Маски-подсказки
Методический карнавал типичных ошибок и ярких
находок в библиотечных уроках
В прошлом номере «БШ» (№ 24–2002) по просьбам
читателей мы начали мастер-класс по библиотечным
урокам. Но нельзя дать одну методику на все.
Однако во многих работах бывают типичные ошибки
и, наоборот, совершенно нетрадиционный подход к
построению урока независимо от темы. Мы
предложили кое-кому из наших постоянных авторов
разобрать несколько присланных на конкурс
уроков: ведь «разбор полетов» – важнейшая часть
любой профессиональной учебы. А чтобы никого не
обидеть, решили все имена спрятать под масками
новогоднего карнавала.
Благодарим всех, чьи материалы сегодня
использованы и, как и положено, всем, скрытым за
масками, вышлем причитающиеся гонорары.
И еще одно замечание. Все тексты приведенных
уроков даются без редакторской правки и с
авторскими заголовками. А ведь для всякого
читателя книга начинается с названия...
МАСКА
5
Тема
«Информационный поиск литературы для реферата»
...Успех личности в конце и
последующем столетии
будет зависеть от способности добывать,
оценивать и использовать информацию.
К.Озеров
Задачи урока:
1. Уметь самостоятельно вести
информационный поиск литературы для реферата,
знать методы информационного поиска.
2. Четко знать структуру реферата и
уметь грамотно его оформлять.
Ход урока
I. Словарная работа
Информация
1. Содержание сообщения, сигнала,
памяти, а также сведения, содержащиеся в
сообщении. (Информатика)
2. Сообщения об окружающем мире и
происходящих в нем процессах, воспринимаемые
человеком или специальным устройством.
Сообщение, осведомляющее о положении дел, о
состоянии чего-нибудь. (Ожегов)
Термин «информация» (от латинского
слова informatio) означает: набор каких-то сведений,
сообщение новых данных, изложение или
разъяснение какого-то понятия, знания вообще.
Подготовленная информация хранится в
памяти людей, закрепленная в материальной и
знаковой форме, которая воплощается в документе.
Поиск – действия ищущего, розыски
кого-нибудь, чего-нибудь, выявление.
Информационный поиск – процесс
отыскания (розыск) в некотором множестве текстов
(документов) всех таких, которые посвящены
указанной в запросе теме или содержат нужные
читателю факты, сведения.
Методы информационного поиска:
1. Документальные, в том числе
биографические.
2. Фактографические (справочная
литература, Интернет).
II. Объяснение нового материала
Ввод в тему занятия
1. Дать определение таким понятиям, как
реферат, доклад и сообщение, сравнительная
характеристика.
Реферат – краткое изложение (в
письменной форме) содержания книг, статей на
определенную тему; доклад по той или иной
проблеме, подготовленный на основе глубокого
анализа первоисточника и другой литературы,
обобщение фактического материала. Сравнить
реферат с другими видами самостоятельной работы:
сообщение – известие.
Доклад – публичное сообщение,
развернутое изложение какой-то темы. (Научный
доклад – основан на принципах науки,
отвечающий требованиям науки.)
Последовательность работы над
рефератом
I этап работы над рефератом
Изучение темы
1. Иногда надо уточнить термины в
названии темы по справочной литературе.
2. Установить границы: территорий,
времени и так далее.
II этап работы над рефератом.
Поиск литературы
Методы информационного поиска:
1. Каталоги, картотеки. Какие виды
каталогов и картотек дети знают:
– по форме издания (книжные, карточные,
кардаксы, компьютеры);
– по видам изданий (каталоги нот,
репродукций, рукописей и тому подобное);
– по способам группировки материала
(АК, СК, предметный);
– чем отличается АК от СК; СК от СКС.
2. Библиографические пособия
(повторить, что это такое, для чего они нужны).
(Дети просматривают библиографические
пособия.)
3. Внутрикнижные, внутристатейные
списки литературы. (Дети просматривают книги и
журналы.)
Метод «снежного кома»
Отражение найденных источников в
своей рабочей картотеке. (Показать пример
рабочей картотеки.)
III этап – отбор литературы.
IV – изучение литературы.
V – написание реферата.
Структура реферата
1. Введение – обоснование
актуальности темы реферата, сформулировать
вопросы, которые намереваешься раскрыть в
работе, краткий обзор изученной литературы,
краткий анализ изученных источников. – Объем 2
стр.
2. Основная часть – рассмотрение
путей и способов решения вопросов, поставленных
во введении, и конкретное описание на основе
изучения литературных источников, наблюдений и
собственного опыта. – Объем 10 стр.
Сноски – 2 способа:
1) подстраничный;
2) номер источника по списку литературы
и номер страницы [6; с. 8–10].
