Подробности
Мне милый подарил...
Методика оценки книг, принятых в дар
Как оформить книги, принятые в дар?
Существует несколько схем оформления, кто-то
записывает их в инвентарную книгу, кто-то в
отдельную тетрадку. Как правильно это нужно
делать? Какую стоимость писать, если это нужно?
По общеизвестному правилу работы
любой библиотеки в ней не должны находиться
неучтенные издания. Все издания должны быть тем
или иным образом оформлены. Школьные
библиотекари с этим соглашаются, но не торопятся
оформлять то, что досталось даром. Зачастую
просто заводится тетрадь, на ней делается
надпись: «Дары», и все полученное туда
записывается, без цены.
В «Технологии работы школьной
библиотеки» есть рекомендация: «Издания,
полученные библиотекой бесплатно и не имеющие
объявленной цены, не оцениваются. В инвентарной
книге ставится условное обозначение “б/ц”».
В пособии имеется рекомендация
оценивать лишь редкие и ценные издания. Но
усложнившаяся жизнь вносит свои коррективы, и в
объяснениях с сотрудниками
контрольно-ревизионного управления эта
рекомендация не является аргументом. КРУ при
проверке фонда библиотеки руководствуется
своими установками, где имеется постулат: все
поступившее должно быть оприходовано и
оформлено должным образом. И это правильно не
только формально, но и по жизни. В случае утери
«дареной» книги библиотекарю не составит труда
по документам предъявить ее стоимость читателю,
а не прикидывать на глазок, как ее оценить.
Вся работа по учету фонда отражена в
инструкции «Об учете библиотечного фонда»,
которая применяется в школьных библиотеках по
приказу Минобразования № 2488 от 24.08.2000 «Об учете
библиотечных фондов библиотек образовательных
учреждений»
О дарах отдельно в инструкции ничего
не написано, но имеется пункт: «библиотека имеет
право... производить оценку стоимости документов,
используя переоценочные коэффициенты,
установленные Правительством Российской
Федерации, и рыночные цены». Для уточнения в
начале инструкции имеется словарь понятий:
«1.16. Рыночная цена – цена,
складывающаяся на рынке соответствующей
продукции (книг, АВД, электронных изданий) с
учетом экономической ситуации, тенденций спроса
и предложения, конкуренции».
Из цитаты понятно, что рыночная цена не
всегда одинакова, поэтому следует
ориентироваться на местный уровень цен.
Библиотекарь при оценке даров должен
руководствоваться ощущением реальности
происходящего, а именно: не оценивать слишком
дорого, чтобы не усугублять собственную
материальную ответственность, и не слишком
дешево, чтобы не стимулировать у читателя и у
себя самого небрежного отношения к книге.
Сразу оговоримся, что даже при
минимальном поступлении не следует захламлять
библиотеку ненужными или малозначительными
изданиями. Рекомендуем очень внимательно
отнестись к дарам по технике. Казалось бы, книга
С.М.Алексеева «Радио в школе»
может нам подойти, но год издания – 1953-й
заставляет задуматься о ее необходимости, в
технике с той поры произошло много изменений.
Взять книгу можно только для освещения редкой
темы «история техники». Даже издания по
компьютерным технологиям быстро устаревают
(нелишне проконсультироваться у преподавателя
информатики). Осмотрительность нужна при приеме
книг публицистического характера на
общественные темы, исторические мемуары и
исследования; изменения произошли и в географии
страны, что отражено в новых таблицах ББК. В
условиях школьной библиотеки нежелательно
принимать издания в тонких обложках. Их жизнь в
библиотеке слишком коротка.
Итак, пытаемся определить цену
издания – дара. Имеется два фактора:
коэффициенты и рыночная цена.
Коэффициенты были введены для
переоценки фондов и с 1994 года, согласно
постановлениям правительства (№ 967 и № 1148), имеют
минимальное и максимальное значения.
Чтобы не вычислять нужный коэффициент
каждый раз, рекомендуем при оценке даров
воспользоваться итоговыми коэффициентами,
предложенными В.В.Шиловым (Шилов В.В. Учет и
переоценка библиотечных фондов. Нормирование
недостачи. Консультация. – Научные и технические
библиотеки. – 1999. – № 11. – С. 33)
Для даров издания до 1991 года минимальное
произведение коэффициентов равно 1,95228, а
максимальное – 10,69056. Разница в произведениях
коэффициентов (с учетом деноминации) на первый
взгляд существенная.
Но даже там, где финансовыми органами
были выбраны максимальные коэффициенты для
переоценки фондов, стоимость получается просто
оскорбительной для книг. И это происходит не
только с книгами. Автору этих строк довелось при
сдаче материальных ценностей подписывать акт, в
котором мебельная стенка, купленная, видимо,
в 80-е годы, оценивалась в 2 рубля.
При оценке даров формальная задача
библиотекаря – умножить стоимость каждой книги,
у которой есть хоть какая-то изначальная цена, на
одно из предложенных произведений коэффициентов
и получить формальную стоимость книги на
сегодняшний день.
Итак, на конкретном примере покажем
оценку некоторых изданий.
Крейцвальд Ф.Р. Старинные эстонские
народные сказки. – Таллин, 1953. – 220 с. Стоимость 7
рублей 40 копеек. Вспоминаем, что после
деноминации 1961 года ее стоимость стала 74 копейки.
74 копейки умножаются на произведение
коэффициентов 1,95228. Получается минимальная
стоимость по коэффициентам –
1 рубль 44 копейки. Максимальная стоимость (74
копейки умножить на 10,69056 ) равна 7 рублям 91
копейке.
