Подробности
Елена Баханская
Все о вашей библиотеке
Здравствуйте! Я работаю
библиотекарем 43 года,19 из них в школьной
библиотеке, но как сказала директор лицея в этом
году, я неправильно составляю годовой план
работы библиотеки. Нужна более новая схема плана,
хотя по этой схеме я пишу план уже много лет.
Может быть, действительно где-то была та самая
новая схема, а я ее проглядела?
Валентина Ивановна Шарова,
г. Зеленогорск
Единой и обязательной формы плана и
отчета, отраженной в каком-либо регламентирующем
документе (инструкции, письме Минобразования и
т.д.), не существует. Зачастую библиотекари
подстраиваются под те схемы планово-отчетной
документации и требования, которые существуют в
конкретном учреждении.
Предлагаем вам очень подробные методические
рекомендации по подготовке плана/отчета.
|
Елена Васильевна Баханская
–
методист отдела информационного и
учебно-методического обеспечения окружного
методического центра Северо-Западного округа
Москва |
НЕСКОЛЬКО ОБЩИХ ЗАМЕЧАНИЙ
План и отчет работы библиотеки –
главные документы, которые характеризуют
деятельность школьной библиотеки.
Основная цель этого материала –
помочь школьному библиотекарю грамотно и четко
спланировать свою деятельность в текущем году,
обдумать, какие формы и методы работы лучше
использовать в помощь учащимся и педагогам, а
затем убедительно отчитаться.
При составлении плана/отчета
библиотекари не всегда отражают в нем все виды
работ. Как правило, основное внимание уделяется
информационной и воспитательной работе, а
внутренняя работа и ведение финансовой
документации остаются неучтенными.
План/отчет, составленный без должного
отражения всех необходимых составляющих,
негативно влияет на всю работу библиотекаря и на
ее оценку администрацией школы.
С учетом этого и были разработаны
методические рекомендации к составлению
плана/отчета работы школьной библиотеки.
План/отчет состоит из 8 разделов. А в
приложении дан перечень основной
внутрибиблиотечной документации школьной
библиотеки.
Обращаю внимание библиотекарей, что работа
с фондом учебников не входит в основной план
работы. Она отражается в отдельном
плане/отчете, поскольку является дополнительной,
и за нее полагается доплата.
Эти примерные схемы отражают все основные
направления и виды работ школьной библиотеки и носят
рекомендательный характер, поэтому вовсе не
обязательно в план конкретной школы вносить и
выполнять все виды работ. Среди перечисленных
видов работ библиотекари выбирают те, которые
они выполняют в своей школе, и отражают их в своих
планах с учетом особенностей школьной программы
и учебного плана.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ГОДОВОГО ПЛАНА/ОТЧЕТА
РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ
(методические рекомендации)
I. Задачи библиотеки
– обеспечение учебно-воспитательного
процесса и самообразования путем
библиотечно-библиографического и
информационного обслуживания учащихся и
педагогов.
– формирование у школьников навыков
независимого библиотечного пользователя,
информационной культуры и культуры чтения.
– совершенствование традиционных и
освоение новых технологий.
II. Основные функции библиотеки
– образовательная.
– информационная.
– культурная.
III. Общие сведения
– количество учащихся _____ из них
читателей ____.
– количество учителей ____ из них
читателей ___.
– другие работники и родители ___.
– объем библиотечного фонда ___.
– книгообеспеченность (для отчета) ____.
– обращаемость (для отчета) ____.
– объем учебного фонда ___.
IV. Работа с библиотечным фондом
– изучение состава фонда и анализ его
использования.
– формирование фонда библиотеки
традиционными и нетрадиционными носителями
информации.
– формирование общешкольного заказа
на документы основного фонда (при наличии
бланка-заказа).
– комплектование фонда (в том числе
периодикой) в соответствии с образовательной
программой школы.
– оформление подписки на периодику,
контроль доставки.
– прием, систематизация, техническая
обработка и регистрация новых поступлений.
– учет библиотечного фонда.
– прием и оформление документов,
полученных в дар, учет и обработка.
– выявление и списание ветхих,
морально устаревших и неиспользуемых документов
по установленным правилам и нормам.
– Выдача документов пользователям
библиотеки.
– расстановка документов в фонде в
соответствии с ББК.
– оформление фонда (наличие
полочных, буквенных разделителей, индексов),
эстетика оформления.
– проверка правильности расстановки
фонда.
– обеспечение свободного доступа
пользователей библиотеки к информации.
– работа по сохранности фонда:
· организация фонда особо ценных
изданий и проведение периодических проверок
сохранности;
· систематический контроль за
своевременным возвратом в библиотеку выданных
изданий;
· обеспечение мер по возмещению
ущерба, причиненного носителям информации в
установленном поорядке;
· организация работы по мелкому
ремонту и переплету изданий с привлечением
библиотечного актива;
· обеспечение требуемого режима
систематизированного хранения и физической
сохранности библиотечного фонда.
– оформление накладных и их
своевременная сдача в централизованную
бухгалтерию.
– инвентаризация.
– обеспечение работы читального зала
(при его наличии).
– организация обслуживания по МБА
(получение литературы во временное пользование
из других библиотек).
V. Работа по пропаганде
библиотечно-библиографических знаний.
Справочно-библиографическая работа
1. Ведение
справочно-библиографического аппарата (СБА) с
учетом возрастных особенностей пользователей
(каталоги, картотеки, рекомендательные списки,
выделение справочно-информационных изданий).
2. Ознакомление пользователей с
минимумом библиотечно-библиографических знаний:
знакомство с правилами пользования библиотекой,
знакомство с расстановкой фонда, приемы работы с
СБА, ознакомление со структурой и оформлением
книги, овладение навыками работы со справочными
изданиями и т.д.