3. Заключение – краткие выводы по
изложенному в реферате материалу.
4. Список литературы – стандарт
расположения документов – строгий алфавит
(показать пример списка литературы и каталожные
карточки с библиотечным описанием, дети должны
сравнивать и самостоятельно делать вывод).
III. Практическая работа
Составить список литературы как для
реферата по заданным темам, используя СКС,
указатели.
Вывод
Чтобы грамотно и качественно
подготовить и написать реферат или другой вид
научно-исследовательской работы (курсовая,
дипломная), надо уметь самостоятельно находить
литературу, используя различные методы
информационного поиска. Библиограф К.Озеров
сказал: «...успех личности в конце и последующем
столетии будет зависеть от способности добывать,
оценивать и использовать информацию».
Рекомендуемая литературе по теме:
1. Иоффе А. Долой лотерею из двадцати
билетов!: Школьный реферат и проблемы его
написания // Учительская газета. 1998. – № 45. – С. 17.
2. Организация самостоятельной работы
студентов по предметам педагогического цикла /
Сост. Т.А.Яркова. – Тобольск: ТГПИ, 1994, – С. 21–22.
3. Салокина А. Последовательность
работы над рефератом.// Шк. экон. журнал. – 1996. – №
4. – С. 43–46.
Необходимая наглядность для урока
1. Плакаты:
а) перечень методов информационного
поиска;
б) примеры сносок (подстрочный и номер
источника по списку литературы и номер страницы);
в) список литературы;
г) список рекомендованной литературы
по теме урока.
У каждого учащегося на столе лежат:
2. Библиотечные пособия, книги и
журналы, где есть списки литературы; каталожные
карточки с библиографическим описанием.
3. Каталоги и картотеки.
4. Индивидуальный рабочий лист.
Индивидуальный рабочий лист
Фамилия, имя _________________________________
Дорогие ребята!
Приглашаю вас к работе!
1. Дайте, пожалуйста, толкование
следующих понятий:
– информация;
– информационный поиск;
– сообщение;
– доклад;
– реферат.
2. Назовите пути информационного
поиска:
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
3. Укажите структуру реферата
(перечислите его основные элементы)
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
Можете использовать толковый словарь
Ожегова и другие источники, а также дать свое
определение вышеперечисленных понятий.
Желаю успехов! |
КРИТИК
Информационный поиск литературы для
реферата
Работа посвящена важной для любой
школы теме – обучению детей информационному
поиску с целью грамотного подбора материалов и
написания рефератов, которые современные
школьники пишут чуть ли не с пеленок. Только вот
толково составить и оформить его умеют далеко не
все. Прекрасная практическая задача,
профессионально решенная автором.
Урок разбит на три части:
1) словарная, где детей знакомят с
основными понятиями и логически подводят к
осмыслению темы занятия;
2) содержательная, раскрывающая этапы
работы над рефератом, их последовательность и
наполнение;
3) практическая, во время которой
учащиеся составляют списки литературы (скорее
всего по темам, над которыми они уже работают).
Данный урок имеет хорошее наглядное
оформление: плакаты с перечнем методов
информационного поиска, примерами сносок,
образцами списков литературы. Детям также
выдаются для ознакомления библиографические
пособия. Замечательна идея автора –
«Индивидуальный рабочий лист». Это своеобразная
обратная связь, проверяющая, что дети смогли
усвоить на уроке. Заполняя данный лист, учащиеся
вспоминают основные моменты прошедшего занятия
и его ключевые понятия.
Хочется отметить хорошее оформление
сценария. Все ясно и логично изложено.
Присутствуют необходимые элементы, как то:
задачи урока, его основные этапы, выводы,
рекомендуемая литература, перечень наглядного
оформления, образец «Индивидуального рабочего
листа». Только, к сожалению, автор забыла указать,
на какие классы рассчитан данный урок. Хотелось
бы это уточнить. Интересно было бы узнать также,
по каким источникам (кроме словаря Ожегова)
ребята осуществляют информационный поиск. И
конечно же, целесообразно вести данный урок,
используя в качестве конкретных примеров темы
рефератов, над которыми учащиеся работают в
данное время.
Неплохо бы предложить детям прямо в
ходе урока самим (в командах или индивидуально) с
помощью различных справочных пособий определить
значение новых, неизвестных им терминов,
появившихся во время знакомства с темой.
Библиотекарь затем обобщает и комментирует эту
работу, делает выводы и предлагает следующее
практическое задание. Таким образом дети имеют
возможность действовать самостоятельно, активно
искать новые знания.