Библиотекарь видит, что книга хотя и с
желтыми страницами, но крепкая и, по сути,
является большой редкостью. Такая книга в
букинистическом магазине может стоить никак не
менее 30 рублей (в условиях больших городов и
дороже).
Есть более простой способ: известно,
что в среднем от советского времени все
подорожало в 30 раз. 74 копейки умножаются на 30.
Получается примерно 21 рубль. Как все же оценить?
На наш взгляд, истина всегда находится ближе к
середине. Можно взять цену по максимальному
коэффициенту (7,91) и рыночную стоимость (30 рублей)
и вывести серединную цену. Таким образом,
разумная цена редкой 50-летней книги в условиях
школьной библиотеки, пользующейся спросом, но с
черно-белыми картинками, устаревшим
полиграфическим решением и желтыми страницами,
равна 19 рублям.
Следующий пример:
Волков А.М. Семь подземных королей. – М:
Сов. Россия, 1976. – 223 с. Стоимость 97 копеек. Из
домашней коллекции, в очень хорошем состоянии.
По минимальному произведению
коэффициентов (97 умножить на 1,95228) стоимость
равна 1 рублю 89 копейкам. По максимальному (97
умножить на 10,69056) стоимость равна 10 рублям
37 копейкам. Предполагаем, что рыночная цена равна
30 рублям. Срединная цена книги (10,37 плюс 30 рублей)
– с учетом ценности для фонда, хорошего
состояния, популярности у читателей и
вероятности потери – должна быть не менее 20
рублей.
Подержанные книги неактивного спроса
с глубиной издания более 15 лет, как правило,
должны оцениваться дешевле.
Следующая книга: Андерсен Г.Х. Сказки.
Год издания 1994. Цены на книге нет никакой. Если в
эти годы были какие-либо поступления, предлагаем
посмотреть инвентарную книгу 1994 года и
сориентироваться в ценах. Если поступлений не
было, реально получить информацию в детской
библиотеке города. Стоимость книги
ориентировочно могла быть около 700 рублей.
Произведения коэффициентов 1994 года (по
В.В.Шилову) поквартальные: от 0,0095
до 0,00143 (минимум), т.е. от 6 рублей 65 копеек до 1
рубля, и от 0,008
до 0,00384 (максимум), т.е. от 5 рублей 60 копеек до 2
рублей 69 копеек.
В среднем стоимость книги 1994 года издания по
коэффициентам равна 4–5 рублям.
Сказки Андерсена – это бесценная
классика. Книга в твердом переплете, крепкая, но
сказок в ней немного. Рекомендуется оценить ее в
15–18 рублей.
После анализа прочитанного становится
ясно, что применение просто коэффициентов в
условиях школьной библиотеки является слабым
ориентиром в оценке даров. Необходимо оценивать
обязательно с учетом рыночной стоимости издания.
Рекомендуем библиотекарям держаться в
ценовом коридоре от 10 до 25 рублей. Эта
рекомендация не распространяется на особо
ценные издания типа энциклопедий, словарей,
справочников.
Аналогичным образом следует оценивать
и книги, принятые от читателей взамен
утерянных, если читатель не может назвать их
стоимость.
Правомерен вопрос библиотекарей о
разности в стоимости одной и той же книги. Одна
книга Андерсена, например, уже была в фонде, и при
ее списании использовались только переоценочные
коэффициенты. В акте указана стоимость – 2
рубля. При списании такой же точно книги, но
принятой в дар, будет стоять стоимость 15 рублей. В
этом нет ничего противоестественного. Книга,
принятая в дар, проходит по акту поступления в
фонд, составленному в 200... году. Другое время –
другие цены.
О технологии оформления оцененных
даров мы поговорим в следующем номере вкладки.
Ольга Козлова,
старший научный сотрудник
научно-методического отдела ГНПБ им.
К.Д.Ушинского
Публикация статьи произведена при поддержке компании "TeleTRADE". Компания "TeleTRADE" предоставляет полный спектр профессиональных услуг на валютном рынке FOREX. Большой опыт успешной работы, крупнейшая филиальная сеть, состоящая из 150 представительств в 20 странах мира, гарантии защиты Ваших средств на счетах от крупнейших международных банков, многочисленные награды, признание клиентами по всему миру и высочайшее качество всех предоставляемых услуг, являются гарантами Вашей успешной торговли на валютном рынке TeleTrade с компанией "TeleTRADE". Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами и прочесть полезные материалы о финансовых рынках можно на официальном сайте компании "TeleTRADE", который располагается по адресу http://www.teletrade.ru/
Сундук ученых слов
Вторичный документ – документ,
являющийся результатом аналитико-синтетической
переработки одного или нескольких первичных
документов. (Иначе говоря: библиографическое
описание, аннотация, реферат и т.п. – Ред.)
Информатизация – комплекс мер,
направленных на обеспечение оперативного
доступа к информационным ресурсам.
Информация – сведения,
воспринимаемые человеком и (или) специальными
устройствами как отражение фактов материального
или духовного мира в процессе коммуникации.
Источник:
ГОСТ 7.0 – 99 Информационно-библиотечная
деятельность, библиография.
Парадигма – (от греч. paradeigma –
пример, образец), исходная концептуальная схема,
модель постановки проблем и их решения,
господствующих в течение определ. ист. периода в
науч. сообществе. Смена П. представляет собой
науч. рев-цию.
Концепция – (от лат. conceptio –
понимание, система), определ. способ понимания,
трактовки к.-л. явлений; ведущий замысел,
конструктивный принцип различных видов
деятельности.
Источник:
Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. –
М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. |