3. Проведение факультативных занятий и
кружков по пропаганде
библиотечно-библиографических знаний.
VI. Воспитательная работа
1. Формирование у школьников навыков
независимого библиотечного пользователя:
обучение пользованию носителями информации,
поиску, отбору и критической оценке информации.
2. Способствование формированию
личности учащихся средствами культурного
наследия, формами и методами индивидуальной и
массовой работы:
– беседы,
– диспуты,
– литературные игры,
– читательские конференции,
– утренники,
– викторины,
– литературно-музыкальные композиции,
– библиотечные занятия и т.д.
3. Популяризация лучших документов
библиотечными формами работы, организация
выставок и стендов и проведение
культурно-массовой работы.
4. Создание актива библиотеки и работа
с ним.
5. Работа с детскими библиотеками.
VII. Информационная работа
1. Сопровождение
учебно-воспитательного процесса информационным
обеспечением педагогических работников:
– совместная работа по составлению
заказа на учебно-методические документы;
– обзоры новых поступлений;
– подбор документов в помощь
проведению предметных недель и других
общешкольных и классных мероприятий;
– оформление в кабинетах книжных
выставок на изучаемую тему по какому-либо
предмету;
– помощь в подборе документов при
работе над методической темой школы;
– помощь в подборе документов для
подготовки педсоветов, заседаний
методобъединений и т.д.
2. Сопровождение
учебно-воспитательного процесса информационным
обслуживанием обучающихся:
– на абонементе;
– в читальном зале;
– по предварительному заказу через
МБА;
– подбор литературы для написания
рефератов, докладов, сообщений и т.д.;
– помощь в подготовке к общешкольным и
классным мероприятиям;
– проведение индивидуальных и
групповых библиотечных занятий.
3. Информационное обслуживание
родителей (или иных законных представителей)
обучающихся:
– информирование о пользовании
библиотекой их детьми;
– оформление выставок документов для
родителей на актуальные темы;
– индивидуальная работа по подбору
дополнительного материала для обучающихся
начальной школы;
– выступление на родительских
собраниях с информацией о новых поступлениях в
фонд библиотеки.
VIII. Повышение квалификации
1. Работа по самообразованию:
– освоение информации из
профессиональных изданий,
– использование опыта лучших школьных
библиотекарей,
– посещение семинаров, участие в
конкурсах, присутствие на открытых мероприятиях,
индивидуальные консультации.
2. Регулярное повышение квалификации.
3. Совершенствование традиционных и
освоение новых библиотечных технологий.
4. Расширение ассортимента
библиотечно-информационных услуг, повышение их
качества на основе использования новых
технологий: компьютеризация библиотеки,
использование электронных носителей, создание
видеотеки, аудиотеки и т.д.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПЛАНА/ОТЧЕТА РАБОТЫ С
УЧЕБНЫМ ФОНДОМ
1. Составление совместно с
учителями-предметниками заказа на учебники с
учетом их требований, его оформление.
2. Согласование и утверждение
бланка-заказа администрацией школы, его передача
окружному методисту.
3. Контроль за выполнением сделанного
заказа.
4. Прием и техническая обработка
поступивших учебников: оформление накладных,
запись в книгу суммарного учета, штемпелевание,
оформление картотеки.
5. Оформление отчетных документов
(анализ использования вариативных программ,
диагностика уровня обеспеченности учащихся и
др.).
6. Прием и выдача учебников.
7. Информирование учителей и учащихся о
новых поступлениях учебников и учебных пособий.
8. Периодическое списание ветхих и
устаревших учебников.
9. Проведение работы по сохранности
учебного фонда.
10. Работа с резервным фондом учебников:
– ведение его учета,
– размещение на хранение,
– составление сведений для картотеки
межшкольного резервного фонда округа,
– передача в другие школы.
11. Изучение и анализ использования
учебного фонда.
12. Работа с каталогами, тематическими
планами издательств на учебно-методическую
литературу, рекомендованную Минобразования
России.
13. Пополнение и редактирование
картотеки учебной литературы.
14. Расстановка новых изданий в фонде.
15. Проведение рейдов по проверке
состояния учебников.
16. Оформление накладных на учебную
литературу и их своевременная передача в
централизованную бухгалтерию.
Приложение
Основная внутрибиблиотечная
документация
Общая
– положение о школьной библиотеке и
правила пользования библиотекой.
– паспорт библиотеки.
– годовой и месячный планы работы.
– анализ работы за предыдущий год.
– функциональные обязанности зав.
библиотекой и библиотекаря.
– график и расписание работы
библиотеки.
По основному фонду
– книга суммарного учета.
– инвентарные книги.
– журнал с копиями накладных.
– папка актов движения фонда
(списание, передача и т.д.).
– акты о проведении инвентаризации и
проверок фонда.
– тетрадь учета книг, принятых взамен
утерянных.
– тетрадь учета изданий, не подлежащих
записи в инвентарную книгу (брошюрный фонд).
– книга суммарного учета на ННИ
(нетрадиционные носители информации).
– тетрадь учета подарочных изданий.
– дневник работы школьной библиотеки.
– журнал учета справок.
– читательские формуляры.
По учебному фонду
– книга суммарного учета.
– копии накладных по доставке
учебников.
– журнал (папка) учета поступивших
учебников.
– тетрадь учета брошюрного фонда.
– картотека учебников.
– папка актов движения учебного фонда
(списание, передача и т.д.).
– копии бланков-заказов учебников.
– тетрадь замены учебников.
– журнал выдачи учебников по классам
или индивидуальные формуляры.
– диагностическая карта уровня
обеспеченности учебной литературой по областям
знаний.
– отчет школы о полном количестве учебников по
параллелям и областям знаний. |