(На наш взгляд, работа грешит серьезным
недостатком, который не отметил рецензент:
неточностью формулировок. «Методы
информационного поиска» встречаются дважды, и
стоит за ними – разное. В первом случае
просится слово «виды информационного поиска», а
во втором – «пути информационного поиска».
Раздел «Изучение темы» логичнее было бы назвать
«Уточнение темы». Подобные неточности создают
путаницу даже в головах взрослых читателей. – Ред.)
МАСКА
6
К.И.Чуковский (1882–1969)
Игра-путешествие по произведениям К.И.
Чуковского
Для младших школьников
Оборудование
1. Репин И.Е. «Портрет К.И.Чуковского»,
фото разных лет.
2. Книжная выставка «Мудрый сказочник».
Эпиграф: «Если сложить все тропинки
радости, которые проложил Чуковский к детским
сердцам, получится дорога до Луны» (С.Образцов).
I раздел. «Сказочник» (произведения
К.И.Чуковского разных лет издания).
II раздел. «Литературовед»
(представлены книги: «Мастерство Некрасова». –
М., 1962; «Мой Уитмен». – М ., 1966; «Современники». – М.,
1962 и другие).
III раздел. «Переводчик» (произведения
Дефо, Распэ, Твена, Киплинга и другие).
3. Выставка рисунков детей.
Ход мероприятия
(Звучит вступление из оперы-сказки
Л.Пригожина «Доктор Айболит и обезьяны».)
Ведущий. Сегодня мы собрались в
этом зале, чтобы отметить день рождения одного
веселого и жизнерадостного человека, который
любил детей и посвятил им много стихов и сказок.
Даже родился он
1 апреля, который считается днем шуток, веселья и
смеха. Было это в 1882 году. Так что, если бы
писатель был жив, ему исполнилось бы сейчас 120
лет. Итак, о ком сегодня пойдет речь? Правильно,
о Корнее Ивановиче Чуковском! Почти всю свою
жизнь Чуковский прожил в Санкт-Петербурге
(Ленинграде). По профессии он был литературный
критик, свою профессию очень любил, и если бы ему
сказали, что он будет знаменит как детский
писатель, он бы, наверное, очень удивился. Детским
поэтом и сказочником Чуковский стал совершенно
случайно. Вот как это вышло.
Заболел его маленький сынишка в г.
Хельсинки, и Корней Иванович вез его домой в
ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал,
плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал
рассказывать ему сказку. Мальчик перестал
капризничать, слушал, не отрываясь, а потом
спокойно уснул. Наутро, едва проснувшись, он
тотчас же потребовал, чтобы отец снова рассказал
ему вчерашнюю сказку.
Быть может, этот случай и не имел бы
никаких последствий. Но вскоре с Корнеем
Ивановичем вновь произошло нечто подобное. Он
сидел за своим письменным столом и работал над
статьей, которую ему заказал научный журнал.
Вдруг он услышал громкий плач. Это плакала его
младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно
выражая свое нежелание мыться. Чуковский вышел
из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно
для себя тихо сказал ей:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам! Стыд и срам!
С тех пор прошло много лет, а
произведения К.И.Чуковского знают не только в
России, но и в других странах.
Высокий рост, длинные руки с большими
кистями, крупные черты лица, большой любопытный
нос, щеточка усов, непослушная прядь волос,
свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза –
такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
Кстати, Корней Иванович Чуковский – это
литературный псевдоним. А знает ли кто-нибудь из
вас настоящее имя писателя? (Николай Васильевич
Корнейчуков.)
«У-у-у-у, Чуковский! – сказали
некоторые из вас в начале нашей встречи. – О нем с
детства все и всё знают». Вот сегодня мы и
проверим, действительно ли всё. Я приглашаю вас в
путешествие.
Станция I. Вокзальная
На каждом вокзале есть билетная касса.
В нашем путешествии участвует тот, кто назовет
произведение Чуковского. За каждый правильный
ответ дается билет (жетон).
Итак, отправляемся в путь!
Станция II. Загадкино
Корней Иванович Чуковский был очень
трудолюбивым человеком. «Всегда, – писал он, –
где бы я ни был: в трамвае, в очереди, – я сочинял
загадки для детей». (Дети по очереди читают
наизусть загадки и отгадывают их.)
1. Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо, –
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое. (Яйцо и цыпленок.)
2. Паровоз
Без колес!
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел! (Пароход.)
3. Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня! (Крапива.)
4. Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят
У дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы и зубы.)
5. Была телега у меня,
Да только не было коня.
И вдруг она заржала,
Заржала – побежала.
Глядите, побежала телега без коня! (Грузовик.)
6. Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная! (Коньки и лед.)
7. Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну – обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало.)
8. Лежу я у вас под ногами,
Топчите меня сапогами,
А завтра во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковер.)
9. Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут. (Автомобили.)
10. Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька.)
11. Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа.)
12. На малину налетели,
Поклевать ее хотели,
Но увидели урода –
И скорей из огорода!
А урод сидит на палке,
С бородою из мочалки. (Птицы и огородное пугало.)
13. Если бы сосны да ели
Бегать и прыгать умели,
Они от меня без оглядки умчались бы,
И больше со мной никогда не встречались бы,
Потому что – скажу вам, не хвастая, –
Я стальная, и злая, и очень зубастая. (Пила.)
14. Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну. (Иголка.)
15. Много этого добра
Возле нашего двора,
А рукою не возьмешь
И домой не принесешь.
Маша по саду гуляла,
Собирала, собирала,
Поглядела в кузовок –
Там и нет ничего. (Туман.)
16. Я великан: вон ту громадную,
Многопудовую плиту
Я словно плитку шоколадную
Вмиг поднимаю в высоту. (Подъемный кран.)
17. Я лаю со всякой
Собакой.
Я вою
Со всякой совою,
И каждую песню твою
Я вместе с тобою
Пою.
Когда же вдали пароход
Быком на реке заревет,
Я тоже реву:
«У-у!» (Эхо.)
18. Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёж.)
19. Вдруг из черной темноты
В небе выросли кусты,
А на них-то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
И все улицы под ними
Тоже стали голубыми,
Пунцовыми, золотыми,
Разноцветными. (Салют.)
Станция III. Рифмочка (Доскажи
словечко)
1. В огороде-то на грядке
Вырастают… (Шоколадки; «Чудо-дерево».)
2. У тебя на шее вакса,
У тебя под носом… (Клякса; «Мойдодыр».)
3. Пошла муха на базар
И купила… (Самовар; «Муха-Цокотуха».)
4. Робин Бобин Барабек
Скушал сорок… (Человек; «Барабек».)
5. Ехали медведи
На… (Велосипеде; «Тараканище».)
6. И стояли у ворот
Скрюченные елки,
Там гуляли без забот
Скрюченные… (Волки; «Жил на свете человек».)
7. И снова медведь:
– О, спасите моржа!
Вчера проглотил он
Морского… (Ежа; «Телефон».)
8. Загляни-ка ты в кадушку –
И увидишь там… (Лягушку; «Федорино горе».)
9. Прибегали лягушата,
Поливали из… (Ушата; «Путаница».)
10. Милая девочка Лялечка!
С куклой гуляла она
И на Таврической улице
Вдруг увидала… (Слона; «…»)
Станция IV. Героическая
В сказках К.И. Чуковского огромное
количество героев. Вспомним некоторых из них. (В
первых классах можно показать букву, с которой
начинается слово.)
1. Добрый доктор, лечивший зверей и
птиц. (Айболит.)
2. Славная собака из сказочной повести
«Доктор Айболит». (Авва.)
3. Толстокожее животное, которое
провалилось в болото. (Бегемот.)
4. Отважный лилипут, одолевший колдуна
и чародея Брондуляка. (Бибигон.)
5. Карлик, подаривший собаке Авве
красивый ошейник. (Бамбуко.)
6. Злая сестра доктора Айболита. (Варвара.)
7. Удалец, проглотивший злодея в сказке
«Тараканище». (Воробей.)
8. Птицы, прославлявшие с каланчи
Воробья. (Грачи.)
9. Обезьяна, пугавшая детей акулой
Каракулой в стихотворении «Бармалей» (Горилла.)
10. Домашняя птица, в которую
превратился злой колдун и чародей Брундуляк. (Индюк.)
11. Смельчак, одолевший Паука в
стихотворении «Муха-Цокотуха». (Комар.)
12. Утка доктора Айболита. (Кика.)
13. Попугай, вытащивший ключ у Бармалея
и освободивший из тюрьмы своих друзей. (Карудо.)
14. Бабушка, которая принесла
имениннице Мухе мед. (Пчела.)
15. Имя моряка, на корабле которого плыл
в Африку Айболит. (Робинзон.)
16. Страшный великан, которого
проглотил удалой Воробей. (Таракан.)
17. Бабушка, от которой сбежала посуда. (Федора.)
18. Сестра Бибигона, которую стерег на
Луне дракон Караккакон. (Цинцинелла.)
Станция V. Бюро находок
Некоторые герои потеряли вещи.
Вспомним, в какие произведения мы могли бы их
вернуть.
1. Башмаки («Чудо-дерево»).
2. Блюдца («Федорино горе»).
3. Велосипед («Тараканище»).
4. Градусник («Айболит»).
5. Калоши («Телефон»).
6. Мыло («Мойдодыр»).
7. Мочалка («Мойдодыр»).
