейся созданием автоматизированных библиотечных систем “МАРК–SQL”. Разработчики могли бесплатно предоставить нам версию “МАРК–SQL Internet” для апробации в рамках реализации проекта и широкой рекламы.

С нами связалась Анастасия Кирилловна Чебанова, менеджер службы разработки программных средств НПО “ИНФОРМ-СИСТЕМА”.

Из письма А.К.Чебановой: “Здравствуйте, Галина Васильевна и Раиса Васильевна! Я менеджер НПО “ИНФОРМ-СИСТЕМА” (г. Москва) Чебанова Анастасия Кирилловна. Мы, разработчики АИБС “МАРК–SQL”, на которой работают библиотеки вашего района. Ваши координаты мне передала главный редактор газеты “Библиотека в школе” Громова Ольга Константиновна. Она же прислала нам вашу статью, которая нас очень заинтересовала. Мы рады, что наши пользователи в школьных библиотеках активно осваивают АИБС “МАРК–SQL”, причём не только осваивают, но и создают сводный электронный каталог, что, несомненно, является признаком высокого уровня развития библиотек и профессионализма. Ольга Константиновна сказала, что вам нужна наша консультация. Пишите, будем рады помочь”.

Рекомендательный список, подготовленный
с помощью сводного каталога

Когда мы написали о нашей деятельности и о том, что испытываем трудности с размещением каталога в Интернете, получили следующий ответ.

Из письма А.К. Чебановой: “…нам, как разработчикам, разумеется, хочется, чтобы вы успешно закончили проект и сделали полноценный рабочий каталог. Мы обсуждали этот вопрос, и вот что было решено. Желая поддержать ваше начинание, с учётом исключительности ситуации, мы готовы пойти навстречу и предоставить бесплатно АИБС “МАРК–SQL Internet” для размещения вашего сводного каталога в Интернете. Если вас такой вариант устраивает, мы продумаем, каким образом это можно осуществить (на кого будет лицензия, как документально оформить передачу АИБС и т.д.). С вашей стороны, видимо, потребуется какое-то официальное письмо с просьбой передать АИБС”.

Письмо с нашей стороны было составлено и отправлено в начале августа. (Приложение 9.)

28 августа мы получили следующий ответ.

Из письма А.К. Чебановой: “Оригинал письма получили, рассмотрели, решение положительное. Мы подготовим для вас версию. С учётом того, что основные наши специалисты сейчас в отпусках, сделаем всё во второй половине сентября”.

3. Заключительный этап: 01.09.09 – 01.10.09

Подведение итогов

5 сентября 2009 года было проведено совещание библиотекарей школ – участниц проекта. На этом совещании мы подвели итоги нашей деятельности, которые заключаются в следующем:

• Создан сводный электронный каталог.

• Каталог рекламируется среди педагогов.

• Выпускаются буклеты и информационные листки с информацией о каталоге и об изданиях, представленных в нём.

• Расширился ассортимент изданий, доступных для получения необходимой информации.

• У педагогов появилась возможность находить и получать необходимую информацию, не выезжая за пределы своих населённых пунктов.

Срок реализации проекта истёк, но наша деятельность, связанная с электронным каталогом, продолжается. Пока готовится к отправке обещанная нам версия “МАРК–SQL Internet”, мы продолжаем:

• ввод библиографических записей периодики и литературы,

• занятия по обучению педагогов работе с электронным каталогом.

После получения версии мы обучаемся работе АИБС “МАРК–SQL Internet”.

К работе над формированием сводного электронного каталога привлекается библиотека информационно-методического центра Шушенского района.

В дальнейшем будем привлекать библиотеки других ОУ района.

В процессе нашей деятельности мы получали поддержку и высокую оценку нашей работы не только от коллективов наших школ и управления образования, но и от редакции газеты “Библиотека в школе” Издательского дома “Первое сентября” и разработчиков НПО “ИНФОРМ-СИСТЕМА”. Это ещё раз доказывает, что наш проект современный и своевременный. Эта работа востребована педагогами и администрациями школ всего района.

Директор школы _____________________________В.Ю.Киримов

Руководитель проекта _______________________Г.В.Топоева

Муравей не велик, а горы копает

Русская народная пословица

Фото из архива автора