8. Одеяло («Мойдодыр»).
9. Подушка («Мойдодыр»).
10. Посуда («Федорино горе»).
11. Самовар («Муха-Цокотуха»,
«Федорино горе»).
12. Умывальник («Мойдодыр»).
13. Ушат («Путаница»).
14. Утюги («Федорино горе»).
Станция VI. Федорино море
Один из учеников школы (класса)
переписывал в библиотеке названия
стихотворений, но допустил ошибки. Назовите
стихотворение правильно.
1. «Арболит» («Айболит»).
2. «Гадость» («Радость»).
3. «Кармалей» («Бармалей»).
4. «Козауси и Мауси» («Котауси и
Мауси»).
5. «Крашеное солнце» («Краденое
солнце»).
6. «Нофелет» («Телефон»).
7. «Пил на свете человек» («Жил на
свете человек»).
8. «Пуганица» («Путаница»).
9. «Ужики смеются» («Ёжики смеются»).
10. «Худо-дерево» («Чудо-дерево»).
Станция VII. Кроссвордная
Участвуют игроки, набравшие большее
количество жетонов. (См. приложения № 1–7, ответы
– приложение
№ 8; также можно использовать кроссворды,
составленные детьми.)
Заключительное слово ведущего
Вот и закончилось наше путешествие.
Еще много раз вы встретитесь с произведениями
К.И.Чуковского (обзор книг, представленных на
выставке).
(Подведение итогов игры, награждение
победителей.)
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы: «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»
Использованная литература:
1. Заикина А. и др. Умные кроссворды. –
М.: Лист, 1999.
2. Сулим С.М. Литературный праздник, посвященный
творчеству К.И.Чуковского//Нач. шк.–1990.–№ 4.–С.
77–80.
3. Сухин И.Г. Литературные викторины, тесты и
сказки-загадки. – М.: Нов. шк. – 1998.
Рекомендательный список
литературы о жизни и творчестве
Вся жизнь – творчество
1. Андроников И.К.И.Чуковский// Прометей:
вып. 8.–М., 1972.–С. 366–367.
2. Бутыльская И. Шпага для Бибигона //
Первое сентября. – 2000. –
№ 83. – С. 6.
3. Иванова Е.К.И.Чуковский //
Энциклопедия для детей: т. 9. Рус. лит.
Ч. II. ХХ век. – М., 1999. – С. 231–240.
4. Ильина Н.И. Корней Иванович // Тот же.
Судьбы.– М., 1980. – С. 249–303.
5. Минералова И.Г. К.И.Чуковский //
Русские детские писатели ХХ века: Биобибл.
словарь. – М., 1998. –
С. 481–485.
6. Сатуновский Я. Корнеева строфа:
Заметки о творчестве К.И.Чуковского // Дет. лит-ра.
– 1995. – № 1–2. – С. 19–25.
7. Успенский Л. От имени Бармалея // Круг
чтения. – 1990. – М., 1990. – С. 26.
8. К.И.Чуковский (1882–1969) // Жили-были. –
1996. – № 4. – С. 2–3.
Почитаем – поиграем. (В помощь
педагогу.)
Сценарии. 1. Бесова М.В. В гостях у
Корнея Чуковского//Тот же. В школе и на отдыхе. –
Ярославль, 1997. – С. 134–139.
2. Кузнецова Э.Г. Литературный праздник,
посвященный К.И.Чуковскому // Тот же. Игры,
викторины, праздники в школе и дома. – М., 2000. – С.
53–61.
3 Симонова Л., Болгова Л. День рождения
волшебника: Муз. игра – путешествие по сказкам
К.И.Чуковского // Читаем, учимся, играем. – 1998. – №
3. – С. 100–102.
4. Сорокина И.В. Именины Мухи-Цокотухи:
герои К.Чуковского в гостях у первоклассников
//Читаем, учимся, играем. – 1998. – № 7. – С. 8–10.
5. Сулим С.М. Литературный праздник,
посвященный творчеству К.И.Чуковского // Нач. шк.
– 1990. – № 4. – С 77–80.
Кроссворды. 1. Вьюн А., Вьюн В.
Сказочник Корней Чуковский // Пионер. правда. –
2001. – № 12. – С. 3.
2. Заикина А. и др. Умные кроссворды. –
М., 1999. – С. 58–59, 63–65, 94.
3. Миронова М. Кроссворд по сказкам
К.И.Чуковского//Жили-были. – 1998.–№ 8.–С. 16
(ответы–№ 9.–С. 16).
4. Саяхова А. Кроссворд – тест по
стихотворению К. Чуковского «Путаница» // Пионер.
правда. – 1999. – № 26. – С. 1.
5. Сухин И. «Телефон»:
кроссворд-тест//Мурзилка.–1998.–№ 11–12.–С. 47.
6. Сухин И. «Путаница»
кроссворд-тест//Мурзилка.–1999.–№ 1.–С. 19.
КРИТИК
Игра-путешествие по произведениям
К.И.Чуковского
для младших школьников
Работа посвящена творчеству одного из
самых любимых детских писателей и рассчитана на
тот самый возраст, когда его еще читают и помнят.
В сценарии урока в той или иной форме
упомянуты основные детские произведения
Чуковского и их герои. Они легко узнаваемы, и
встреча детей с ними радостна. Не забыто
оформление урока. Ребята знакомятся с портретом
и фотографиями замечательного сказочника, а
также с выставкой его книг (правда, на ней
творчество Корнея Ивановича освещено столь
широко, что выходит за рамки интересов начальной
школы).
Автор проделала большую и кропотливую
работу по отбору и обработке материалов о
писателе. Ее рассказ о нем краток, доступен и
интересен малышам. Это ведь так увлекательно –
узнать, как Чуковский совершенно случайно стал
сказочником или как он придумал незабываемое
«А нечистым трубочистам – стыд и срам!».
Основная часть урока – это игра и
путешествие по всем произведениям Корнея
Ивановича. Здесь дети побывают на разных
станциях (путешествуем ведь). На станции
«Загадкино» они отгадывают стихотворные
загадки, на станции «Рифмочка» должны досказать
нужное словечко, на «Героической» вспоминаются
все герои произведений Чуковского, на станции
«Кроссвордная» разгадываются забавные
кроссворды. На станции «Федорино море» ребята
исправляют ошибки в написании названий
произведений Корнея Ивановича. Вот, например, как
правильно называется известное стихотворение –
«Гадость» или «Радость»? А в «Бюро находок» дети
определяют вещи, утерянные из разных книг
Чуковского.
Думаю, на этом уроке-викторине ребята
не скучали. Там знай только поспевай – вспоминай,
соображай и отвечай на многочисленные веселые
вопросы. Здесь и память задействована, и
сообразительность, и смекалка. Большой плюс
данного урока в том, что автор завершила его
чисто библиотечным действом – обзором книг,
представленных на выставке. Свою работу она
сопроводила также списком использованной
литературы, разнообразными вариантами
кроссвордов, а также рекомендательным списком
литературы о жизни и творчестве К.И.Чуковского.
Хотя по своему содержанию данный список
предназначен скорее в помощь педагогам и
родителям.
Работа выполнена традиционно, добротно,
профессионально. Данный сценарий можно сразу
использовать в работе любой школьной библиотеки.
МАСКА
5
Тема библиотечного урока
«Справочная литература
для детей младшего школьного возраста».
2-й класс
I часть урока.
Ребята, сегодня у нас новая тема:
«Справочная литература для детей». Чтобы узнать,
какая литература относится к справочной, как она
построена и как пользоваться этой литературой,
мы должны попасть в волшебную страну
«Почемучляндию», а в дорогу мы возьмем с собой
шестерку верных слуг. Послушайте, что написал о
них писатель Киплинг (автор сказки «Маугли»):
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых,
И все, что вижу я вокруг,
Все знаю я от них.
Они по знаку моему являются в нужде.
Зовут их: «как и почему, кто, что, когда и где».
Как вы думаете, ребята, что это за
верные слуги? Конечно же, это вопросы, которые
рождаются в ваших головках. А как часто вы
используете эти вопросы? Наверное, очень часто.
Но если появились вопросы, то надо
искать ответы.
Таким образом, мы с вами имеем ответы
на все «почему». Во-первых, спрашиваем у
родителей и учителей. Но ни один человек не может
знать все на свете.
Тогда где же еще мы будем искать
ответы? Правильно, конечно же, в книгах. Но и книги
разные, и не все книги могут дать нужный и
правильный ответ. Поможет нам Почемучляндия, где
живут особые книги, книги, которые помогают людям
ответить на различные вопросы: почему Земля
круглая, отчего крапива жжется или зачем птицы
поют? А создают эти книги ученые. В таких книгах
мы не найдем сказок или стихов. Именно такие
книги называют справочниками.
Справочные книги, или справочная
литература, как раз находятся в стране
Почемучляндии. А страна эта огромна.
В ней живут и словари; кстати, со словарями вы
уже познакомились на уроках русского языка.
(Спросить у детей, какие словари они знают,
показать еще раз знакомые им орфографические
словари, а также толковые и двуязычные.)
Ребята, словари – это сборники слов,
которые помогают нам при написании слов,
толковании слов, при переводе с одного языка на
другой. Но кроме словарей в Почемучляндии живут и
другие виды справочной литературы. Например, справочники
– это книги, которые дают нам какие-либо
сведения, справки. Какие вы знаете справочники?
(Дети отвечают – телефонные, адресные и так
далее. Далее познакомить со справочником
«Литература» из серии «Справочник школьника».)
Но, конечно же, королевой справочной
литературы является энциклопедия (в переводе
с греческого «круг знаний»). Энциклопедии бывают
разные. Есть энциклопедии, которые могут
ответить на различные ваши вопросы, – в одной
энциклопедии вы сможете найти материал о морях и
о животных, о камнях, о писателях и многое другое.
Такие энциклопедии называются универсальными, и
более подробно мы с ними познакомимся в 3-м
классе. К таким «разносторонним» энциклопедиям
относятся книги: «Что такое? Кто такой?», «Скажи
мне почему?» и другие.
А есть энциклопедии, которые ответят
на вопросы только по определенной теме. Например,
энциклопедия «Живой мир», «География» и другие,
выпускаемые издательством «Росмэн». Но не так-то
просто, ребята, найти ответы в справочной
литературе. Надо хорошо знать, как построена
книга. Давайте повторим тему предыдущего урока
«Структура книги». (Дети вспоминают и называют
элементы книги. Далее каждый ребенок должен
сравнить художественную книгу и справочную.)
Следует вывод: чтобы уметь быстро находить
ответы на вопросы, надо познакомиться со
вступительной статьей, которая объяснит, как
работать с данной книгой.
Далее смотрим оглавление и указатели
(все понятия, которые отражены в книге,
расположены по алфавиту с указанием страницы, на
которой надо искать данное понятие).
Далее более подробно рассмотреть
детскую справочную литературу («Что такое? Кто
такой?», «Детская энциклопедия» издательства
«Росмэн», Леокоум «Скажи мне почему», «Все обо
всем» и другие).
II часть урока (практическая).
Ребята, к нам пришел дедушка Знай. Он
просит нас помочь ему. Оказывается, что дедушка
Знай отправился в страну Почемучляндию, но
повстречал Незнайку, а вы, ребята, сами знаете,
какой Незнайка (толком ничего не знает, учиться
ему лень, любит приврать и тому подобное). Так вот
этот Незнайка так заговорил, запутал старенького
дедушку, что тот забыл, как попасть в волшебную
страну, как найти ответы на вопросы,
а вопросов-то у дедушки очень много. Ну что,
ребята, поможем?
(Разделить классы на 3 команды, выбрать
в каждой команде по капитану, дать название
командам: «Почемучки», «Книголюбы»,
«Любознательные».)
Разминка. Нарисуем план поиска
ответа на любые «почему». (Вопрос ® вступительная
статья или аннотация ® содержание ® оглавление и
указатели ® ответ.) Каждая команда рисует план на
альбомном листе, который нужно заранее
приготовить для каждой команды.
Далее каждой команде задаются вопросы,
которые принес дедушка Знай. Дети соревнуются. За
правильный ответ команда получает жетон.
Выигрывает та команда, которая набирает больше
жетонов.
Вопросы командам:
1. Зачем деревьям нужны листья?
(Леокоум. Скажи мне почему, гл. 1, с. 46.)
2. Что такое оригами?
3. Почему крапива жжется?
4. Существовали ли драконы на самом
деле? (Все обо всем, т. 3., с. 234.)
5. Кто такие рыцари? (Все обо всем, т. 7, с.
18.)
6. Плачут ли крокодилы? (Все обо всем, т.
7, ч. 3, с. 271.)
7. Где живет крокодил? (Почемучка, гл.
«Дом, где мы живем», с. 27.)
8. Отчего у елки зеленые иголки?
(Почемучка, гл. «Про зеленые леса и лесные
чудеса».)
9. Почему Луна не падает на Землю?
(Почемучка,
гл. «В солнечном царстве – космическом
государстве», с. 62.)
10. Почему совы могут охотиться в
темноте? (Почемучка, гл. «Про зеленые леса и
лесные чудеса, с. 190.)
11. Где растут бананы? (География,
Росмэн, с. 67.)
12. Что такое деревня? (География, с. 44.)
13. Рыба – морской черт – глубоководные
жители океана. (География, с. 26.)
14. Животные – хищники. (География, с. 44.)
15. Где живет Русалочка из сказки
Андерсена? (Дания.) (Что такое? Кто такой?, т. 1,
с. 37.)
16. Зачем варят кашу из дерева? (Бумага.)
(Что такое? Кто такой?, т. 1, с. 188.)
17. Как жаворонок предсказывает погоду?
(Что такое? Кто такой?, т. 2, с. 8.)
18. Почему в океане бьют фонтаны? (Киты.)
(Что такое? Кто такой?, т. 2., с. 125.)
19. Почему медведь лапу сосет? (Что
такое? Кто такой?,
т. 2, с. 321.)
20. Почему зайца дразнят косым? (Что
такое? Кто такой?, т. 2, с. 32.)
21. Что такое словари и справочники? (Что
такое? Кто такой?, т. 3, с. 93.)
22. О русском поэте Аф.Аф.Фете.
(Литература: Справочник школьника, с. 514.)
23. О А.С.Пушкине. (Литература:
Справочник школьника, с. 503.)
24. О М.Ю.Лермонтове. (Литература:
Справочник школьника, с. 240.)
25. О солнце (Что такое? Кто такой?, т. 3, с.
106.)
26. Динозавры. (Детская энциклопедия.
Росмэн, с. 37.)
27. Откуда взялись моря? (Детская
энциклопедия. Росмэн, с. 36.)
28. Как жили древние египтяне? (Детская
энциклопедия. Росмэн, с. 62–63.)
29. Почему происходит смена времен года?
(Времена года.) (Детская энциклопедия. Росмэн,
с. 14–15.)
30. Как появился алфавит? (Детская
энциклопедия. Росмэн, с. 80.)
Для урока необходима наглядность:
1. Табличка «Почемучляндия».
2. Вопросы: «Что?», «Где?», «Как?»,
«Когда?», «Почему?», «Зачем?»
3. Вопросы для соревнования.
4. Для капитанов – эмблемы с названием
команд.
5. Жетоны трех цветов.
6. Куклы: Незнайка и гном дедушка Знай.
7. Выставка справочной литературы для детей
младшего школьного возраста.
КРИТИК
Справочная литература
для детей младшего школьного возраста
2-й класс
Библиотечный урок в игровой форме, с
использованием сказочных персонажей знакомит
второклассников с серьезными вещами –
справочной литературой. Причем акцент делается
на детские энциклопедии. Из вступления сразу
становится ясно, что библиотекарь ведет цикл
занятий и данный урок – не первый. Дети,
например, уже знакомы со структурой книги. Удачно
наглядное оформление урока: таблицы с основными
понятиями, выставка книг, эмблемы команд и даже
куклы-участники.
Занятие можно разбить на три части:
вступление, обзор справочной литературы и
викторина. В своем вступительном слове
библиотекарь ясно, логично и доступным языком
объясняет малышам необходимость данного
занятия, почему им необходимо знакомиться со
справочной литературой. А затем рассказывает им
о детских энциклопедиях, попутно спрашивая о
ранее изученном материале. Например, учащиеся
должны перечислить элементы книги и «каждый
ребенок должен сравнить художественную книгу и
справочную». Солидные задачи.
Практическая часть проводится в виде
командных соревнований. Ее достоинство в том, что
дети рисуют алгоритм информационного поиска –
план поиска ответа на любые «почему»: вопрос ®
вступительная статья или аннотация ® содержание
® оглавление и указатели ® ответ. Чудесная идея!
Дети сначала проговорят, затем нарисуют и,
конечно же, запомнят этот алгоритм.
В ходе данного урока проводится
викторина. Команды отвечают на вопросы дедушки
Зная и стремятся, естественно, к победе. Только
здесь сразу возникает вопрос: дети заранее
прочитали ряд энциклопедий и были готовы к
поиску нужных ответов или же по этим (довольно
объемным для малышей) изданиям искали нужную
информацию в ходе викторины? Хотелось бы это
уточнить, т.к. предложенный перечень вопросов
обширен
(30 позиций) и серьезен. Думается, он выходит за
рамки программы 2-го класса даже гимназии.
Например, дети должны ответить, кто такие рыцари,
древние египтяне, найти биографические сведения
о писателях. Для использования им также
предложены энциклопедии не совсем по возрасту –
справочник школьника по литературе,
энциклопедия «География». Думаю, для
второклассников сложны вопросы № 15 (Где живет
Русалочка из сказки Андерсена – в воде? в море? в
Дании?). Дети уже знали ответ или искали его на
викторине?
В целом урок удачен по форме проведения, яркому
оформлению, но его содержательная часть сложна
для второклассников, а главное – из сценария
непонятно, как они выполняют задания.
Маски авторов и критиков
рисовала Елена Суховерхова.
Карнавал уроков мы продолжим и в
следующих номерах. И надеемся, что «люди в
масках» помогут вам в нелегком деле разработки
библиотечных уроков. Верим, что, прочитав эти
материалы, вы скажете: «Маска, я тебя знаю. Ты мой
друг и помощник, ибо твой труд, твой урок, помог
мне избежать типичных ошибок и найти новые идеи».
|